Медико-социальные проблемы
Медико-социальные проблемы инвалидов устанавливаются на МСЭК (медико-социальной экспертизе), где определяется наличие стойкой утраты работоспособности. Медицинская комиссия предоставляет перечень мер реабилитации, которые направляются на социальную адаптацию больного, учитывая соматическое состояние, социальную инфраструктуру. Для решения медико-социальных проблем берутся в учет следующие реабилитационные формы.
Медицинская
Медицинская реабилитация, которая направляется на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Она проводится при помощи мероприятий корректирующего, лечебного направления. Эти меры состоят:
- из санаторно-курортного лечения;
- восстановительной терапии;
- реконструктивной хирургии;
- протезирования;
- ортезирования;
- физиотерапии;
- лечебной физкультуры;
- грязелечения;
- психотерапии.
Пути их решения разрабатываются государством, которое в полном объеме предоставляет необходимую медицинскую помощь, включая обеспечение лекарственными препаратами. Законодательство РФ контролирует осуществление льготной или бесплатной помощи инвалидам. Задачей медицинского направления является не только облегчение самочувствия маломобильного лица, но и приспособление его к современному обществу, к возможности ведения общественной деятельности.
Социальная
Социальная реабилитация – это широкая форма реабилитации инвалида, которая представлена средовой, бытовой, социальной адаптацией в определенных социальных условиях и приспособление к ним инвалида. Социальный аспект помощи людям с инвалидностью охватывает влияние общества на течение заболевания, отношение к инвалидам обществом, взаимоотношение семьи и маломобильного человека.
К неразрешенным проблемам социально-психологического аспекта относятся:
- невозможность самореализации;
- психические расстройства;
- депрессия;
- социальная невостребованность;
- комплекс неполноценности;
- замкнутость;
- страх;
- нарушение адаптации к обществу;
- нереализованная потребность общения.
Социальные проблемы часто возникают на фоне недостаточной поддержки семьи и общества, недоступности здравоохранения, посещения культурных мероприятий, образования, сложностей в бытовой среде, отсутствие архитектурной среды, необходимой для инвалидов.
Важно! Чтобы инвалид достигнул высокие показатели медицинской, социальной реабилитации, все формы помощи должны идти комплексно, дополнением друг к другу
Характеристика основных проблем инвалидов
В современном обществе инвалиды сталкиваются с множеством проблем, среди которых можно выделить несколько проблем, отличающихся особой остротой. К числу таких проблем относятся:
- во-первых, проблемы социально-бытового характера;
- во-вторых, проблемы психологического характера;
- в-третьих, проблемы получения образования;
- в-четвертых, проблемы трудоустройства.
К числу проблем социально-бытового характера у инвалидов относятся проблемы, обусловленные сложностями адаптации их к условиям жизнедеятельности общества. В составе этих проблем можно выделить:
- во-первых, ограниченные возможности самообслуживания. Многие инвалиды не в состоянии выполнять обычные действия, к примеру, самостоятельно одеваться, осуществлять прием пищи, передвигаться, вставать или садиться и так далее. Выполнение этих действий требует постоянной помощи, которую не всегда могут оказывать близкие. Для решения проблемы используется помощь социальных работников, помещение инвалидов в стационарные учреждения, центр социальной реабилитации;
- во-вторых, ограничение выполнения социальных ролей, доступных при наступлении инвалидности. Многие инвалиды испытывают проблемы с созданием семьи, поиском работы, возможностью осуществления социальных контактов.
Проблемы психологического характера возникают при инвалидности на постоянной основе. Это обусловлено наличием психологической травмы по результатам получения определенного увечья. Инвалидность всегда сказывается на человеческой психике, приводит к замыканию в себе, злости на окружающих, неудовлетворенности жизнью. Решение проблем психологического характера инвалидов требует формирования механизма психологической защиты, выражающейся в адекватной самооценке, способности к правильному определению своей и чужой ответственности, реалистичности уровня притязаний и так далее.
Образование выступает одним из факторов, обеспечивающим возможность полноценного включения инвалидов в современное общество. Инвалиды испытывают проблемы с получением образования вследствие таких ограничений как возможность передвижения, доступность информации, низкий уровень инфраструктуры, не позволяющий использовать ее людям с ограниченными возможностями здоровья, и так далее. Российское законодательство предоставляет инвалидам преимущественное внеконкурсное право на поступление в государственные ВУЗы в случае получения положительных оценок на вступительных экзаменах. Однако основные проблемы получения образования связаны не с возможностью поступления, а с возможностью полноценного посещения образовательных учреждений и последующего трудоустройства.
В настоящее время государство активно вырабатывает возможности решения проблем получения образования, в том числе за счет развития системы дополнительного образования. Дополнительное образование призвано обеспечить развитие личности за пределами основных программ обучения. Образование для инвалидов выступает эффективным средством социализации, обеспечения экономической и социокультурной мобильности.
Проблемы трудоустройства инвалидов обусловлены как наличием физических ограничений, так и проблемами получения образования. В рамках рыночной экономики трудоустройство инвалидов ограниченно наличием у них усеченной возможности трудиться по сравнению со здоровыми людьми. Это отрицательно влияет на конкурентоспособность инвалидов при трудоустройстве. Проблема трудоустройства инвалидов подсвечивает проблему их реабилитации и возможности полноценной интеграции в современное общество. На сегодняшний день решение проблемы трудоустройства инвалидов обеспечивается введением определенных квот для хозяйствующих субъектов.
Однако необходимо отметить, что попытки властей и иных лиц решить проблемы инвалидов не всегда наталкивается на адекватное восприятие. Некоторые инвалиды не стремятся к получению образования, поиску работы. Это требует проведения психологической работы с такими инвалидами.
Кто такой «инвалид»
К инвалиду относится гражданин, имеющий стойкое нарушение здоровья в следствии основного заболевания, болезни или увечья, вызванного негативным влиянием профессиональных факторов, травмой. В результате чего возникает ограничение жизнедеятельности, необходимость социальной защиты.
Ограниченная жизнедеятельность определяется в частичной или полной утрате самостоятельного передвижения, обслуживания, контролирования поведения, обучения, ведения трудовой деятельности. Данные критерии определяются в ходе медицинской комиссии, которая присваивает степень нарушения и возможность реабилитации.
К инвалидам относятся следующие категории:
- глухие;
- слепые;
- имеющие нарушенную координацию движения;
- имеющие дефекты конечностей;
- частично или полностью парализованные;
- имеющие внешние отличия от окружающих;
- страдающие внутренними заболеваниями, которые мешают вести обычную жизнедеятельность.
В недавнем времени рассматривалась инвалидность, как социальная проблема. Тем не менее, большинству из них не требуется изоляция от общества. Они способны при незначительной помощи окружения вести самостоятельную жизнь, трудиться на местах, приспособленных под индивидуальные особенности, иметь семьи и содержать их. На протяжении длительного времени обществом стало меняться отношение к людям с инвалидностью, изменился социальный портрет инвалида.
Это связано с культурными традициями, социально-экономическим состоянием страны, менталитетом. Переродились общественные стереотипы, сформированные годами. В последнее время, благодаря государственным программам, начали решаться многие проблемы инвалидов. Тем не менее, некоторые из них остаются полностью не разрешенными, маломобильные лица продолжают испытывать ряд затруднений.
Отсутствие пандусов является наиболее распространенной проблемой, решаемой при помощи программы «Доступная среда»
Семейные трудности
Нередко социальные проблемы инвалидов начинаются с семьи. Кроме материальных трудностей, связанных с серьезными дополнительными тратами, у семей, имеющих ребенка-инвалида, увеличивается процент разводов. В 50% отцы уходят из семьи, где имеются дети с группой инвалидности.
Получается, что на семьи, воспитывающие детей-инвалидов, кроме медицинских, материальных трудностей, обрушиваются еще проблемы воспитания несовершеннолетних в условиях неполной семьи. Пути решения данного вопроса находятся в получении элементарной помощи специалиста социальной реабилитации при получении социального обслуживания. Данная помощь неоспорима даже в безвыходной ситуации.
Бытовые вопросы
Многие инвалиды и пожилые люди, которые проживают в одиночку, в следствии состояния здоровья не могут самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане. Государством предусмотрено социально-бытовое обслуживание, направленное на социальную реабилитацию, адаптацию, обеспечение бытовых интересов, защиту прав маломобильных граждан.
Социально-бытовые услуги могут предоставляться в специализированном учреждении или на дому. Это решают органы социальной защиты населения в соответствии с заболеванием и его формой. Сегодня на территории РФ люди с инвалидностью могут рассчитывать на получение помощи на дому, в отделении ночного или дневного пребывания полустационарного заведения, в стационарном заведении, в виде срочного обслуживания, в виде консультативной помощи.
На заметку. Социально-бытовое обслуживание инвалид может получать на временной или постоянной основе.
На дому маломобильным гражданам предоставляются следующие услуги:
- приобретение и доставка домой продуктов питания, предметов первой необходимости за средства получателя;
- помощь в приготовлении пищи, при необходимости кормление;
- помощь в уборке помещения;
- доставка воды при отсутствии водопровода;
- содействие в получении топлива и топка помещения при отсутствии центрального отопления;
- сдача в стирку вещей, доставка их обратно за средства получателя услуги;
- помощь в посещении культурных мероприятий;
- присмотр за детьми-инвалидами кратковременного характера;
- содействие в произведении оплаты коммунальных услуг;
- содействие в погребении.
Характеристика инвалидности как социального явления
Инвалидность в качестве социального явления рассматривается современным обществом как одна из актуальных проблем его развития. Возникновение этой проблемы обусловлено существованием такой категории граждан как инвалиды, то есть люди, имеющие ограниченные возможности здоровья. Ограниченность инвалидов выражается в наличии частичной или полной утраты возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.
Инвалиды наряду с остальными людьми имеют потребности, однако в силу специфичности своего статуса наряду с общими потребностями инвалиды испытывают особые потребности, обусловленные наличием той или иной болезни.
В качестве особых потребностей инвалидов, обусловленных ограничениями их жизнедеятельности, можно обозначить:
- потребность в социальной реабилитации, требующей восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к осуществлению определенных видов деятельности;
- потребность в обеспечении возможности перемещения;
- потребность в осуществлении общения с другими людьми;
- потребность в свободном доступе к объектам культурного, социально-бытового и иного назначения;
- потребность в получении знаний и образования;
- потребность в получении возможности трудоустройства;
- потребность в комфортных бытовых условиях;
- потребность в социально-психологической адаптации;
- потребность в материальной поддержке.
Следствием невозможности удовлетворения тех или иных потребностей инвалидов являются различные проблемы.
Жилищные трудности
В России остро стоит жилищная проблема. Она решается довольно медленно из-за ограниченного финансирования. В результате сложной экономической обстановки, трудностей с выделением финансов на жилищное строительство, во всех регионах страны наблюдаются нарушения жилищного права людей с инвалидностью. Но имеются примеры получения жилья, улучшения жилищных условий инвалидами.
Исходя из законодательства РФ семьи с детьми-инвалидами, инвалиды могут рассчитывать:
- на льготную оплату коммунальных услуг, жилья;
- улучшение жилищных условий. Лица с инвалидностью могут стоять на очереди одновременно по месту жительства и на работе;
- скидку на отопление в частном доме;
- предоставление жилья в соответствии с рекомендациями, указанными в индивидуальном реабилитационном плане на МСЭК с учетом состояния здоровья;
- безочередную установку стационарного телефона, скидку на получение услуг связи;
- предоставление земельного участка недалеко от места жительства больного;
- получение дополнительной жилой площади в форме отдельной комнаты в соответствии с заболеванием.
Государством выделяются категории людей, которые имеют право на безочередное получение квартиры. Это граждане, чья инвалидность является следствием основной болезни. В перечень данных заболеваний входит туберкулез открытой формы, ВИЧ, проказа, поражения мочеполовой системы, нарушение опорно-двигательного аппарата, которое препятствует перемещению без помощи третьих лиц.
Профессиональные трудности
Профессионально-трудовые трудности испытывают многие инвалиды не только с первой и второй группой. Нередко, даже присвоенная на МСЭК третья группа инвалидности становится препятствием для официального трудоустройства человека. Для решения данных вопросов государством принята система мероприятий, направленных:
- на определение профессиональной реабилитации людей с инвалидностью;
- профессиональное обучение, переобучение в специальных центрах;
- трудоустройство людей, исходя из индивидуального реабилитационного плана, состояния здоровья, с учетом квалификации, личных склонностей.
Профессионально-трудовая реабилитация происходит в специальных общественных организациях, в которых обучаются или трудятся люди с инвалидностью, реабилитационных центрах, на производстве, которое готовит необходимых им сотрудников с учетом состояния инвалида. Трудоустройством инвалида, оказавшего без работы, занимается центр занятости населения, где имеются специально разработанные программы.
Открытый рынок труда может предоставить вакансии людям с инвалидностью
В зависимости от присвоенной группы инвалидности, возможно решение проблем с трудоустройством. Для инвалидов-колясочников можно организовать рабочее место на дому или на предприятии, с решением вопроса доставки к рабочему месту. Порой это влечет дополнительные неудобства ввиде:
- оборудования рабочего места дома;
- доставки заказов домой;
- перевозки готовой продукции потребителю;
- технического снабжения;
- выделения транспорта для доставки маломобильного лица на рабочее место.
Социально-педагогическая проблема
В России к актуальным проблемам инвалидов относятся трудности с получением образования, без которого нет возможности принимать участие в жизни общества, заработать себе на жизнь. Пенсии, выплачиваемой государством, не хватает на нужды больного человека. Поэтому его содержанием занимаются близкие люди.
Основополагающая роль в получении образования инвалидами отдана школьному обучению. Маломобильным детям не всегда возможно посещение школы, так как многие из них испытывают страхи насмешек, взглядов. Кроме того, современные образовательные учреждения не имеют за собой материальной базы, позволяющей организовать:
- приобретение специальной мебели;
- широкие коридоры для колясочников;
- пандусы;
- готовность педагогического и медицинского персонала.
Невозможность создания необходимых инвалиду по здоровью условий является основным аргументом администрации школы в предложении ребенку домашнего обучения. Специальные детские учреждения, созданные с учетом физических и психических особенностей, не считаются престижными, не дают перспектив для возможности трудоустройства.
Проблемой на государственном уровне считается неприспособленность учебных заведений, чтобы создать интегрированную форму образования. Благодаря физическим особенностям инвалиды нуждаются в создании среды без барьеров. Для этого требуется специализированная архитектура помещения, оборудование учебного места под нужды ребенка, технические средства обучения, специальная методика, получение услуг сурдпереводчика.
Не во всех образовательных учреждениях имеются кадры, готовые работать с детьми-инвалидами. Решение этого вопроса предполагает получение надомного образования, обучение в ВУЗах дистанционно. Государством предложены льготы при поступлении в техникумы, институты, университеты, при условии успешно сданных экзаменов.
Дистанционное обучение является прорывом в получении образования инвалидами