После освобождения из мест лишения свободы

Комментарий к статье 182 УИК РФ

Комментируемая статья лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказаний в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на определенные виды необходимой социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными законами. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Закон о занятости населения относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органах федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Законом о занятости населения.

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда; прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан.

В ряде регионов по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 “Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации” <1> утверждены Примерные положения: о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; о социальном приюте для детей; о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Основными задачами перечисленных учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация и экстренная помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве.

——————————–
<1> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822.

Формы поддержки от администрации исправительного учреждения

Таких обязанностей за руководством исправительного учреждения закреплено несколько:

  1. Обеспечение освободившегося лица необходимыми продуктами питания. Можно получить помощь в товарном выражении либо освобожденному лицу выплачивается компенсация на покупку продуктов. Продовольственный запас или денежная компенсация рассчитываются в зависимости от длительности проезда до места проживания освобожденного лица
  2. Выдача одежды и обуви по сезону в случае, если таковая отсутствует, или денежная компенсация на покупку
  3. Оплата проезда освобожденному лицу до места проживания. На руки выдаются билеты на транспорт либо денежная компенсация.
  4. Осуществление выплаты единовременной материальной помощи освобожденному лицу в размере 850 рублей в соответствии с Постановлением Правительства №800 от 25.12.2006 года.


Руководство исправительного учреждения также обязано не позднее, чем за полгода до окончания исправительного срока осужденного уведомить местное самоуправление и органы службы занятости по выбранному осужденным месту жительства о его скором прибытии. Дополнительно указываются данные об имеющейся недвижимости и профессии осужденного. Указанная государственная поддержка освобожденным гражданам регламентируется уголовно – исполнительным кодексом РФ (ст.181) и осуществляется органами администрации исправительной колонии.

Процедура установления административного надзора

Порядок установления судимому лицу ограничений в рамках административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного производства РФ.

Решение выносится по результатам рассмотрения иска. Административным истцом по таким делам является руководитель УМВД, административным ответчиком – освободившийся из мест лишения свободы гражданин. Иск подается в районный суд по месту жительства ответчика, как и по общему правилу в гражданскому процессе. Если административный иск подается исправительным учреждением при освобождении лица из колонии, то это будет районный суд по месту нахождения этой колонии.

В соответствии со ст. 271 КАС РФ, в административном исковом заявлении должно быть указано:

  • наименование суда, в который обращается административный истец.
  • данные об истце и ответчике, включая место проживания, количество приговоров, по которым осуждался ответчик. Если гражданин не имеет постоянного места жительства или прописки, разрешается подать заявление по месту нахождения, где человек больше всего проводит время, ночует и т.д. Об этом тоже необходимо указать.
  • основания для установления административного надзора в соответствии с Федеральным законом – правонарушения, рецидив и т.д.
  • срок административного надзора, на который, по мнению административного истца, необходимо установить надзор, а также виды ограничений.

К исковому заявлению необходимо приобщить приложение — копии приговоров, постановлений об административных правонарушениях, рапорт-характеристика, а также документ, подтверждающий вручении копии искового заявления ответчику.

В отличие от общих положений гражданского судопроизводства, данное исковое заявление не может быть оставлено без движения, даже если обязательные рекомендации по содержанию не соблюдены. Недостатки устраняются при непосредственном рассмотрении административного дела. В то же время, возвратить судья заявление может – к примеру, если оно подписано не уполномоченным лицом или неподсудно данному суду.

Все участники извещаются судом о назначенной дате рассмотрения искового заявления. В судебном заседании принимает участие прокурор, который проверяет обоснованность заявленных требований административного истца и дает свое заключение. Неявка представителя ОВД и прокурора не препятствует рассмотрению дела, а вот ответчик должен быть обязательно. Вместе с тем, в отдельных случаях – к примеру, когда он находится в розыске, его интересы может представлять адвокат, назначенный судьей.

Законом установлено, что обязанность доказывать предмет иска, то есть необходимость в установлении надзора, возложена на истца – представителя органов внутренних дел. Он обязан представить суду доказательства, свидетельствующие об антиобщественном поведении ответчика, его образе жизни, выявленных в ходе проверках негативных обстоятельствах и т.д. В то же время, суду предоставлена возможность принятия решения об установлении надзора на другой срок, нежели было заявлено в иске, а также о других ограничениях.

Заявление об установлении административного надзора должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня поступления, решение изготавливается в день оглашения и вручается сторонам. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Административное исковое заявление об установлении дополнительных ограничений или о продлении срока подается и рассматривается по тем же правилам органом внутренних дел. Подать заявление о частичной отмене установленных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора может сам поднадзорный или его представитель. Таким же правом обладает и прокурор, если ввиду уважительных причин (к примеру, по болезни) гражданин не может самостоятельно обратиться в суд.

Подготовка осужденных к адаптации

Подготовительная деятельность перед освобождением с осужденными начинает осуществляться за 6 месяцев до выхода на свободу. Меры подготовки к ресоциализации заключенного состоят из внутренней и внешней деятельности.

В самом пенитенциарном учреждении проводятся разные мероприятия, которые направлены на формирование у заключенных нужных умений и знаний, поддержку и психологическую помощь.

К примеру, осуществляются тренинги. Достаточно часто проводятся культурно-массовые мероприятия, на которых осужденные могут заниматься совместной деятельностью, говорить друг с другом.

Это также способствует развитию социальных качеств адаптации в окружающей действительности.

Личность бывшего осужденного и основные проблемы его социальной адаптации

По мнению А.М. Воробьева, прежде всего, следует отметить, что уровень рецидивизма среди освобожденных от наказания достаточно высок, что, как правило, объясняется ошибками судов, применяющих эти виды наказаний, а также недостатками в организации карательного и воспитательного процесса. Однако даже надлежащее применение и надлежащее исполнение наказания не всегда приводит к исправлению и перевоспитанию правонарушителя и предупреждению новых преступлений. То есть поведение человека после отбытия наказания зависит не только и, возможно, не столько от результатов уголовновоспитательного воздействия, сколько от влияния на него факторов коррекции после отбытия наказания. Таким образом, одни из них способствуют закреплению результатов работы пенитенциарных учреждений, другие, наоборот, провоцируют новые преступления.

В.Л. Васильев отмечает, что наказания, связанные с лишением свободы, исполнение и отбывание которых сопровождается выделением осужденного из привычной для него среды, влекут за собой ослабление, а иногда и потерю общественно полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Личность бывшего заключенного также меняется, и не всегда к лучшему. Исправительная система требует адаптации осужденного к условиям жизни в исправительных учреждениях, что часто связано с приведением моральных норм в соответствие с менее чем оптимальными условиями. Следует отметить, что после освобождения и возвращения в прежнюю социальную среду проблема адаптации иногда возникает даже у тех, кто совершил преступление случайно, под влиянием неблагоприятных обстоятельств или под влиянием других людей.

В.В. Касьянов и В.Н. Нечипуренко подчеркивает, что анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации освобожденных от наказания, его социально-психологических закономерностей показывает, что этот процесс не всегда проходит гладко и бесконфликтно. Освобожденному человеку приходится преодолевать многочисленные препятствия, как внутренние, субъективные, так и внешние, неподвластные его контролю. Они представляют собой проблемы с адаптацией (или адаптацией). Рассмотренные проблемы можно разделить на две категории. К первой категории относятся проблемы, связанные с удовлетворением основных потребностей в жилье, питании, одежде, заработке, то есть с созданием внешних условий жизнедеятельности субъекта. Другая группа проблем связана с вступлением эмансипированной личности в новую микро-среду — семью, трудовой коллектив, ближайшую домашнюю среду. В первой группе обычно доминируют ситуации, определяемые объективными обстоятельствами, не зависящими от изгнанного лица (отсутствие жилья, трудности с поиском работы). Во втором случае решающую роль играют личностные характеристики человека и его поведение, то есть факторы субъективного плана. Таким образом, эти и другие проблемы решаются освобожденными лицами различными способами, исходя из вышеуказанных условий и личных возможностей. И они в некоторой степени зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально-демографических параметров человека.

По словам А.А. Табайкова, большинство новых преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет после освобождения. Наиболее трудным периодом для корректировки является период до 3 (6) месяцев. В этот период необходима самая интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных лиц, жесткий контроль за их поведением в повседневной жизни, в общественных местах, над сферой их общения. В противном случае не будет обеспечена высокая эффективность профилактики рецидивизма среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Если лица, освобожденные из мест лишения свободы, не находят работу или оставляют ее после работы, не имеют постоянного места жительства или систематически его меняют, нарушают общественный порядок и правила общественной жизни, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации неудовлетворителен и существует реальная причина для рецидива.

Спустя 3 года после освобождения успешная социальная адаптация наблюдается примерно в 60% случаев, т.е. существует совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня устремлений конкретного человека, наличие устойчивых позитивных отношений. Таким образом, успешная социальная адаптация развивает такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности.

Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания, и меры по ее обеспечению

Социальная адаптация есть приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих бывшему осужденному нормально жить в обществе свободных людей.

Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию этих граждан. Эти факторы внутренне противоречивы. С одной стороны, они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно-воспитательный процесс способствует созданию контрмотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий. С другой стороны, лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствий как для осужденного, так и для общества в целом.

Одно из таких последствий — разрыв многих социально полезных связей — с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т.д. Для того чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера — не ограничена переписка осужденных, они получают посылки, передачи, свидания. Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут.

Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, т.е. преступников. Естественно, что такая среда не может не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно, если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально-нравственной запущенности.

Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Однако такая классификация не учитывает индивидуальных особенностей разных осужденных. Известно, что иногда одну судимость может иметь опасный преступник, имеющий за плечами десятки преступлений, и две — человек, совершивший преступления под влиянием ситуации и т.п. Первый может оказывать куда более отрицательное влияние на других отбывающих наказание, чем второй.

Следующая трудность, осложняющая адаптацию, связана с тем, что осужденные отучаются принимать самостоятельные решения. Весь порядок их жизни определяет администрация учреждения: они не планируют свой бюджет, у них нет наличных денег, они не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания. Они становятся пассивными, им трудно решать бытовые проблемы, с которыми они столкнутся после освобождения.

В 1963 г. были созданы колонии-поселения, в которых установлен режим полусвободы, направленный на постепенное приобщение осужденного к условиям, максимально приближенным к свободе

Однако этот этап проходят лишь положительно характеризующиеся осужденные, хотя ступенчатое освобождение с точки зрения облегчения адаптации особенно важно как раз для отрицательно характеризующихся, ибо рецидив среди них значительно выше. Подавляющее большинство осужденных освобождается непосредственно из колоний закрытого типа (общего, строгого и особого режима), а также из тюрем

Немаловажное значение с точки зрения осложнения адаптации имеет и тот отрицательный прием, с которым сталкиваются многие освобожденные с первых шагов на свободе. Особенно сильное влияние этот фактор оказывает на тех, кто не был подготовлен к нему в колонии

Для облегчения социальной адаптации предусмотрена специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении наиболее важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой — установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких-либо антиобщественных проявлений, в том числе совершения новых преступлений.

Реабилитационные центры

На территории России проводят работу по адаптации и помощи бывшим заключенным несколько специализированных реабилитационных центров.

Одним из крупнейших является «Дом Трудолюбия».  Организация является некоммерческой и включает в себя 9 центров, расположенных в Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Липецкой областях. Специалисты центра готовы помочь освобожденным гражданам из любого города.  Центры предлагают проживание, питание и оплачиваемую трудовую деятельность. Существуют программы творческого, научного и социального развития личности.

Центр «Аврора» в качестве приоритета осуществляет помощь как осужденным, так и освободившимся женщинам

Особое внимание и забота уделяется детям женщин этой категории, а также подросткам, имеющим судимость. Специалисты помогают решить вопросы с жильем и питанием, трудоустройством, реализацией права на получение пособий и выплат от государства

Духовный фонд «Святителя Антония Смирницкого» действует в Воронежской области, но готов принять любого нуждающегося. Кроме решения материальных и бытовых условий организация предлагает программу духовного и социального развития.

На базе фонда для наркозависимых «Новая жизнь» готовы оказать помощь и осужденным гражданам.  Организация помогает улучшить социальную адаптацию в обществе. Основным направлением помощи является психологическая поддержка.

Во всех регионах страны работают «Дома ночного пребывания», где можно получить койко-место и горячее питание. Учреждения готовы круглосуточно помочь нуждающимся.

Важно! Правительство утвердило план создания единой системы реабилитационных центров для бывших заключенных с целью улучшить социализацию данной категории граждан. В ряде регионов уже открыты и функционируют новые учреждения.

Где получить пособия по освобождению из мест лишения свободы

Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

Узнать места нахождения этих органов (очень часто они называются реабилитационными центрами) Вы можете в органах социальной защиты населения, полиции и местных Администрациях. Эти же органы могут оказать Вам помощь в подыскании работы и жилья.

Внимание Если у Вас отсутствует жильё для проживания, Вы можете обратиться в соответствующую местную Администрацию с заявлением о постановке Вас на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении статьи 49-52 Жилищного кодекса РФ)

Социальная помощь

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе. Перечень оказываемых услуг:

Перечень оказываемых услуг:

  • Обеспечение жилплощадью;
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
  • Питание;
  • Помощь в оформлении документов;
  • Юридическая помощь.

Время нахождения в центре – полгода в среднем. За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.

Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.

Куда обращаться за помощью

Оказавшись на свободе, бывший заключенный может обратиться за помощью в следующие учреждения:

  1. Фонд социальной защиты населения
  2. Центр занятости региона проживания
  3. Центр социальной адаптации
  4. Правозащитные организации
  5. Реабилитационные центры
  6. Фонды духовной поддержки
  7. Учреждение здравоохранения (в случае болезни или инвалидности).

Освобожденный гражданин может обратиться к участковому для получения разъяснения своих прав и содействия поиску соответствующих инстанции.

В некоторых регионах созданы общественные объединения и реабилитационные центры для данной категории граждан. Некоторые благотворительные фонды также оказывают материальную помощь и поддержку бывшим заключенным.

Распространенные заблуждения о тюрьме

Условия содержания в МЛС далеки от курортных. Тем не менее, немало слухов о тюрьмах являются не более, чем вымыслом. Рассмотрим их подробнее:

  1. Зэки общаются только по фене, а иначе не умеют. Это не так. В тюрьмах действительно используется особый жаргон, но это вовсе не значит, что заключенные забывают разговорный русский язык. Если опытному зэку нужно скрыть свое криминальное прошлое, он может общаться, не используя феню.
  2. Сотрудники ИК постоянно издеваются на заключенными. Случаи жестокого обращения с арестантами со стороны администрации действительно встречаются. Однако такая практика распространена далеко не везде. Чаще всего физическое воздействие применяется в качестве наказания за какие-либо проступки. Таким образом администрация поддерживает жесткую внутреннюю дисциплину. Без причины арестантов избивают крайне редко.
  3. Зэки лишены всех благ цивилизации. Количество ограничений зависит от тюрьмы. В ряде исправительных учреждений есть и интернет, и наркотики с алкоголем.
  4. Заключенные любят шансон и чифирь. Каждый человек индивидуален, а потому многие зэки случают рэп, клубную музыку или рок. Шансон же в большей степени интересует тех лиц, кому близка «тюремная романтика». Как правило, это люди, ни разу не сидевшие. Настоящий же сиделец знает о тюремной жизни все, а потому слушать подобные песни оказывается для него излишним.
  5. В тюрьмах процветает гомосексуализм. Действительно, некоторым арестантам приходится пробыть в местах лишения свободы 5-10 лет и более. Но это не повод менять свою ориентацию. Для встреч с женами предназначены длительные свидания, длящиеся несколько дней. Кроме того, многие арестанты сидят на сайтах знакомств, начиная новые отношения во время отсидки.

Таким образом, профилактика рецидивов должна осуществляться не только на территории исправительных учреждений. Выйдя из тюрьмы после 10 лет отсидки, заключенные не рассчитывают на подачки от государства, но хотят иметь возможность трудоустроиться и обеспечивать себя и своих близких.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий