Средства речевой выразительности. Понятие и функции
По-другому средства выразительности в русском языке принято называть тропами. Это не просто слова, которые украшают литературную речь. Они усиливают эмоциональную окраску единиц языка, что помогает передать более точный смысл текста или предложения. Рассмотрим, как авторы толковых словарей определяют основные средства речевой выразительности. Обратимся к словарю Ушакова:
«Речевая выразительность – это слова и обороты речи, которые употреблены в переносном или иносказательном смысле».
Ожегов дает следующее определение:
«Тропы – фигуры речи, которые употреблены в переносном значении и служат средствами выразительности языка».
Одним словом, эти формы языковой выразительности делают русский язык поистине великим и могучим. Но тропы выполняют не только эту функцию. Вместе с ней они содержат еще и много особенностей, которые играют важную роль для текстов и предложений:
- помогают наглядно изобразить происходящие в мире события и явления, описать все вокруг;
- делают мысль и позицию автора более законченными и понятными для читателя или говорящего;
- дает оценочную характеристику на различные точки зрения, помогает более точно выразить мнение автора или собеседника;
- преобразовывают речь и делают ее более привлекательной и красивой
- вносят разнообразие в русский язык за счет новых связок, оборотов и комбинаций, позволяет более развернуто описывать действия.
Все это и многое другое делают средства выразительности для того, чтобы развивался наш язык. Самые распространенные 2 средства речевой выразительности – метафора и эпитет, которые часто путают между собой.
Виды речевой выразительности. Употребление в речи
Русский язык богат всевозможными тропами и словесными оборотами. На самом деле, средств выразительности речи намного больше, чем представлено теорией. Существует несколько групп средств выразительности:
- лексические средства (синонимы, антонимы, фразеологизмы, неологизмы, диалектизмы, архаизмы, термины);
- тропы (метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола);
- фигуры речи и приемы (антитеза, анафора, градация, повтор, риторический вопрос, обращение, парцелляция, многосоюзие, инверсия, бессоюзие);
- синтаксические средства речевой выразительности (однородные члены, неполные предложение, вводные слова и конструкции, вопросительные и восклицательные предложения).
Все они различаются между собой и несут особый смысл в такой единице языка как текст. Поэтому наша задача рассмотреть каждый из них на примерах и научиться распознавать их в художественном произведении.
Примеры средств речевой выразительности. Фрагменты из текстов
Наше желание ничтожно мало, меньше песчинки. Литота, художественное преуменьшение.
Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Оксюморон, соединение несовместимых вещей или понятий.
Лак на скрипке был красного цвета, словно кровь. Сравнение, сопоставление понятий.
Средства развития интонационной выразительности речи детей
Средства развития интонационной выразительности у детей направлены на становление важнейших речевых навыков:
- правильной интонации текста;
- точного произношения звуков;
- на устранение ошибок при постановке ударения в словах;
- на формирование умения делать паузы при необходимости акцентирования внимания на слове или группе слов.
Особое внимание занимают мимика, жесты и пластика. Они помогают детям почувствовать соответствующие состояния, прикоснуться к тем переживаниям, которые нужно выразить в высказывании
Все перечисленные характеристики необходимо развивать в играх, упражнениях, театрализации.
Упражнения на тренировку интонации
Упражнения на тренировку интонации должны проводиться в форме заданий-игр, чтобы у ребенка возникло желание его выполнить.
Например, «Поздоровайся в соответствии с эмоцией пиктограммы» (используются картинки смайлики с разными эмоциями), «Произнеси предложение с заданной интонацией (весело, грустно, испуганно, зло, удивленно, печально»)», «Скажи «солнышко» (зайчонок, машина и т.д) сначала громко, а потом тихо», «Промяукай как мама кошка, а потом как маленький котенок», «Крикни «Ау-у» близко (громко) и далеко (тихо)».
Для упражнений можно использовать цветные картинки, карточки, игрушки. Старшим дошкольникам карточки со словами, где обозначено ударение, помогают научиться спокойно, нараспев произносить стихотворные строчки. (Потренируйтесь: «У ЛукомОрья дУб зелЁный».)
Игры на развитие выразительности речи
Мимика, жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства. Поэтому так необходимо развитие невербальных средств выразительности у дошкольника.
С этой целью для детей старше 5 лет можно проводить специальные игры:
- На развитие умения передавать эмоции и чувства: «Вкусные конфеты», «Горькое лекарство», «Долгожданный подарок» и другие.
- На развитие пластики: «Изобрази пантомимой пословицу».
- На развитие мимики: «Мальчик разозлился», «Фокус», «Страшная сказка» и другие.
- На развитие жестов: «Не покажу», «Я не знаю» и пр.
- Объединяющие полученные знания и навыки. Ребенку предлагается объединить текст, мимику, жесты в сюжете. Например, «Облако»: «Вдруг по небу грозное страшилище летит и кулаком громадным сердито мне грозит».
Загадки и скороговорки
Развитию выразительности речи способствуют загадки и скороговорки для детей. Многие загадки и придуманы так, что их отгадыванию способствует выразительное произношение, дополненное соответствующей мимикой.
Задача взрослого так произнести загадку, чтобы дети могли догадаться о ком или, о чем идет речь
Важно все, и четкость произнесения текста, и ударение, и тембр, и мимика, и жесты
Подобрать несколько загадок, и затем предложить ребенку, сопровождая мимикой и жестами, проговорить загадку так, чтобы другие дети смогли ее разгадать.
Скороговорки способствуют развитию четкости и мелодики речи. Они могут быть на определенный звук, тему, смешные, классические и т.д. Например, скороговорка на тренировку звука «ч»: У четырех черепашек четыре черепашонка. Или современная: Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Используя технику повторения, с детьми учат скороговорки наизусть и объясняют, что произносить их надо быстро, при этом тщательно проговаривая слова.
И загадки, и скороговорки воспринимаются детьми, как мини-игра, вызывают положительные эмоции и поэтому очень продуктивны при использовании в работе с детьми.
Приемы театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность помогает ребенку усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Какие приемы можно использовать с дошколятами?
- Игры-драматизации. Проигрывание небольших сказок, авторских текстов.
- Показ эмоциональных состояний или характеров известных героев (Мальвина, Карлсон, Снежная Королева, Кикимора и другие).
- Моделирование ситуаций из жизни.
- Диалоги с использованием игрушек, марионеток, пальчиковых кукол и других видов театров.
Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников
Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.
Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка;
- преподносит готовые художественные обороты и метафоры;
- показывает пример составления различных предложений;
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно благотворно влияет на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Сравнение, метафора и олицетворение
Рассмотрим эти три термина и особенно сделаем акцент на их различиях.
Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.
Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный. Его легко распознать: используются слова «как», «словно», «будто». Например: «Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».
Но это не единственный вид сравнения. Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.
А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:
«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.
Этот троп и называется метафорой.
Метафора —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.
Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом?Посмотрим на примеры:«Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора).В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем.В первом говорим открыто: у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и скрыто сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»). |
Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:
Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана
Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.
Олицетворение — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.
Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.
Посмотрим на эти примеры: «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».
Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.
Давайте решим задание №7 ЕГЭ по литературе.Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем».Решение.Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора.Ответ: эпитетыметафора
С метафорами, сравнениями и олицетворениями разобрались. Двигаемся дальше!
Как проявляется выразительность речи в дошкольном возрасте
Выразительность речи зависит от возраста дошкольников и проявляется в звучании, в эмоциях, жестах, интонации, словах.
Она появляется, когда ребенок пытается передать не только информацию, но и эмоциональное отношение к ней.
Выразительность его повседневной речи зависит от многих факторов, в том числе, от темперамента
Пересказывать и декламировать с выражением и смысловыми акцентами ребенок дошкольного возраста начинает только с подачи взрослого – когда его целенаправленно обучают выделять самое важное в высказываниях
Что включает интонационная выразительность речи
Интонационная выразительность речи дошкольников формируется в процессе общения и по подражанию. Она представляет собой совокупность следующих компонентов:
- мелодики (повышения и понижения голоса);
- тембра (окраски голоса);
- темпа (ускорения и замедления речи);
- логического ударения (выделения главного по смыслу слова или группы слов);
- ритма (равномерного чередования ударных и безударных элементов речи);
- паузы (небольшого перерыва в речи).
Речь обогащается определенными интонациями и выразительностью примерно к 5 годам, когда развитие речи детей дошкольного возраста поднимается на более высокую ступень.
Естественная эмоциональность в детской речи
Формирование выразительности и тональности речи ребенка начинается с раннего детства. Сначала малыш эмоционально что-то рассказывает, делясь впечатлениями об увиденном или услышанном: погладил кошку – восторженно сообщает об этом, как умеет; не желает есть кашу – что-то бубнит, отказываясь.
При этом дошколенок не задумывается над произносимыми словами и зачастую произносит не все звуки. Но главное – это эмоции. Все происходит естественно и порой вызывает улыбку у взрослых.
Взаимодействуя со сверстниками или взрослыми, ребенок может быть достаточно эмоциональным. У малышей яркость речи является спонтанной и зависит от переживаемых чувств и эмоций. У детей 5-6 лет появляется желание использовать слова, которые они слышат от взрослых, в мультфильмах, сказках.
Ранее услышанную речь взрослого ребенок использует как образец. Родителям следует помнить: чем богаче их словарный запас и ярче выразительность их речи, тем больше возможностей у малыша овладеть искусством говорения.
Осознанная выразительность при пересказе и декламации
По мере взросления и приобретения опыта ребенок переходит к произвольной осознанной выразительности сообщений.
Одним из методов развития выразительности речи являются пересказ текста и декламация стихотворений. При этом ребенок опирается на готовый речевой образец. Взрослые могут последовательно и регулярно тренировать речь детей.
Для этого удобно использовать следующий алгоритм:
- Выразительно прочитать небольшой текст или стихотворение.
- Побеседовать, о чем рассказывается в прочитанном.
- Уточнить значение сложных слов и выражений, встречающихся в тексте или стихотворении.
- Повторно прочитать текст. Если же это стихотворение, то вместе заучить несколько строк.
- Предложить дошкольнику пересказать его самостоятельно. Можно ввести игровую мотивацию: «Расскажи рассказ (стихотворение) мишке (папе, братишке…)»
- Похвалить за точный и эмоциональный пересказ (рассказ).
Очень важно в процессе задавать вопросы, нацеливающие на выразительность передачи образов. При этом эмоциональный окрас переплетается со значением слов
Например, сказка: «Красная Шапочка». Как разговаривает Красная Шапочка? А бабушка? Как говорит волк с Красной Шапочкой (громко, тихо, ласково, зло)? Почему? Как его речь звучит сначала? А в конце сказки? Что стало причиной изменений? Если дети затрудняются ответить, то взрослый должен им помочь, объяснить, показать.
Использование сказки для развития речи дошкольников
В современной педагогической деятельности развитие каких-либо навыков с помощью сказок называется сказкотерапией. Она основана на чтении, прослушивании, сочинении, театрализованных постановках. Может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Подходит для работы с младшими и средними дошкольниками, подростками и учениками старшей школы, взрослыми и пожилыми людьми. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
К сведению! Сказкотерапия — достаточно инновационный метод работы, в котором используется потенциал сказок. Главная цель — преодоление барьеров в общении, создание возможностей для самовыражения и снятие психического напряжения.
Определенных инструкций и условий по работе нет, однако выделяют основные методы работы:
- Рассказывание сказки. Этот прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, общения и умения дополнять друг друга.
- Дописывание сказок. Содержит в себе важный диагностический материал о внутреннем состоянии ребенка, его склонности к определенным героям. Учит детей договариваться, слушать друг друга. Этот метод хорошо работает для развития речи дошкольников средних и старших групп.
- Постановка с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок не может себе позволить проявить. С помощью кукол дети могут общаться друг с другом, примеряя разные роли.
После прослушивания сказки важно обсудить:
Групповое занятие по сказкотерапии
Во время игрового занятия педагог может прибегнуть к использованию дидактических материалов, специальных тетрадей и проч. Также рекомендуется подготовка необходимых материалов: карандашей, красок, теста, с помощью которых дети смогут изобразить, слепить персонажей, театрально обыграть их.
Значение выразительности речи для общего развития ребенка
Работа над формированием интонационной выразительности речи ребенка не растает бесследно. Скоро дошкольник переступит порог школы и окажется в новой среде. Ни для кого не секрет, что эмоционально окрашенное слово является привлекательным инструментом при ведении диалога. Человека, умеющего выразительно рассказывать, с интересом слушают.
Ребенку с яркой эмоциональной речью легче наладить контакты, выразить свою мысль, написать сочинение, преподнести заданный материал в классе. Ребенок взрослеет. Умелое использование языковых средств в различных ситуациях общения определяет уровень его речевой компетентности, является показателем общей культуры, влияет на восприятие окружающим социумом.
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки
Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.
Дошкольник может включаться в перипетии сюжета неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй.
Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.
Пересказ
Частично пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут упустить значительную часть событий, но обязательно употребляют самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий. Даже такой поверхностный пересказ способствует развитию речи в 3-4 года.
Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.
В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно. Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:
- Куда направился главный герой?
- Кто первым встретился на пути?
- Какие волшебные предметы были у героя?
- Что помогло победить?
- О чем должен помнить герой?
Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали
Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению
Сочинение сказочных историй
Сочинения являются эффективным методом, развивающим речь. Но сложным. Дети постарше не все справляются с подобными заданиями, что уж говорить о дошкольниках. Тем не менее «сочинять сказочки» можно и с маленькими детьми.
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. То они заколдовывают-расколдовывают, то придумывают задания, которые нужно выполнить за одну ночь, то наделяют волшебством отдельные предметы.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам:
- герой нарушил запрет;
- перед ним ставят задачу, чтобы исправить произошедшее;
- отъезд героя;
- волшебные находки;
- испытания в пути;
- преодоление злобного противника;
- возвращение домой.
Эти опорные элементы используются во многих сказках. Дошкольники по аналогии придумывают свои истории
Сходство с известными произведениями помогает автору больше направлять внимание на формулировки, на речевое выражение содержания
Языковые средства изобразительности и выразительности в сказках
Чтобы сказки были интересны детям и имели живой язык повествования, авторы используют различные средства выразительности. На протяжении столетий их выработалось большое количество. Сказка создается благодаря единству всех поэтических средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и др. Главные герои приобретают необходимые автору черты благодаря эпитетам: лиса становится хитрой, поросята неряшливыми.
К сведению! С помощью олицетворения автор наделяет неодушевленные предметы человеческими признаками, чтобы детское воображение могло отождествить себя с главным героем и сопереживать ему.
Особенности русской народной сказки
Русские народные сказки написаны ярким, выразительным языком. Они не только расширяют словарный запас, но и помогают ребенку правильно строить диалоги, развивают связную речь. В народном фольклоре много образных выражений, фразеологизмов. Народные сказки — это своего рода пособие для усвоения норм русского языка.
Русские народные сказки делятся на три группы:
- о животных, где звери ведут себя словно люди, например, «Петушок — золотой гребешок»;
- бытовые, героями которых выступают обычные люди — крестьяне, селяне, солдаты, например, «Никита Кожемяка»;
- волшебные, в которых представлена злая сила и победа над ней, например, «Сивка-бурка».
Классические персонажи русских народных сказок
Роль сказки в развитии речи дошкольников
Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций.
Многие малыши 5 лет имеет низкий уровень речевого развития. Также страдают передача эмоциональных состояний, способности связанные с артистическим проявлением , интонирование или некачественное звуковоспроизведение.
К счастью эти проблемы устраняются. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи.
Развитие речи в дошкольном возрасте
Общение является тем видом деятельности, которым ребенок овладевает еще в раннем возрасте. Без общения невозможно было бы существовать в социуме, получать и передавать информацию, успешно социализироваться и взаимодействовать с окружающими.
К сведению! Хорошо поставленная речь дошкольника положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Речевое развитие дошкольников является одной из структурных единиц программы развития личности по ФГОС. Составленная программа предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- расширение словарного запаса ребенка;
- формирование правильной диалогической и монологической речи;
- знакомство с художественной литературой, различными жанрами;
- своевременное корректирование речевых нарушений.
Общение со сверстниками — это ключевой вид деятельности
Изобразительные возможности синтаксиса
Ряды однородных членов предложения | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.) |
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами | Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.) |
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.) | Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.) |
Диалогичность изложения | — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку… — Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив? — Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать. — С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.) |
Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. | Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |