Как приучить малыша к труду?
Ранний возраст — это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.
Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.
Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.
На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.
Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.
Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.
Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.
Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:
«Чистая водичка
Моет Кате личико,
Ларочке ладошки,
А пальчики – Илюшке».
Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.
При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек»
Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут
Нужно ли приучать ребёнка к труду
Это обязательная часть воспитания, через которую должны пройти все родители и дети. Если чада не научатся заботиться о себе, вам придётся всю жизнь делать всё за них, а это неправильно. Кроме того, труд помогает развивать мозг, учит бороться с ленью, созидать и познавать новое.
Начинать лучше постепенно, с раннего возраста, чтобы понемногу выработать у малыша желание и способность работать. Если вам сложно даётся приучать ребёнка к труду, консультация детского психолога поможет вам разобраться с тем, что именно вы делаете не так. Не бойтесь обратиться за помощью, если сомневаетесь.
Терпение
Никогда не ругайте ребёнка за оплошности, будь то испачканная одежда и бардак на кухне после первых кулинарных опытов или размазанная грязь на полу в прихожей, получившаяся при попытке малыша вымыть пол. Попробуйте отнестись к ситуации с юмором и оценить по достоинству старания подрастающего помощника
Очень важно в такие моменты мягко и спокойно указать сыну или дочке на ошибки и объяснить, как избежать их в дальнейшем, как лучше было бы действовать в подобной ситуации
Проявляя терпение, когда малыш совершил оплошность, вы помогаете ему воспитать отличное качество характера — замечать свои ошибки и относиться к ним адекватно
Рубрики
- Беременность и роды (17)
- Блог (15)
- Воспитание ребенка (47)
- Детская комната (5)
- Женское здоровье и красота (27)
- Журналы (25)
- Здоровье ребенка (119)
- Закаливание (12)
- Здоровье глаз (9)
- Здоровье органов пищеварения (2)
- Путешествие с ребенком (16)
- Книги для детей и родителей (9)
- Конкурсы (64)
- Наши очумелые ручки (144)
- Интересные опыты вместе с мамой (3)
- Конкурс новогодних поделок 2013 (15)
- Конкурс новогодних поделок 2014 (36)
- Новогодние поделки (70)
- Оригами — фигурки из бумаги (30)
- Подарки своими руками (29)
- Поделки (43)
- Цветы из лент (4)
- Одежда и товары для детей (29)
- Питание (107)
- Вводим прикорм (11)
- Витамины, минералы, полезные вещества (20)
- Вкусное здоровое питание для всей семьи (69)
- Готовим с Джейми Оливером (11)
- Детское меню (33)
- Познаем мир вместе. Интересные факты. (2)
- Праздники, события (76)
- Развитие ребенка (77)
- Пальчиковые игры (9)
- Развитие мелкой моторики (10)
- Советы бывалого учителя
Подготовка к школе (34)
(38)
- Увлечения наших деток (7)
- Устами младенца (15)
Поиск дешевых авиабилетов
Обязанности по возрасту
Желательно, чтобы к пяти годам у ребёнка были постоянные обязанности по дому. Сначала давайте малышам самые простые поручения: собрать игрушки, поставить тарелки на обеденный стол, принести тряпочку, чтобы что-то вытереть. Постепенно задания можно усложнять, а круг обязанностей расширять
При этом важно, чтобы поручения, которые вы даёте ребёнку, соответствовали его возрасту
Нужно как можно раньше определить круг пусть элементарных, но личных обязанностей ребенка и обязательно подчёркивать важность доверенных ему дел
Малыши в 3–4 года способны:
- складывать игрушки на место;
- помогать сервировать стол;
- вытирать пыль;
- одеваться, умываться и чистить зубы.
Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребёнка трудиться
Дети 5–6 лет уже могут:
- приводить в порядок свою комнату;
- убирать одежду в шкаф;
- ухаживать за любимым питомцем;
- заправлять постель;
- помогать присматривать за младшими детьми.
В 7–9 лет ребёнок способен:
- пропылесосить ковёр;
- собраться в школу (но родители должны потом его проконтролировать);
- вымыть посуду;
- приготовить бутерброд.
Чтобы воспитать в ребенке трудолюбие, необходимо:
1. Положительно реагировать на его первые попытки помочь, которые обычно проявляются в возрасте двух-трех лет – давать возможность их реализовать и подкреплять результаты похвалой.
2. Как можно больше дел выполнять вместе. Делать это непринужденно, с удовольствием, поддерживая диалог, помогать ребенку находить к обычной домашней работе креативные подходы.
Ученые объяснили, почему все новорожденные — такие страшненькие (по мнению самих мам)
3. Расширять круг дел, которые можно поручить ребенку, постепенно и, конечно, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.
4. Следить за своими словами. Если ребенок регулярно слышит фразы вроде «как же мне надоело готовить», «терпеть не могу мыть сковородки» или «я вам не домработница», он тоже начинает испытывать неприязнь к домашнему труду.
5. Мотивировать ребенка к домашней работе тем, что его помощь действительно необходима и действенна. Подчеркивать его сопричастность к общему семейному делу.
6. Не давать ребенку задач, смысл которых труднообъясним. Не увлекаться поручениями вроде мытья посуды руками при наличии посудомоечной машины.
7. Не ругать его за неудачи, обязательно хвалить за старания и поощрять творческий подход к делу. Не злоупотреблять поучениями и нотациями, не смотреть ребенку под руку и ни при каких обстоятельствах не произносить ужасных фраз про кривые руки и т.п. Не использовать домашние дела в качестве наказаний.
8. Не делать за ребенка того, что он может сделать сам.
Как прививать трудолюбие
Чтобы ребёнок полюбил трудиться, ему, прежде всего, надо объяснить, зачем нужны конкретные действия, почему это важно. Например, зачем мыть посуду и складывать грязное бельё в стиральную машину? Потому что есть из чистых тарелок и носить свежую одежду гораздо приятнее.. Предлагайте посильные задачи
Предлагайте посильные задачи
Ребёнок должен понимать, с какой работой он справится сам, а где понадобится помощь взрослых. К примеру, нельзя самому мыть массивную вазу из хрусталя, зато тарелки с кружками можно.
Подавайте пример
Если вы с неохотой принимаетесь за домашнюю работу и при этом сильно раздражаетесь, ребёнок скопирует ваше отношение. Поэтому убираться лучше в приподнятом настроении. Когда вы приучаете малыша к чистоте и порядку, он начинает понимать ценность труда других людей: дворников, нянечек, уборщиц. Также малыш, который постоянно что-то делает руками, будет бережнее относиться к вещам.
Задействуйте игровую форму
Любой труд будет восприниматься как что-то интересное и лёгкое, если преподнести его как игру. Например, помощь на кухне может превратиться в кулинарное искусство, где взрослый выступает в роли шеф-повара, а малыш — его помощник.
Если ребенок забыл что-то сделать, можете креативно напомнить ему о невыполненной работе. Подготовьте стикеры с разными надписями и расклеивайте их по дому. Забыл полить цветок — на горшке появится наклейка «Дайте воды, я засыхаю!», не вынес мусор — прикрепите к кухонному шкафу карточку «SOS».
Делайте акцент на затраченных усилиях
Хвалите ребенка за любую помощь, даже если у него не получается. Помните, мастерство приходит со временем и опытом. Поддержка и одобрение мотивируют малыша на качественное выполнение работы.
Не используйте труд как наказание
Часто родители пытаются повлиять на ребёнка посредством навязанной работы. Школьник получил двойку — дома ждёт наказание от мамы: «На улицу не выйдешь, пока всю квартиру не вымоешь».
Взрослые считают, что таким образом воспитывают. Но эффект будет обратным: ребёнок потеряет интерес к труду и начнёт дерзить или огрызаться, чтобы «отстоять свободу». Поэтому старайтесь решать проблемы мирным диалогом.
Решение проблемы — технология изменения поведения 7Spsy
Что же делать, если ребёнок всё ещё ленится, и ни один из советов не помогает?
Эффективный вариант — изменить модель поведения ребёнка. Избавить ребёнка от лени поможет курс изменения поведения 7Spsy. Запатентованный метод поведенческой психологии помогает выявить установки, которые привели к хронической лени, и изменить их на более позитивные. Новые установки позволят освоить и закрепить здоровую модель поведения.
Научим ребенка трудолюбию
Записаться на консультацию
Работа по курсу проходит дистанционно, занимает от 2 до 6 недель и начинается с диагностики в виде тестов. На протяжении всей программы вашего ребёнка будет сопровождать психолог: ответит на вопросы и поддержит в тяжелой ситуации. Благодаря работе по методу 7Spsy вы забудете о борьбе с детской ленью, а ваш ребёнок станет более трудолюбивым и многого достигнет в жизни.
- Гиперопека https://www.psychologos.ru/articles/view/giperopeka
- Л. С. Выготский, Кризисы возрастного развития.
- Ольга Юрченко «Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью?»
- Владимир Мануленко «Как победить детскую лень» https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pobedit-detskuyu-len/
- Светлана Садовникова «Гипоопека: причины, проявление и способы устранения» https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/gipoopeka-prichiny-proyavlenie-i-sposoby-ustraneniya/
Приучайте ребенка выполнять мелкие поручения
Начинать следует с малого. Если ребенок еще совсем кроха, это не значит, что его можно полностью освободить от домашней работы. Даже малышу можно поручать несложные дела, которые сначала он будет выполнять под вашим строгим контролем и при вашей помощи, а когда станет постарше – уже самостоятельно. Приучите его следить за собой, аккуратно складывать свою одежду. Покажите ему, как это делать и куда следует положить сложенные вещи, можно даже несколько раз. Если ребенок поиграл и оставил свои игрушки на полу, не нужно убирать их самостоятельно после того, как он уснет. Пусть он уберет их вместе с вами после того, как закончит играть, а позже ему нужно будет только намекнуть и ребенок сделает всё самостоятельно. Пусть он также всегда уносит за собой грязную посуду со стола после того, как поест.
Развить трудолюбие можно и с помощью домашних животных. Научите его ухаживать за ними. К примеру, дайте поручение насыпать немного корма в миску для кошки или налить водички, насыпать зёрен попугаю или хомячку. Предложите ребенку полить домашние растения. Опять же, следует несколько раз показать ему, как делать это правильно, помочь ему, и он быстро научится делать это самостоятельно.
Закрепите за вашим ребенком какую-нибудь домашнюю обязанность. Пусть это будет что-нибудь небольшое, но то, что он будет выполнять регулярно. К примеру, накрывать на стол перед каждым семейным ужином или протирать пыль на мебели во время уборки.
Правила воспитания трудолюбия у детей
Процесс воспитания трудолюбия требует соблюдения ряда правил:
Воспитание трудолюбия должно осуществляться с раннего детства
Процесс воспитания необходимо организовывать правильно, а реализовывать постепенно
Процесс воспитания должен приносить ребенку удовольствие
Воспитание должно быть регулярным и систематическим
Процесс воспитания должен проходить осознанно
Важно учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Воспитание трудолюбия с самого раннего детства подразумевает формирование правильных и нужных привычек, непосредственно на практике. Родители должны поручать ребенку выполнять различную работу, учить ухаживать за собой и т.д. В том случае, если взрослые считают, что ребенок еще мал и ограждают его от выполнения работы, то они совершают большую ошибку.
Замечание 3
Труд – это естественный процесс, который ни в коем случае не является насилием над личностью ребенка, а напротив, способствует ее развитию.
Воспитание трудолюбия, должно осуществляться правильно, то есть вначале родителям необходимо поручать ребенку посильные задания, постепенно их усложняя. В том случае, если задание будет слишком легким, то ребенку оно будет неинтересно. Сложное же задание и вовсе может побудить отторжение к труду. Воспитание трудолюбия у детей младшего возраста начинают с формирования навыков самообслуживания: самостоятельно одеваться, кушать, убирать игрушки и т.д.
Процесс воспитания трудолюбия должен приносить ребенку удовольствие, вызывать положительные эмоции и радость от проделанной работы. Для этого взрослому необходимо сделать труд привлекательным для ребенка, создать благоприятную атмосферу и побудить на выполнение трудовых действий. Также ребенку необходимо понимать и осознавать цель и значимость своей трудовой деятельности.
Воспитание трудолюбия является процессом регулярным, его необходимо осуществлять не только в рамках специальной организации, но и при каждом удобном случае в повседневной жизни или режимном моменте ДОУ. Одной из распространенных ошибок является то, что родители приучают ребенку к труду от случая к случаю. Большинство родителей и вовсе оправдывают отсутствие трудового воспитания тем, что они слишком загружены и у них нет на это времени.
Процесс воспитания трудолюбия требует от ребенка осознанности. Каждый ребенок должен в полной мере осознавать значимость труда во всех его проявлениях. Только в этом случае овладение необходимыми трудовыми навыками и таким качеством как трудолюбие будет эффективно в полной мере.
Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе воспитания трудолюбия очень важен. Необходимо давать детям не только посильные трудовые задания, но и хвалить достигнутые результаты. Ни в коем случае не допускается критика, особенно если она не конструктивна. Ребенок может болезненно отреагировать на критику и в дальнейшем предпочтет прослыть лентяем, нежели выполнить какую-нибудь работу.
Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду
Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.
Детский труд – это основа воспитания
Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим
Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему
Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи
Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.
Сначала объясните
Сопровождайте комментариями все свои действия. Объясняйте малышу, для чего вы вытираете пыль, как становится уютно в чистом доме, каким чудесным помощником ребёнок станет, когда подрастёт. Если у вас есть отдельная детская комната, расскажите детям, как можно легко и эффективно поддерживать порядок.
С детьми 5–7 лет важно общаться на равных. Объясняйте им, что пыль в воздухе вредит здоровью, а убирать регулярно намного проще и легче, чем потом разгребать завалы
Приучайте ребёнка складывать уже ненужные игрушки на место, прежде чем брать другие
Объясняя, как мыть посуду, застилать постель, поливать цветы, накрывать на стол, родителям следует всё время употреблять слова «вместе», «помогу», «подскажу»
Когда начинать знакомство с трудом?
У каждого из нас свой взгляд на этот вопрос. Вот как по мне, дак считаю, что начинать необходимо с первого дня жизни. Как так? Да очень просто! Кто, как не наши дети, появившись на свет, сразу начинают трудиться, чтобы незнакомый им окружающий мир принял и полюбил их? И какая интересная деталь: делают-то они на первых порах это абсолютно неосознанно и без наших настоятельных требований.
«Куда же это всё девается через пяток лет?» — спросите вы. И действительно: почему у некоторых детей в комнате идеальный порядок, а у других, как в том стишке: «Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко»? Психологи твёрдо стоят на своём: причины отсутствия трудолюбия следует искать в семье!
Организация трудовой деятельности дошкольников
Трудовое воспитание детей, как дома, так и в детских дошкольных учреждениях, направлено, в первую очередь, на то, чтобы привить им навыки самообслуживания. Ребенок должен постепенно привыкать к самостоятельному удовлетворению своих потребностей. Овладевая элементарными навыками, дети также приучаются к труду и становятся трудолюбивыми. Также происходит осознание таких важных вещей, как необходимость быть опрятным и аккуратным, а также бережно относиться к вещам.
Приучать ребенка к бытовым работам нужно постепенно, начиная с элементарных задач. Начать стоит с игровой формы. Для начала ребенок должен научиться обращаться с кукольной посудой и одеждой, после чего стоит сформировать у него привычку убирать за собой игрушки. Постепенно нужно переходить к реальным хозяйственным заданиям (научить детей ухаживать за собой, приводить в порядок вещи, убираться в квартире и прочее)
Важно, не ограничиваться действиями, которые приносят пользу исключительно ребенку. Дети должны научиться трудиться на благо других
Так, воспитатели или родители должны давать такие задания, в которых бы четко прослеживалась общественная полезность. Так, например, в детском саду дежурные самостоятельно накрывают на стол. Также нужно почаще привлекать ребенка к тем или иным процессам в качестве помощника.
Зачем развивать трудолюбие
Важно различать эксплуатацию и приобщение к труду как педагогический метод, чтобы снять с себя необоснованное чувство вины.
Первое — непосильная для ребёнка и небезопасная для его здоровья занятость. Например, ещё в XIX веке в деревенской российской семье семилетний ребёнок мог служить полноценной нянькой младшим браться и сёстрам, топить печь, носить воду из колодца. По современным меркам это слишком.
Обычное приучение ребенка к труду не имеет ничего общего с эксплуатацией. Как правило, это либо лёгкая работа по дому, либо помощь на приусадебном участке, которые приносят ему только пользу.
Ольга Некрасова, психолог и гештальт-терапевт, на портале pedsovet.org выделила основные преимущества физического труда для ребенка:
1. Развитие ответственности.
Малыш, у которого есть свой круг обязанностей, учится доводить начатое до конца и нести ответственность за результат. Самые маленькие могут, например, убирать за собой игрушки, дети постарше — заправлять постель, складывать грязные вещи в стиральную машину или убирать со стола.
2. Пробуждение познавательного интереса.
Если ребенок помогает на даче, он начинает внимательно изучать окружающий мир. При грамотном распределении нагрузки уход за участком становится для малыша увлекательной игрой, которая помогает ему изучить особенности флоры и фауны, а также природные явления. Так, юный помощник проследит за ростом растений и их своевременным поливом, узнает, что такое сорняки и как с ними справляться.
3. Развитие мышления.
Когда перед ребёнком ставится задача, он начинает искать пути ее решения, старается достичь лучшего результата.
Например, цель — помыть посуду. Взрослый выполняет домашние дела на автомате, но для ребёнка это настоящий квест. Чтобы тарелки стали чистыми, ему нужно сложить их в раковину, найти губку и чистящее средство, соединить их, а потом еще вытереть посуду полотенцем. Поначалу малыш может путаться в очерёдности действий, но постепенно поймёт, как и что надо делать. В итоге он получит ценный практический опыт, а также разовьёт техническое и абстрактно-логическое мышление.
Помните, что важно отмечать заслуги ребёнка, хвалить его. Положительная оценка полученных результатов повысит его самооценку, поможет выработать такие качества, как настойчивость и самодисциплина.
В заключение
Нужно помнить, что так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям
Это условие поможет вызвать желание трудиться.
Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. Но, помните, что инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.
Интересная программа по теме
прядун светлана психолог ребенок и уборка
Советуем почитать: Физическое воспитание детей. Что делать родителям, чтобы детки росли здоровыми?
Автор
Наталия Дмитриенко
Педагог-психолог
Поделиться
Вы здесь:
Главная
»
Ребенок
»
Зачем и как прививать детям трудолюбие