Социальный педагог
Специалист работает с «трудными» детьми, тинейджерами из неблагополучных семей, оставшимися без надзора. Задачи педагога: посещать семьи на дому, контролировать получение подопечными образования, организовать досуг, при необходимости обращаться в соцзащиту.
Соцпедагог распознает опасные факторы окружающей среды, разрушительно влияющие на поднадзорного. В нужный момент он должен принять меры и создать благоприятные условия для личностного развития таких детей. Цель деятельности: содействовать в адаптации, сформировать навыки для жизни в обществе, в приемной семье. Сотрудник поддерживает родителей, испытывающих трудности в уходе за отпрысками.
Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних
Уровень образования:
Бакалавриат
Направления бакалавриата и специалитета:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Бюджет:
ДаФорма обучения:
очная Обязательные экзамены:
Обществознание
Русский язык
Экзамены по выбору:
Математика (профильный ЕГЭ)
Иностранный язык
Биология
Правила приема в РГГУ на 2024 год
Педагогика и психология детства предполагает различные, в том числе и кризисные, осложненные, ненормативные или девиантные варианты развития. Личностное становление ребенка, подростка, юноши и даже взрослого человека связано с особенностями его психо- физиологического статуса и в то же время с социальной средой и его зоной ближайшего развития, что включает в себя: семью, а значит родителей и родительские позиции; образовательное учреждение и качество взаимодействие в образовательной процессе; психологические особенности индивидуума и уникальность его бытия, юридические и социальные аспекты жизни социума.
Профессиональные основания для корректировки различных психологический и поведенческие искажений, а также своевременная профилактика девиантного поведения личности базируются на глубоких знаниях законов развитии психики человека, когнитивных и поведенческих установок, педагогических приемов в коррекции и предупреждении всевозможных отклонений в поведении и в развитии личности. Специализация в этой области знания и практики позволит выпускникам стать специалистами в широком спектре проблем, так как соединяет в себе и педагогику, и психологию, и социологию отклоняющегося поведения; позволит получить опыт консультирования, коррекции и прежде всего профилактики отклоняющегося поведения. Выпускники данной специальности – социальные педагоги с широкой базовой подготовкой в области психологии, углубленными знаниями в области психологии развития, возрастной психологии, психологии девиантного поведения, клинической психологии. Специалисты-социальные педагоги способны применять и адаптировать методический инструментарий социальной педагогики и психологии с учетом психологических особенностей детей, подростков, взрослых, образовательных задач учреждений различного типа и профиля. Полученные навыки будут востребованы в различных областях – образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, кризисной помощи, частной консультативной практике.
Профессиональные функции
Вид деятельности | Решаемые задачи |
| Анализ становления личности и подбор методов влияния, воспитания. Поддержка при решении проблем несовершеннолетних. Предупреждение и поддержка в разрешении конфликтов. Усиление положительных и переключение негативных воздействий окружения на подопечных. Формирование сети по надзору за детьми из категории риска. Привитие подопечным нравственных ценностей, толерантности, здоровых привычек. Создание возможностей для самовыражения, творческой активности. Содействие в адаптации при отбывании сроков, при выходе из пенитенциарных заведений. |
| Наблюдение за развитием индивида с целью профилактики негативных проявлений. Составление моделей диагностики, сбор данных, подготовка заключений. Подбор методик и вариантов коррекции. Составление программ психологического сопровождения, шефства. |
| Защита прав и интересов индивидов, не достигших совершеннолетия. Профилактика беспризорности, антиобщественных деяний и противоправного поведения. Индивидуальные беседы с нарушителями, попавшими под опеку. Производство по уголовным и административным делам в отношении подростков. |
| Экспертиза развития индивидов. Экспертная проверка программ, мер реабилитации, нормативных актов, представляющих интересы детей. Консультации по обеспечению прав, профориентации, урегулированию конфликтных ситуаций, межличностному общению, индивидуальному росту. Консультации по предотвращению действий отклоняющихся от норм, по развитию подопечных с заболеваниями. Нормализация морально-психологической атмосферы в классах, группах учебных заведений. |
| Исследования прикладных направлений по профилю. Подготовка педагогических рекомендаций. |
| Организация подчиненных при выполнении обязанностей, функций. Укрепление взаимоотношений ведомств, осуществляющих надзор и реабилитацию детей, совершивших асоциальные поступки. |
| Преподавание родственных дисциплин, правовое обучение. Просвещение взрослых в вопросах права, детской психологии. |
Предметы, изучаемые студентами
Помимо курсов общеобразовательных дисциплин в разных областях знаний, учащимся предстоит овладеть такими предметами (а также пройти практику):
- психологический базис (психология личности, отношений, конфликтов, девиаций, психодиагностика);
- комплекс правовых дисциплин, в том числе курс правовых основ организации труда несовершеннолетних лиц;
- педагогический блок: курсы коррекционной и социальной педагогики;
- теория и практикум психологического консультирования и методов коррекции;
- способы предупреждения и предотвращения правонарушения и преступных действий;
- основы криминологии.
Что входит в программу «Педагогика и психология девиантного поведения»?
Программа обучения в российских вузах, посвященная педагогике и психологии девиантного поведения, представляет собой важное и многогранное образовательное направление, нацеленное на подготовку специалистов, способных понимать, анализировать и работать с различными аспектами девиантного поведения в образовательной и социальной среде. Вот, что включает в себя данная программа:
- Теоретические основы: Студенты обучаются основам педагогики и психологии, которые лежат в основе понимания девиантного поведения. Это включает в себя изучение классических и современных теорий, подходов и методологий, используемых в этой области.
- Психологическая диагностика: Студенты изучают методики и инструменты для диагностики девиантного поведения у детей, подростков и взрослых. Они учатся проводить психологические тесты, интервью и наблюдения, чтобы выявлять проблемы в поведении и развитии клиентов.
- Социальная педагогика: Программа включает в себя изучение социальных аспектов девиантного поведения, в том числе взаимодействия семьи, школы, и общества. Студенты изучают методики работы с родителями, педагогами и другими профессионалами, чтобы создать эффективные стратегии по предотвращению и коррекции девиантного поведения.
- Коррекционная педагогика и психология: Студенты изучают методики и стратегии для работы с людьми, проявляющими девиантное поведение, с целью помочь им адаптироваться в обществе. Это может включать в себя индивидуальное консультирование, разработку программ и методик коррекции поведения, а также работу с группами.
- Специфические аспекты девиантного поведения: Программа может включать в себя специализированные курсы по различным аспектам девиантного поведения, такие как наркомания, алкоголизм, агрессия, делинквентное поведение и другие формы аномального поведения.
- Практика и стажировка: Студенты проходят практику и стажировку в образовательных учреждениях, центрах психологической помощи, социальных службах и других организациях, чтобы применить полученные знания на практике и развить навыки работы с клиентами.
- Этика и профессиональные стандарты: Программа также включает в себя обучение этике и профессиональным стандартам работы в области педагогики и психологии девиантного поведения.
Обучение по программе «педагогика и психология девиантного поведения» обеспечивает студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для работы с людьми, страдающими от девиантного поведения, и способствует созданию более здоровых и функциональных образовательных и социальных сред в России.
Карьерный рост
Вместе с базовым образованием выпускник получает 5 специализаций:
- социальная педагогика;
- пенитенциарная педагогика;
- психолого-педагогическое сопровождение субъектов группы риска;
- профилактика девиантных поступков;
- коррекция и реабилитация индивидов с отклоняющимся от норм образом действий.
Повышение квалификации, совершенствование профессиональных качеств по выбранной стезе дает возможность вырасти в уникального эксперта. При желании можно переквалифицироваться в учителя, консультанта, диагноста, менеджера по персоналу, бизнес-тренера и коуча, страхового агента, соцработника.
Знание теории и пытливый ум позволят заняться наукой, исследованиями, методической работой, преподаванием, стать аспирантом и написать диссертацию. Карьера может развиваться по административному пути, когда рядовой сотрудник становится руководителем психологической службы, отдела по подбору персонала. С этой целью совершенствуют управленческое мастерство, изучают менеджмент.
Карьерный рост
Вместе с базовым образованием выпускник получает 5 специализаций:
- социальная педагогика;
- пенитенциарная педагогика;
- психолого-педагогическое сопровождение субъектов группы риска;
- профилактика девиантных поступков;
- коррекция и реабилитация индивидов с отклоняющимся от норм образом действий.
Повышение квалификации, совершенствование профессиональных качеств по выбранной стезе дает возможность вырасти в уникального эксперта. При желании можно переквалифицироваться в учителя, консультанта, диагноста, менеджера по персоналу, бизнес-тренера и коуча, страхового агента, соцработника.
Знание теории и пытливый ум позволят заняться наукой, исследованиями, методической работой, преподаванием, стать аспирантом и написать диссертацию. Карьера может развиваться по административному пути, когда рядовой сотрудник становится руководителем психологической службы, отдела по подбору персонала. С этой целью совершенствуют управленческое мастерство, изучают менеджмент.
Что должен уметь специалист?
В ходе профессиональной деятельности предстоит диагностировать состояние подростков с отклонениями в поведении, молодых людей, содержащихся в колониях, учреждениях закрытого типа. Определять, по каким причинам произошел личностный кризис у человека, нарушившего закон, почему семья стала неблагополучной.
Будущий психолог учится:
- созданию образовательных программ;
- организации досуга подопечных;
- нормализации семейных отношений, разрешению конфликтов;
- вести беседы, встречи со школьниками, взрослыми категории риска, с людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных обстоятельствах;
- предотвращению правонарушений;
- оказанию психологической, общественной и правовой помощи;
- просвещению взрослых по психологическим, правовым вопросам.
Дипломированный выпускник должен уметь выявлять мам, пап, опекунов, не выполняющих свои обязанности. Ставить на учет нарушителей и родителей, ставших для отпрысков негативным примером. Определять лиц, совершающих незаконные действия с малолетними: проявления жестокости, домогательств, насилия. При необходимости готовить материалы по лишению родительских прав.
Инспектору предстоит работать с правонарушителями, доставленными в ОВД, принимать участие в процедурах дознания. Он готовит материалы для помещения осужденных в закрытые учебно-воспитательные заведения. Выявляет детей, попавших в розыск, малолетних бродяжек, попрошаек, беспризорных и тех, кому требуется государственная помощь.
Педагогу по профилю предстоит организовывать мероприятия, предупреждающие беспризорность, употребление спиртного, наркотиков и токсических веществ в среде тинейджеров.
Рабочие условия
Дело психолога – это высокоинтеллектуальный, мобильный труд. Преобладает интенсивное общение с серьезным психоэмоциональным давлением. В отдельных ситуациях пригождается умение импровизировать, использовать творческий подход.
Для работы выделяют кабинет со специальным оборудованием. Коллективные или персональные занятия проводят в зале, в офисе. Практикуются групповые беседы на свежем воздухе, мероприятия с выездами на природу.
Инструменты профессионала – внутренние резервы. Найти общий язык с другим человеком помогают опыт, знания, способность мыслить аналитически и творчески
Важно обладать выразительной мимикой, голосом, жестикуляцией. При поддержании контакта с посетителями важно проявлять эмпатию
Это умение чувствовать, понимать эмоциональное состояние собеседника. Облегчает труд техническое, методическое обеспечение, компьютеры.
Основы деятельности
Смыслом работы является создание поддерживающих условий для субъекта. В результате пациент находит в себе силы справиться, разрешить беспокоившие его проблемы. В качестве инструмента эксперт использует собственную личность.
К объектам деятельности по данному профилю относятся:
- процессы становления, социализации, созревания субъекта;
- межличностное общение, педагогические взаимодействия;
- свойства и состояния индивида в асоциальной атмосфере;
- факторы, особенности и причины девиантного образа действий, способы противодействия;
- общественные отношения, связанные с воспитанием, охраной прав детей, профилактикой правонарушений, антиобщественных деяний.
Особенности профессии
Дипломированный специалист общается со школьниками и подростками категории риска, с людьми, попавшими в тяжелые жизненные обстоятельства, корректирует агрессивное поведение дошкольников. Отстаивает права, интересы воспитуемых, консультирует по проблематике отношений с близкими, по вопросам, связанным с обучением и трудоустройством. Составляет психологические портреты.
Девиантное поведение дошкольников и подростков – это проявление внутреннего дискомфорта. Преодолеть чувство отчужденности помогает катарсис, общение, игра и работа в команде, поднятие самооценки.
- Интересная стезя, призвана нести пользу и добро.
- Учит помогать и сопереживать окружающим.
- Прививает стремление к эффективности в любом деле.
- Учит понимать самого себя и близких.
- Эмоциональное напряжение и стрессовые нагрузки.
- Большая моральная ответственность.
- Требует непрерывного самосовершенствования.
Основная профессиональная задача: выявить и предотвратить девиантные проявления. К ним относят деяния, идущие вразрез с общепринятыми нормами поведения. Причиной отклонений может быть неокрепшая психика, неспособность адаптироваться среди сверстников, неблагоприятная ситуация дома или наличие серьезных заболеваний, патологий.
Работа с «трудными» детьми требует умения понимать внутреннее состояние каждого. Для этого проводится:
Специфика обучения
Подготовка разносторонняя. Будущий специалист осваивает: организационные, социально-педагогические, диагностико-коррекционные, консультационные, правоохранительные и научно-исследовательские функции.
Учебный процесс базируется на научных достижениях психологии, педагогических и юридических наук. В рамках ведущего направления рассматривают основы и разделы психологии. Студенты изучают особенности отклоняющихся от норм поступков, конфликтологию, формирование личности, консультирование и другие предметы. Второй дисциплинарный блок включает в себя историю, педагогические основы, методику воспитания, социальную и коррекционную педагогику.
Юридическая подготовка предполагает знакомство с конституционным и гражданским правом, криминологическими, общественными и семейными правовыми аспектами, теорией государства и права.
По завершении учебной программы студенты защищают дипломный проект, в отдельных вузах сдают государственный экзамен.
Профессиональные качества
Для успешной работы по специальности важны качества:
- способность сочувствовать, сопереживать (эмпатия);
- склонность к исследованиям и работе с людьми;
- коммуникабельность (умение услышать, понять собеседника, правильно поставить вопрос, изложить собственную точку зрения, привести аргументы);
- высокоразвитое символическое, абстрактное, образное и логическое мышление;
- навыки концентрации, переключения внимания;
- сноровка в плане контроля над эмоциями;
- умение сохранять в тайне личную информацию своих протеже;
- любовь к людям, доброжелательность, отзывчивость, терпеливость и чувство такта, стремление оказать помощь;
- эрудированность, наблюдательность, развитая логика и прекрасная память;
- уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, ответственность, умение быть объективным, гибким и дипломатичным.
Инспектор по делам несовершеннолетних
Главная задача специалиста: содействовать развитию, преодолевать отклонения, вести профилактику преступлений среди поднадзорных. Это юрист и педагог одновременно. Сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, которая рассматривает дела о правонарушениях.
Инспектор обязан знать каждого воспитанника, отслеживать его поведение, по возможности предупреждать правонарушения. Он проводит беседы с родителями, их отпрысками, посещает несовершеннолетних по месту жительства, вызывает в полицию. Инспектор выносит предостережения людям, совершающим антиобщественные поступки. Предупреждает родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию отпрысков.