Психологические проблемы взросления в подростковом возрасте

Как помочь подростку

Основная тяжесть оказания помощи в таких ситуациях ложится на родителей или близких.

Прежде всего необходимо понимание причин таких нарушений поведения. Если налицо семейные проблемы (конфликты, гиперопека или гипоопека, психические расстройства у членов семьи), то нужно заняться “оздоровлением” атмосферы внутри семьи. Здесь помогут и совместное времяпровождение, и занятия семейной психотерапией, советы психолога и т.д. 

Если нет видимых и объяснимых причин – то следует обратиться на консультацию к врачу психиатру чтобы исключить заболевания, требующие лечения. В случае если подросток отказывается идти на прием к врачу, имеет смысл сходит на прием к доктору без него.

Проблемы пубертатного периода

Гормональные всплески, физиологические изменения становятся причиной непослушания, дерзости. Это приводит к тому, что родители перестают понимать своего отпрыска, рождается агрессия. Взрослые пытаются сохранить лидерство за собой и не дать сесть себе на шею. Все это приводит к неизбежным конфликтам.

Наименование

Описание

Тревожность

Основной причиной является тревога по поводу того, как примут в группе сверстников, установить свою значимость

Стыд, страх

Боязнь вызывают физиологические изменения, боязнь сказать что-то глупое, казаться маленьким, смешно выглядеть

Злость, агрессия

Возникает в результате повышенной выработки тестостерона

Неуверенность в себе

Расстраивают внешность, разлад в отношениях с родителями, неудачи в учебе. Самый большой страх – не понравиться сверстникам, противоположному полу

Снижение успеваемости

Пониженная концентрация внимания, ухудшение памяти

Особенности развития

Скачок роста, полового созревания может длиться до двух лет. Однако, такое положение дел может вызывать насмешки у более развитых сверстников

Подростки стараются изучать свои способности. Поэтому их поведение может быть вызывающим, рискованным.

Причины конфликтов

Разногласия между родителями и подростками в семье возникают из-за нежелания родителей понимать свое чадо, находить компромиссы, быть терпеливыми. Проявляться ссоры могут в следующем:

непослушание, хамство, грубость по отношению к родителям. Это происходит потому что ребенок специально стремиться обесценить авторитет старших. Грубость проявляется в том случае, если родители продолжают давить на подростка, соблюдая строгую модель воспитания;

вседозволенность. При отсутствии внимания, понимания, участия со стороны взрослых возможен суицид

Детям в этом возрасте важно понимать что их все так же любят, как и раньше;

требование купить то же, что у других. Все это является желанием быть таким как все сверстники, не выделяться, идти в ногу со временем

Пытаться достучаться до ребенка, что одежда, гаджеты не являются главными – бесполезно;

снижение успеваемости сопровождается отсутствием мотивации, подражанию авторитетам-сверстникам;

смена имиджа. Не всегда новый стиль ребенка приветствуется родителями. Для ребенка – это способ самовыражения, чтобы выделиться среди сверстников.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн консультацию, если вас беспокоит взаимоотношения с вашим ребенком-подростком. Наши психологи на дистанционной консультации проведут психокоррекцию страхов, тревог ребенка, помогут ему справиться с подростковым периодом, научат родителей коммуницировать с детьми. Наши психологи работают для вас круглосуточно.

Как проявляются подростковые девиации

Поводом инициировать работу с трудными подростками у психолога в школе или на индивидуальной основе, могут быть заметные отклонения в их поведении:

  • участившиеся конфликтные ситуации с родителями, учителями, сверстниками;
  • нарастающий кризис в учебе, вызванный ухудшением когнитивных функций, плохая успеваемость, пассивность выполнения общественных задач (участие в спортивных, внеклассных мероприятиях);
  • нарушение административного кодекса, правил общественного порядка, наконец, норм морали, этикета;
  • полное отсутствие коммуникаций со сверстниками, нежелание/неспособность общаться;
  • незрелость эмоций — срывы, неспособность контролировать выражение чувств, девиантная демонстрация;
  • ускоренная эмансипация — стремление к автономности от взрослых, бродяжничество, отсутствие интереса к бытовым, семейным делам;
  • высокий интерес к субкультурам, слепое подражание, соблюдение норм поведения, внешнего вида, жизненных ценностей, принятых ограниченными группами за истину в последней инстанции;
  • увлеченность предметами, взлетевшими на пик моды, но не несущими эстетической, культурной нагрузки: тупой просмотр роликов, компьютерных игр, стримов, мощное эмоциональное включение.

Также о кризисе формирующейся личности говорит отсутствие целей профессионального порядка.

В норме к 15-17 годам у ребенка формируется четкое понимание увлеченности, склонности к определенным занятиям, виду науки. Сложные подростки не имеют таких интересов, они плохо представляют, чем будут заниматься, как обеспечивать себя.

Все это должно заставить педагогов или родителей привлечь профессионального психолога к решению проблемы. Чем быстрее это произойдет, тем выше шанс возвращения школьника в здоровый социум.

Подростковая психология девочек

Нелегко быть девочкой-подростком, и нелегко быть ее мамой или папой. Современное поколение девочек-подростков подвержено огромному количеству травмирующих факторов, которые могут приводить к таким проблемам, как расстройство пищевого поведения, депрессия, злоупотребление алкоголем, проблемы в становлении идентичности — развитии цельной личности.

Пубертатный период сопровождается изменениями во всем организме. Начинается усиленная работа гипофиза и щитовидной железы, что приводит к значительным изменениям гормонального фона. В итоге возникают перестройки в физиологической и эмоциональной сферах.

Подростковый период у девочек психология рассматривает как сложный, но важный этап становления, на котором остро ощущается потребность в признании со стороны сверстников и понимании близких. Ребенок сталкивается с новыми для себя проблемами, но редко спрашивает совета у взрослых

Этому мешает максимализм и чувство собственного достоинства: девочка считает, что родители не понимают ее трудностей и любое неосторожное слово рискует вызвать сильную обиду

Психология девочек-подростков устроена так, что гормональный дисбаланс приводит к частой смене настроения и желанию выделиться любой ценой. Может наблюдаться депрессивное настроение и эмоциональные терзания, из-за чего девочка отдаляется от родных и испытывает потребность примкнуть к какой-либо субкультуре или другому обществу единомышленников.

При общении с девочкой-подростком нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя срываться на крик или вестись на провокационное поведение.

Отношения родителей и подростков

В это же время подросток начинает активно отделяться от родителей. Естественно, в силу жизненных обстоятельств он не может стать абсолютно автономным, т.к. продолжает зависеть от родителей (финансово, в правовом, юридическом плане). Речь здесь идет об осознании отдельности собственной личности, своего ума-разума.

Впервые человек в этом возрасте осознает, что может иметь свое собственное мнение, отличное от всех (в том числе от родителей). При этом подросток не «плохой, глупый, негодный», как он думал раньше, ведь до определенного возраста ребенок полностью идентифицирует себя с родителями, если замечает отличие своих мыслей от них, то для него это «плохо, неправильно». В подростковом возрасте он впервые осознает собственную личную «отдельность» и право на ее проявление.

Мы соблюдаем анонимность

Анонимность и конфиденциальность — ключевые пункты профессиональной этики психолога. То, что происходит в кабинете, не выходит за его пределы. Поэтому ни школа, ни университет не могут запросить у психолога личную информацию клиента (и даже просто узнать, что он посещал психолога)

Многие после обращение за психологической помощью боятся попасть «на учет». Эта практика действительно существовала, но ее давно отменили.

Все специалисты Alter подписывают документ, запрещающий разглашать личную информацию клиента без его согласия. Поэтому в Alter вы защищены юридически, а не только профессиональной этикой.

Проблемы юношеского периода

Психологическое значение юности подчеркивают научные умы всего мира.

Впервые о подростковом периоде в 1762 году заговорил Ж. Ж. Руссо в романе «Эмиль». Он подчеркнул роль самосознания и назвал юношество «вторым рождением», когда человек будто бы заново появляется на свет. По сути, это действительно так, потому что именно в этот период закладываются основные черты характера, появляются жизненные цели.

Британский ученый Г. С. Холл, пионер психологической науки, определил юношеский возраст как кризис самосознания, сравнивая его с эпохой хаоса. Особенностями данного периода она назвал противоречивость поведения: хорошее настроение может резко сменяться плохим, самоуверенность вдруг может стать неуверенностью.

Мнение коллеги поддерживал З. Фрейд, называя переменчивость настроения результатом перестройки организма и половым созреванием.

Рафаэль Санти, «Портрет Пьетро Бембо (Портрет кардинала Пьетро Бембо в юности)», 1506 г.Фото: artchive.ru

В этот период могут вернуться и усилиться детские конфликты. Внутренняя борьба приводит к возникновению проблем, характерных для каждого подростка, входящего в период взросления.

В культурном и духовном конспектах рассматривал юность немецкий философ Э. Шпрангер на рубеже XIX-ХХ вв. Он уточнял, что иногда подросток входит во взрослую жизнь резко, испытывая множество трудностей. Так же, как и Холл, философ говорил о новом становлении личности, «втором рождении».

Но есть и другие типы взросления: медленный и плавный переход к зрелости и повышенный уровень самодисциплины. Тогда юношество проходит относительно спокойно, воспитание подростков не вызывает трудностей у родителей, но это не значит, что личность не претерпевает серьезные изменения, не испытывает внутреннюю борьбу.

Российские исследователи данной проблемы (Л.С. Выготский, О. В. Фролова и др.) указывают главную характеристику юношества: окончательный переход к зрелости и появление устойчивых черт характера. Максимального развития достигают интеллект, проявляются таланты, изменения претерпевают все сферы развития личности.

Весь спектр эмоций у подростков

Знать особенности психологии подростков, их поведения важно для построения гармоничных отношений. Благодаря этому у родителя всегда будет возможность поставить себя на место своего ребенка и найти единственное верное решение.

Чувство взросления

Оно формируется за счет изменений физиологических и психологических процессов. Появляются новые потребности. Сейчас перед подростком стоит проблема – есть желания, но нет понимания как их реализовывать. Он еще не может сепарироваться от родителей, но желает свободно общаться с друзьями. Все противоречия вызывают внутренний конфликт, что приводит к частым конфликтам.

Упрямство, негативизм

Проявляется в отрицании просьб, требований родителей, установленных правил. Подросток старается делать все наперекор. Такое демонстративное поведение является ни чем иным, как самоутверждением. Психологи утверждают, что негативизм является защитной формой нервной системы от бурный изменений.

Сепарация

Сюда относится отстаивание своего мнения, самостоятельность. Стремление быть самостоятельным движет подростком. Ежедневно общаясь с родителями, ребенок прощупывает грани дозволенного.

Пример Подросток пытается “качать права”, заявляя, что будет ложиться спать поздно, а завтра пойдет гулять с друзьями. На все объяснения родителей, что так не получится, ребенок проявляет агрессию, обижается, хлопает дверьми.

Гормоны

Из-за повышения уровня половых гормонов возникают резкие перепады настроения. Это может проявляться в повышенной раздражительности, повышенной эмоциональности, скачками давления, головными болями, повышенной потливость, головокружениями.

Желание общения со сверстниками

В этот период авторитетами становятся друзья, знакомые. Основной целью является признание в группе. Такое поведение не так страшно. Ребенок старается стать частью общества, социума, учится контактировать со сверстниками, решать задачи. Кроме того, появляется интерес к противоположному полу. Это приводит к стремлению выстраивать отношения. Эти чувства становятся “головной болью”, так как подросток хочет понять чувство влюбленности, боится быть отвергнутым, страшится взаимности.

Рефлексия

Ребенок концентрируется на своих ощущениях, мыслях, учится анализировать. У него уже есть построенный в голове идеал, основанный на воспитании, книгах, фильмах. Ребенок оценивает насколько он соответствует ему. Если он обнаруживает у себя похожие качества с идеалом – это повышает самооценку.

Разрешение психологических проблем подростков

Ключ к решению проблем, связанных с гиперсексуальностью находится в правильном и достаточном информировании подростка о том, что такое половые отношения, что такое любовь и каковыми могут оказаться последствия неразумного полового поведения. Эту информацию должны предоставлять родители, а не друзья, или сайты с эротическим содержанием.

В том случае, если ваш ребенок демонстрирует стремление к изоляции от окружающих, вам стоит попытаться выяснить причину и бороться с ней. Если же самостоятельно разобраться не удается, имеет смысл обратиться за помощью к профессиональному психологу.

В тех случаях, когда стремление подростка стать самостоятельным приобретает масштабы проблемы, также следует обратиться за помощью к психологу, с помощью которого в большинстве случаев удается скорректировать проблемное поведение.

Если же ваш подросток попал под влияние плохой компании, постарайтесь найти для него более достойный образец для подражания, нежели девиантный одноклассник с лидерскими качествами.

Проблемы воспитания подростков – это то, с чем неизбежно сталкиваются родители, педагоги и психологи. Ученые все еще не пришли к единому мнению по поводу их разрешения, но все они уверены в том, что для того, чтобы найти контакт с ребенком, необходимо иметь желание искать подход и огромное терпение. Прежде всего, ребенка нужно любить.

Что советуют психологи

Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:

Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему.

window.yaContextCb.push(()=>{Ya.adfoxCode.create({ownerId:304156,containerId:’adfox_16815431933557465′,params:{pp:’dkxi’,ps:’gmii’,p2:’ihys’}},,);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

window.yaContextCb.push(()=>{Ya.adfoxCode.create({ownerId:304156,containerId:’adfox_168154340470458918′,params:{pp:’dkxr’,ps:’gmii’,p2:’ihyo’}},,);});

Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.

Поэтому не стоит избегать заданных вопросов, ведь если они последовали, то имеют значение для собеседника. С помощью диалога можно узнать о жизни ребенка очень много: кто его друзья, какие у него увлечения, проблемы, радости.

  • Кроме общения с ребенком нужно проводить время. Совместные вылазки на стадион, в лес, кафе должны приносить удовольствие обеим сторонам.
  • Родители должны разделять интересы ребенка (в мерах разумного). Не стоит высказывать свое мнение, отличающееся от детского, по поводу его стиля, предпочтений, музыки. Сын (дочь) в возрасте 14 лет – это взрослый человек, который имеет собственные вкусы и убеждения. И все это ему будет приятно разделить с самыми близкими людьми.
  • С ребенком нужно общаться как со взрослым человеком. Он должен иметь свои обязанности по дому, помогать родителям. А они в свою очередь должны стать примером идеальной семьи, в которую ребенок всегда будет хотеть возвращаться. Ведь что может быть лучше, чем дом, в котором тепло и уютно, где родители любят друг друга, уважают, и в любой ситуации поддержат ребенка, не оставят наедине со своими проблемами.

Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, а подростки больше всего. Ведь в этот период в них самих происходит масса изменений, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. И их отдаление от родителей вовсе не говорит о том, что они больше не нуждаются в их поддержке и помощи.

Возможно, им как никогда нужен совет, крепкие объятия, но они просто не знают, как это продемонстрировать

Поэтому внимание со стороны родителей должно быть как никогда предельным

Важно показать подростку, что он любим, дорог своей семье, возможно, эти элементарные вещи помогут легче пережить этот период, не наделать глупостей, о которых придется жалеть

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше

Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место

Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

Возрастные кризисы

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.

4 отличия кризисного периода от стабильного:

  • В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
  • Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
  • Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
  • Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).

Возрастные кризисы у детей:

  • Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
  • 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
  • 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
  • 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ мышления.
  • 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, общения.
  • 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит выбор профессии. Часто он вытекает из предыдущего этапа.

Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.

Характерные признаки кризисного периода:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • грубость;
  • непослушание;
  • своеволие;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Юношеская шизофрения

Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной.

Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года.  Ребёнок становится за это время инвалидом.

Особенности подросткового развития

Пубертатный период считают одним из самых сложных в развитии ребенка. Во время переходного возраста ребенок начинает превращаться во взрослую личность. Это отражается на всех сторонах жизни подростка, влияет на анатомо-физическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное развитие и т. д. Подростковый возраст также отражается на учебной, трудовой и игровой деятельности.

Так как во время пубертатного периода меняется вся жизнь ребёнка, его психика тоже подстраивается, старые устои ломаются и появляются новые. Учиться становится сложнее из-за более серьёзных требований, повышенной нагрузки и новых предметов. В результате ребенок вынужден учиться мыслить глубже, обобщать и приводить аргументы.

Также у ребенка меняются принципы, мировоззрение, определенная общественная позиция, положение в окружении. В домашнем кругу его мнение становится более весомым, наряду с этим предъявляются новые требования, которые с каждым годом становятся все серьезнее.

Интеллект подростка при повышенной школьной нагрузке становился все более совершенным. Возникают невиданные ранее модификации характера, он начинает мыслить, анализировать ситуации, рассуждать и так далее. Период созревания детской личности напрямую связан с половым созреванием, из-за чего ситуация значительно осложняется.

Психологические особенности развития детей подросткового возраста

Условно мы разделим сферы изменений подростка на три:

  • физическое взросление (психологическая адаптация подростка к этим изменениям)
  • психологическое взросление (отделение от родителей, приобретение собственного мировоззрения)
  • социально-коммуникативное взросление (общение, установление отношений)

В подростковом возрасте происходит естественный процесс физиологического взросления и гормональных изменений, вчерашний ребенок претерпевает значительные физические метаморфозы, меняется форма, внешний вид. Процесс взросления становится все более заметным, в то же время начинает осознаваться как необратимый. Многие дети могут не принимать этот факт, противиться этому, тревожиться, расстраиваться. Другие же, напротив, могут зацикливаться на этих изменениях, акцентировать их, переживать, если заметят что отстают от сверстников по каким-либо «показателям».

Во многом то, как подросток будет переживать это время, будет зависеть от культуры и информационной среды, в которой он живет и воспитывается. Самый наилучший вариант — если родители могут спокойно и доступно объяснить ребенку, что с ним происходит (часто на помощь им приходят книги, брошюры). Если родители не могут предоставить информацию в которой нуждается подросток (даже если в слух он не задает никаких вопросов), то он начинает искать ответы самостоятельно — в среде сверстников или сети интернет. В этом случае родители избавлены от необходимости говорить на неловкие темы, но не смогут контролировать насколько правильную, адекватную информацию получит их ребенок.

Осложнения

Возрастные изменения у подростка могут превышать возможности нервной и эндокринной систем адаптироваться к новым условиям жизни. Родители тоже не всегда могут помочь своему ребенку пережить возрастной кризис безболезненно. В таком случае нередко развиваются осложнения.

Поведенческие расстройства, типичные для аномально протекающего подросткового возраста, встречаются довольно часто:

  • повторяющиеся истерики;
  • самовольные уходы из дома;
  • пристрастие к сигаретам и употреблению психоактивных веществ;
  • алкогольная зависимость;
  • воровство и любые другие формы криминального поведения;
  • отсутствие интереса к общению с ровесниками;
  • девиантное поведение с криминальными наклонностями;
  • суицидальные попытки.

Психические расстройства — следствие выраженного кризиса подростка:

  • неврозы;
  • тики и заикание;
  • депрессивные настроения;
  • психопатия.

Наиболее сложно поддаются коррекции девиантное и суицидальное поведение.

Если родители не справляются с аномалиями поведения ребенка, не нужно пытаться решить такие проблемы самостоятельно, стоит доверить их специалистам.

Консультация психолога и психотерапевта нужны при:

  • выраженных признаках негативизма у подростка;
  • повышенной конфликтности;
  • пониженном интересе к учебе при нормальных природных способностях;
  • низкой успеваемости в школе;
  • подозрении на наличие у ребенка зависимостей.

Первые симптомы зависимости от наркотических веществ сходны с проявлениями подросткового кризиса. Явные изменения в поведении, приступы немотивированной агрессии, которые сменяются апатией и сонливостью, утрата прежних увлечений и смена молодежной компании всегда настораживают. Разобраться в неясных симптомах может профессиональный психолог или психотерапевт.

Что же является причиной подростковых проблем?

Перед тем, как попытаться нейтрализовать подростковые проблемы, нужно со всем вниманием вникнуть в их корни. Проблема считается решенной только тогда, когда обнаружена и устранена их причина

Основные причины сложностей в подростковом возрасте:

  1. Неправильное воспитание. Некоторые родители не считают нужным учитывать при выборе воспитательных мер психологические и физиологические особенности своего чада.
  2. Интенсивный рост организма. Физический облик ребенка меняется на глазах. Появляются проблемы с кожей.
  3. Половое созревание, сопровождающееся гормональной перестройкой. В конце этого периода будет окончательно сформирована репродуктивная система.
  4. Появление ощущения взрослости. Желание доказать себе и окружающим свою самостоятельность. Родительский контроль воспринимается как обуза, от которой нужно избавиться.
  5. Тяга к компании сверстников. Желание подростка стать таким же, как и все остальные подростки, составляющие его окружение.
  6. Отсутствие необходимого опыта жизни и взаимодействия с социумом. При этом подросток активно делает вид, что все знает и все умеет.

Чаще всего подростковые проблемы являются следствием неправильного воспитания. Многие родители предпочитают решать проблемы со своим ребенком при помощи давления, тогда как ребенок нуждается в поддержке и понимании.

Проработка личных травм

Далеко не у каждого родителя было собственное безоблачное детство. На кого-то кричали, обесценивали. Кого-то строго наказывали, применяли физическую силу.

Если ваше детство было плохим, но вы все стерпели, смолчали, пережили – это не говорит о том, что подход ваших родителей был правильным, что ваш собственный ребенок морально и физически переживет подобные испытания. Да и нужны ли они ему? Вы бы сами хотели такого отношения, если бы снова стали беспомощными и зависимыми от родных?

Постарайтесь оставить прошлое в прошлом. Не используйте личную боль как аргумент в пользу деструктивных методов воспитания. Откажитесь от этих фраз:

Ваш ребенок – новая история. Пусть в ней не будет боли прошлого.

Проблема №7 – отношения с родителями

В период подросткового возраста страдают все члены семьи. Дети, которые ранее воспринимали информацию от родителей как истину, сейчас начинают сомневаться в правоте своих наставников. По этой причине возникают недопонимания, и как результат – вечные скандалы и обиды друг на друга.

Почему так происходит: изменения во взаимоотношениях с родителями вызваны тем, что ребенок меняется, становится взрослее, и ему требуется новый уровень общения с мамой и папой.

Обратите внимание! Подростку нужно больше давать личного пространства, чем ребенку. Как действовать: не нужно подходить к тинейджеру с поучениями, и нельзя попросту вмешиваться в его жизнь

Необходимо попытаться понять его и, если возможно, разделить с ним его увлечения

Как действовать: не нужно подходить к тинейджеру с поучениями, и нельзя попросту вмешиваться в его жизнь. Необходимо попытаться понять его и, если возможно, разделить с ним его увлечения.

Взрослые должны научиться задавать отпрыску правильные вопросы и давать сдержанные советы, которые не будут восприниматься враждебно. Например, если подросток одевается не по правилам, установленным в учебном заведении, родители не должны заставлять его сменить наряд. Их задача – похвалить его новый образ и попросить одеться подходяще для учебы.

Стадии и классификация

По определению известного психолога Выготского Л.С., существуют 3 стадии кризиса подросткового возраста (фазы):

  1. Негативная фаза – негативная. Первый этап кризисного периода начинается в 9-10 лет. Ребенок начинает постепенно переходить к другой системе взаимоотношений с миром. Старые ценности постепенно утрачиваются, ломаются стереотипы. Возникают первые разногласия с родителями, появляется новый круг общения среди сверстников.
  2. Собственно кризис. Пик проявлений отмечается в 13-15 лет. Симптомы кризисного возраста самые разнообразные. Полностью меняются интересы, подросток пытается выразить свое мнение по любому поводу, ускользает от родительской опеки. Повышенная конфликтность проявляется в школе и дома.
  3. Посткризис, положительные сдвиги. Переходный возраст завершается. У подростка четко просматриваются ценности и предпочтения в общении. Заканчивается половое созревание, окончательно определяется место в общественной жизни. Подросток развивает свои интересы, определяется с профессией.

Длительность каждой фазы у каждого ребенка своя, различается и выраженность протестных настроений. При отсутствии должного контакта с родителями кризис задерживается во второй стадии и приводит к явным отклонениям в поведении.

При первых признаках девиантного (отклоняющегося) поведения у подростка и невозможности разрешить трудную ситуацию в пределах школы или семьи нужно обратиться к профессиональным психологам и психотерапевтам.

Специалисты клиники психического здоровья оказывают квалифицированную помощь подросткам и их родителям, помогают предупредить опасные деформации личности.

В зависимости от возраста ученые выделяют 2 критических периода подросткового кризиса:

  • Большой кризис при смене возраста от младшего школьника к младшему подростку. По времени соответствует предподростковому возрасту. Границы этого периода — от 8 до 12 лет. По определению американского психолога Стэнли Холла, это время перехода “от дикости к цивилизации”. Отечественные авторы Выготский и Эльконин называют младший возраст школьника “вторым периодом детства”.
  • Малый — переход от младшего подростка к старшему. Это кризисный возраст от 13 лет и старше до окончания взросления.

По преобладающему типу поведения подростков различают 2 основных варианта:

Кризис зависимости. Главная его характеристика — удивительное послушание ребенка. Подросток ведет себя как человек, полностью зависимый от мнения старших и более сильных, возвращается к детским привычкам и увлечениям.

Обращение к стилю поведения в младшем возрасте обеспечивает чувство защищенности и уверенности. Старая система отношений гарантирует благополучие в эмоциональном, физическом и материальном отношениях.

Кризис независимости. Его проявления общеизвестны. Таким подросткам присущи негативизм в общении, своенравность, протестные и бунтарские настроения. Всем своим поведением подросток показывает, что он уже не ребенок.

Далеко не всегда можно четко определить, какой тип кризиса и поведения преобладает у конкретного подростка. Его манера общаться и совершать определенные действия видоизменяется в зависимости от ситуации. Подростки обладают способностью приспосабливаться к непрерывно меняющимся обстоятельствам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий