Признаки психологического насилия

Психологическое насилие

В отдельных случаях в отношениях людей зарождаются проблемные и конфликтные ситуации, которые в психологии получили название психологическое насилие. Такое насилие может выражаться в разнообразных формах и видах. Иногда, подобное насилие почти незаметно для человека.

Определение 1

Насилие ‒ сознательное применение физической силы или психологического давления, которые ориентированы против других людей или самого себя.

Определение 2

Психологическое насилие – это насилие, которое состоит в воздействии на психику человека при помощи угроз, запугивания, с целью переломить волю оппонента к отстаиванию собственных интересов и прав.

В научных источниках литературы кроме понятия «психологическое насилие» можно встретить еще близкие к нему по значению понятия «эмоциональное насилие» и «психологическая агрессия».

Психологическое насилие никогда не выражается в виде физического воздействия. При давлении на психику применяются многообразные средства и методы, задачей которых является заставить человека поменять модель собственного поведения.

Причины возникновения эмоционального насилия в семье

  • Психологическая слабость. И за счет воздействий на эмоции и психику жены муж пытается самоутвердиться.
  • Психическое отклонение. Проявляется оно как нарциссизм, пограничные состояния, социопатия. Причиной может быть и реально перенесенная психологическая травма. Хотя нередко эмоциональное насилие над женщинами проводят вполне состоятельные и со счастливым детством мужчины.
  • Потребность в самоутверждении. К психологическому насилию над партнершей может толкать заниженная самооценка.
  • Проблемы с коммуникацией. Недостаток образования или неумение выражать свои мысли часто не позволяют достигать стабильности в семейных отношениях при помощи слов, нормального общения.
  • Прошлый опыт. Насилию может способствовать воспитание и становление мужа как мужчины в специфической среде. И не только в условиях негативного или грубого к себе отношения. Но также и тогда, когда его растили во вседозволенности, превознося его явные или мнимые достоинства. В итоге человек чувствует свое (часто надуманное) превосходство над другими людьми. Само собой, не последнюю роль играют и отношения в семье самого мужчины, когда он был еще ребенком. Ведь дети склонны строить свои взрослые отношения по образу и подобию родительских.
  • Самореализация за счет жертвы. Банальное стремление к власти хотя бы (или в том числе) в семье. А также неуверенность в прочности и стабильности семейных отношений.

Механизм развития

Психологическое давление изначально может быть незаметным. Его не осознает даже сам манипулятор. Если процесс психологического насилия запущен, он будет проявляться все сильнее и сильнее. Механизм развития:

  1. Обвинение. Манипулятор будет усиливать давление с каждым днем, распространяя влияние на разные сферы жизни жертвы. Если противодействия нет, у человека, на которого оказывается давление, будет быстро снижаться самооценка.
  2. Подавление личности. Простые обвинения превращаются в унизительные фразы. Они угнетающе воздействуют на жертву, заставляют ее чувствовать себя ничтожеством. Человек на которого оказывается давление, начинает накапливать в себе чувство вины за совершенные действия.
  3. Полное подчинение. Жертва уверена, что не стоит своего партнера, ее личные интересы являются ничтожными.

Конечный этап в механизме развития психологического насилия — слом жертвы. Наступает полная дезориентация. Жертва оказывается в полной власти манипулятора, не может ему противодействовать, проявлять свое мнение.

Что такое психическое насилие

Под психологическим или моральным насилием понимается нефизическое давление на человека, его психику, при котором ухудшается эмоциональное состояние, например развивается тревога или возникают психические расстройства.

Жертвой невидимой, но больно бьющей тирании человек может стать и в семье, и на работе. А агрессорами или абьюзерами чаще бывают:

  • родители по отношению к детям, полностью зависящим от взрослых;

  • мужья, подавляющие волю жен;

начальники, срывающие раздражение на подчиненных.

Но не все так однозначно. Часто за тиранию принимают все неурядицы и конфликты интересов в паре или коллективе, воспитательное воздействие родителей на ребенка.

Поэтому необходимо понимать мотивы каждой стороны.

Возможные последствия

Длительное психологическое насилие не может пройти бесследно. Негативные последствия:

  1. Может сформироваться устойчивый образ жертвы, который будет мешать в новых отношениях, общении с окружающими.
  2. Появляется неуверенность в собственных действиях, постоянная тревожность.
  3. Формируется устойчивое чувство одиночества, отсутствия поддержки от окружающих. Это может привести к депрессии.
  4. Снижение самооценки, появление комплексов. Может появляться физическое, моральное истощение.

Индивид, который перенес серьезное психологическое насилие, может замкнуться в себе, перестать общаться с окружающими. У него будут частые апатии, депрессии, нервные срывы.

Признаки и формы психологического насилия

Психологическое насилие, в отличие от физического, не всегда может быть, очевидно, так как оно может выражаться не только в форме крика, оскорблений и ругани, но и в виде тонких манипуляций чувствами и эмоциями человека. В основной массе случаев цель того, кто применяет психологическое насилие ‒ вынудить жертву скорректировать свое поведение, мнение, решение и поступить так, как того хочет агрессор-манипулятор. Необходимо обозначить, что существует отдельная группа людей, которая использует психологическое давление и насилие для того, чтобы в моральном плане сломить жертву и сделать ее абсолютно зависимой от собственной воли. Чтобы достигнуть своей цели, агрессоры используют следующие виды психологического насилия:

Управление, приказы. Старания занять господствующую позицию и руководить другим человеком ‒ одна из самых элементарных форм психологического насилия, и как ни странно, она достаточно результативна. Многие люди, которые не имеют прочных личностных границ, просто не умеют говорить «нет» и ставить зарвавшегося «командира» на место, потому они предпочитают не идти на открытый конфликт с агрессором, а подчиниться его воле.

Вербальная агрессия ‒ злые насмешки, беспочвенная критика, оскорбления, унижения. Оскорбляя жертву, агрессор ставит своей задачей в моральном плане унизить ее и возвыситься в своих глазах за ее счет, а также ‒ вынудить оправдываться и делом аргументировать, что оскорбления беспочвенны

Оскорбления и унижения является довольно успешным приемом манипуляции, так как человек, которого унижают, будет со всех сил стремиться доказать свою важность и заработать уважение в глазах агрессора (в особенности если агрессор ‒ важный человек для жертвы). Игнорирование и бойкот

Вид психологического насилия, при котором агрессор или совершенно игнорирует жертву, либо преднамеренно избегает обсуждать с ней важные для нее вопросы. Игнорирование также представляется приемом манипуляции, так как цель данного приема ‒ вынудить жертву скорректировать собственное поведение / совершить что-либо, чтобы приобрести возможность вновь нормально общаться с агрессором-манипулятором.

Давление на чувство долга или чувство вины. Данный тип психологического давления базируется на естественном желании человека быть порядочным и хорошим членом общества. Чувства долга и вины – «излюбленные» рычаги всех манипуляторов, так как, вызвав данные чувства, можно вынудить человека совершить то, чего он не совершил бы по своему желанию. Показателями манипуляций чувствами долга и вины являются взывания к стыду и совести, беспочвенные обвинения в непорядочности, черствости и эгоизме и др.

Запугивание, угрозы, шантаж. При помощи данной формы психологического насилия агрессор старается спровоцировать у жертвы страх и убедить ее действовать в угоду ему. Притом шантаж и запугивание могут реализовываться не только в форме очевидных угроз, но и в форме скрытого манипулирования – так, например, агрессор может внушать жертве, что таким образом он проявляет заботу о ней и стремится защитить от негативных последствий.

Замечание 1

Любая форма насилия над личностью, его психикой, сознанием и чувствами подразумевает доминирование одного человека над другим. Наиболее сильный человек может вынудить других подчиняться себе против их воли любыми средствами и способами.

Виды

Психологи выделяют несколько видов психологического насилия. Каждый из них проявляется по-разному, несет разрушительный или менее серьезный вред для личности, на которую оно направлено.

Обесценивание

В отношениях двух людей партнер обнуляет семейные достижения из прошлого, позитивные качества, преимущества, действия, личный опыт. Это может сделано путем сравнения с другими более успешными парами, отдельными людьми, приведения примеров, установкой завышенных требований, навязыванием стереотипов.

Первое время при обесценивании, человек, чьи заслуги обнуляются, будет активно сопротивляться, проявлять агрессию, злость. Это защита собственного достоинства, личных достижений. Постепенно оборона слабеет, жертва не может противодействовать давлению, замыкается в себе, не может принимать важных решений, теряет индивидуальность.

Контроль

Человека начинает контролировать другой член семьи. Ему приходится отчитываться за каждое совершенное действие, что вызывает массу недовольств. Контроль может усиливаться или смягчаться со временем. Постепенно становится сложно самостоятельно принимать решения, растет недоверие между людьми. Контроль может проявляться в разных сферах:

  1. Финансовой. Нужно отчитываться за расходы, предоставлять чеки о покупках, оплате услуг.
  2. Социальной. Вводятся ограничения на общение с другими людьми. Нужно отчитываться о встречах, сторонних контактах.
  3. Личной. Контроль за интересами, распорядком дня, одеждой и т. д.

Если контроль не прекращается длительное время, он приводит к изменению привычного образа жизни, желаний, отказу от потребностей. Человек пытается любыми способами выйти из-под контроля, чтобы не вызывать конфликтов, не обижать партнера.

Газлайтинг

Жестокая форма психологического насилия. На любые факты, которые казались фундаментальными, ситуации из прошлого, партнер отвечает «тебе показалось», «ты это придумываешь».

Эффект наступает постепенно. Человек, на которого оказывается психологическое давление, начинает сомневаться в своей адекватности. Появляются бредовые мысли о невозможности связать события между собой.

Игнорирование

Полезно, когда манера общения партнера подразумевает частые грубые слова, которые нужно игнорировать для сдерживания эмоций. Оно помогает избежать развития конфликта.

Игнорирование может использоваться как мощный инструмент психологического насилия. При его использовании для нанесения вреда, партнер начинает игнорировать чувства, эмоции, ощущения. Через какое-то время человек перестает ощущать желания, потребности. Начинается самоигнорирование. Постепенно это приводит к депрессии, апатии, утрате интересов и желания жить.

Изоляция

Партнер полностью ограничивает контакты с окружающим миром. Он говорит, что они не несут пользы, вредят отношениям. Изоляция может распространяться на дальних знакомых, близких родственников.

Зависимость от партнера усиливается, общения с окружающими не хватает. Постепенно исчезает помощь от друзей, близких из-за отсутствия общения.

Шантаж и запугивание

Самые примитивные, агрессивные, грубые методы психологического насилия. Проявляются, когда партнер хочет достичь желаемого любыми способами.

Чаще все начинается с простых оскорблений, которые постепенно переходят к угрозам, физическому воздействию. Не учитывается точка зрения, желания, интересы индивида, на которого оказывается воздействие. Чтобы не разрушить отношения, он переходит в полную власть агрессора.

Чем опасно психологическое насилие

Нельзя игнорировать проявление признаков психологического насилия. Отношения, в которых они присутствуют, деструктивны, мешают самореализации, личностному развитию. Потенциальная жертва должна знать, что партнер раскаивается в своем поведении, чтобы удержать, но не изменить отношения. Они будут цикличны и всегда строиться по схеме:

  • нарастание напряжения;
  • акт психологического насилия;
  • раскаяние абьюзера;
  • заглаживание вины партнером-тираном.

Получая порцию положительных эмоций, партнер-жертва расслабляется, надеется на то, что отношения наладятся, но этого не происходит, цикл насилия неизменно повторяется.

Особенности противостояния эмоциональному насилию в семье

  • Проведение детального анализа. Прежде всего, необходимо тщательно и предельно честно проанализировать свои отношения с мужем, вспомнить все формы и признаки психологического насилия и суметь признаться в том, что они регулярно проявляются (если это действительно так). Кроме того, нужно вспомнить об их последствиях для самой жертвы. Женщина должна размышлять трезво и реалистично. Если муж обманул или не изменил своего поведения после одного раза, то и дальше последует то же самое.
  • Раскрытие глаз родным. Нельзя делать вид, будто ничего не происходит, мириться со своей ролью жертвы. Практика показывает, что доказать сам факт подобного психологического воздействия очень сложно. Тем более, как уже говорилось, насильник способен легко настроить друзей и даже родственников против самой жертвы. Однако поиск постоянных оправданий действиям мужа и прощение лишь способствует их продолжению.
  • Уход. Отношения, которые приносят женщине эмоциональные страдания, лучше всего разрывать. И чем скорее, тем лучше. Иногда нужно не искать способы, как противостоять эмоциональному насилию, а просто найти нового партнера.
  • Восстановление. Не стоит стеснять обратиться к специалистам. Профессиональные психологи помогут вернуть контроль над собственной жизнью и дадут рекомендации к действиям.

Механизм возникновения домашнего насилия

Фото Pexels

  • Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя.
  • Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, тиран заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватой перед ним женщиной. Ведь он ее учит, мучается с ней.
  • Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже и не знает, где истина. При этом мужчина старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой. Женщина перестает общаться с родственниками или ограничивает общение с ними и забрасывает подруг. Тиран находит для нее новых друзей. Только с ними ей разрешается общаться.

Как распознать признаки эмоционального насилия

А как же партнерские равные отношения? Может ли там отыскаться место для проявления власти? Оказывается, может. Нередко в этом контексте мы имеем ввиду гендерный аспект насилия, когда мужчина в семье, например, давит на женщину, а та принимает роль жертвы.

Но исследования в сфере насилия утверждают, что мужчины и женщины в равной мере могут подвергаться эмоциональному насилию со стороны своих партнеров или близких. Что же такое Эмоциональное насилие в отношениях? Оно, в самых общих чертах, может включать яркие признаки: нападки, угрозы, критику. и менее явные, скрытые: шантаж, провокация стыда или вины и широкий спектр манипуляций.

Эмоциональное насилие, как правило, направлено на сохранение контроля и подчинение своей воле другого человека.

Имеют место случаи, когда «жертвы» просто не замечают плохого, дурного обращения с собой. Они могут ощущать, что что-то не так, стараться минимизировать контакт с такими людьми. Или вообще принимают подобное отношение как норму. Обычно это люди, с детства привыкшие к подчиненному положению, когда кто-то из их собственных родителей был деспотичным человеком. В процессе продолжительных отношений с человеком, осуществляющим эмоциональное насилие, могут произойти сдвиги в эмоциональном, поведенческом и личностном уровнях «жертвы». Среди них депрессия, тревожность, неуверенное поведение.

Спасение из токсичных отношений

Первый шаг — это трезвый взгляд на реальность ваших отношений

Если вы заметили в себе симптомы, описанные выше, может быть ваша душа переучилась и получает удовлетворение от страданий? Важно разобраться в особенностях психики

Длительное нахождение в подобном стрессе часто обрастает психосоматическими заболеваниями, эмоциональными и психическими расстройствами. Поэтому не стоит откладывать счастливую жизнь в долгий ящик, тем более что сегодня существует проверенный способ выйти из сценария жертвы.

На тренинге «Системно-векторная психология» результаты, как правило, делятся на две группы:

1. Женщина расправляет крылья, осознает причины поведения другого человека и снимает с него ярлык «тиран» или «абьюзер».

2. Бывает, что садиста невозможно поставить на место, «отогреть», задобрить, вдохновить. Он получает разрядку, когда издевается. Таким образом он сбрасывает напряжение от внутренней боли, неудовлетворенности. В силу собственных проблем тиран стремится сконцентрировать интересы и ресурсы жертвы на себе. Выход один — перестать быть его жертвой.

Организация и методы исследования

В качестве выборки исследования были сформированы две группы студентов-старшекурсников юридических факультетов и факультетов психологии, проживающих в Санкт-Петербурге. Выборка проведенного нами исследования сформирована с учетом обозначенных выше проблемных зон.

Студенты обучались на последних курсах четырех университетов: СПбГУ, ЛГУ им. А.С. Пушкина, РГПУ им. А.И. Герцена и РАНХиГС. В целевую группу вошли 102 студента в возрасте от 19 до 28 лет (M±SD=22,6±1,7), из них 53 респондента факультетов психологии (52%) и 49 респондентов юридических факультетов (48%). Всего в исследовании приняли участие 85 женщин (83,3%) и 17 мужчин (16,7%). Исследование проводилось в период с декабря 2019 года по март 2020 года. Перед прохождением исследования участники были ознакомлены с его целью, процедурой проведения, а также инструкцией, в которой содержалось предупреждение о том, что представленные в исследовании материалы могут содержать описание сцен насилия.

Исходным было предположение о том, что способности к распознаванию признаков насилия в тексте будут отличаться у студентов факультетов психологии и студентов юридических факультетов, а именно: студенты-психологи будут чаще правильно идентифицировать признаки наличия насилия в тексте по сравнению со студентами-юристами.

Основными методами исследования выступили социально-демографическая анкета и метод кейсов (case study).

Социально-демографическая анкета состояла из 16 вопросов и была направлена на изучение социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, семейное положение, учебное заведение и т.д.), а также на изучение опыта переживания насилия респондентами и их представлений о феномене насилия.

Исходя из целей исследования, а также выделенных на основе изучения научной литературы критериев насилия, был осуществлен анализ массива данных, включающих классическую художественную литературу, статьи из СМИ, материалы личных дел осужденных. После изучения и анализа упомянутых источников были сформированы 10 кейсов и разработаны открытые и закрытые вопросы к ним. Всего к кейсам были представлены 4 вопроса, но, в зависимости от ответов респондентов, они отвечали на 2 или 3 вопроса (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема вопросов к сформированным кейсам

Далее для проверки кейсов на пригодность было проведено пилотажное исследование, результаты которого позволили сформировать финальный вариант, состоящий из 8 кейсов, содержащих отрывки из произведений русских классиков и материалы из личных дел осужденных. В список отрывков из произведений русских классиков вошли такие произведения, как «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Любовница смерти» Б. Акунина, «Чучело» В.К. Железникова, «Дубровский» А.С. Пушкина и «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

В таблице 1 представлены сформированные кейсы с описанием вида(-ов) и ситуаций насилия, описанных в них.

Таблица 1. Информация о сформированных кейсах

В качестве основного метода анализа полученных данных был использован контент-анализ. В данном исследовании в качестве категорий использовались критерии, полученные в ходе анализа научной литературы на тему насилия, дополненные ответами респондентов. Так, нами были получены 12 категорий насилия: наличие негативных переживаний у пострадавшего; преднамеренность совершённого деяния; принуждение со стороны агрессора, отсутствие согласия пострадавшего; конкретные действия, совершённые по отношению к пострадавшему; наличие негативных последствий для пострадавшего; получение выгоды (удовольствия) от совершённого деяния; индивидуальные особенности пострадавшего; нарушение личных границ; предусмотренность наказания согласно закону; отсутствие возможности у пострадавшего влиять на ситуацию (контролировать ее); отношение агрессора к пострадавшему как к объекту / вещи; наличие активного сопротивления со стороны пострадавшего.

Для подсчета количества упоминания того или иного признака в тексте фиксировалось наличие или отсутствие упоминания словосочетаний (слов) на данную тему. Примеры словосочетаний были прописаны в кодировочном листе (таблица 2).

Таблица 2. Пример кодировочной матрицы (вопрос: «По каким признакам Вы определили данный вид(-ы) насилия?»)

Анализ полученных данных проводился с помощью программ Microsoft Excel (первичные описательные статистики: средние значения, стандартное отклонение, процентное соотношение, частота) и IBM SPSS Statistics, версия 22.0 (критерий U Манна — Уитни для сравнения двух независимых выборок).

Список использованных источников

  1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М., 2016.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.
  3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: МПСИ, 2002.
  4. Емельянова Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви». М.: Речь, 2008.
  5. Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен // Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 167–174.
  6. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2009.
  7. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. СПб, 2004.
  8. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Э.Г. Круга и др. М.: Весь Мир, 2003.
  9. Смагина М.В. Защита детей от семейного насилия в современном российском обществе: Монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12.09.2016 года № 1181).
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 года № 1511).
  13. Davies M., Smith R., Rogers P. (2009). Police Perceptions of Rape as Function of Victim Gender and Sexuality // The Police Journal: Theory, Practice and Principles. No. 82(1). Pp. 4-12. doi:10.1350/pojo.2009.82.1.466
  14. Lee J., Lee C., Lee W. (2011). Attitudes Toward Women, Rape Myths, and Rape Perceptions Among Male Police Officers in South Korea // Psychology of Women Quarterly. No. 36(3). Pp. 365-376.
  15. Moscovici S. (2000) The Phenomenon of Social Representations // Social Representations: Explorations in Social Psychology / Ed. by G. Duveen. N.Y.: New York University Press. Pp. 18-77.

Почему взрослые не замечают?

  1. Многие взрослые воспринимают формы эмоционального и физического насилия в черте дома как некую культурную норму: «Нас били, и ничего, выросли же хорошими людьми. Вот и я из тебя человека сделаю».

  2. Воспринимают буллинг в школе как норму. «Травля — это нормально, это школа жизни. Так закаляется характер!»

  3. Нормализация эмоционального или семейного физического (наказания ремнем и т.д.) насилия в целом: «Такова жизнь, нужно просто потерпеть», «Жизнь — боль. Зато станешь у меня настоящим мужиком!»

  4. Боятся плохих последствий для обидчика — члена семьи. Например, мама выгораживает папу, который бьет ребенка, ведь «отец — человек сам по себе хороший, это жизнь к нему не благосклонна».

  5. Ощущают свое бессилие, поэтому не способны повлиять на ситуацию, что приводит к кризису эмпатии и оправданию агрессора.

  6. Родитель некомпетентен в роли воспитателя (применение «традиционных методов воспитания»), кризис родительской роли, отрицание проблемы. «Я без отдыха пашу на работе, чтобы у тебя все было». В результате деньги есть, а внимания нет.

  7. Взрослые не всегда готовы думать и говорить на определенные темы, чувствуют свою беспомощность в вопросах полового воспитания. Ребенок жалуется на то, что его кто-то потискал, шлепнул, погладил, а взрослые отвечают: «Ничего страшного, не выдумывай, и не надо себя накручивать».

  8. Недоверие специалистам, нежелание выносить сор из избы. «То, что происходит в семье, никого не касается. Не нужны нам психологи и педагоги, сами справимся».

  9. Нежелание вмешиваться («чужая семья — потемки» и т.п.).

  10. Неправильное восприятие особенностей «подросткового возраста». Открытый манифест «помоги мне», когда ребенок наносит себе вред, выкладывает тревожные посты, начинает употреблять и т.д.

Выводы и заключение

Целью данной работы было изучение способности к распознаванию насилия в тексте, а также выявление конкретных признаков насилия, на которые полагаются респонденты в принятии решения о наличии или отсутствии насилия. Анализ результатов позволяет взглянуть на особенности представлений о насилии у двух профессиональных групп: будущих психологов и юристов, — и выявить их внутреннее содержание.

Анализ показателя успешности выявления насилия в тексте позволил получить значимые различия между изучаемыми группами. В частности, студенты-психологи чаще правильно выявляли наличие насилия в тексте, по сравнению со студентами-юристами. Однако и студенты-психологи, и студенты-юристы испытывали сложности в выявлении насилия в случае ситуации преследования и ситуации изнасилования женщины, находящейся в беспомощном состоянии. Это можно объяснить тем, что, во-первых, в данных ситуациях размывается критерий принуждения пострадавшего. Во-вторых, данные примеры не укладываются в представление о «типичной» ситуации насилия, которое в научной литературе получило название «сценарий насилия» (rape scenario) (Davies, Smith, Rogers, 2009).

Проведенный анализ успешности распознавания каждого вида насилия по отдельности позволил получить достоверные различия между группами, которые были получены по показателю распознавания смешанного вида насилия: студенты-психологи чаще правильно определяли наличие в тексте комбинации признаков психологического и сексуального насилия, а также комбинации признаков всех видов насилия вместе. Это можно объяснить тем, что студенты факультета психологии по большей части осведомлены о том, что не бывает «чистого» сексуального или физического насилия, т.к. любой упомянутый вид сопровождается переживанием унижения, беспомощности, ужаса и других острых эмоциональных переживаний со стороны пострадавшего.

Кроме того, проведенное исследование позволило изучить содержание системы представлений о насилии будущих юристов и психологов и проявление этого содержания в практической ситуации. Качественный анализ текста позволил выявить 12 категорий насилия, на которые полагались респонденты обеих групп при распознавании насилия. В целом, будущие психологи чаще, по сравнению с будущими юристами, использовали такие категории, как эмоциональное состояние пострадавшего, принуждение пострадавшего, насильственные действия по отношению к пострадавшему, индивидуальные особенности пострадавшего, нарушение личных границ пострадавшего, отсутствие возможности влиять на ситуацию у пострадавшего, «объектное» отношение агрессора к пострадавшему. Будущие юристы чаще будущих психологов полагались на категории наличия негативных последствий для пострадавшего, предусмотренности наказания по закону, а также на получение выгоды от совершённого насилия. В равной степени в ответах респондентов обеих групп встречались два признака: преднамеренность действий агрессора и активное сопротивление пострадавшего.

Можно заметить, что студенты факультетов психологии чаще демонстрируют вариативность критериев наличия насилия по сравнению со студентами юридических факультетов, а именно чаще прибегают к использованию разных критериев для разных ситуаций. В то время как студенты-юристы апеллируют, в основном, к одному и тому же набору критериев, который, по-видимому, носит для респондентов данной группы универсальный характер.

Полученные данные могут быть использованы для проведения дальнейших исследований по данной проблеме

Как мы уже отмечали, в отечественной научной литературе встречаются лишь единичные исследования, однако, внимание авторов в них направлено на изучение представлений в контексте массового сознания, а не на примере конкретной профессиональной группы. Таким образом, перед нами и другими исследователями открывается широкое поле для научной деятельности в рамках представленной проблемы

Кроме того, полученные нами данные могут быть использованы при разработке программ обучения будущих юристов и психологов, в частности, программ, направленных на расширение представлений о видах насилия и их последствиях для участников ситуаций насилия (агрессоров и пострадавших). Отдельное место, на наш взгляд, должны занимать программы обучения будущих юристов, направленные на повышение осведомленности о психологическом насилии и его последствиях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий