Методы диагностики патологии
К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.
После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.
Методы диагностики ЗРР у ребенка
Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.
Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.
Диагностика ЗРР включает в себя следующие обязательные этапы:
- прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
- исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
- обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
- логопедическая диагностика;
- психологическая диагностика.
Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.
Коррекция состояния задержки речевого развития.
С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.
Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга. Обычно также выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).
Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.
Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.
Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.
Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.
Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час — что требует много времени и терпения.
Современная медицина успешно использует психотерапию и различные методики мягкого воздействия на психику больных детей с целью ее позитивной коррекции:
- Консультации у детского психолога в случаях прямой связи речевых проблем у ребенка с определенными стрессами, травмами психологического характера, неблагоприятным семейным климатом, отсутствием понимания со стороны взрослых и недостаточностью социальных контактов.
- Альтернативное лечение с использованием контактов с лошадями, дельфинами, музыкального сопровождения, танцев, упражнений и спорта, направленных на развитие и закрепления у ребенка моторики. К такой форме терапии могут быть широко привлечены родители. Это, например, собирание вместе с детьми пазлов, конструкторов, угадывание звуков и музыкальных инструментов, увлекательные подвижные игры.
- Остеопатия, как часть альтернативной медицины, призвана воздействовать на определенные телесные точки для формирования правильного баланса нервной системы, налаживания обмена веществ, стабилизации психического развития ребенка.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Первые признаки неблагополучия
Первыми признаками неблагополучия можно считать проблемы со слухом и отсутствие понимания ребенком обращенной к нему речи. Врожденная глухота или тугоухость без лечения могут существенно затормозить речевое развитие малыша. Если же он не улавливает смысл слов и не сопоставляет их с визуальными образами, это может быть симптомом серьезного психического расстройства — аутизма. В этом случае следует проконсультироваться с детским психиатром и невропатологом по вопросу лечения заболевания.
Проверка слуха
Проверять слух лучше всего на приеме у ЛОР-врача, однако простейшие тесты можно провести и дома. Хорошо слышащий малыш всегда поворачивает голову на источник звука, узнает по голосу родных и близких, радуется громкой веселой музыке и пугается громкого шума. Если он не реагирует на слуховые раздражители и остается безучастным к ним, это может свидетельствовать о тугоухости. В этом случае запускать речь без устранения основной болезни нет смысла.
Обратите внимание! Во избежание нарушений слуха нельзя позволять детям дошкольного и младшего школьного возраста слушать музыку или просматривать мультфильмы в наушниках. Громкий звук агрессивно воздействует на нервную систему и может стать причиной повреждения барабанных перепонок
Дети, молчащие до трех лет и старше — довольно частое явление в современном мире
Причины молчания, не связанные со здоровьем
Иногда причины молчания никак не связаны со здоровьем. В этом случае ребенок может долго не разговаривать из-за:
- сильного стресса;
- бесконтрольного просмотра телевизионных программ и сидения за компьютером;
- упрямого нежелания разговаривать;
- врожденной замкнутости и необщительности.
Обратите внимание! Эти причины легко устраняются в ходе работы с профессиональным детским психологом. Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи
Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии
Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи. Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии.
Если мальчик или девочка не разговаривает, возможно, в этом виноваты компьютер и телевизор
Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью
Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.
На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.
Особенности речи
Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.
Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи
Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.
Совершенствование интонационной выразительности
Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей
У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.
На заметку! Важно понимать все особенности словаря и правильно регулировать речевую деятельность, а также, какой вид чтения характерен для детей с нарушениями речи
Эндогенные и экзогенные причины отсталости
К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.
К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г
При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.
После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.
Последние новости центра
615
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
362
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
587
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
437
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
867
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
813
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
487
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Что такое задержка речи?
Задержка речи – это задержка в использовании или развитии механизмов, выражающих речь. У детей с задержкой речи возникают трудности с выражением речи, но их способности к восприятию аналогичны детям других детей в их возрасте. Дети с задержкой речи способны общаться через невербальное поведение (социальная улыбка, имитация, визуальный контакт). Они могут устанавливать отношения и проявлять интерес к сверстникам и дружбе. Задержка речи не коррелирует с проблемами сна, неврологическими проблемами, стереотипными, повторяющимися, своеобразными проявлениями и поведением, проблемами с желудочно-кишечным трактом или более длительной ходьбы.
Каждый ребенок развивается индивидуально, и не все дети начинают говорить в одном возрасте. Однако в логопедии есть определенные этапы развития речевого аппарата:
- Первые 6 месяцев – дети начинают использовать свои голоса, чтобы общаться с окружающим миром, ворковать, лепет и т. Д.
- От 6 до 12 месяцев – преобладает пассивная фаза, дети начинают звучать вместе, предпринимают попытки подражать животным, говорят такие слова, как «мама» и «дада», используют разные тона речи.
- От 12 до 18 месяцев – в лепестке ребенка имеется широкий спектр речевых звуков (например, b, m, p, d, n). В этом возрасте дети подражают звукам и словам, изучают несколько слов и могут следовать простым одноэтапным направлениям.
- От 12 до 18 месяцев – в этом возрасте дети употребляют около 20 слов.
- От 18 до 24 месяцев – активно используемые слова – 50 или более, дети могут комбинировать два-три слова в простых предложениях.
- От 2 до 3 лет. Словарь ребенка увеличивается, он / она объединяет более трех слов в предложения, использует множественное число и местоимения, пытается отличить времена (настоящее, прошлое).
Некоторые дети начинают говорить позже других и / или отстают от своих сверстников в развитии речи. Причинами задержки речи в нормально развивающемся ребенке могут быть следующие:
1. Наследственные факторы.
2. Нервная система ребенка может быть перегружена различными раздражителями. Это может привести к приоритизации стимулов, что приведет к задержке речи.
3. Отсутствие или недоразвитое фонематическое слух.
4. Челюстно-лицевая травма – если некоторые из речевых органов являются более громоздкими (ленивыми, трудными для перемещения) или недостаточно развитыми, это также является необходимым условием задержки речи.
5. Аномальное положение зубов.
Признание и лечение задержек речи на ранней стадии имеет решающее значение. В большинстве случаев при правильной терапии и времени ребенок с задержкой речи улучшает свою способность общаться.
Формирование потребности в речи
Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Создать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок: О или ОК или СОК.
Требования должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.
Все методы и направления работы могут и должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома. Помните: каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.
Дайте вашему ребенку понять, что вы его любите
Удачи и счастья! Спасибо за внимание!
Развитие речи у детей с аутизмом
Речь у детей с аутизмом, как правило развивается в пределах нормы или с небольшой задержкой до 1,5 лет. После чего происходит регресс и все речевые навыки утрачиваются. К общению ребенок с аутизмом не стремится, мимику и жесты не использует, при этом, как правило, обращенную речь понимает. Вместо речи ребенок с аутизмом использует эхолалию или вокализацию.
Когда речь запущена, ребенок ею пользуется неохотно. Лепета, как правило, нет и от полного молчания ребенок, в течении короткого времени, переходит к словам и предложениям. Речь полна аграмматизмов, неправильно употребляются местоимения, окончания, падежи. Однако, слова многими детьми с аутизмом произносятся верно, без коверканья, порой могут пропускаться буквы (например, тапы вместо тапки).
Традиционная логопедическая помощь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка с аутизмом. У таких деток накопление опыта речевого общения приводит к тому, что ранее неправильные звуки «ставятся сами».
Эта особенность у многих сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на непрерывную коррекцию в детстве. Примечательно, что при изучении иностранных языков проблем с окончаниями и родами существительных, как правило, нет (во всяком случае у моего сына при изучении английского языка таких проблем нет). Часто придумывают неологизмы — новообразованные слова или предложения.
В незнакомой обстановке использование речи вызывает большие затруднения и ребенок попросту предпочитает молчать, даже если его речь очень даже неплоха, с точки зрения произношения.
Ко всему прочему ребенок с аутизмом не может контролировать тональность своей речи и часто говорит слишком громко, звонко или наоборот медленно и тихо. В речи преобладают шаблонные фразы, не несущие за собой смысловой нагрузки.
У детей с аутизмом отсутствует поименное обращение к другим людям. Они вообще по поводу имен не парятся.
В целом, дети с аутизмом речью пользуются крайне неохотно, но если и вступают в диалог, то вскоре этот диалог превращается в монолог о вещах, которые интересны этому ребенку. Об интересах собеседника ребенок с аутизмом не слишком волнуется и в ответах собеседника, как правило, не очень-то и нуждается.