Как выявить одарённого ребёнка
Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:
- Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
- Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
- Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
- Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
- Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
- Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Как учителю работать с одарёнными детьми
Не подчеркивать различия
Если одаренный ребенок сильно отличается от остальных детей в классе, очень важно не сделать его «белой вороной». Для этого идет работа в двух направлениях: с коллективом и с самим одаренным ребенком
Сделайте упор на то, что мы все разные, и это нормально. У каждого есть свои способности, и, чтобы раскрыть их, надо приложить еще труда. Мысль «я отличаюсь от остальных» не должна быть тревожной.
Подбирать задания по уровню. Если в младшей школе одаренному ребенку будет скучно делать слишком простые задания вместе со всеми, то подростка это может задеть и даже обидеть: «Мои способности не признаются и игнорируются!». Давайте в классе несколько заданий на выбор, чтобы каждый ребенок мог выполнять то, которое ему по силам, и чувствовать себя успешным. Предлагайте, например, участие в Олимпиадах на Учи.ру — они составлены так, чтобы дети с разным типом мышления и разным уровнем подготовки нашли для себя задания по силам и по интересам.
Необычные интерактивные задания из Олимпиады развивают пространственное и алгоритмическое мышление
Найти единомышленников
Одаренному ребенку важно оказаться в окружении таких же, как он. Увидеть, что есть люди, которым интересно то же, что и ему, что это нормально, естественно и хорошо
Подскажите родителям, куда можно направить ребенка — подойдут кружки, тематические выставки, клубы по интересам, соревнования или конкурсы.
Приучать к работе над собой. Чтобы раскрыть талант, одаренному ребенку нужно приложить много труда. И ему может быть обидно, что все идут уже гулять, а ему приходится много заниматься. Чтобы занятия не воспринимались как наказание, вместе с ребенком выстраивайте путь к цели с промежуточными итоговыми результатами. Маленькие победы помогают видеть, что ты на верном пути, и поддерживают мотивацию.
Хвалить за усилия, а не за талант. «Ты молодец, потому что старался!» — в этом случае неудача означает лишь необходимость приложить больше усилий и не делает ребенка «плохим». И значит, в следующий раз, постаравшись, можно достичь лучшего результата. Это помогает одаренному ученику сохранять мотивацию, даже если не сразу получается как надо.
Предлагать попробовать разное. Это поможет одаренному ребенку определить, к чему еще у него «лежит душа». Умение переключаться между разными видами деятельности сделает его более устойчивым и гибким, поможет чаще видеть свой прогресс: «Я не умел, а теперь — умею». Например, предлагайте одаренному ученику интересные задания по «непрофильным предметам» и подчеркивайте моменты, в которых он был успешен.
Держать баланс
Очень важно для ребенка не концентрироваться на одном, пусть и очень успешном для него направлении. Одаренность не должна быть поводом исключить из жизни отдых и игру
Чтобы избежать выгорания и сохранить интерес, нужно уметь отвлекаться и потом с удовольствием возвращаться к основной деятельности. Не загружайте одаренного ученика заданиями сверх меры, оставляйте ему время для остальной жизни.
Презентация на тему: ” Работа социального педагога с творчески одаренными детьми Из опыта работы социального педагога МДОУ 15 «Березка» Поповой Екатерины Анатольевны.” — Транскрипт:
2
Работа социального педагога с творчески одаренными детьми Из опыта работы социального педагога МДОУ 15 «Березка» Поповой Екатерины Анатольевны
3
Все рождаются гениями? Способности – это свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения и навыки в определенной деятельности Способности: гениальность талантливость одаренность
4
Способности и задатки Правильно воспитывать ребенка – это развивать те задатки, которые у него есть, предоставив детям возможность выбора деятельности
5
Создание условий для развития одаренности Условия Развивающая среда Заинтересованность родителей в развитии ребенка Активность ребенка и возможность выбора
6
Развивающая среда Создание развивающей предметно-материальной среды в ДОУ и в семье Внедрение развивающих программ, ориентированных на ребенка Обучение педагогов методам личностно- ориентированного взаимодействия с детьми Наличие у детей свободного времени в режиме ДОУ и семьи
7
Создание предметно-материальной среды Развитие центров активности в группах – разнообразие и доступность Приобретение развивающих дидактических материалов и игрушек Дизайн всех помещений ДОУ
8
Внедрение развивающих программ, ориентированных на ребенка Программа «Сообщество» стимулирует развитие каждого ребенка как активного, самостоятельного и творческого деятеля. В основе программы – личностно ориентированная модель воспитания и развития, создание развивающей среды, в котором активно участвует сам ребенок
9
Обучение педагогов методам личностно ориентированного взаимодействия с детьми В развитии детской одаренности решающее значение имеет подбор кадров. Творчески одаренный педагог, владеющий методами личностно ориентированного взаимодействия поможет ребенку развить свои способности
10
Организация досуга детей Проблема свободного времени в режиме дня решается за счет организации досуговой деятельности: дней эмоциональной разгрузки, кружковой работы, организации каникул, сокращения времени специально организованной деятельности
11
Заинтересованность родителей в развитии детей Стимулом для развития интереса родителей является их активное включение в жизнь детского сада. Для этого мы используем такие формы работы с родителями, которые предполагают активную творческую деятельность самих родителей
12
Формы работы с родителями Участие родителей вместе с детьми в смотрах, конкурсах, выставках Участие родителей в подготовке и проведении утренников Проведение родителями экскурсий Проведение родителями занятий с детьми Организация кружков, проводимых родителями Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
13
Активность ребенка и возможность выбора Не все дети смогут развить свои способности. Одаренность не должна стать проблемой для ребенка. Ребенок должен уметь отстаивать свои права на выбор деятельности, задача педагога – помочь ему в этом
Одаренные дети – кто они?
Одаренные дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладают феноменальными интеллектуальными или творческими способностями. Это маленькие любознательные исследователи, которые активно познают мир и стремятся к саморазвитию.
Степень одаренности, ее качественное своеобразие, по мнению многих психологов, определяются и природными задатками, которые малыш получил в наследство от родителей, и социокультурной средой, в которой он растет, и его деятельностью – игровой, учебной, трудовой. Причем важны не только те знания и умения, которые уже есть у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности. Поэтому в категорию одаренных психологи включают не только пару процентов вундеркиндов (от немецкого Wunder – чудо, Kind – ребенок), но и до 20 процентов детей с оригинальным мышлением, высокой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами, для полного раскрытия которых необходимы особые условия обучения.
Наиболее сензитивный период для проявления и развития одаренности – от 0 до 10 лет. По данным исследований, в возрасте с 3-4 и до 7 лет ребенок находится словно витязь на распутье – он осознает свои умственные возможности и «выбирает» направление: налево пойдешь – вундеркиндом будешь, направо пойдешь – неспособным станешь, прямо пойдешь – ждет тебя жизнь самого обычного ребенка.
Вильям Штерн, немецкий психолог и философ, один из пионеров психологии личности и дифференциальной психологии, различал реактивную и спонтанную одаренность. Реактивно одаренным малышам необходимы внешние стимулы, они предпочитают практическую деятельность. Дети со спонтанной одаренностью – интеллектуалы, которым ближе теоретическая деятельность.
Кстати, одаренность – вовсе не гарантия хорошей успеваемости. Нередко незаурядные способности и богатый потенциал сочетаются с нарушением внимания, дисграфией, дислексией и другими проблемами.
Воспитание и развитие способностей маленьких гениев
Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми
Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить. . Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие
Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития.
Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками.
Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни.
Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным.
Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах
Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей.
Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны
Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки.
Хвалить, но дозированно
Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности.
Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может демотивировать одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых.
Педагогам важно учитывать личностные особенности и потребности юного дарования. Поможет в этом:
индивидуализация и дифференциация обучения;
разнообразные внеурочные занятия;
эмоциональная поддержка юного гения;
создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
работа в небольших группах;
проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.