Направления работы по развитию речи в средней группе
- Поощрение общения между детьми. Это способствует естественному формированию навыков.
- Обучение пересказывать прослушанные сказки, истории, произошедшие события, сюжеты просмотренных мультфильмов.
- Обсуждение изображений и картинок стимулирует развитие речи, логического мышления.
- Использование ролевых игр, как средства раскрепощения малышей.
Планирование детского обучения помогает эффективнее провести работу по формированию устной речи и умению общаться с другими людьми посредством речи. Фундаментом обучения является литературный язык. Итоговый план обучения должен соответствовать требованиям стандарта ФГОС дошкольного образования.
Для детей с особенностями развития применяется интегрированное обучение. В интегрированных группах работа проводится в следующих направлениях:
- Развитие.
- Коррекция.
- Социализация.
- Творчество.
Подобные группы требуют тщательной продуманной организации, так как уделять внимание одному ребёнку без ущерба для остальных сложно. Отношение родителей к инклюзивному образованию неоднозначное: имеет место страх, что дети станут копировать поведение особенных малышей, а также что они будут обделены вниманием, знаниями, а развитие будет на более низком уровне
Пребывание в интегрированных группах учит детей видеть в человеке человека, а не совокупность стереотипов или черт характера. Малыши усваивают не сопереживание и сострадание, а адекватное восприятие сверстников с особенностями развития. Такого навыка недостаёт многим из родителей.
Литературный материал для проведения открытых уроков
Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста — эффективная форма организации методической работы. Федеральный государственный комитет выделяет открытые и обычные занятия, порой они не имеют особой разницы в подготовке и проведении. При этом следует учитывать, что открытое занятие, в отличие от обычного — это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные стандарты воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. На открытом занятии проводится аттестация.
Обратите внимание! Профессия педагога позволяет демонстрировать коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром — показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование)
Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром — показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).
Литературный материал для проведения открытого урока
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Цель мероприятия — формирование отношения к здоровому образу жизни. Закрепляются знания детей о закаливании организма. Применяется следующее оборудование: презентация «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», мультфильм «Мойдодыр», полотенца, фрукты и конфеты для игры, воздушные шары, тазы с водой, брызгалки, 2 ведра, 2 обруча, игрушка в качестве мяча, а также кегли.
«Добрым быть совсем не просто»
Цели: способствовать воспитанию доброты, вежливости, милосердия, выявлению правильного или ошибочного представления о добрых делах. На классной доске написано крупными буквами: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
«Весенняя полянка»
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в живой природе на тему «Весна». Закрепить знание признаков весны (тает снег, становится теплее, прилетают из теплых краев птицы); учить замечать изменения в природе (появляются первые цветы, просыпаются насекомые), закрепить знания о птицах, цветах, насекомых. Продолжать знакомить с новым видом изображения в ИЗО, видеть половину изображения, наносить его на одну часть листа около сгиба, чтобы при раскладывании получить целое.
Обратите внимание! Комплексные занятия по развитию речи могут состоять из различных приемов, но ключевое место занимают — рассказы, пересказы и сказки. Дошкольники упражняются выражать свои мысли, подбирать глаголы и прилагательные к существительным, знакомятся с новыми словами и т. д
Главное – найти к каждому ребенку правильный подход
Дошкольники упражняются выражать свои мысли, подбирать глаголы и прилагательные к существительным, знакомятся с новыми словами и т. д. Главное – найти к каждому ребенку правильный подход.
Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе «Чудо дерево»
Цель: формировать творческое мышление детей, связную речь.
Задачи:
Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными зрительными ощущениями и графическими образами.
Упражнять в составлении рассказов (сказок) по схемам и изображении их.
Развивать воображение
Внимание, умение понимать поставленную цель, способы её достижения.
Воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей, оценивать их работы и свои.. Предшествующая работа: дидактические игры «На что похоже?», «Дорисуй фигуру», составление рассказов по схемам, моделям,
Предшествующая работа: дидактические игры «На что похоже?», «Дорисуй фигуру», составление рассказов по схемам, моделям,
Материал: «Чудо-дерево», условные знаки-модели (упакованные как сюрпризы). Карточки с готовыми схемами-моделями, сюрпризы на каждого ребёнка, видеокассета.
Ход НОД
Воспитатель: Как у наших у ворот чудо-дерево растёт Чудо-чудо-чудо-чудо расчудесное! И листочки на нём. И цветочки на нём, А ещё растут сюрпризы интересные! А вам хотелось бы иметь чудо дерево? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель: Тогда предлагаю его нарисовать, но не так, как мы делали это обычно: карандашами, фломастерами, красками, т. е. руками. Давайте нарисуем чудо дерево глазами!Проводится гимнастика для глаз — глазами дети рисуют ствол, ветки, крону, плоды.Воспитатель: А сейчас сильно-сильно зажмурьте глаза, сосчитайте до 5!Дети считают, воспитатель выдвигает чудо дерево, на котором развешаны сюрпризы)Воспитатель: Вот какие у вас волшебные глаза! Хотите узнать, что же за сюрпризы приготовило для вас чудо-дерево? Снимает с дерева первый сюрприз, читает. Жили-были знаки, не боялись драки. Жили-были дружно. Вам придумать нужно, Как зовётся каждый знак, может этак? Может так?(Дети придумывают названия знаков. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.)Воспитатель снимает с дерева следующий сюрприз, читает Молодцы, старались и не испугались. А теперь уж без подсказки Вы должны придумать сказки, Вот вам схемы раз, два, три сказку быстро сочини! (Дети по «цепочке» придумывают сказки по заданным моделям ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.)
Проводится физминутка по отрывку К. Чуковского «Ехали медведи на велосипеде…» Дети изображают животных, о которых говорится в отрывке.
Воспитатель: Получите сюрпризы, ребятки, Разложите значки по порядку И придумайте сказку такую: красную, оранжевую, голубую.
Воспитатель снимает с дерева и раздаёт всем детям по одному сюрпризику (пакетики разных цветов с наборами знаков-символов). Дети самостоятельно придумывают с их помощью сказки, рассказы. Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать свой вариант придуманного.Пальчиковая гимнастика «Птички» — дети поочерёдно соединяют большой палец с другими пальцами.Воспитатель: Нарисуйте ваши сказки. Нарисуйте без подсказки. Им потом дадим названье. Приготовились! Вниманье!Дети рисуют сюжеты по своим придуманным сказкам. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать свои рисунки и дать им название и назвать свои сказки. Дети анализируют работы товарищей.Воспитатель: Всех вас очень я люблю, От души благодарю. Хорошо вы потрудились, сказки ваши получились. Вновь дарю сюрприз я вам, чтоб смотреть по вечерам. Сказки спрятались в кассете. Любят сказки наши дети!Воспитатель вручает детям кассету или диск с мультфильмами.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Картинка 1. Развитие речи дошкольников
Картинка 2. Развитие речи дошкольников
Картинка 3. Развитие речи дошкольников
Названия, придуманные детьми для предложенных знаков:
- Девочка, мама, бабушка, фея, тётя, крёстная, соседка, колдунья, сестра.
- Дядя, мальчик, отец, брат, колдун, дед.
- Собака, кот, волк, тигр, лошадь.
- Спутник, солнце, рыбка.
- Медведь, лягушка, тигр.
- Весёлый человечек, колобок. Арбуз, снеговик.
- Ворота, радуга, норка, горка, сено.
- Облако, лужа, пирог, комочек, огонь.
- Лес, деревья. Ёлки.
- Хрустальный мост, корона, ёжик, царство.
- Мышка, рыбка, воздушный змей.
- Дом, избущка, дворец.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Знаки 1. Развитие речи дошкольников
Знаки 2. Развитие речи дошкольников
Знаки 3. Развитие речи дошкольников
Знаки 4. Развитие речи дошкольников
Знаки 5. Развитие речи дошкольников
Знаки 6. Развитие речи дошкольников
Знаки 7. Развитие речи дошкольников
Знаки 8. Развитие речи дошкольников
Знаки 9. Развитие речи дошкольников
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Рисунок ребенка по сказке
Особенности программ
При решении одной задачи по развитию речи могут использоваться разные приёмы индивидуальной или групповой работы
ФГОС определяет критерии эффективности образовательной программы в детском саду, но сами рабочие программы создаются методическим коллективом учреждения (воспитателем, старшим воспитателем, психологом, логопедом, в некоторых случаях и дефектологом) или членами методического объединения отдельно (в этом случае программа должна быть одобрена на заседании педагогического совета учреждения). Общим являются только задачи, которые эта работа должна решать. Они связаны с
- выбором видов деятельности, которые способствуют выработке связности речи малыша (то есть использование разных приёмов речевого развития, о которых было сказано выше);
- расширением и углублением знаний об окружающем мире для овладения родным языком (например, создание и защита проектов);
- развитием потребности в общении как важнейшего условия успеха любой деятельности.
Примеры программ
Работа по развитию речи невозможна без подключения других видов деятельности, например, создания зарисовки по сюжету прочитанной сказки
Программа по развитию речи в средней группе, с опорой на изучение звуков
Авторская программа (Цыганкова Анна Сергеевна, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/06/27/rabochaya-programma-po-obrazovatelnoy-oblasti-rechevoe)
Время проведения | Тема и цели детско-взрослой деятельности | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Сентябрь | Рассказывание об игрушках | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Описание игрушек | Рассказывание об игрушках |
Учить:– составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;– правильно произноситьв словах звуки , , выделять в речи слова с этими звуками;– вслушиваться в звучаниеслов.Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.Закреплять:– произношение пройденныхзвуков: , , , , ;– представления о значениитерминов «слово», «звук» | Учить:– составлять рассказ по картине вместе с воспитателем исамостоятельно; короткийрассказ на тему из личногоопыта;– соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детёнышей | Учить:– называть признаки, действияописываемой игрушки, связывать между собой предложения;– произносить звук длительно, на одном выдохе, отчётливо и внятно проговаривать слова.Укреплять артикуляционный аппарат специальнымиупражнениями.Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детёнышей.Формировать представления о предлогах «за», «под»,«на», «в», навыки их применения в речи.Отрабатывать навыкиправильного произношения звуков , | Учить:– составлять описание игрушки;– называть характерные признаки и действия;– составлять короткий рассказна тему личного опыта (приподдержке воспитателя и самостоятельно).Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать | |
Октябрь | Рассказывание по набору игрушек | Рассматривание иллюстрацийк сказке (по выбору воспитателя) | Рассказывание о действиях икачествах предмета в диалоге | Рассказывание об игрушках.Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» |
ООД: Развитие речи в средней группе «Все о себе»
Конструкт образовательной деятельности
Возрастная группа: средняя.
Тема: все о себе.
Цель: расширение знаний детей об образе Я.
Задачи:
- Способствовать созданию положительного эмоционального настроя детей на предстоящую совместную деятельность.
- Совместно определить с детьми формы работы в предстоящей деятельности.
- Развивать представления детей о своем внешнем виде.
- Активизировать в речи употребление слов: русые, карие.
- Формирование о росте и развитии ребенка, о его прошлом, настоящем и будущем.
- Способствовать проявлению детской инициативы.
- Формировать положительную самооценку.
Оборудование:
- магнитная доска;
- схематическое изображение лица человека, младенца, взрослого человека;
- портативная аудиосистема, аудиозаписи, телефон, зеркало, клубок ниток.
1. Введение в образовательную деятельность
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ласковые руки». Все встают в круг. Воспитатель нежно касается плеча, стоящего справа ребенка. Ребенок таким же образом касается рядом стоящего ребенка. Все дети передают ласку пока последний ребенок не прикоснется воспитателя.
Воспитатель говорит:
— Я почувствовала нежность ваших рук и мне так приятно стало. А вам?
— Тогда, с таким хорошим настроением предлагаю начать наше занятие.
Звучит телефонный звонок.
Воспитатель:
— Ребята, извините, я отвечу, наверно что-то очень важное хотят нам сообщить, раз беспокоят во время занятия. Звучит аудиозапись: «Дорогие ребята, приглашаем вас принять участие в кастинге в шоу Максима Галкина «Лучше всех»
В отборочном туре оцениваются рассказы о себе.»
Звучит аудиозапись: «Дорогие ребята, приглашаем вас принять участие в кастинге в шоу Максима Галкина «Лучше всех». В отборочном туре оцениваются рассказы о себе.»
Воспитатель:
— Ребята, как вы думаете, мы сможем участвовать в отборочном туре? Почему вы так думаете? О чем мы с вами составляли рассказы в этом году? (О неваляшке, о кукле.)
2. Проектирование решений образовательной ситуации
(Стимулирование активности и самостоятельности детей.)
— Ребята, тут карт-схемы. Давайте с помощью них определимся, о чем мы сначала будем говорить. Когда мы описывали неваляшку и куклу, о чем сначала говорили?
С помощью наводящих вопросов, воспитатель подводит к последовательности рассказа:
- Описание внешнего вида.
- Каким я был, когда я был маленький?
- Каким я стану, когда вырасту?
3. Организация деятельности детей
— Ребята, кто хочет рассказать о себе?
Воспитатель предлагает представиться, называя свое имя, фамилию, возраст. При затруднениях воспитатель задает наводящие вопросы. Предлагает всмотреться в зеркало. После завершения одной части рассказа, предлагает обратиться к картине-схеме. Воспитатель хвалит рассказчика. Если у ребенка русые волосы или карие глаза, воспитатель, после окончания рассказа, просит детей хором произнести эти слова и уточняет их значение.
Динамическая пауза. Игра с ускорением «Руки, плечи, уши, нос».
— Ребята, кто еще хочет рассказать о себе?
4. Рефлексия
— Молодцы, ребята, очень интересно рассказали о себе. В кастинге в шоу «Лучше всех» сможете участвовать.
Игра «Связующая нить». Дети передают по кругу клубок ниток и говорят, чему каждый из них сегодня научился.
— Кому еще можете рассказать о себе?
— Молодцы, ребят!
Педагог хвалит каждого ребенка за его личные достижения.
Варианты планирования занятий
Рассматривание игрушек, игры и т.д. – важная часть планирования занятий по речевому развитию детей
Для того чтобы развитие речи ребёнка было гармоничным и эффективным, воспитатель должен правильно спланировать занятия — элемент программы, который структурирует использование разных видов деятельности (чтение, декламация, игры, инсценировки), призванные решить определённые задачи образования дошколят.
Существует три вида планирования.
- Комплексное. В него входят наглядные (экскурсии, рассматривание игрушек, картинок с последующим обсуждением и выполнением заданий), практические (игры, инсценировки) и обучающие методы (чтение, заучивание, пересказ) речевого развития.
- Перспективное. Это планирование, которое конкретизирует задачи образования в определённый период, основываясь на уровне развития группы и отдельных ребят. Таким образом, можно успешно знакомить всех детей с окружающим миром, воспитывать культуру общения.
- Интегрированное. Применяется для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Планирование ведётся по 4 направлениям: развитие, коррекция, социализация (то есть навыки общения с окружающими людьми), творчество.
Ход занятия в средней группе
Сюрпризный момент.
Дети находят в группе перышко.
I. Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
(учить детей подбирать слова-антонимы)
Воспитатель. Встаньте рядом друг с другом, словно месяц полукругом.
— Посмотрите, что это? (Перо)
— Оно черное? — …. (оно белое)
— Оно большое? — … (оно маленькое)
— Оно длинное? — … (оно короткое)
— Оно тяжелое? — … (оно легкое)
— Оно грязное? — … (оно чистое)
Это перышко не простое, оно волшебное:
Стоит на него подуть
И оно покажет путь —
В какую сторону идти,
Чтобы хозяина найти.
Воспитатель. — Интересно, кто хозяин этого перышка и где оно живет в лесу или на птичьем дворе? Мы сейчас узнаем. Когда я скажу: «Раз, два, три — перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох — через нос, выдох — через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)
II. Основная часть.
1) «Скажи и покажи»
Воспитатель. — Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Отгадайте и покажите, кто живет на нашем птичьем дворе. (Работа с корр. таблицами).
Дети отгадывают загадки и накрывают отгаданных птиц.
Загадки о домашних птицах для дошкольников
Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! — кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко .. (Курица)
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплята)
Он — не всадник, а со шпорами,
Его одежда — с узорами.
Время он знает, как и люди,
Сам — не сторож, а всех будит. (Петух)
И шипит он, и гогочет —
Говорит, что укусить хочет…. (Гусь)
У нее ноги — как ласты,
Клюв плоский, красный,
— Кря-кря-кря, — плывет по реке,
Ест зерно и щиплет травку … (Утка)
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля
…(Индюк)
2) «Отвечай быстро называй»
(Работа с корр. таблицей).
— Сколько лап у индюка?
— Сколько гребешков у курицы?
— Сколько копыт у петуха?
— Сколько у гуся хвостов?
— У кого есть бородка?
— Сколько крыльев у утки?
— У кого еще есть крылья, кроме птиц? (Бабочка, комар, муха, пчела и т.д.)
— Где мы еще можем увидеть крылья? (Самолет)
3) «Скажи ласково»
(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, работа с корр. таблицей).
Цыпленок, а ласково цыпленочек.
Петух, а ласково петушок.
Утка, а ласково уточка.
Гусь, а ласково гусачок.
4) Физкультминутка.
5) Составление сложно-придаточного предложения с союзом а.
(На мольберте картинки петуха, курицы, кошки, индюка)
Воспитатель. Представляете, кошка говорит, что она похожа на курицу. Так ли это?
— Что общего у кошки и курицы?
— Чем они отличаются? ( «Кошка — животное, а курица — птица.» «У кошки четыре лапы, а у курицы — две.» и т. д.)
6) Проблемный вопрос
— Все они живут на птичьем дворе. А кто за ними ухаживает, кормит, поит, строит жилье?
— Как вы думаете, смогли бы домашние птицы прожить в лесу? Почему?
— А зачем они человеку? Какую пользу они приносят? (Мясо, яйца, пух, перо)
7) Пальчиковая гимнастика
Шла уточка каемочкой, (ребром ладони имитируют ходьбу)
Вела своих детенышей:
Большого и малого, (поочередно показывают пальцы рук)
Среднего, последнего. (Поочередно показывают пальцы рук)
Подкрались два лисенка,
Потащили в лес утенка … (делают руками движения, будто что-то хватают)
8) «Помоги птицам»
— Разбрелись птицы с птичьего двора. Помоги им встретится, соедини членов одной семьи, проведи карандашом дорожку и скажи, кто с кем встретился (работа в тетради)
III. Итог. Рефлексия
-Что интересного вы узнали сегодня?
Какие игры вам понравились больше всего? Можете ли вы играть в них дома?
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц
Организация: МБДОУ детский сад №13
Населенный пункт: Ивановская область, г. Иваново
ЦельЗакреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок – схем, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задачи
– Формировать умение рассказывать сказку по алгоритму; учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;
-Воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.
– Способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу.
– Повысить эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята , посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся со всеми:
Здравствуйте, наши ладошки ( хлоп-хлоп)
Здравствуйте, наши резвые ножки ( топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! ( цокают)
Глазки, скорей открывайтесь ( моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок
Давай оживим наш волшебный кружок!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет!
« Солнце, привет!» (машут солнцу)
« Гости, привет!» (машут гостям)
Ребята, давайте закроем глаза, послушаем тишину. Сделаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох.
Если сказка в дом стучится
Ты скорей её впусти
Потому что сказка- птица
Чуть спугнешь и улетит.
Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте вспомним какие сказки вы знаете.
Дети отвечают.
Воспитатель: Нам пришло письмо. Зайчик остался без избушки и просит ему помочь. Ну что поможем зайчику?
Дети: Да!
Воспитатель: Куда мы должны попасть, чтобы помочь зайчику?
Дети: В сказку.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
В сказке лисонька плутовка
Обманула с зайку ловко
Из избушки выгнав прочь
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Воспитатель спрашивает детей, какая это сказка?
Дети: « Заюшкина избушка».
Воспитатель: Правильно ребята, это сказка « Заюшкина избушка».
Показывает книгу.
А сейчас ребята мы с вами отправимся в эту сказку. А чтобы попасть туда, нам надо отгадать загадки, про героев этой сказки.
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – ( ЛИСА) показ картинки.
Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку ( ЗАЯЦ) показ картинки.
Ходит важно по дорожке
У него в ушах сережки
Кукарекает он вслух
Потому что он ( ПЕТУХ) показ картинки
А теперь ребята давайте немного поиграем :
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Будем головой кивать. (киваем головой)два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Воспитатель: сегодня мы будем с вами рассказывать сказку, а как рассказать сказку я вам сейчас покажу.
Воспитатель рассказывает сказку, используя при этом мнемотаблицы.
После пересказа сказки воспитатель задает детям вопросы.
Как называется сказка?
Какую избушку построила лиса?
Почему она называется ледяная?
Какую избушку построил зайчик?
Какая беда случилась с зайчиком?
Кто хотел помочь зайчику?
Почему собака и медведь не помогли зайчику?
Кто же помог зайчику выгнать лису?
Почему у него это получилось? Как вы думаете?
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и сделать дыхательную гимнастику « Понюхам цветочки» ( ВДОХ-НОС, ВЫДОХ-РОТ)
Повторное рассказывание сказки воспитателем с помощью детей и опорой на мнемотаблицу.
После рассказывают сказку двое детей, используя мнемотаблицу, другие дети помогают.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель хвалит детей. Спрашивает у детей, понравилась ли им сказка и почему? Советует рассказать сказку дома родителям.
Приложения:
file0.docx.. 18,9 КБ
Опубликовано: 13.03.2023
Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Лексические игры и упражнения»
Организация: МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Кирсанов
Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
– Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
– Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.
– Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
– Создавать положительный эмоциональный фон.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться еще раз со всеми, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
Воспитанники: Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
Воспитатель: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Ребята, а вы любите играть? Но если любите, тогда сегодня я хочу поиграть с вами: «Назови три слова»
– Овощи. (Лук, свекла, морковь).
– Фрукты. (Яблоко, груша, лимон).
– Дикие животные. (Медведь, волк, лось).
– Домашние животные. (Лошадь, корова, кролик).
– Деревья. (Береза, дуб, сосна).
– Одежда (Платье, брюки, куртка).
– Осенние признаки (Сильный ветер, листопад, лужи).
Воспитатель: Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?» (Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы).
У медведя чей дом? – Медвежий.
У зайца чей дом? – Заячий.
У волка чей дом? – Волчий.
У белки чей дом? – Беличий.
У барсука чей дом? – Барсучий.
У черепахи чей дом? – Черепаший.
У лягушки чей дом? – Лягушачий.
«Игра с мячом»
Воспитатель: Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.
Умный – … сухой – … печаль – … быстро – …
Сладкий – … плохой – … утро – … большой – …
Светло – … смелый – … ночь – … тихо – …
День – … молодой – … весело – … начало – …
Жадный – … сытый – … больной – … старый – …
Сильный – … жарко – … чёрствый – … и др.
Воспитатель: Ребята, есть такие упражнения, которые помогают упражняться в произношении. Это – скороговорки, чистоговорки. «Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук». «Ехал грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап-цап». «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!». Молодцы!
Воспитатель: Предлагаю вам следующую игру называется «Полслова за вами». Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. (Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.)
Список используемой литературы:
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в ДОУ».
Приложения:
- file0.docx.. 15,7 КБ
Опубликовано: 23.02.2023
Открытое занятие по развитию речи в средней группе
Открытое занятие по развитию речи в средней группе по ФГОС начинается с формирования познавательных и речевых умений детей на примере любых рассказов. Специалисты считают, что сказка должна быть подобрана в соответствии с возрастом. Некоторые дошкольники любят бытовые, волшебные сказки, сказки про животных, а другие предпочитают более современные, оригинальные.
Открытый урок для развития речи дошкольников
Цели урока
Основные цели занятия:
- закрепить умение пересказывать художественное произведение методом моделирования;
- научить детей отвечать полными предложениями;
- активизировать словарь;
- развить связную речь, умение рассуждать, воображение, мышление, логику;
- развить творческие способности детей;
- воспитать любовь к русским народным сказкам.
Задачи открытого занятия
Воспитатель обязан:
закрепить знания детей о русских народных сказках;
продолжить развивать связную речь, правильно согласовывать слова в предложении;
развить внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
воспитать интерес к русским народным сказкам.
К сведению! Некоторые задачи требуют подробного изучения.
Закрепление знаний
На примере темы «Зима» в ходе занятия расширяются знания малышей о характерных признаках этого времени года. Они узнают о многообразии и взаимосвязи природных явлений. Это приводит к воспитанию любви к природе. У ребенка появляется желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Педагог обучает дошкольников поддерживать беседу друг с другом и активизировать эмоциональное реагирование на зимнюю красоту.
Как закрепить знания с применением различных тематик
Важно! Проводятся некоторые наблюдения на прогулках, а также дидактические игры, например, «Времена года», «Зима — Осень», «Путешествие зимой». После беседы проводится презентация
Дети слушают новую тему, а потом делятся своими впечатлениями.
Развитие связной речи и согласования слов в предложении
Владеть речью, значит владеть словарем. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от общения со взрослыми. Для расширения словарного запаса у детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас рассматривается тема «Зима», то словарь дошкольников должен пополняться в рамках данного урока.
Развитие внимания, памяти, воображения
Ребенок может выполнить специальные действия, которые дают возможность на чем-либо сосредоточиться. Малыши любят открывать для себя нечто новое. Все эти качества формируются лишь в дошкольном возрасте.
Как развиваются внимание, память, воображение
Важно! В дошкольном возрасте 4-5 лет внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы
Обогащение словарного запаса
В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы — профессиональная лексика; в строительных играх — слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Критерии развития речи по ФГОС
Работа по развитию речи включается во все этапы образовательного процесса
С точки зрения педагогики и психологии, овладение ребёнком речью — это многоуровневый и даже в чём-то загадочный процесс, требующий последовательной и целенаправленной работы всех педагогических кадров детского сада. В частности
- воспитателя (для включения программных компонентов развития речи в каждодневные занятия);
- логопеда (для коррекции дефектов, связанных с произнесением звуков);
- психолога (для диагностики и устранения внешних трудностей овладения речью, например, если малыш замкнут, отстранён от других детей и взрослых).
Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в
- расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря;
- выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым;
- отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи;
- совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление);
- развитии связной монологической и диалогической речи.
Эти требования реализуются в наборе специальных приёмов обучения, которые предполагают живое общение детей между собой, а также с воспитателем (родителями):
- пересказ прочитанного;
- заучивание стихотворений;
- обсуждение картинок по разным темам (например, животные в разные времена года);
- ролевые игры (например, «У врача», «Дочки -матери») и т.д;
- театрализация (постановки утренников, сказок и пр.);
- подготовка проектов, стенгазет в группе и т.д.