Способы и приёмы постановки звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]
В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.
При губно-зубном произношении – необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения. Или затормозить движение губ пальцем.
В других случаях ребёнка просят улыбнуться, оттянув углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего звука.
Ребёнка просят многократно произносить слог та, логопед вводит зонд №2 либо шариковый между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает вниз.
При межзубном сигматизме нужно произносить слог со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть.
При боковом сигматизме применяют двухэтапный приём постановки: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.
В некоторых случаях, при изолированном носовом сигматизме звук ставится от звука . Выдвинув язык между зубами и отодвинув губы с механической помощью.
Произношение сочетания или с напряжением подготавливает нужную форму языка и вырабатывает концентрированную воздушную струю.
Аналогично от звука . Губы в улыбке, зубы в форме правильного прикуса (слегка сомкнуты). Попросить ребёнка произнести звук «в зубы», ощутить прохладную воздушную струю ладонью.
Ребёнка просят произнести звук с сильным форсированным выдохом. Получившийся шумный звук (близкий к ) следует растянуть как можно дольше. Необходимо следить за положением губ в улыбке и контролировать ладонью силу воздушной струи.
Равнозначный приём постановки от звука . Удлиняя и регулируя силу произнесения звука добиваются чёткого : ЦСССсссСССссс.
Очень редкий приём постановки на вдохе. Разместить широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он соприкасался по всему периметру с нижними зубами. Растянуть губы в улыбку, зубы слегка сомкнуты в форме правильного прикуса. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребёнок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка. Далее «гонять» струйку воздуха в рот и изо рта. Вначале упражнение выполняется в быстром темпе, затем, если звук чистый, замедлять темп.
От звука по подражанию или механически, медленно продвигая язык вперёд к верхним зубам, затем вниз. Зубы должны быть сомкнуты.
Звук можно поставить от в сочетании при максимально высоком звуке быстром темпе.
Аналогично постановке от звука .
Звук (зь) ставится так же как и (сь), но с подключением голоса. В случаях, когда звук всё равно получается глухой, его произносят между двумя согласными – . Звук тянуть как можно дольше, а звук (с) произносить быстро.
Звук ставится от сочетания и либо от в быстром темпе с форсированным выдохом на . Однако, лучше получается звук в обратном слоге – .
от звука по подражанию, как можно сильнее вытягивая губы в улыбке.
Роль Ь и Ъ в русском языке
Сделаем остановку на станции «Исторической» и отправимся в гости к друзьям: мягкому и твёрдому знакам.Они похожи внешне, только у Ъ имеется небольшой хвостик. Значение у них разное. Буквы сами объяснят, почему не имеют звуков, и какую роль выполняют в языке.
Давайте сначала послушаем, что расскажет Ь.
А теперь послушаем рассказ Ъ.
Ребята, звуки записывают с помощью букв. В ряде случаев произнесение слова и его буквенная запись не совпадают. Слово может содержать звуков больше, чем букв: в слове «ёлка» 4 буквы, но 5 звуков, ё – йотированная гласная буква, даёт два звука – , . Другие примеры:
1) «грузчик» – букв 7, а звуков 6, потому что 2 буквы «з», «ч» произносятся как 1 звук «щ»;
2) «мать» – 4 буквы, но 3 звука, потому что Ь звука не имеет;
3) «подъезд» – 7 букв, 7 звуков, при этом Ъ звука не имеет, а буква «е» даёт 2 звука , .
Чтобы определить количество звуков в слове, их произношение, делают транскрипцию: записывают звук в квадратных скобках. Обязательное условие:писать звуки,как они слышатся:семья – , телефон – , лень – , батальон – .Запятая, которая ставится сверху справа от согласной, –знак мягкости звука.
Вы уже знаете о правиле переноса слова: нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку одну букву. Неправильно: к-ошка, кошк-а, правильно: кош-ка.
А как же быть с мягким знаком? Если в слове есть мягкий знак, он переносится вместе с согласным. Например, слова: мальчик, зорькас мягким знаком в середине слова для переноса с одной строки на другую делим так: маль-чик, зорь-ка. Аслова с Ь на конце: апрель, бежать разделим для переноса вот так: ап-рель, бе-жать. Мягкий знак присоединяется при переносе к предшествующему согласному.
Запомнили? Тогда двигаемся дальше.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил
- Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
и выполняя упражнения виде игры. - Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
- Гимнастику не стоит проводить чаще
2-3 раз в день. - Артикуляционный комплекс
выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. - В занятии может быть 3-4 уже
отработанных упражнения и одно новое. - Для самых первых занятий не надо
делать более 2-3 упражнений. - Не нужно повторять артикуляционное
движение более 5 раз за подход. - Упражнения выполняются перед
зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. - Взрослому надо стоять/сидеть за
ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
маленькое). - Сперва упражнение делает взрослый,
а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. - Упражнения в комплексе даются от
простого к сложному. - Родитель контролирует правильность
выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
подвинуть язык в сторону ложкой или
другим безопасным предметом. - В артикуляционный комплекс нужно
включить и динамические, и статические упражнения. - При выполнении статических
упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
счетов.
Этапы коррекции нарушения звукопроизношения
Логопед придерживается строгой последовательности постановки звуков при дизартрии. Коррекционная работа состоит из 6-ти этапов.
Первый: специалист готовит артикуляционную базу для постановки и произношения небных, сонорных, шипящих и свистящих звуков. Когда малыш овладеет некоторыми из них, логопед переходит к их отработке. Он задействует кинестетический, слуховой и зрительный контроль. Вот пример инструкций логопеда маленькому пациенту: «Смотри в зеркало и повторяй за мной», «Смотри в зеркало и сделай упражнение», «Посмотри на себя в зеркало, вытяни губы трубочкой». Такая особенность постановки звуков дает хорошие результаты.
Такой подход необходим, чтобы снизить апраксические нарушения, которыми сопровождается дизартрия. В целом первый этап — это фундамент для дальнейшего развития навыков звукопроизношения.
Второй: логопед определяет последовательность коррекции. Он оценивает, какой артикуляционный уклад у пациента «созрел». У многих детей с двигательными и речевыми нарушениями лучше идет постановка более сложных звуков, например шипящие. А вот более легкими свистящими звуками, с которых рекомендуют начинать коррекцию, пациент может овладеть позже.
Третий: специалист стимулирует или ставит определенный звук. При постановке он использует классические техники — постановку по подражанию, механическим или смешанным способом.
Четвертый: закрепление, или автоматизация. Это самый сложный этап во всей коррекционной работе. Он требует больше всего времени. Часто дети овладевают звуком и произносят его изолированно, а вот в речи делают ошибки. Поэтому после этапа постановки логопед сосредотачивается на отработке изолированного звукопроизношения, а потом подключает слова с разной слоговой структурой. Таким образом, ребенок произносит звук в начале, середине или конце слов. Затем логопед подключает предложения, в которых сконцентрирован изучаемый звук.
Логопед подбирает лексический материал индивидуально. Он должен соответствовать возрасту и возможностям малыша, а также не включать те звуки, которые он еще не выговаривает или искажает.
Пятый: разделение поставленного и оппозиционных звуков. Сначала логопед предлагает 2 слога, затем увеличивает до 3-х. например, са — ша, ста — шта и пр. После этого отрабатывает пары слов с разной слоговой структурой.
Шестой: формирование коммуникативных навыков. Еще один сложный этап. Нередко дети в кабинете логопеда общаются, а вот при других людях и за пределами кабинета приобретенные речевые навыки теряются, ребенок начинает говорить «по старинке». Чтобы выработались коммуникативные навыки, необходима кропотливая работа логопеда, но без желания самого малыша тоже не добиться успехов.
Развитию коммуникативных умений при дизартрии способствуют такие техники, как заучивание стишков, пересказ или сочинение рассказов.
Нарушения в произношении свистящих звуков у детей
Недостаток произношения свистящих звуков до 4 лет считается физиологическим косноязычием, а после четырех диагностируется, как «сигматизм свистящих звуков». У детей выявляется:
- Межзубный сигматизм. При произнесении кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Ребенок, как говорят в быту, начинает шепелявить.
- Губно-зубной сигматизм. Артикуляция комбинированная, произношение нечеткое, свистящие произносятся подобно губно-зубным звукам «ф» и «в».
- Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, и слышится звук с гнусавым оттенком. Это чаще всего зависит от поднятого корня языка так, что он касается мягкого неба. Звуки заменяются храпом в нос.
- Призубный сигматизм. Язык упирается в края верхних и нижних резцов. Образуется затвор, мешающий проходу воздуха через зубную щель, поэтому пропадает характерный свист и вместо «с», «з» слышатся «т», «д». Например, «зонт» –«донт»; «суслик» – «тутлик».
Основные проблемы находятся в компетенции специалистов: неправильный прикус, наличие аденоидов, дизартрия (слабая подвижность языка), недостаточный фонематический слух.
Однако нередко неправильное звучание порождается сторонними факторами – невнимательностью к произношению, малой речевой практикой дошкольника. Огромное значение имеет правильная речь взрослых, находящихся рядом с ребенком, их стремление помочь дошкольнику усвоить точное звукопроизношение свистящих.
Третий этап
Вводить звук в речь в словах можно только после того, как были усвоены слоги. Иначе ребенок будет снова произносить все неправильно, а проведенная работа будет бесполезной. Поэтому не стоит торопиться и пренебрегать последовательностью этапов.
Для автоматизации используют слова, где звук находится на первой позиции: рак, рама, рука и т. п. Каждое слово обязательно сопровождается красочной цветной картинкой. Это позволяет стимулировать воображение, зрительный анализатор, вызывать связь между словом и предметом.
Для дошкольников можно использовать текст с небольшими символами. Взрослые читают его, а ребенок вместо картинки говорит слово. Например, нарисован «рак», и по ходу чтения текста слово вставляется.
Лото тоже вызывает интерес у детей. Особенно такой прием эффективен в группах. Берется цветное поле, где изображено шесть картинок. Нужно соотнести названное слово с картинкой, закрыть ее фишкой. Кто первым соберет поле, тот выиграл.
Автоматизацию в словах можно сочетать с развитием высших психических функций. Некоторым детям тяжело даются задания с «исключи лишнее». С ними нужно сначала научиться объединять предметы по какому-то признаку. Например, груша, яблоко, банан, апельсин – это фрукты. Когда они накопят солидную базу знаний, им станет легче исключать неподходящий предмет.
Развитие речевого слуха продолжается на всех этапах работы. Предлагается внимательно послушать и назвать ошибку «раГ», «раГа, «коГ» и т. п
Слова даются без картинок, важно чтобы дошкольник научился на слух соотносить правильное произношение с предметом
Можно играть в загадки. Называется ряд признаков: живет в пресной воде, не имеет шерсти, маленький, обладает клешнями. По такому списку несложно понять, что это рак.
Ребенку дают побыть в роли ведущего. Такие ситуации идут на пользу формирования самооценки, уверенности в себе. Даже на индивидуальных занятиях ему позволяют побыть учителем взрослого.
После усвоения слов, где звук в первой позиции, переходят к группе, где он в середине. Способы автоматизации все те же самые.
В качестве игры предлагают картинку дома. В нем три этажа по три квартиры. В каждой живет определенная картинка. Дошкольнику предлагают отгадать зашифрованные послания. Например, «назови, что находится между дровами и травой». Он должен найти эти два предмета и посмотреть, какая картинка между ними – рак.
Следующее задание – под раком кто живет? Ребенок ищет и находит картинку коровы. Взрослый хвалит его, предлагая посмотреть соседа слева. Он обнаружит картинку вороны. Задается следующий вопрос – кто живет над вороной? Ответ крот.
Таким образом изучают весь дом. Можно усложнить задачу и сделать четыре этажа с 3 квартирами на каждом. Эти задания позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать пространственное мышление, закреплять понятие предлогов.
Вариантов игр очень много. Для развития грамматики предлагают называть слово в единственном числе, потом во множественном. Обратная позиция сложнее – из множественного числа делают единственное.
Для отработки звукового анализа используют картинки и предлагают ребенку найти те, что начинаются на слог «РО». Для начала их не должно быть много, достаточно 4-5. В случае затруднений предлагают воспользоваться схемой-птичкой, утрировано проговаривая каждое слово.
Можно придумать большое количество игр с разными картинками. Например, мальчик Рома ловит рыбу (соответствующая красочная картинка), после чего перечисляется весь его улов (изображенные предметы). Ребенок обязательно должен проговаривать фразу целиком. Сразу приучайте его отвечать полно.
Сложный вариант игры – называется ряд слов, предлагается выделить лишнее. Например: рыба, рыбалка, рыбак, рывок. Последнее не подходит, так как оно не тематическое.
Детям очень нравятся большие картинки, где нарисованы всякие небылицы. Дошкольнику предлагается внимательно изучить материал, посмотреть, что не так в нарисованных вещах, проговорить ошибки.
Еще одно важное задание для формирования грамматики – умение трансформировать слова. Предлагается ласково назвать предмет: ромашка − ромашечка, рубашка – рубашечка. Показывают красочное поле, где нарисованы картинки
Ребенок должен выделить съедобные и назвать несъедобные. Еще вариант – живое и неживое
Показывают красочное поле, где нарисованы картинки. Ребенок должен выделить съедобные и назвать несъедобные. Еще вариант – живое и неживое.
Можно придумать большое количество игр. После того как ребенок научится произносить слова с позицией звука в середине, переходят к автоматизации в конце слова. Только потом к словосочетаниям, фразам, текстам, стихам.
Описание артикуляционных упражнений
Описание основных артикуляционных упражнений
1. «Окошко».На слово “Жарко” рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. На слово “Холодно” рот закрыть (сначала зубы, затем губы).2. «Лягушка» или “Улыбка”.Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.3. «Хоботок».Зубы сомкнуть, губы плотно сомкнуты, вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.4. «Заборчик».Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.5. «Бублик» или “Трубочка”.Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы сомкнуты. Удерживать под счет от 1 до 5.6. «Лопата» или “Блинчик”.Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.7. «Иголочка».Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.Удержать под счет от 1 до 5.8. «Чистим зубы».Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние и верхние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 9. «Качели».Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.10. «Вкусное варенье».Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.11. «Ступеньки».Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.12. «Чашечка».Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.13. «Индюшата».Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.14. «Маляр».Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.15. «Дятел».Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.16. «Лошадка».Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.17. «Грибок».Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.18. «Гармошка».Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.19. “Катушка”.
Кончик языка “цепляется” за нижние резцы. Остальную часть языка вытолкнуть вперёд и сверху прикусить зубами. Язык шершавый как катушка с нитками.
20. “Горка”
Упражнение выполняется как “Катушка”, только кончик языка за верхними резцами. Видна внутренняя часть языка скользкая, как горка.
21. “Прятки” – открыть рот, язычок выглядывает изо рта, затем прячем язык глубоко в полость рта, но не закрываем рот (повторить 2 -3 раза)
Комплекс упражнений для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
1. “Месим тесто”• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.2. «Наказать непослушный язык»• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)3. «Лопаточка»• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.4. «Мостик»• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.5. «Мостик построим — мостик разрушим»• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.6. «Ветерок дует с моста»• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «мостиком», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Автоматизация гласных звуков
После постановки следует автоматизация произношения. Начало занятий такое же, как при постановке, то есть применяются все те же упражнения для развития слухового восприятия фонем и дыхательной способности.
Автоматизация А
Для автоматизации изолированного произношения применяются занятия «Греем ладошки», «Аня плакса» и «Аня засыпает». Педагог просит показать, как плачет Аня. Воспитанник сначала тихо, затем во весь голос произносит: «А-а-а-а-а!». Педагог просит убаюкать засыпающую Аню. Ребенок произносит звук, как при укачивании в колыбельке: «Ааа-ааа-а!».
Второй этап – произнесение гласной в словах. Дошкольник дает имена трем девочкам на картинках, произносит вслух вслед за педагогом: «Аня. Маша. Алла».
Автоматизация О
Сначала гласная проговаривается изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации произношения гласной в словах нужны карточки, изображающие девочку, обруч, окно и осу. Дошкольник повторяет предложения вслед за логопедом: «Это Оля. У Оли есть обруч. Оля смотрит в окно. Олю укусила оса».
Другое задание – повторение слов: овощ, осень, окно, окунь, орех, ослик.
Автоматизация И
Ребенок учится проговаривать гласную изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации в словах дошкольник повторяет вслед за логопедом: игра, блин, лилия, пила, лимон, индюк, слива, ива. Пусть воспитанник нарисует какой-либо из перечисленных объектов.
Автоматизация Э
Для занятия нужны изображения девочки и собаки. Ребенок проговаривает вслед за педагогом: «Это Эмма. У Эммы есть собака Эдик. Эмма зовет собаку: «Эдик, иди кушать!». Эмма кормит собаку: «Эдик, ешь!».
Другое задание – повторение слов: эхо, это, эму, экран, эскимо, эмаль.
Автоматизация Ы
Сначала применяется автоматизация изолированного произношения, затем в сочетании с другими фонемами.
Для автоматизации в словах дошкольник проговаривает слова вслед за педагогом: дым, дыня, мыло, мышь, рыжий, пыль, лыжи.
Автоматизация У
На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение гласной.
Ребенок выговаривает слова за педагогом: ухо, утюг, уж, урок, муха, улица, ум.
Логопедический детский массаж в домашних условиях
Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.
Как проводится массаж в домашних условиях?
После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)
Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры
Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.
Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.
Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.
- Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
- Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
- Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
- Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
- Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».
Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.
Логоритмика: упражнения для детей
Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.
Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.
Деревцо
Дует ветер нам в лицо —
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.)
Ветерок все тише, тише —
(плавно опустить руки)
Деревцо все выше, выше.
(Поднять руки и тянуться вверх.)
Физкульт-привет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(Имитировать растирание спины полотенцем.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(Имитировать движения, указанные в тексте.)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям — физкульт-привет!
(Резко поднять руки вверх.)
Бабочка
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».)
Солнце утром лишь проснется —
Бабочка кружит и вьется.
(«Летать», имитируя движения бабочки.)
Водичка
Водичка, водичка,
(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка)
Умой мое личико,
(ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по очереди)
Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)
Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок.
(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.)
Кулачок
Как сожму я кулачок
(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок.
(Поставить кулачки большими пальцами вверх.)
Разожму ладошку,
(распрямить кисть)
Положу на ножку.
(Положить руку на колено ладонью вверх.)
Тук-тук
– Тук-тук-тук.
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Да-да-да.
(Три хлопка в ладоши.)
– Можно к вам?
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Рад всегда!
(Три хлопка в ладоши.)
Зайчики
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(Разводить руками перед собой, описывая окружность.)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке.
(Сложить руки над головой в форме домика.)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.
(Имитировать мытье рук.)
Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Надевали тапочки.
(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)
Снег
Как на горке снег, снег,
(показывать руками горку)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
А под снегом спит медведь.
(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.)
Тише, тише, не шуметь!
(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)
Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений
Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).
Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!
Приятных вам занятий!
Предназначение разминки
Если у ребёнка имеются проблемы с речью, то выполнение артикуляционной гимнастики ему необходимо. Полезны упражнения и для детей, не имеющих проблем с дикцией. С их помощью проводится профилактика отклонений в речевом развитии.
Когда у малыша плохо поставлены звуки, родители сталкиваются с необходимостью безотлагательно обратиться к логопеду. Профессионал определит степень проблемы и подберет необходимое решение:
научит правильно держать губы, щёки и язык для определенного звука;
поможет повысить тонус мышц, отвечающих за речь.
Папа и мама могут самостоятельно обучать сына или дочь верному произношению, четко соблюдая рекомендации специалиста
Важно выполнять артикуляционные упражнения, соответствующие возрасту малыша, его возможностям
Помогут ребенку и логопеды, работающие в детском саду. На своих занятиях они занимаются исправлением неправильно поставленных звуков, совершенствуют артикуляцию. Совместные усилия родителей и специалистов за непродолжительное время помогают улучшить речь крохи.