Российские фильмы с осмысленной психологией
Умение соблюсти границу между психологическим фильмом и арт-хаусом — своего рода показатель профессионализма режиссёра. К счастью, у отечественных специалистов хватает профессионализма на то, чтобы снять качественную картину с глубоким смыслом. Рассмотрим несколько интересных психологических фильмов, снятых в России.
Камень (2011)
Фото: otvet.mail.ru
Те, кто читал одноименный роман Я. Бригадира, должны посмотреть этот фильм с двойным интересом. Заметим, что фильм достаточно тяжелый. Не всем удается понять его. Для полного понимания каждого момента, нужно иметь серьезную перспективу. Сюжетная линия рассказывает о похищении отца бизнесмена и 7-летнего возраста. У отца есть выбор: он спасет свою жизнь, либо защитит сына.
Метро (2012)
Фото: YouTube
Это один из наиболее сложных для понимания психологических фильмов. Многие пользуются метрополитеном. Они сидят, занятые своими мыслями, без подозрений, что это путешествие может стать последним на их жизненном пути. Например, в одном из метро между промежуточных станций загорелся свет, и всем пассажирам было гарантировано приближение к Москва-реке.
Сталкер (1979)
Фото: imdb.com
Это тяжелый психологический фильм. Ходят слухи, чтобы понять его смысл, надо поумнеть. Режиссером А. Тарковским взята за основу повесть «Пикник в дороге», написанная братьями Стругацкими
Основные события разворачиваются вокруг комнаты, к которой приковано всеобщее внимание. Это место, где писатель, сопровождаемый профессором, решает пойти к людям, живущих в разных измерениях
У обоих есть причины не открываться друг перед другом. Гидом в этой секретной комнате будет Сталкер.
«21 грамм», 2003 г.
Алехандро Гонсалес Иньярриту рассуждает о неисповедимости божьих путей. О том, что несмотря на хаос бытия и непредвиденные события, на боль и потери — в ней есть место вере и прощению.
Психологическая кинолента, которую обязательно надо смотреть. Она об отчаянии и любви, о том, как легка душа человека — всего 21 грамм, и как ценна. А жизнь продолжается «с Богом или без…», но, если душа все же есть, в каком бы органе она ни обитала, значит, все-таки со Всевышним.
Фразы из фильма: «Сколько жизней мы проживаем?» и «Господь не избавит от боли, но даст сил её пережить».
Вот такая подборка двадцати лучших психологических фильмов разных годов и на любой вкус, но в каждой картине — есть идея и заслуживающие внимания мысли известных режиссеров, великолепные актеры и магия кино.
Левиафан
Жанр: драма
Год: 2014
Режиссер: Андрей Звягинцев
Актеры: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов
Кадр из фильма “Левиафан”
Николай Сергеев, скромный слесарь, живет с семьей где-то на русском севере. У них большой дом, в котором выросло уже несколько поколений Сергеевых. Этот дом не дает покоя местному мэру.
Один из самых сложных и завораживающих психологических фильмов. “Левиафан” получил несколько престижных наград и много отзывов – разгромных, хвалебных, яростных и восхищенных.
На первый взгляд, в фильме показана типичная жизнь типичного русского мужика в типичной российской глубинке. Но в том-то и дело, что Звягинцев основывался на истории, произошедшей в США!
А еще кажется, что режиссер только и делает, что критикует: власть, церковь и сам простой русский мужик показаны в фильме уж больно карикатурно: мэр (прекрасная роль шикарного в любом образе Романа Мадянова) – пошлый и наглый толстяк, главный герой, честный рабочий человек – слабак и алкоголик, его жена – гулящая дама, изнывающая от скуки, и ищущая приключений.
Фильм ругают за излишнюю мрачность. Но Звягинцев не мизантроп: он дает надежду как своему герою, так и зрителю. Самое главное – суметь увидеть и победить левиафана в самом себе.
Ворошиловский стрелок
Жанр: драма
Год: 1999
Режиссер: Станислав Говорухин
Актеры: Михаил Ульянов, Анна Синякина, Алексей Макаров, Марат Башаров
Кадр из фильма “Ворошиловский стрелок”
Иван Федорович – бывший фронтовик, железнодорожник на пенсии. Из родственников у него осталась только внучка.
Однажды симпатичная девочка попалась на глаза местным мажорам. Это привело к трагедии. Отчаявшись отстоять честь внучки законным способом, Иван Федорович решился на месть.
Как и “Брат”, “Ворошиловский стрелок” относится к тем кинокартинам, в которых люди, пережившие 90-е, сильно нуждались. В этом фильме остро поднимается тема несправедливости, молчания закона и борьбы с беззаконием.
Также здесь речь идет о социальном расслоении (вплоть до сословности), о наглости власть имущих. И о мести.
Тематика очень широка, но самое главное здесь понимается далеко не сразу. Трагедия, произошедшая с девушкой, не является верхушкой айсберга. Это только следствие моральной разложенности общества, безнаказанности и вседозволенности тех, кто хорошо устроился на этом празднике жизни.
Все понятно – так делать нельзя: человек, вершащий собственный суд, не только сам нарушает закон – ему предстоит жить с чудовищным грузом на совести. Но как быть, когда о несправедливости вопят камни, а Фемида только стыдливо отворачивается?
Ивана Федоровича (изумительная, удивительно пронзительная игра гениального Михаила Ульянова) нельзя ни осудить, ни оправдать. Понять – можно…
Жаль только, что он не смог вовремя объяснить внучке, в которой души не чаял, самые простые вещи. Сделай он это – и трагедии бы не было.
“Ворошиловский стрелок” по праву попадает в список лучших жизненных фильмов. Пересматривать его не хочется, но посмотреть хотя бы раз в жизни нужно.
Грань времени (Synchronic) 2019
- США
- Жанр: фантастика, драма
- Режиссер: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
- Рейтинг: КиноПоиск — 6.3, IMDb — 6.2
Два парамедика Стив и Деннис сталкиваются с серией ужасных смертей, связанных с новым странным наркотиком под названием “Synchronic”. Между тем Стиву говорят, что у него рак, и ему осталось жить всего шесть недель. Он решает скупить все “Синхроники” в городе, чтобы защитить других, но обнаруживает, что это таблетка позволяет путешествовать во времени. Этот препарат привел к исчезновению дочери его партнера, Брианны, и является единственной надеждой найти ее.
Действие фильма происходит в Новом Орлеане (штат Луизиана), где родился один из главных актеров Энтони Маки.
Игры разума | 2001 год
«Игры разума» (2001) — одна из лучших психологических драм, основанная на реальных событиях. В основу сюжета положена биография Джона Форбса Нэша-младшего, который являлся великим математиком и лауреатом Нобелевской премии по экономике. Фильм является обладателем четырех премий «Оскар» и одной кинопремии «Золотой глобус». Фильм начинается с описания жизни гения еще в молодости. Постепенно у него начинается развиваться параноидная шизофрения, сопровождаемая галлюцинациями. Болезнь начинает все больше и больше прогрессировать. Дело доходит до того, что болезнь Джона ставит под удар его профессиональную карьеру и личные отношения с близкими людьми.
1. Четверг
Жанр: триллер, драмаРейтинг Кинопоиска: 7,6Рейтинг IMDb: 7,8
Самый высокий рейтинг среди триллеров 2022 года получил не американский фильм и даже не российский, а кино из Индии. Болливуд нечасто делает хорошие триллеры, которые российский зритель может смотреть без фейспалмов, и тем примечательнее «Четверг» и острое чувство напряжения, в котором смотрящие пребывают от начала до конца.
Молодая воспитательница детского сада (ее роль блестяще исполнила Ями Гаутам Дхар) раньше времени возвращается из отпуска по болезни, чтобы приступить к своим обязанностям. Все считают ее образцовой учительницей: кажется, что она искренне заботится о каждом из своих маленьких подопечных. Но совсем скоро героиня Ями поворачивается к зрителю темной стороной, взяв в заложники тех же детей, с которыми она весело смеялась десять минут назад. Требует она денег, участия в переговорах полицейского инспектора (роль исполняет Атул Кулкарни) и встречу с премьер-министром Индии (Димпл Кападия). В движение приходит полицейско-государственная машина Индии, прочесывая связи террористки и пытаясь выяснить причины ее действий.
Хотя поднаторевший в кино зритель, возможно, догадается о мотивах героини Ями уже к последней трети фильма, «Четверг» поднимает много важных вопросов, способных вызвать эмоциональный отклик как у индийского, так и у российского зрителя. В списке триллеров 2022 года он, пожалуй, самый наводящий на размышления: что такое справедливость и что делать маленькому человеку, когда мольбы о помощи не находят отклика в сердцах вышестоящих?
9 место: “Кукла” 2015
Рейтинг:
- Кинопоиск: 6,0
- IMDb: 6,0
Это психологический хоррор о молодой девушке, которая устраивается на работу няни в одну благополучную семью. Приехав в огромный загородный дом, героиня узнает, что ей придется ухаживать за куклой, о которой семейная пара заботится так, словно это живой ребенок. Таким образом бывшие родители пытаются заглушить боль от трагической потери их настоящего ребенка, который скончался более 20 лет назад. Девушке дают перечень правил, который она строго должна выполнять. Однако когда она перестает следовать списку, начинают происходить странные вещи, которые оборачиваются для героини жутким кошмаром.
Молчание ягнят (1990)
Психопат похищает и убивает молодых женщин по всему Среднему Западу Америки. ФБР, уверенное в том, что все преступления совершены одним и тем же человеком, поручает агенту Клариссе Старлинг встретиться с заключенным-маньяком, который мог бы объяснить следствию психологические мотивы серийного убийцы и тем самым вывести на его след.
Заключенный, доктор психиатрии Ганнибал Лектер, отбывает наказание за убийства и каннибализм. Он согласен помочь Клариссе лишь в том случае, если она попотчует его больное воображение подробностями своей сложной личной жизни. Такие двусмысленные отношения не только порождают в душе Клариссы внутренний конфликт, но и сталкивают ее лицом к лицу с помешанным до гениальности убийцей.
Воплощение дьявола настолько сильно, что ей может не хватить мужества и стойкости, чтобы остановить его…
Все умрут, а я останусь (2008)
Рейтинг: КиноПоиск – 5,7, IMDb – 6,5
Жизнь – штука непростая, особенно в четырнадцатилетнем возрасте. Подростки, которых одолевают внутренние переживания и комплексы, вынуждены вести борьбу еще и с внешней средой. Иногда окружающая их действительность оказывается слишком жестокой, а их поступки – слишком переполненными юношеским максимализмом. Это история трех девятиклассниц – Кати, Вики и Жанны – самых обычных девчонок, живущих в спальном районе столицы. Они узнают, что на выходных их ждет первая дискотека в новом учебном году и, естественно, с нетерпением ожидают этого события и готовятся. Но одна из подруг нахамила учителю, и мероприятие может быть отменено…
Молчание ягнят | 1990 год
«Молчание ягнят» (1990) — лучший психологический фильм, снятый по одноименной книге Томаса Харриса. Картина является лауреатом пяти кинопремий «Оскар» и одной премии «Золотой глобус». Это одна из немногих кинолент, которой удалось завоевать такое количество кинонаград. Маньяк похищает и убивает девушек по всей Америке. ФБР считает, что злодеяния совершаются одним и тем же человеком. Чтобы напасть на след психопата спецслужба обращается за помощью к Ганнибалу Лектору — бывшему доктору психиатрической лечебницы и нынешнему заключенному, который считается одним из самых гениальных убийц и невероятных психопатов. К нему подсылают неопытную молодую девушку, агента Клариссу Старлинг, которая должна склонить Лектора к сотрудничеству с ФБР. Он готов помочь расследованию, но с условием, если Кларисса будет потчевать его больное воображение подробностями из личной жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=xTPo_JC6E34
1 место: “Под покровом ночи” 2016
Рейтинг:
- Кинопоиск: 7,2
- IMDb: 7,5
Это драма с элементами психологического триллера, основанная по книге Остина Райта «Тони и Сьюзен», которая была издана в 93-ем году. Сюжет картины повествует нам о женщине, которая после давнего развода с мужем получает написанный от руки роман с призывом его прочитать. Читая роман, главная героиня переосмысливает свои отношения с бывшим мужем, а также находит аналогии из своей прошлой жизни. Фильм нельзя назвать типовым, поскольку он показывает то прошлое, то будущее двух разных миров. Это две истории, одна из которых представляет собой бытовую травму с множественными диалогами, а сама история из книги — детективный психологический триллер. Как бы ни были запутаны сюжетные повороты, Том Форд снова сделал фильм о проблеме одиночества и влиянии искусства на реальность, смешанный с множеством загадок .
3. Свежатинка
Жанр: триллер, комедия, ужасыРейтинг Кинопоиска: 6,5Рейтинг IMDb: 6,7
Начинается фильм как стандартная романтическая комедия: девушка Ноа, лет двадцати с небольшим, все еще ищет того самого «единственного». После череды неудачных свиданий, кажется, Купидон начинает к ней благоволить: в продуктовом магазине, у лотка свежих овощей и фруктов, Ноа встречает симпатичного парня. И вот уже она отправляется к нему в гости на выходные… где сладкая романтическая сказка внезапно оборачивается кошмаром.
«Свежатинка» – это полнометражный дебют женщины-режиссера Мими Кейв. Фильм вышел страшным, исследующим одну из самых табуированных тем в человеческой культуре. И, несмотря на весь ужас и отвращение, который обычный зритель ощущает при виде происходящего на экране, фильм Мими не только входит в топ триллеров–2022, но и, по оценке маститых кинокритиков, является одним из лучших современных фильмов этого года.
Свои
Жанр: драма
Год: 2004
Режиссер: Дмитрий Месхиев
Актеры: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский
Кадр из фильма “Свои”
Времена ВОВ. Территории псковской области оккупированы немцами, которые уже установили свои порядки и правила. Поселения управляются вчерашними крестьянами, которые сегодня (вынужденно или нет) являются старостами и полицаями.
Убегая из плена, в такую вот деревню приходят рядовой красноармеец, комиссар НКВД и политрук.
“Свои” не военная драма. Здесь нет ура-патриотизма и восхваления подвига народа и солдат, защищавших родину. Это просто фильм о душе человека во время войны.
Здесь нет и четкой грани между добром и злом. Режиссер не дает и ответа на вопрос относительно правильности выбора. И именно поэтому этот фильм смотрится с большим интересом.
Актерский ансамбль великолепен: Богдан Ступка в очередной раз создал сложный и противоречивый образ. Ему подыгрывают харизматичный Сергей Гармаш и Константин Хабенский, в карьере которого, к сожалению, больше не было таких сильных и искренних ролей.
«А в душе я танцую», 2004 г.
Если накатила депрессия «и скучно, и грустно, и некому руку подать», смотрите драму Дэмиена О’Доннелла. Нет особенного героя в особенных обстоятельствах, нет нарочитой красивой картинки и нет спецэффектов. Но есть классный сюжет, музыка и игра актеров одними лицами.
Герой не желает быть лишь созерцателем. А ведь он прикован к инвалидному креслу. И это желание дышать полной грудью словно перетекает с экрана к зрителю.
Люди с ограниченными возможностями не любят сочувствия, поэтому в фильме и не будет «выдавливания слезы». Ведь что скрывается за жалостью к инвалидам? Не вина ли за невольное превосходство? Здесь же — главный герой в жизнелюбии превзойдет любого здорового.
Цитаты героев: «Зачем тебе кто-то, если у тебя есть ты?» и «Если у тебя есть будущее — это дар, и нельзя сдаваться, ведь весь мир в твоих руках» и являются идеей фильма.
Обитель проклятых (2014, США)
Режиссёр: Брэд Андерсон («Машинист», «Вечность»)Сценарий: Джо ГанджемиВ ролях: Кейт Бекинсейл, Джим Стёрджесс, Бен Кингсли, Дэвид Тьюлис, Майкл Кейн, Брендан ГлисонКиноПоиск: 7,2IMDb: 6,8
Эдгар Аллан По пил крепчайший саспенс на завтрак, закусывал его хрустящими триггерами и умел заварить мощнейший психологический триллер еще за полвека до рождения Альфреда Хичкока. По рассказу По этот фильм и снят.
Хотя от оригинала, «Системы доктора Смоля и профессора Перро», сохранили только главную идею. Какую не расскажем, здесь зона spoiler-free, но пару деталей для представления общей картинки можно добавить. Молодой врач, перфекционист, гуманист, идеалист и с прочими «ист»-овыми диагнозами приезжает работать в клинику для психически больных. Не в такую, где кровати похожи на операционные столы, а пациенты — на заключенных. Здесь все по-другому: больным разрешается гулять, работать в меру возможностей, свободно общаться и вообще полноценно жить. Безумцы в клинике все высокородные — только из лучших семей Британской империи. Главный герой, свеженький выпускник Кембриджа, просто в восторге. Но вскоре лечить и вообще работать становится трудно: директор ведет себя странно, весь персонал будто пропустил пару-тройку лет в медицинском, потом вообще не разобрать, кого тут лечить, все то ли здоровы, то ли крайне больны. А рядом все чаще оказывается прекрасная миссис Грейвз в утонченных нарядах — Гиппократу легко было писать свою клятву без таких отвлечений.
Трейлер:
Про другой фильм с другими проклятыми в другой клинике для душевнобольных уже говорили тут («Остров проклятых» — один из лучших психологических триллеров Мартина Скорсезе).
7 место: “Материнский инстинкт” 2018
Рейтинг:
- Кинопоиск: 6,3
- IMDb: 6,3
Драматический триллер, основанный по роману «За ненавистью» бельгийской писательницы Барбары Абель. Действие фильма разворачивается в 60-х годах в пригороде Брюсселя. Внезапная трагедия разрушает жизнь двух подруг, и их дружба превращается в обвинения, а некогда царившая гармония — в постоянное подозрение. Отношения накаляются, и уже не понятно: то ли действительно готовится сложный план по уничтожению соседней семьи, то ли они постепенно сходят с ума на почве необоснованных фобий. Это тонкий психологический триллер о семейной травме без особой фантазии, но вполне умело орудующий знакомыми жанровыми приемами.
Все умрут, а я останусь
Жанр: драма
Год: 2008
Режиссер: Валерия Гай Германика
Актеры: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова
Кадр из фильма “Все умрут, а я останусь”
Три лучшие подруги, девятиклассницы Катя Вика и Жанна, с большим нетерпением ждут школьную дискотеку. У каждой из них примитивные, но обычные и понятные для подростков из глубинки желания: найти любовь, хорошо потусить и оторваться. Однажды Вика нахамила учителю математики, и подруги с ужасом поняли, что дискотеку теперь могут отменить.
Это фильм о взрослении в непростое время. Героями картины являются девочки-подростки из неблагополучных семей.
Алкоголь, мат, секс и драки представлены не как нечто из ряда вон выходящее, а как вещи вполне естественные.
Девчонки проходят “обряд посвящения” во взрослые, и пускаются во все тяжкие. Как ни странно, все их сумбурные и страшные действия – это крик о помощи.
Они не знают, что это такое – быть взрослым, а подсказать им некому. В итоге Катя отстаивает свои принципы кулаками, Вика пытается найти любовь, познакомившись с дегенератами, а Жанна старается завоевать уважение новых друзей через курение и алкоголь.
Сюжет нельзя назвать динамичным, а историю – захватывающей. Но все равно фильм смотрится с интересом. Потому что вопрос становления женщины в патриархальном обществе, как и вопросы взросления и конфликта поколений будут актуальны всегда.
Яды, или всемирная история отравлений
Жанр: фантасмагория, комедия
Год: 2001
Режиссер: Карен Шахназаров
Актеры: Олег Басилашвили, Игнат Акрачков, Александр Баширов
Кадр из фильма “Яды, или всемирная история отравлений”
Олег Волков, молодой столичный актер, был доволен жизнью: у него была большая квартира и любимая работа. И жена у него тоже была, да только не ценила она своего счастья…
“Яды” – легкая абсурдистская и местами гротескная комедия. По мере развития сюжета любовный треугольник превращается в квадрат, а потом – и в пятиугольник.
Украшением фильма является Олег Басилашвили, создавший прообраз Воланда (каждому, кто посмотрит этот фильм, станет понятно, почему на роль мессира в мини-сериале Бортко в итоге взяли именно его, а не кого-нибудь другого, помоложе и покрасивее).
Его герой на первый взгляд кажется интеллигентным пенсионером, но на самом деле он – искуситель, знаток ядов и мировой истории отравлений. Именно он подталкивает героя к мысли отравить всех участников любовной драмы.
Главную мысль кинокартины озвучивает Чезаре Борджиа – человек с искалеченной душой, негодяй и циник. Он говорит о Долине, которую увидел, когда ехал в Рим.
В фильме Долина символизирует мечту, все самое светлое и доброе в человеке. Чезаре предал мечту, свернув на неверный путь, и пожалел об этом.
Только на пиру Волков понимает, что, по сути, стоит на краю страшной пропасти – и в любой момент может упасть в нее. И еще он понимает, что у него есть возможность и силы отойти назад.
Доверие (Trust) 2010
- США
- Жанр: триллер, драма, криминал
- Режиссер: Дэвид Швиммер
- Рейтинг: КиноПоиск — 6.4, IMDb — 6.9
14-летняя Энни живет со своей семьей в пригороде Чткаго. В подростковой чат-комнате в Интернете она общается с 16-летним Чарли, строя надежды на романтические отношения. Когда они сближаются, Чарли признается, что ему на самом деле двадцать лет. Они планируют встретиться друг с другом, но когда Энни встречает Чарли, она понимает, что ему около тридцати пяти, и разочаровывается. Но Чарли соблазняет девушку, и она теряет девственность со своим «парнем» в мотеле. Лучшая подруга Энни решает рассказать о случившемся школьной вожатой. Когда всем становится известно об отношениях Энни со взрослым мужчиной, девочку отправляют на медицинское обследование. Ее родителей Уилла и Линн навещает агент ФБР Дуг Тейт, который ведет расследование по делу о педофилии.
Бойцовский клуб
Fight Club
- США, Германия, 1999 год.
- Драма, триллер.
- Длительность: 139 минут.
- IMDb: 8,8.
Главный герой проводит жизнь на нелюбимой работе и не может расслабиться даже во сне. Но всё меняется, когда он встречает торговца мылом Тайлера Дёрдена. Тот убеждает его, что главная и единственная цель жизни — саморазрушение. Друзья открывают «Бойцовский клуб» — тайное место, куда любой может прийти, чтобы подраться. Но потом герой понимает, что планы торговца мылом гораздо сложнее.
Культовый фильм Дэвида Финчера основан на знаменитой книге Чака Паланика. Взяв на главные роли Эдварда Нортона и Брэда Питта, режиссёр смог показать отличный контраст между персонажами: один выглядит вечно усталым и всё больше худеет, а второй — накачанный красавчик.
Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →