Психолог + священник = удвоенная польза

Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ,  направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Священник и прихожанка

Я не верю в дружбу между мужчинами и женщинами

Просто не важно, священник он, не священник, прихожанка она, не прихожанка. Мужчины и женщины дружить не могут, за какими-то редчайшими исключениями: если она крокодил, он импотент и так далее

А так дружба между мужчиной и женщиной всегда грозит перейти во влюбленность. Я знаю людей, я же священник. Никакого романтизма в этом отношении в принципе не испытываю. Я столько видел греха и вижу непрерывно, что как я могу верить во что-то хорошее здесь. Да, бывают священники, я лично знаю несколько человек, которые развелись со своими женами, сложили сан или наоборот, не разводились, но живут в блуде. Не надо дружить с прихожанами, с прихожанками — тем более.

Чем семейная терапия отличается от индивидуальной

Семейная терапия работает с семьей как целым, поэтому на такие сеансы приходят не по одному: муж и жена, родители и дети должны приходить вместе. Если у человека проблемы в семье, но он пришел на сеанс один, это будет уже не семейная терапия, а индивидуальная консультация по поводу семейных отношений. 

Представим ситуацию. Ребенок-подросток не идет на контакт: не слушает родителей, врет, делает по-своему — поэтому в семье постоянно возникают конфликты. 

Индивидуальная консультация по поводу семейных отношений Семейная терапия 
На терапию идет мама, чтобы разобраться, как общаться и вести себя с подростком. Дома мама рассказывает все папе, и они пытаются применить те методики, которые предложил психолог. Либо на терапию отправляют ребенка, потому что родители считают, что психолог поможет ему справиться с агрессией. Мама, папа и ребенок приходят на сеанс к терапевту вместе. Так психолог попадает внутрь системы, видит, как члены семьи общаются между собой, помогает им выстроить здоровую коммуникацию: не кричать, обвинять и ругаться, а спокойно говорить о своих чувствах. 

В основе семейной терапии лежит убеждение: раз проблема возникла в семье, то и решать ее нужно внутри семьи, а не изолированно. 

Мария, 27 лет, 5 лет в браке:

— Когда старшей дочке было три года, у нас со Стасом родились близнецы. Я сходила с ума от недосыпа и усталости: вроде только уложила близнецов, как один из них просыпался, начинал кричать и будил второго. 

Однажды я в очередной раз уложила детей, пошла развешивать белье и увидела, что муж спокойно пьет чай и смотрит телевизор. Я безумно разозлилась: мне было обидно, что Стас совсем мне не помогает, когда это так нужно. А на следующий день он и вовсе пошел с друзьями в бар и вернулся только под утро. Я завидовала свободе мужа, тому, что он может вот так взять и поехать развлекаться после работы, а я привязана к детям. Начались скандалы: он распоряжался временем, как хотел — тусовался с друзьями, отсыпался все выходные, а я говорила, какой он эгоист и что я вообще жалею, что вышла за него замуж. 

На грани развода мы обратились к семейному терапевту. Психолог спросила, прошу ли я помощи у мужа. Я не просила, это казалось очевидным. 

Психолог объяснила: то, что кажется очевидным одному партнеру, может быть совсем не очевидно для другого. Стас не мог ощутить, как я устаю с детьми, потому что у него нет этого опыта — он проводил меньше времени дома, больше работал. Со старшей дочкой я справлялась сама, вот и Стас считал, что и сейчас в семье всё хорошо. Муж на сеансе тоже выговорился. Только тогда я поняла, что он не только веселился и отдыхал, как я думала. У него в голове тоже есть свои заботы: к примеру, как заработать больше денег, чтоб и на жизнь хватало, и на отдых. 

На терапии мы поняли, что нужно делиться друг с другом своими проблемами, а не ждать, пока кто-то догадается. А еще мы договорились, что раз в неделю — в субботу или воскресенье — я оставляю детей со Стасом и иду в кафе, к подруге или в кино. 

Человек ждет, что партнер будет удовлетворять его потребности: откликаться по первому зову, много слушать, быть рядом при любых обстоятельствах. Из-за завышенных ожиданий отношения оказываются под большой нагрузкой. Вот почему многие люди со временем разочаровываются в браке, и вот зачем нужен семейный терапевт. 

Личные качества, необходимые социальному психологу

Выучить при желании можно любую дисциплину, а вот изменить свойства характера и стать другим человеком намного сложнее. Тем не менее профессия социального психолога подходит не всем и предполагает, что ее обладатель – человек определенного склада и характера.

Важными личностными качествами, которые помогут психологу в работе, являются:

  • любовь к людям и желание им помогать;

  • способность к сопереживанию;

  • аналитический склад ума;

  • трудолюбие и терпение.

Необходима специалисту и склонность к ответственности, поскольку он в большой мере отвечает за здоровье и состояние своих клиентов.

Стрессоустойчивость и способность абстрагироваться от негативных эмоций пригодятся в работе с социально уязвимыми слоями населения и при решении конфликтов. Нельзя забывать, что социальному психологу придется иметь дело с разными людьми и их проблемами, а подопечные такого специалиста не всегда приятные люди, поскольку они находятся под влиянием непростых жизненных обстоятельствах, и это естественно сказывается на их эмоциональном состоянии. Они могут быть агрессивными, замкнутыми, неуравновешенными, страдать некоторыми психическими расстройствами. Специалисту придется найти общий язык с каждым человеком, поэтому здоровая психика, богатый словарный запас и умение расположить собеседника к себе – будут чрезвычайно важны в такой работе.

Нельзя забывать и о том, что для роста своей популярности как специалиста, нужно постоянно углублять свои знания, изучать новые тенденции и техники, участвовать в психологических форумах и много читать. Поэтому социальный психолог должен иметь склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, любить быть в курсе событий и хотеть учиться новому.

Вместо развития — топтание на месте

Профессиональные сообщества психологов, разные
психологические направления сегодня развиваются очень быстро. Сориентироваться
в этом мире можно только специалисту с определенной квалификацией. А
православные продолжают дискутировать о том, нужна ли психология вообще, и
какая она должна быть «по святым отцам».

Полгода назад в Российском православном университете прошла
конференция «Место психологии в духовном образовании», посвященная обсуждению роли
психологии при подготовке будущих священников. Скажем честно, особого интереса
к психологии со стороны священноначалия я не заметил.

В картине мира многих священников нет места психологии. Ведь
православная традиция уже содержит все необходимые ответы на вопросы прихожан, их
просто нужно найти в Предании. А вот если прихожанин ходит к психологу — очень
часто могут начаться проблемы. Интересная картина мира, если честно. С моей
реальностью она стыкуется плохо. Особенно когда опять видишь развод в семье
православных друзей, как в сане, так и без…

Дискуссии о православной психологии идут уже не первый
десяток лет. И, судя по конференции, священноначалие до сих пор не везде хочет
видеть психологию в стенах семинарий. В частности, опыт Хабаровской семинарии, где
по инициативе ректора много разных психологических курсов, был оценен крайне
негативно. Или недавно в Сретенской семинарии священник Павел Великанов
попытался запустить магистерскую программу по пастырской психологии, но его
инициативу резко остановили. Психология отдельно, пастырство отдельно.

Впрочем, на конференции согласились, что семинаристам стоит
изучать педагогику и психиатрию. Ну что же, может, хотя бы знакомство с
психическими заболеваниями уменьшит количество «старцев», не благословляющих
пить таблетки, выписанные психиатрами. Но это уже не про психологию.

Священство как особый жизненный путь

Священство — это не просто профессия. Это одно из наиболее ответственных решений в жизни. Не для многих подходит этот путь. Ведь будущий священник должен иметь определенные качества и особые знания. Вопрос, как стать священником, отнюдь не праздный. Должны быть склонность к принятию сана, духовные свойства, ответственность и определенная личностная зрелость. Потому, как говорил иеромонах Дионисий Игнат (1909-2004),

Православный священник

Нередко у верующих возникают вопросы, касающиеся служения церкви. Например, в каком возрасте можно получить священнический сан? Что вообще нужно, чтобы стать священником?

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно знать, что собой представляет священство в Православии.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Лжеправославное понимание проблемы глобализации, информационного учета, контроля и финансов (ИНН, электронные карты и т.п.), пришествия антихриста:

  • Проект документа “О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности” – Патриархия.Ru
  • Разъяснение Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан – Патриархия.Ru
  • “Части Творца” в профсоюзе (Секта ПрофСоюзССР) – Игнат Бакин
  • Антихрист все спишет, или О сидении в землянке – Сергей Худиев
  • Популизм вместо богословия (лишает ли ИНН человека имени?) – протодиакон Андрей Кураев
  • Открытая исповедь экс-борца с ИНН – иерей Святослав Шевченко
  • Жизнь без государства – Дмитрий Виноградов
  • Частной жизни больше нет! – Стив Рамбам
  • Каждый из нас уже с рождения неоднократно “пронумерован” в самых разных инстанциях – Аркадий Малер
  • Христиане могут пользоваться электронными документами – протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Волю христианина поколебать не способно ничто: ни Ангелы, ни власти… ни тем более УЭК – игумен Петр Мещеринов
  • Могут ли паспорт, штрих-код и ИНН лишить человека спасения? – Миссионер Дона
  • Числом 666 помечены все россияне – Елена Малер-Матьязова
  • К проблеме числа “666” – профессор Михаил Иванов
  • С изображений антихриста будет течь миро – профессор Алексей Осипов
  • Об источнике почаевских страхов – протодиакон Андрей Кураев

С претензиями к Богу идите к священнику, с горем и отчаянием – к психологу

– Люди приходят с горем в церковь. Но по адресу ли они обращаются? Ведь одно дело горе, и совсем другое – поиск Бога. Как здесь разобраться, границы полномочий священника?

– Провести жесткую и однозначную границу между душевным, духовным и даже телесным всегда затруднительно. Психосоматика – это душевное или телесное? В горе и утрате в равной степени есть и душевный, и духовный аспект. Действительно, часто к священнику идут, как к психологу, который поможет осознать и пережить. Поэтому границу можно провести так: сопереживать, утешать, поддерживать может и психолог, и священник, и каждый из нас. Но продуктивнее работать совместно. В Москве достаточное количество приходов, в которых тандем священник-психолог уже реализован. Немало есть священников, которые осознают границу, оказывают человеку помощь в вопросах духовных, осуществляя душепопечение, но с психологическими проблемами отправляют к психологу.

В горе есть аспект переживания, а есть аспект смысла. И последнее – это духовный аспект. Если мы говорим о человеке верующем, то помощь в осознании смысла, переживание горя с опорой на ту надежду и упование, которое дает нам вера – это больше к священнику.

А вот непосредственная помощь в переживании, в работе горя, в переходе с этапа на этап, в проработке чувства вины, в канализировании агрессии на этапе обвинений – это работа психолога. Практикующий психолог умеет эмоции разряжать, умеет их направить, умеет вытащить человека из отчаяния, а иногда даже послужить громоотводом в негативных эмоциях.

Я семь лет ратую за то, чтобы практическую психологию преподавали в семинарии, чтобы каждый будущий священник знал хотя бы азы практической психологии и психотерапии. Это было бы для священников одним из самых полезных знаний.

Но пока на уровне церкви это не так, то границу я бы провела следующим образом: с вопросами о смысле и претензиями к Богу  – идите к священнику. С переживанием горя и чувствами отчаяния, безнадежности и вины – к психологу.

Дарья Рощеня

Наталия Скуратовская

Публикации сообщества

Наши реакции

Всё самое важное, что нужно знать и применять
22.12.2022. Как не стать кормом для нарцисса? Пошаговая инструкция
19.12.2022


Как не стать кормом для нарцисса? Пошаговая инструкция
19.12.2022


Признаки употребления наркотиков
18.12.2022


Как изменить свою жизнь, Или простые примеры из когнитивно-поведенческой терапии
14.12.2022


Предновогодний стресс: что делать, если в праздники вы одиноки?
14.12.2022


Полезные виды зависимостей
14.12.2022


Техника: «Заезженная пластинка». Закроет рот самому настойчивому оппоненту
13.12.2022


Как распознать манипуляции и защитить себя от них
12.12.2022


Прокачиваем уверенность в себе. Техники противостояния агрессорам
12.12.2022


5 шагов к установлению личных границ
12.12.2022


Про выбор психолога
11.12.2022


Если долго мучиться, то что-нибудь получится?
11.12.2022


Техники формирования уверенности в себе: голос, речь, мимика, походка
10.12.2022


Мои года – мое богатство?
09.12.2022


Как не привязываться слишком рано и слишком сильно
09.12.2022


Неуверенность в себе. Что необходимо для развития уверенности?
08.12.2022


Обида. Техника для проработки: «Пересобрать ситуацию»
08.12.2022


Техника достижения успеха
07.12.2022

Культ “системы” псевдооздоровления Ксении Кравченко:

“Негодных же и бабьих басен отвращайся,

а упражняй себя в благочестии”

1Тим.4:7

  • Оздоровление по системе священномученика Серафима Чичагова, или методика Ксении Кравченко, – опасно для жизни? (один из лучших и обстоятельных критических материалов) – Оксана Головко
  • О врачебной системе Ксении Кравченко – иерей Александр Зайцев
  • Мнение священников-врачей  о системе Ксении Кравченко – протоиерей Игорь Кононенко и протоиерей Алексей Боднар
  • Культ “системы” псевдооздоровления Ксении Кравченко и его недобросовестный пиар – Нина Соколова
  • Медицинские аспекты критики системы псевдооздоровления Ксении Кравченко – Светлана Калинина
  • Мнения священнослужителей о “системе” Ксении Кравченко: оздоровление или вред? – Нина Соколова
  • Рецензия на брошюру “Здоровье по Чичагову” – иеродиакон Прокопий Жамков
  • О бедном враче замолвите слово… (Размышления о лекциях Ксении Кравченко “Оздоровление организма по системе священномученика Серафима Чичагова”) – Максим Степаненко
  • Система лечения по священномученику митрополиту Серафиму Чичагову. Вопросы и ответы – Дмитрий Индинок
  • Читайте другие публикации раздела “Культ “системы” псевдооздоровления Ксении Кравченко”

Жизнь стала неуправляемой

Моя жизнь превратилась в ком постоянной тревоги. Муж задержался на работе — значит, обязательно будет пьян. Сын не пришёл вовремя — значит, укололся. Муж долго не пьёт — значит, скоро наступит запой. Тревога не покидала меня. Я во всём видела только плохое. Не знала, что такое быть удовлетворённой жизнью, радоваться. Причину поняла гораздо позже. Дело в том, что я жила жизнью не своей, а мужа-алкоголика и сына-наркомана. Если у них всё хорошо — то и я счастлива, ничего больше мне не надо. Думала, что лучше знаю, как нужно оперировать событиями, как правильнее вести себя. Была и скорой помощью, и милицией, пожарным. Всю жизнь стремилась изменить мужа и сына, потом — зятя, невестку. Пыталась навязать своё мнение дочери, куме, знакомым. Думала, лучше знаю, что им нужно для счастья, но это привело к тому, что я потеряла сон, а всю энергию направляла на других людей и их проблемы. Сама же становилась злой, нетерпеливой, болезненной, разражённой. Постоянно испытывала чувства страха и вины. Моя жизнь стала неуправляемой.

Вопросы и ответы

Вы действительно предоставляете бесплатные консультации?

Да, психологи сообщества оказывают бесплатные текстовые консультации.

Система работает по принципу один вопрос – много ответов.

Вы задаете вопрос и получаете несколько ответов от разных психологов сообщества.

На вопросы отвечают квалифицированные психологи с опытом работы. Задав вопрос вы не сможете внести изменения и дополнить его

Вот почему так важно правильно сформулировать ваше обращение

Получить бесплатную консультацию можно ЗДЕСЬ

Как с помощью сайта Все психологи решить проблему самостоятельно?

Для этого на сайте есть огромное количество статей, тестов, рекомендаций от психологов, круглых столов. Все материалы были написаны психологами нашего сообщества и теперь вы можете пользоваться ими бесплатно. Весь контент структурирован и разбит на категории

Отдельно хочется обратить внимание на наш электронный журнал Вся психология, который выходит два раза в месяц и содержит в себе анонсы лучших материалов сайта

Читайте, находите полезное, меняйтесь и меняйте мир вместе с сайтом Все психологи

Какие психологи консультируют на сайте?

Мы сотрудничаем со специалистами по всему миру. В каталоге психологов вы можете увидеть консультантов из разных стран и городов. Также в базе есть психологи, консультирующие на английском, немецком и французском языках.

Все члены сообщества имеют высшее образование, проходят дополнительное обучение и супервизии.

Если вы психолог и хотите сотрудничать с нами, то загляните на эту страницу 🙂

Моралист

«Вы должны помириться с родителями, иначе от вас откажутся ваши собственные дети!». Или еще хуже: «Вы замужняя дама и воспитываете детей, вам должно быть стыдно за такие мысли». Еще более категорично может звучать отсылка к религиозной морали, если вы сами — человек верующий.

Психологи, склонные категорично оценивать поступки клиентов и даже взывать их к стыду и совести, — не такая уж редкость. Хватает и клиентов, которые записываются на встречу в надежде получить «волшебный пинок». Только всё это не имеет ничего общего с психологией и психотерапией.

Попытки пристыдить и усовестить лишь усугубляют конфликт и способствуют тому, что клиент закрывается, начинает скрывать «стыдные» мысли, что делает терапию невозможной.

Современная практика следует принципу безоценочности: поступки клиента не плохи и не хороши сами по себе

Важно только то, способствуют они или мешают достижению поставленных им целей и какое место занимают в его собственной системе координат. Личные воззрения психолога вообще не должны иметь значения: он — зеркало и посредник, но никак не учитель и наставник

Гуманистическая школа психологии (к которой относится и популярная гештальт-терапия) пошла еще дальше, внедрив принцип абсолютного принятия: любые мысли и поступки клиента достойны внимания и понимания. Именно принятие позволяет человеку раскрыться и добраться до самых сложных и глубоких переживаний.

Если же поведение клиента провоцирует у него бурю негативных эмоций — единственное, что он может сделать, это перенаправить его к специалисту с более устойчивой психикой.

Может ли психологическая помощь быть основана на религии — очень спорный вопрос, хотя существует целое сообщество православных психологов. Академическая психология религии сторонится, поскольку наука должна быть основана на эксперименте и доказательствах, а не на слепой вере. С практической помощью сложнее: она строится на множестве гипотез, которые с трудом поддаются проверке, и в ход идет всё, что способно помочь клиенту (в рамках этических норм, конечно).

«Я сделаю его счастливым, и он перестанет пить»

Моя история началась с того, что я вышла замуж за алкоголика. Все вокруг говорили мне: «Что ты делаешь, опомнись! Ты погубишь свою молодость!» Я никого не слушала, стояла на своём. Думала: они не понимают его, мой избранник — хороший, я сделаю его счастливым, и он перестанет пить. Будет выпивать по праздникам или рюмочку во время обеда — и у нас всё будет хорошо. Так началась наша совместная жизнь, которая длилась 45 лет. Поначалу всё было благополучно, весело, но я стала замечать, что в году слишком много праздников и выходных, а вот трезвых дней совсем мало. Постепенно складывалось так, что дни рождения переходили в выходные, затем в праздники. Потом начался сплошной «праздник жизни», где алкоголь стал главной составляющей.

У нас родился сын, и я заметила, что мне некогда им заниматься: всё внимание было занято борьбой с алкоголизмом мужа. Пыталась разговаривать с ним о вреде алкоголя, прятала бутылки со спиртным, выливала его в мойку, проверяла карманы, пакеты, сумки

Постоянно грозила, что подам на развод, но не делала этого. В компаниях постоянно контролировала количество выпитого им алкоголя. Делала всё, чтобы муж перестал пить. Нарисовала образ, каким он должен быть, и всё время пыталась изменить его. Но все попытки сделать это приводили к очередному скандалу, всплеску гнева, агрессии, ненависти. Он назло пил ещё больше, не слышал меня и меняться не хотел.

Священник и скворец

Все люди ходят на работу, правда. Наше общение, ограничивающееся нашими должностными обязанностями, — это рабочие отношения. А когда мы вместе после работы в баню пошли — это дружба, ну приятельство, по крайней мере. Я дружбу понимаю максимально широко — от легких приятельских отношений до глубоких и преданных дружеских отношений. А священство — это гораздо больше, чем просто работа. И священник, в общем, не должен дружить ни с кем из своих прихожан. Он может и должен понимать их жизнь. Они могут много и глубоко общаться. Они могут и должны помнить и поддерживать друг друга. Но не приятельствовать. Я не говорю, что не имеют права, но лучше не нужно. А вообще лучше как скворец. У него скворечник в одном месте, а еду он добывает в километре от скворечника. Помните: «Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед, и с другом не будет драки, если у вас друга нет». Наличие друзей подразумевает и драки, если не физические, то, по крайней мере, какие-то другие — ссоры, разногласия, выяснения отношений. И лучше, чтобы этого не было в храме.

Помогите избавиться от самобичевания

– Но часто человек винит в происшедшем себя.

– Да, это как раз следующая стадия, на которой от обвинения кого-то человек приходит к обвинению себя. И это тоже неизбежный этап проживания горя. В этом есть отголосок нашего детского чувства собственного всемогущества. Все зависит от меня и, если я буду хорошо себя вести, то мои близкие будут живы, здоровы и никогда не поссорятся. Каждый ребенок младшего дошкольного возраста так понимает себя и свои отношения с миром. Потом жизнь ставит все на свои места. Но такие вещи, как смерть близких, мы все равно принять не готовы. Мы начинаем без конца прокручивать альтернативные сценарии.

«А если бы я настоял на том, чтобы мама раньше обратилась к врачам, то ее удалось спасти». «А если бы я вовремя сделал то-то, то беду удалось предотвратить». Совершенно понятно, что эти «если бы» уже не имеют никакого смысла, потому что мы не можем вернуться в момент, прожить его по-другому. Однако чувство вины, которое не находит выхода, загоняет человека в тяжелую депрессию и потенциально может привести к суициду.

– Если человек приходит в церковь не в силах понести свою вину, чем же тогда помочь?

– Мы можем помочь не утопать в чувстве вины, а снять с себя тяжесть лишних самообвинений

При этом важно понимать, что бывают ситуации, когда от этого “если бы” не отделаешься. Например, трагический случай, известный мне из реальной жизни: трехлетний ребенок выпал из окна, пока мать на кухне болтала со своей подружкой

Понятно, в чем-то сама виновата – беспечная, недосмотрела, 20 лет, ветер в голове. Но это уже не поправишь. И это тяжелейшее переживание горя

Здесь важно помочь человеку понять, что самобичеванием он никого уже не спасёт, зато навредит тем близким, которые прямо сейчас нуждаются в любви

Но не надо взывать к чувству долга, мол, ты должен жить ради других, или должен жить иначе, чтобы… На долг у человека нет сил.

Зато утешительной может стать идея искупления. Человек может пережить такое горе, которое не исправить, искупления нет, но если в этот момент сказать, что воскресить умершего нельзя, зато можно помочь другим не попасть в такую ситуацию, или можно помочь тем, кто нуждается в помощи – вот за это горюющий может уцепиться как за соломинку.

Тенденция обвинять кого-то и обвинять себя может закольцеваться. Это такие качели, в которых люди могут застревать годами, то впадая в гнев, то в самообвинения, то в гнев, то в самообвинение…

Фото: patriarchia.ru

– Что еще характерно для этой стадии?

– На стадии чувства вины есть стремление поторговаться: «А вот если я сделаю то-то, может, горе отменится?» Представьте, внезапный развод, муж ушёл, трагедия. Женщина идёт в церковь и говорит: «Батюшка, а если я сто раз в день буду читать акафист Богородице, муж ко мне вернётся?»

Высказывание ложных надежд, попытка поторговаться с кем-то в мистической сфере – это магия

Тут священнику важно человека мягко, но убедительно разочаровать. Открытым текстом сказать, что торг неуместен, зато у нас есть надежда и упование, вера в милосердие Божие, вера в Царствие Небесное, вера в жизнь вечную

Эта вера даётся безвозмездно, то есть даром.

На этой стадии, кстати, традиция давать милостыню за умерших и просить за них молиться – нормальное стремление, правильное. Это вообще правильно молиться друг за друга всей церковью.

Профессиональные знания психолога социальной сферы

Многообразность функций и задач предполагает, что для такой работы специалисту потребуются серьезные знания. Что же должен знать и уметь психолог, чтобы быть востребованным в обществе?

Хороший социальный психолог:

  • знает правовые нормы работы в социальной сфере;

  • разбирается в психологических дисциплинах (психология, психология личности, семейная психология, психология развития, кризисная и экстремальная психология, психология девиантного поведения, конфликтология);

  • знаком с особенностями конфликтов и способами их решения;

  • владеет знаниями специфики поведения и развития людей из разных социальных групп;

  • понимает принципы проведения диагностики и психотерапии;

  • умеет осуществлять психологические исследования и эксперименты;

  • знает свойства взаимоотношений между личностью и группой и умеет их корректировать;

  • понимает закономерность формирования психологического климата в группе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий