12.7. Приёмы и принципы личностного воздействия руководителя на членов коллектива
Приемы достижения руководителем позитивного расположения членов коллектива
оскольку руководитель должен стать для членов коллектива эмоционально положительным фактором, ему могут помочь в этом приемы достижения их позитивного расположения, механизм воздействия которых имеет научное обоснование.
Многие руководители используют эти или подобные приемы интуитивно, часто – просто в силу имеющихся у них черт характера. Применение же приемов личностного воздействия на основе научного знания, учета механизма их действия значительно повышает возможности руководителя в достижении не только рациональной, но и эмоциональной слаженности в работе коллектива.
Прежде, чем изложить некоторые приемы достижения положительного расположения подчиненных, необходимо подчеркнуть два взаимосвязанных обстоятельства.
Во-первых, сфера приложения этих приемов, как полагают психологи, находится не в области сознания, а в области подсознания. Это приемы передают сигналы, которые не осознаются человеком, но воспринимаются подсознательно и создают у него положительные эмоции.
Во-вторых, с помощью этих приемов нельзя ни в чем убедить и ничего доказать, а можно лишь положительно расположить. Действуя на уровне эмоций, передаваемые этими приемами сигналы определяют положительное отношение к источнику сигналов, и способствуют »передвижению» подчиненных в правую часть »шкалы отношений».
Вместе с тем, как мы полагаем, эти приёмы могут рассматриваться в качестве способов морального стимулирования, поскольку они создают условия для удовлетворения социальных (социально-психологических) потребностей работников.
Рассмотрим подробнее такие из этих приемов, как: 1) »Имя собственное»; 2) »Зеркало отношений»; 3) »Золотые слова»; 4)»Терпеливый слушатель»; 5) »Личная жизнь» 1 .
Планирование. Планы зависят от цели и средств.
Хорошо подготовлен тот, кто задумался над следующими вопросами:
· Насколько цель партнера по переговорам отличается от вашей цели.
· Насколько пути, которые может выбрать партнер, отличаются от вашего варианта.
12 стр., 5894 слов
Понимание эмоций другого человека
… включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию. Критика этой концепции … эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условнорефлекторные реакции страха у партнеров
Важно, что лицевая экспрессия может воздействовать на уровне подсознания, когда человек ..
· Располагает ли партнер информацией, которой нет у вас, или наоборот.
· Какими могут быть его представления об организационном обеспечении своего варианта решения.
Итак, только тогда, когда потенциальный клиент видит преимущества, которые могут быть ему предоставлены и отвечают его «эгоистическим» устремлениям, можно сказать, что и вы достигли успеха, приобретя нового партнера.
Билет №23 — Техника аргументирования
Прием «зеркало отношения»
Большинство людей знает, что чаще в процессе общения по-доброму улыбаются те, кто относится к ним с симпатией. В народе говорят, что глаза – это «зеркало души», а с учетом психологии: лицо – это «зеркало отношения».
Часто ли люди осознанно, преднамеренно регулируют «изображением», т.е. выражением лица. Обычно они это делают редко, а точнее, очень редко. Вот и получается, что часто внутреннее раздражение «написано» у человека на лице. Следовательно, выражение лица соответствует действительному отношению к тому или другому человеку.
Поэтому важно помнить, что мягкая, добрая улыбка обладает способностью чаще притягивать к себе, чем отталкивать. Составляющие психологического механизма данного приема следующие:
Составляющие психологического механизма данного приема следующие:
- А. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не своим врагам.
- Б. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего, это сигнал «Я – ваш друг».
- В. Друг в прямом смысле этого слова – единомышленник в значимых для нас вопросах, делах.
- Г. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Друг – это тот человек, который повышает защищенность, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.
- Д. Чувство удовлетворенности вызывают у человека положительные эмоции.
Располагать к себе подчиненных – это служебная обязанность руководителя.
Для тех, кто не умеет улыбаться «по заказу», но считает необходимым овладеть этим приемом, можно порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на Вас из зеркала. Выполнив это упражнение, Вы вдруг почувствуете, что, во-первых, стало светлее, а во-вторых, не так сложно улыбаться тогда, когда это необходимо.
Слайд 4Техники слушания.Важнейшее условие продуктивного общения – это умение слушать. Умение
слушать не означает простого молчания, это активный и достаточно сложный
процесс, призванный повысить эффективность общения.Можно выделить следующие виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое.Активное слушание предполагает уточняющие вопросы, парафраз по типу: «Правильно ли я вас понял, что…», причем следует обязательно дождаться ответа.Эта техника активно применяется в том случае, если собеседники обмениваются информацией.В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, эффективно пассивное слушание.Активное слушание бесполезно, так как человек не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции.
Виды и функции интонации
Для начала разберемся, что же такое интонация. С теоретической точки зрения это некий комплекс просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи. Просодия – это наука, которая изучает модификации характеристик голоса во время речи, а именно тон, громкость, темп, ритм и тембр голоса. Напомним, что характеристики голоса мы изучили на прошлых занятиях.
С практической точки зрения интонация – это гораздо более сложное взаимодействие взаимосвязанных компонентов, когда тон, громкость, темп, паузы и тембр реализуются в речевых конструкциях и несут смысловую и эмоциональную нагрузку. Таким образом, интонация – это комплексная характеристика, включающая в себя множество элементов, которые мы разберем чуть позже.
Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, мы сделаем упор на практику. Теорию расскажем вкратце, чтобы у нас с вами было единое понимание используемых в курсе терминов. Начнем с интонем, т.е. типов интонационных средств.
Типы интонем:
- Фразовые акценты – когда акцент ставят при помощи интонационного ударения без изменения порядка слов в предложении. К примеру, вопрос «Катя придет завтра?» с ударением на «придет» и «завтра» имеет совершенно разный смысл. В одном случае мы интересуемся, когда же она придет, в другом – сомневаемся, придет ли она, вообще.
- Неакцентные интегральные характеристики – когда вся фраза произносится в едином формате без выделения отдельных слов ударением.
Тем, кто захочет вникнуть в тему интонирования поглубже, следует иметь представление о классификации интонем, принятой в науке.
Разновидности интонем:
- ИК-1 – нисходящий тон для завершенного повествовательного предложения (большинство повествовательных конструкций).
- ИК-2 – нисходящий тон в вопросах с вопросительным словом («Как вы себя чувствуете?»)
- ИК-3 – восходящий тон в вопросительных конструкциях без вопросительного слова («Вы были на лекции?»)
- ИК-4 – нисходяще-восходящий тон для сопоставительных вопросов («Я буду… а вы?»)
- ИК-5 – чередование восходящего, ровного и нисходящего тонов для констатации факта и восклицания («Какой чудесный день!»)
- ИК-6 – чередование восходящего и ровного тонов для оценочных восклицаний («Какой день погожий!») и вопроса-недоумения («Какой еще экзамен?!»)
- ИК-7 – восходящий тон со смычкой голосовых связок для выражения экспрессии («Это она красавица?.. Да она уродина!»)
Все это многообразие конструкций можно свести к трем простым средствам организации речи при помощи интонации.
Базовые виды интонации:
- повествовательная;
- вопросительная;
- восклицательная.
Ключевое слово – базовые, потому что, как мы уже видим, восклицание может означать согласие или несогласие, вопрос может нести в себе отрицание, а уж количество оттенков интонаций в повествовательных предложениях и вовсе не поддается исчислению. Это позитивные и негативные эмоции, радость и грусть, счастье и печаль, и многое другое. Так, у интонации очень много функций.
Функции интонации:
- Синтаксическая – формулировка мыслей с их оформлением в интонационные группы. Так мы говорим большую часть времени в обычном режиме.
- Семантическая – коммуникативная организация фразы, членение фразы интонацией на смысловые части.
- Экспрессивная – выражение собственных эмоций и их силы, воздействие на эмоциональную сферу слушателей.
- Эвфоническая – обеспечение благозвучия фразы путем деления на соразмерные фрагменты, баланса более громких и тихих отрезков фразы.
- Стилистическая – приведение речи к тому или иному стилю.
Стилистическую функцию в отдельную категорию выделяют весьма условно, потому что она, так или иначе, является синтаксической, т.е. предназначена для передачи неких сведений или информации. Однако, согласитесь, что диктор в телевизионных новостях подает информацию несколько иначе, чем преподаватель в университете. А сказку на ночь 3-летнему малышу вы будете читать совсем по-другому, нежели рассказывать какой-нибудь случай из жизни 10-12-летнему ребенку.
Есть и другие определения интонации. Например, подразделение на интонацию завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения и разделения, а также звательную интонацию. Думается, из этих названий вполне понятно, о чем идет речь.
Другими словами, разные виды и функции интонации реализуются разными способами. Поэтому рассмотрим основные элементы интонирования подробнее.
Если без критики не обойтись:
§ Определить цели критики: что и как конкретно должно измениться.
§ Выясните позицию критикуемого по этому вопросу, выберите правильную форму психологического воздействия с учетом его психологических особенностей.
§ Не превращайте критику в перепалку, разнос или оскорбление, сохраняйте ровный тон и терпение.
§ По возможности критикуйте без свидетелей.
§ Помогите критикуемому человеку сохранить свое лицо.
§ Будьте самокритичны.
Чувствуя раздражение, мы, обычно, ищем «виноватого» в этом и нападаем на него с критикой и даже оскорблениями. Чувствуя восхищение кем-либо, мы чаще всего не высказываем этого.
Восприятие критики должно проходить спокойно, с осознанием того, что рабочие показатели можно улучшать
Важно осознавать то, что как раз отсутствие критики в адрес работника – плохой для него знак, показатель пренебрежения к нему. Критика должна заставить задуматься именно об исправлении положения, а не приводить к обидам и расстройствам
Билет №17 — Стили делового общения
Слайд 11На основе этого критерия существует классификация манипуляций: Манипуляция любовью одна из
самых жестоких манипуляций, когда для получения любви нужно выполнить данные
условия или совершить обмен на деньги или услуги. Манипуляция страхом всегда была одной из самых действенных. Даже недостаточная информированность человека позволяет манипулировать им, играя на людском страхе.Манипуляция неуверенностью действует только в том случае, если человек себя недооценивает и переживает по поводу своего недостатка. А манипулятор, не имея реальной власти и авторитета, пользуется этим, подтверждая свою состоятельность на фоне чужих недостатков. Манипуляция чувством вины дает манипулятору право на достижение своей цели за счет чужих погрешностей.Манипуляция чувством гордости позволяет манипулятору настроить человека на стремление кого-то догнать, тем самым сбывая его с намеченного пути. Манипуляция чувством жалости используется для того, что бы вызвать сострадание со стороны другого человека ради достижения цели.
Ответ нейросети Pifagor.AI
Задача 1:
Нам нужно выбрать подходящее неопределенное местоимение для заполнения пропуска в третьем предложении текста. Поиск подходящего местоимения требует обратиться к предшествующим предложениям и искать относящиеся к нему моменты. В данном тексте указано, что “Чтобы подчинённый принял позицию руководителя, необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, не только не будут противоречить его принципиальным взглядам, но и будут способствовать удовлетворению его потребностей.” Отсюда следует, что нужно выбрать местоимение, которое неопределенно указывает на “действия” или “взгляды” и связывает их с нуждами подчиненного. В данном случае, подходящее местоимение – “эти”.
Ответ: эти
Задача 2:
В данной задаче нам нужно выбрать варианты ответов, в которых лексическое значение выделенных слов соответствует их значению в данном тексте.
1) КАСАТЬСЯ. перен. Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении
Касаться важной темы.
Ответ: 1)
2) позиция. Положение тела, поза
Первая позиция (в танце). Позиция Фехтовальщика.
Ответ: 2)
3) УСЛОВИЕ. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
Ответ: 3)
4) ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. Обладающий плохими чертами, качествами. Отрицательный mun. Отрицательный персонаж романа.
Ответ: 4)
5) ЛЁГКИЙ. Небольшой (по силе, крепости); малозаметный. Лёгкий ветерок
Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное).
Ответ: 5)
Задача 3:
Нам нужно выбрать варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
1) Основная синтаксическая особенность текста заключается в использовании назывных предложений.
Обоснование: Назывные предложения – это предложения, в которых выражено действие или состояние субъекта. В тексте даны инструкции, рекомендации и объяснения, поэтому такие предложения присутствуют.
Ответ: 1)
2) Жанр текста – аннотация, поэтому задача автора показать особенности и достоинства анализируемой книги.
Обоснование: Данный текст является фрагментом книги “Управленческое общение” и содержит изложение законов управленческого общения, а не аннотацию.
Ответ: нет верного ответа
3) В тексте широко представлены антонимы и антонимические сочетания (например, противоречить – способствовать, положительное и отрицательное отношение, друзьям – врагам).
Обоснование: Действительно, в тексте присутствуют антонимы, подчеркивающие различные аспекты управленческого общения.
Ответ: 3)
4) В третьем и четвертом абзацах текста описаны конкретные приемы, помогающие расположить к себе подчиненных.
Обоснование: Да, в третьем и четвертом абзацах текста даются конкретные приемы, которые руководители могут использовать для создания положительного контакта и отношений с подчиненными.
Ответ: 4)
5) Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных официально-деловому стилю: точность словоупотребления, не допускающая неоднозначности, строгость изложения, стандартизацию.
Обоснование: В тексте преобладает деловой стиль изложения, с использованием точных терминов и стандартных экспрессий.
Ответ: 5)
Ответ помог?
Любая деловая беседа состоит из 5 основных этапов:
1. Начало беседы
На этом этапе с собеседником нужно установить доверительный контакт, привлечь его внимание, пробудить желание выслушать всю информацию до конца
2. Передача информации. На этом этапе происходит передача запланированной информации, а также выявление целей и мотивов собеседника, проверка и анализ его позиции.
3. Аргументирование
Это способ обоснования выдвигаемых положений и убеждение собеседника в важности принимаемого решения
4. Опровержение доводов собеседника. Это этап нейтрализации замечаний собеседника.
5. Принятие решение (заключение). На этом этапе решиться, будут ли достигнуты заранее намеченные цели.
Занятие 1. Формирование вербального имиджа
Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.
Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание –
золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.
Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других
ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):
· позитивнее
с людьми разговаривать, а не говорить;
· необходимо
учитывать личные интересы собеседников;
· не
забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;
· смелее
преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные
запреты на определенные темы).
А также…. Диагностическая роль и значение употребления некоторых
достаточно распространенных в обыденной речи вводных слов и негативное их
влияние на имидж человека.
Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж
фактор «четкость речи».
Кстати, есть ли у
вас отклонения в темпе речи? Если есть, их надо откорректировать.
Вспомните о роли
интонирования и о психологической функции пауз в речи.
Как обычно люди
здороваются. Кстати, звучание собственного имени является для человека
сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:
· не
фиксироваться в сознании собеседника;
· вызывать
чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом
думать).
Назвать человека по
имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции
данного человека.
Вы произнесли вслух
имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности,
следовательно, утвердили его (в
глазах) как личность, следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе
Кстати, прием «имя
собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете
коллегу по имени.
А еще…
Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а в…
психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть
окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое
«вербальный имидж»?
2. Назовите
и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа.
3. Как на имидж
делового человека влияет манера представляться?
Задание 1
Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады.
Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Попросите
кого-нибудь послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в
приветствие.
Задание 2
Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный
смысл
1. Рад
вас видеть!
2. Спасибо
за работу.
3. Приходите
завтра.
4. Я в
восторге.
5. Спасибо,
мне очень приятно ваше внимание. 6. Приятно
было с вами поговорить
6. Приятно
было с вами поговорить.
7. Спасибо
за комплимент.
8. Очень
вам признателен.
9. Ценю
вашу настойчивость.
10. Мне это очень нравится.
Задание 3
Произнесите фразу с разными интонациями
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично,
огорченно, гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с
восхищением, с гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять
бестактность просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально,
с угрозой).
6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно,
таинственно).
8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно,
неуверенно, решительно).
9. Здравствуйте! (сухо, официально,
радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
Предыдущая |
Слайд 5Сочувствующий собеседник дает возможность высказаться, демонстрируя свою готовность к поддержке.Следует
не просто молчать, а показывать свою заинтересованность с помощью таких
слов: «угу», «да-да», «конечно же» и т. п.Задача слушающего – поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится, поэтому можно использовать уточняющие вопросы: «А ты что?», «А ты как ответил?» и т. п.В случаях, когда в процессе общения решаются проблемы, значимые для личности, эффективно применение эмпатического слушания.Эту технику следует использовать тогда, когда человек сам готов с вами поделиться своими проблемами.Эмпатическое слушание предполагает, что отражаются чувства собеседника, его переживания, не допускаются замечания, интерпретирующие его мотивы («так это у тебя потому, что…»).Итак, техника и приемы общения достаточно разнообразны и зависят от коммуникативных способностей человека, его возраста, профессиональной деятельности, вида общения.
Эффективность общения
Существует множество приёмов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.
1. Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник
Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру
2. Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». А друг — это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.
3. Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.
4. Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.
5. Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.
9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.
8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.
В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.
6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.
В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.
М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.
В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.
В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.
Источник