Основные особенности общения с трудными и неподатливыми детьми

Особенности взаимодействия с агрессивными дошкольниками

Агрессия является следствием эмоционального состояния ребенка и неспособности его контролировать. Чтобы установить взаимодействие с агрессивным ребенком, необходимо использовать разные варианты работы:

  1. Формирование навыков работы с гневом. Дошкольника необходимо научить выплескивать свой гнев не на окружающих, а иными способами. Как правило, используются игры, в которых дети пинают подушки при раздражении, кричат, считают до десяти, дышат и представляют что-то хорошее.
  2. Формирование чувственной стороны личности ребенка. Необходимо дать ребенку понимание чувств и их значимости. Детей учат распознавать собственные чувства и чувства окружающих, их эмоциональное состояние, сочувствовать и проявлять милосердие. Используется чтение сказок, рассмотрение жизненных ситуаций, сюжетно-ролевые игры.
  3. Формирование основ конструктивного взаимодействия. Детей учат разрешать конфликты мирным путем, без применения силы и проявления агрессии. Обучение осуществляется на основе сюжетно-ролевых игр.

Общение среди подростков: нюансы и проблемы

Социальное общение подростка включает в себя общение со сверстниками. Именно общение в своей среде и своей возрастной группе в наибольшей степени способствует социализации, формированию навыков коммуникаций, совместной деятельности, поиска компромисса. Социализация и навыки общения во многом предопределяют успех во взрослой жизни, причем даже в большей степени, чем набор знаний и школьные оценки.

Все вышеперечисленное отвечает на вопрос «Почему общение со сверстниками так важно для подростков?»

Теперь давайте посмотрим, каковы же основные нюансы и особенности общения среди подростков, и какие проблемы в этом видят родители .

Нюансы и проблемы общения в подростковой среде:

  • Время самоопределения – подростки «прощупывают» границы дозволенного, определяют собственную модель поведения с разными людьми, пробуют разные социальные роли.
  • Приоритет общения со сверстниками – мнение ровесников становится референтным в отличие от более раннего детства, когда главными во всем были родители.
  • Присоединение к группе – тинейджер стремится «примкнуть» к компании по интересам или просто по месту жительства.
  • Интерес к противоположному полу – в особо серьезных случаях все остальные интересы отходят на второй план.
  • Не всегда удачное общение – буллинг и травля в сложных случаях, игнорирование со стороны сверстников, мнимое или действительное.

На последнем пункте стоит остановиться чуть подробнее

Важно провести четкую границу между нарушением закона и, скажем так, некоторым недопониманием в коллективе. Если речь идет о побоях, отъеме денег и вещей, тут следует без промедления обращаться в правоохранительные органы, написать заявление, снять побои и произвести прочие процессуальные действия

Преступление нельзя оставлять безнаказанным, и учителя тут не помощники, потому что они всегда будут блюсти «честь мундира» и стремиться «замылить» ситуацию, в том числе из страха перед великовозрастными здоровяками-старшеклассниками, которые, в случае чего, могут ограбить и учительницу, а не только детей из младших классов.

Если речь идет о каких-то обидах на друзей или одноклассников, тут следует научить подростка проводить внятную границу между «его обидели» и «он обиделся». Условно говоря, если человеку сказали «Ты толстый», то обидели его. А если в его присутствии рассказали анекдот про толстую мышку, идущую к холодильнику и игнорирующую маленький кусочек сыра в мышеловке, следует объяснить ребенку, что не стоит такой юмор принимать на свой счет и обижаться. В конце концов, окружающие не виноваты в его проблемах с обменом веществ и не обязаны теперь фильтровать каждое слово, дабы оно всуе не показалось обидным.

В целом, проблема травли в подростковых коллективах – это отдельная тема для разговора. Всем, для кого это почему-либо актуально, советуем почитать статью «Психология подросткового возраста: проблема буллинга» .

Относительно проблем помельче, таких как слишком большое (с точки зрения родителей) количество времени, проводимого в компании сверстников, слишком ранний интерес к противоположному полу или страх, что ребенок свяжется с компанией наркоманов, стоит заметить, что не просто так педагоги и психологи советуют осознанно воспитывать ребенка с первых дней его жизни.

У получившего правильное домашнее воспитание тинейджера уже к 12-13 годам формируются свои собственные осмысленные принципы, что такое хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет. Но для этого с самого раннего детства у ребенка должна быть определенная адекватная возрасту свобода действий, своя зона ответственности за выполнение данных ему поручений, возможность выбора друзей, занятий по интересам и т.д.

В противном случае сомнительные компании и наркотики станут просто формой протеста против мелочных ограничений и бесконечных указаний, какую одежду по сезону надеть, каким спортом заниматься, в какой последовательности делать уроки по различным предметам и прочего, что подросший человек в состоянии решить сам.

Девиантное или отклоняющееся поведение подростков – это тоже отдельная и весьма обширная тема. Желающим знать больше и наладить общение с таким подростком можем порекомендовать материал «Причины и профилактика девиантного поведения подростков» . А мы затронем еще один важный аспект общения в подростковой среде.

Требовательность к сверстникам

В общем психическом развитии дети с СДВГ, как правило, отстают от своих сверстников, но они всегда стремятся ими руководить. В отношениях со своими ровестниками они могут быть агрессивными и очень требовательными.

Дети любого возраста очень чувствительны к такому поведению. Поэтому они отвергают дружбу ребенка с СДВГ. Родители СДВГ детей очень часто жалуются, что у их детей нет друзей, и что их сверстники отказываются с ними заниматься или играть.

Можно только предположить, что такое отношение детей с СДВГ к своим товарищам формируется в следствие того, что они плохо понимают оттенки межличностных отношений, не учитывают интересы другого ребенка, но при этом требуют, чтобы другие следовали его плану. К себе дети с СДВГ не очень требовательны. Только постепенно взрослея, получая поддержку кого-то из взрослых или же в следствие каких -то пережитых впечатлений, они начинают постепенно менять свое отношение к другим людям.

Как только это начинает происходить, обнаруживается, что у этих детей, на самом деле, есть свои положительные качества. Они привлекательны своим творческим и нестандартным подходом к любому виду деятельности. С ними, вообще, может быть интересно, если они умерят свою интенсивность воздействия на других и будут внимательней к другим детям.

Особенности взаимодействия детей школьного возраста

К шестилетнему возрасту существенно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь одногодок. Они стремятся помочь и дать правильный совет, сохраняя при этом конкурентное и соревновательное начало. Перестают рассказывать только о себе, стараются узнать больше информации о жизни сверстника: что ему нравится и не нравится, какие есть интересы и планы.

К окончанию дошкольного возраста между детьми формируется стойкая избирательная привязанность, зарождаются первые ростки дружбы. Чаще всего дошкольники собираются в маленькие группы (2-3 человека), внутри которых выстраивается дружелюбная атмосфера. Конфликтные ситуации, как правило, развиваются по причине «кто с кем дружит». Ребенок может тяжело переживать отсутствие взаимности в таких отношениях

В такой момент близким взрослым важно выслушать обиды школьника, выразить свою поддержку и дать совет. Это поможет ему справиться с первыми переживаниями и продолжить поиски друзей

Ссоры, конфликты и непринятие — это нормальная составляющая развития общения детей со сверстниками.

Советы психолога: как правильно общаться с подростком

Беседа с подростком для родителей может казаться сложной задачкой. Что нужно учитывать, чтобы общение проходило конструктивно? Мои советы родителям таковы:

  • По возможности изучайте аспекты психологии, связанные с общением с детьми. Учитывайте особенности подросткового возраста. Возможно то, что вас пугает или расстраивает, на самом деле — вариант нормы.
  • Постарайтесь чаще общаться со своим подросшим мальчиком или девочкой из позиции «наставника», а не «командира».
  • Применяйте технику активного слушания, она поможет вам узнать о своем ребенке гораздо больше.
  • Чаще говорите не о требованиях, а о своих чувствах, используйте «я-сообщения», например: «Я радуюсь, когда…» или «Мне грустно, когда…».
  • Вникайте в то, что интересно тинейджеру, и поддерживайте разговор об этом вместо того, чтобы навязывать свои темы для беседы.
  • Соблюдайте его личные границы: стучите в комнату прежде, чем зайти, не трогайте без разрешения личные вещи и т. д. Это покажет ваше уважение и поможет избежать множества ссор.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

‍ЛИЛЯ БРАЙНИС,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом: как формируются отношения между сверстниками

Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребенка, свободная от влияния взрослых. Для детей взрослые люди, особенно родители, представляют собой безоговорочный авторитет и трудно достигаемый образец для подражания. Они не задумываясь принимают их точку зрения, не пытаются перепроверить полученную от них информацию. Отношения между детьми складываются совсем иначе — они могут иметь разную точку зрения

При несогласии с чем-либо предпринимаются попытки изменить мнение собеседника, что становится важной составляющей личностного развития. Ребенок в коллективе сверстников вырабатывает свою точку зрения, делает собственный моральный выбор

Основные особенности общения детей со сверстниками:

Перечисленные особенности характерны для детей дошкольного возраста — от 3 до 6-7 лет. В младшем возрасте (2-4 года) ребенку достаточно веселого совместного времяпрепровождения со сверстником. Ему не интересна его точка зрения, он не стремится доказать свою. Ему нужны только шалости и усиление общего веселья. Они могут вместе бегать, кричать, кривляться и прятаться. Все это необходимо для привлечения внимания и получения эмоционального отклика. Увидеть в другом ребенке равноценную личность можно только с помощью родителя

Взрослый акцентирует внимание малыша на привлекательных сторонах ровесника, подчеркивает, что он может выполнять такие же простые действия (например, похлопать в ладоши или попрыгать на месте)

Что делать если ребенок-подросток не хочет общаться с мамой?

В подростковом возрасте желание проводить время не с мамой, а наедине с собой или со своими ровесниками является нормой. Психологов скорее может встревожить обратная ситуация, когда подросток 14-16 лет проводит много времени со своими родителями, постоянно общается и всем делится. Часто родители жалуются на то, что 15-летний парень не хочет с ними гулять и ездить в отпуск. Так это же абсолютно нормально! Общение с мамой вполне может быть кратковременным, поверхностным, дозированным. Другое дело, если сын или дочка полностью отказывается общаться с мамой. Скорее всего, для него является неприемлемым то, как с ним общается или ранее общалась мама. Тут не нужно как-то воздействовать на подростка. Это родителям надо пересматривать свои взаимоотношения с ним.

Игра как метод коррекции

Сегодня существует множество методов коррекции. Одним из методов коррекции является игра.Игра может быть использована как основа для решения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты — все это имеет диагностическую ценность для психолога. Использование игры в качестве коррекционно-терапевтического средства лечения возникло в первом десятилетии XX века. Игровая терапия как метод возникла из попыток применить психоаналитический подход к работе с детьми. Идея игры как вспомогательного метода была впервые реализована Z. Фрейд в 1913 году. Опыт Фрейда по обнаружению истинного источника символической игры через цепочку ассоциаций вошел в историю как «Случай маленького Ганса». Исследования М. Кляйн и А. Фрейда проводились в рамках психоанализа.Игра в истории и развитии человечества сопоставима по возрасту со временем появления самого человека

Это важно для его жизни, развития, образования. Ф

Шиллер сказал о ценности игры: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и он полностью человек только тогда, когда играет».

Игре как специфической разновидности человеческих действий посвящено много исследований, создано множество теорий игр. Одной из первых ее создал Ф. Врубель, который рассматривает игру как проявление потребности ребенка в самовыражении. Игра посвящена творчеству К. Гросса, В.В. Давыдов, К. Крузе, М. Лазарус, С.Л. Рубинштейн, Т. Спенсер, Й. Хейзинга, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин

Игра также занимала внимание Ж. Пиаже

Однажды, когда он поделился с Эйнштейном своими мыслями об изучении детских игр, у него вырвалось следующее: «Тайна атомного ядра — это детская игра по сравнению с тайной детских игр».

В науке существует специальное направление — теория игр. Было создано множество классификаций игр. В зависимости от одного из них игры можно разделить на функциональные, тематические, конструктивные, дидактические, спортивные, военные и деловые. Теория игр, их социальная природа, внутренняя структура, а также их значение для развития ребенка изучались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими.

М. Кляйн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детстве. Цель игры заключалась в том, чтобы через интерпретацию довести до сознания ребенка его собственные действия и конфликты, вызвавшие болезненное состояние. Игра ребенка была спонтанной, а психотерапевт был пассивной фигурой с ее точки зрения.

А. Фрейд (1946), напротив, считал, что игра отражает реальные отношения и может контролироваться. В своих работах она использовала миниатюрные куклы, изображающие членов семьи. А. Фрейд настаивал на том, чтобы родители участвовали в игровой терапии для коррекции своего отношения к воспитанию детей. Помимо психоаналитического направления, сегодня существует еще несколько теорий игровой терапии, в том числе игровая терапия реагирования (Д. Леви), игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен), недирективная терапия (В. Акслайн).

Игровая терапия реагирования, или «облегчающая психотерапия» Д. Леви (1933), предполагает заранее разработанный план игры, распределение ролей, прояснение всех конфликтных ситуаций. Несколько вариантов решения задачи предлагаются ребенку в готовом виде.

Провокация нарушения дисциплины

Двигательная активность может сочетаться с деструктивным поведением. В таким случаях ребенок с СДВГ провоцирует других детей на нарушение дисциплины.

Он стремится получить свои яркие впечатления, так необходимые ему для нормального функционирования и которые он никак не может получить сидя спокойно за партой и выполняя инструкции учителя. Некоторые из детей, готовые принять ребенка с СДВГ за ведомого в таких мероприятиях, подражают ему. Сами они навряд ли станут нарушать дисциплину или плохо себя вести, но когда есть заводила, они поддаются его влиянию. Плохому поведению легче всего подражать, дурной пример заразителен.

Особенности взаимодействия с тревожными детьми

Тревожность детей характеризуется страхом перед чем-то. Они бояться выполнять какое-то действие, поскольку не уверены в собственных силах. Тревога не позволяет ребенку расслабиться и поверить в себя.

Взаимодействие с тревожным ребенком строится по следующим направлениям:

  1. Повышение самооценки дошкольника. Используется система поощрений, дается похвала любому действию, выполненному самостоятельно.
  2. Формирование навыков саморегуляции в конкретных ситуациях. Для этого применяются игры-драматизации, приемы рисования страхов, обсуждения того, что беспокоит ребенка, чего он боится.
  3. Снятие мышечного напряжения. Для этого используется гимнастика на расслабление. Она включается в промежутки между подвижными играми, на учебных занятиях, перед выполнением сложных заданий.

Рисунок 1. Правила общения с тревожными детьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности «трудного» возраста

  • Необходимость в поддержке. Несмотря на то, что зачастую дети отгораживаются от родительской опеки и демонстрируют полную независимость, потребность в надежном тыле у них не пропадает. Они по-прежнему нуждаются в вашей ласке, заботе и внимании. Но уже в другой форме, не «детской».
  • Переходной возраст — это норма. Подростковый период — необходимая и неизбежная стадия взросления. И все сопровождающие его изменения психики и поведения ребенка в большинстве случаев не считаются патологией.
  • Потребность в уединении. Чтобы не провоцировать эмоциональные бури у своего сына или дочери, давайте им время периодически побыть в одиночестве. В первую очередь — в своей комнате. В этот период определение «своя территория» для подростка приобретает особенное значение — здесь действуют его правила.
  • Агрессия к окружающим. Зачастую такое поведение тинэйджера по отношению к родным — это отражение той же агрессии, только к себе на подсознательном уровне. При этом учтите, что основную долю поведения формируют сами родители — их эмоции и отношение к своему ребенку. Главными активаторами детской агрессии являются чувство вины, вызываемое замечаниями и упреками близких, а также ощущение себя ненужным и малозначимым.
  • Стремление к свободе. Одно из самых ярких проявлений переходного периода — свобода самовыражения. Причем, она может касаться всего: поведения, принятия решений, стиля одежды, манеры общения, мировоззрения, увлечений и т.д. И здесь нужно найти золотую середину, чтобы не потакать выходящему за рамки поведению, но и не ущемлять ребенка в его самоутверждении.

Не менее важно помнить, что вы в свое время тоже проходили такую возрастную «ломку». И тогда ваши родители казались старомодными, скучными и не понимающими

Поэтому будьте терпеливы и внимательны по отношению к своему «бунтарю».

Учет индивидуальных особенностей ребенка при подборе игр

Подбирая игры для такого ребенка и с участием такого ребенка, педагоги должны учитывать его индивидуальные особенности. Все инструкции должны быть четкими и краткими (не более 10 слов). Следует также учитывать такие особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции.

Социальные игры, коллективные игры очень важны для развития ребенка. Их значение просто огромное. Но ребенку с СДВГ также необходимо развивать устойчивость внимания, способность сдерживать себя, предсказывать результаты с помощью индивидуальных компьютерных игр. Каждая такая игра должна быть направлена на развитие какого-то одного качества.

Если время пребывания ребенка за компьютером разумно ограничивать, компьютерные игры могут послужить очень хорошим подспорьем в развитии дефицитарных свойств ребенка с СДВГ.

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой

Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п

Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой

Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными: подростки так и не решаются сказать о своих чувствах тому, в кого влюблены, предпочитая переживать осуществление надежды в мечтах и фантазиях. Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека. В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается. Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

Изменение в поведении у ребенка в подростковом периоде

Официально подростковым считается возраст с 12 до 17 лет, и в этот момент поведение вашего ребенка меняется очень сильно. Первые звоночки вы можете заметить уже в предподростковом возрасте, с 9 до 11 лет. Ребенок проживает очень сильные физиологические перемены, и это, конечно, сказывается на психическом состоянии и поведении. Тинейджер может начать хамить родителям и воспринимать любые их слова в штыки, без всякой меры «залипать» в гаджетах, плохо учиться, стать скрытным и начать врать, стать очень неопрятным. Другими словами — для родителей ребенок становится порой просто невыносимым.

Общение с подростком, когда он вошел в переходный возраст — занятие не для слабых духом. Настроение у ребенка меняется с фантастической скоростью, ваш авторитет рушится на глазах. А ведь именно сейчас он выходит в большую жизнь, все больше общается с другими людьми вне дома. Так хочется поделиться с ним знаниями о «взрослых» трудностях, предостеречь, уберечь от беды. Старые способы воспитания и общения не работают. Бессилие и ярость в ответ на выходки подростка бывают так велики, что родители срываются на крик, стараются усилить контроль, обдумывают наказания. Подросток в ответ закрывается и огрызается еще больше.

Как разорвать этот замкнутый круг? Вспомнить, что изменения в поведении у подростка — это норма. Одна из главных задач подросткового возраста — отдалиться от родителей и начать поиски собственного «я». Со стороны же родителей главная задача — научиться общаться со своим подрастающим ребенком по-новому. Тогда вы сможете, с одной стороны, дать ребенку необходимое количество личного пространства и уважения, с другой — сохранить между вами связь, которая поможет уберечь тинейджера от по-настоящему опасных поступков.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» – это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

“Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению”.

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП – другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика – достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?

В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании

Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.

Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?

Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор

Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться

Почему ребенок боится или стесняется сверстников?

Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.

Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?

Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.

Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?

Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.

Источники статьи:

Что делать, если не получается найти общий язык с подростком

  1. Говорите с ребенком только после подготовки. Возьмите таймаут для того, чтобы подготовиться к разговору и усмирить свои эмоции. Тем более, если темой разговора будет его приход домой в нетрезвом состоянии — все равно до того, как он протрезвеет, толку от вашего общения не будет. Если вы планируете подключить к воспитательному процессу супруга, заранее договоритесь о совместной тактике поведения. Выберите для беседы время, когда в доме нет других родственников, срочной работы и не нужно никуда спешить.
  2. Выстраивайте разговор. Помните, что беседу стоит вести ровно, спокойно и четко по произошедшему случаю. Постарайтесь не загонять подростка в угол, рисуя ему нерадостное будущее и делая акцент на его действиях. Объясните, насколько такое поведение повлияло на вас и ваши чувства и насколько вы переживаете за самого «бунтаря». Только после этого внимательно выслушайте провинившегося.
  3. Будьте готовы принять правду. Если вы хотите найти общий язык с подростком и выстроить с ним доверительные отношения, учитесь воспринимать даже самые неприятные ответы спокойно и взвешенно. Иначе, получив на свое признание истерическую реакцию, ребенок больше не скажет вам правду. Зачем отвечать честно, если все закончится скандалом.
  4. Избегайте давления. Если ребенок не хочет объяснять причину своего поведения или не признается в неблаговидном поступке, на время оставьте расспросы. При этом обязательно объясните ему, что вы волнуетесь за него и готовы выслушать, когда он будет к этому готов. Если это не срабатывает и подросток все равно не хочет с вами говорить, подключите другого взрослого, к которому ребенок расположен и сможет открыться. Это не касается наркотической зависимости или серьезных психических отклонений — здесь без врачебной помощи не обойтись.

В чем же суть проблемы трудных детей? Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д

Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

…о его поведении

Разговор о нежелательном поведении начинайте с описания своих чувств: «Знаешь, я очень расстраиваюсь, когда…». Затем спросите ребенка, каково его отношение к произошедшему. И настройтесь понять его аргументы. Не стоит делать злое выражение лица, упирать руки в боки и создавать впечатление, что сейчас будете судить и выносить приговор. Объясните спокойным тоном, почему поступок считается нехорошим: вредно для здоровья, опасно, обижает или задевает чувства других людей. Расскажите о последствиях, в том числе о том, какие меры вы будете вынуждены принять, если такое поведение не прекратится. Предложите вместе поискать выход из положения, пообещайте помощь. Напомните, что, хотя ребенок уже достаточно взрослый, до его совершеннолетия отвечаете за него вы. Поясните, что имеете право принимать решения, которые тинейджеру не нравятся, если считаете, что это необходимо для заботы он нем

Невнимательность во время игр

Дефицит внимания и импульсивное бездумное поведение также приводит к неудачам во время игр. Любая игра требует соблюдения определенных правил, по меньшей мере, каких то заранее известных условий. Различные игры со сверстниками имеют огромное значение в развитии детей вообще и в социальном развитии в частности. В игре ребенок развивается эмоционально, учится сдерживаться, учитывать интересы других, доводить начатое дело до конца.

Постоянно отвлекаясь, что-то не учитывая в игре, ребенок с СДВГ терпит неудачу за неудачей в усвоении очень важных жизненных навыков. Он при этом начинает отвергаться сверстниками, что окончательно перекрывает ему дорогу к нормальной социальной адаптации.

При социометрических исследованиях дети с СДВГ очень часто получают от своих товарищей отрицательную оценку. Про них говорят, что они «беспокоят других», «докучают другим детям», «не умеют играть», «ведут себя странно».

Сталкиваясь с таким отношением, дети с СДВГ нарочно выбирают для себя роль шута, чтобы наладить свои отношения со сверстниками. Они развлекают публику, но с ними все равно никто не хочет играть. Это не срабатывает. С ними общаются или дети младшего возраста или дети с аналогичными проблемами. Часто такие дети становятся мишенью для насмешек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий