Детство и юность
Григорий Мормоненко (настоящая фамилия режиссера) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Сведения о семье будущего актера и режиссера разнятся. Есть версия, что отец Григория работал разнорабочим, другие источники утверждают, что Александров – сын владельца гостиницы и вырос в роскоши.
Григорий Александров в молодости
Доподлинно известно, что к работе в театре Григорий приступил в 12 лет. Начав карьеру в оперном театре на должности разнорабочего, Александров добрался по карьерной лестнице до должности помощника режиссера. Параллельно с изнуряющей службой юноша окончил музыкальную школу и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Второй муж Григорий Александров
История любви Александрова и Орловой началась после спектакля, на который режиссер пришел по рекомендации друзей. В планах постановщика, побывавшего в Голливуде, было найти актрису, похожую на Марлен Дитрих.
Очарованный Александров сразу же пригласил Любовь Петровну на роль Анюты в «Веселых ребятах». Орлова обмолвилась, что ей уже 30 лет, однако в цифру в паспорте режиссер не поверил и уже был влюблен в актрису.
По сценарию «Веселых ребят» Орловой предстояло играть 18-летнюю девушку. Это смутило Утесова и мало волновало Александрова. Григорий Васильевич придумал для Орловой образ блондинки с ослепительной улыбкой. После съемок фильма в 1934-м Александров и Орлова поженились.
Под Москвой супруги построили дом на манер американских вилл
Режиссер окружил актрису вниманием, защищал от нападок, снимал с выгодного ракурса
Фото: РИА Новости
По манерам поведения Орлова не уступала зарубежным дивам. У самой популярной пары СССР были действующие загранпаспорта, и супруги беспрепятственно вылетали во Францию и Швейцарию.
Между тем личная жизнь Любови Орловой и Григория Александрова оказалась необычной для советского человека. Супруги называли друг друга на «вы» и дома общались записками, чтобы не возникало вопросов, на которые нет ответов.
Любопытно, что и спали они в разных комнатах, а Любовь Петровна появлялась перед мужем при полном параде. Возникли подозрения, что брак фиктивный. Однако это мнение оказалось ошибочным.
Актриса была благодарна супругу за то, что он поднял ее на вершину Олимпа. А сон в разных спальнях нередко биографы объясняли стрессом, который пережила Любовь Петровна после ареста первого мужа.
Подзадоривало злопыхателей и отсутствие детей у супругов. Наследники в браке так и не появились – то ли от пошатнувшегося здоровья знаменитости, а то ли от нежелания самой Орловой становиться мамой.
Однако душевная близость между супругами присутствовала. Так, в конце 30-х Орлова пристрастилась к напиткам покрепче, и второму мужу пришлось задеть за живое, стукнуть кулаком по столу и пригрозить завершением карьеры, чтобы жена одумалась.
В середине 50-х супруги больше времени проводили на даче и вели размеренный образ жизни. Орлова все чаще стала ценить уединение и общалась с избранным кругом. «Мне хорошо наедине с самой собой», – признавалась звезда. Но теплота в отношениях с Александровым сохранилась.
В 70 лет Орлова сыграла 25-летнюю героиню в фильме «Скворец и Лира». Роль оказалась неудачной. Фильм на экран так и не выпустили. Переживания подкосили актрису.
В начале 1975-го у нее диагностировали рак, но муж настоял, чтобы медики не говорили диагноз. В последние дни Орлова была окружена заботой супруга, с которым прожила 42 года. Любовь Петровна скончалась 26 января 1975-го. Личная жизнь Любови Орловой с Григорием Александровым закончилась. Режиссер пережил свою музу на восемь лет.
Склероз и климакс
В кулуарах фильм «Скворец и Лира» окрестили «Склероз и климакс». Говорят, что по хлёсткому определению Фаины Раневской. Над режиссёром откровенно смеялись. А Орлова хоть почти всегда на съемках и во время озвучивания фильма была злой и раздражительной, но в роли молодой женщины выглядела всё равно жалко. За это её презирали.
В прокат фильм не пустили. Но как вообще мог появиться такой фильм в природе? Ведь это же время — съёмки длились более полутора лет. А главное — деньги, причём немалые: впечатляющий актерский состав, богатые декорации, дорогие костюмы, а часть сцен даже снимались за рубежом.
Есть основания предполагать, что съемки фильма «продавила» Любовь Орлова через свои связи в КГБ СССР. По воспоминаниям внучки тогдашнего первого заместителя председателя КГБ СССР Сергея Кузьмича Цвигуна Виолетты Ничковой, её дедушка и бабушка «трогательно дружили» с Орловой и Александровым.
Любовь Орлова даже подарила чете Цвигунов свою фотографию с кинопроб для фильма «Скворец и Лира».
Вспоминает Виолетта Ничкова:
Генерал Цвигун стал консультантом при съёмках фильма «Скворец и Лира».
Можно сделать вывод, что не желающая стареть женщина благодаря знакомствам смогла прогнуть под себя целую систему!
Значит, система уже была гнилой. Пройдёт около 10 лет, и начнётся перестройка, а с нею — развал страны. Тут вспоминается, что начинала Орлова при Сталине, когда такого исхода даже представить было нельзя.
В массовом сознании до сих превалирует мнение, что Григорий Александров был великим режиссёром, а Орлова — великой актрисой.
Комедии 1930-х годов Александрова, безусловно, были хитами своего времени. Но являются ли эти фильмы шедеврами? Нам ближе другая версия:
Народ в то время очень любил кино. Особенно массовый зритель любил комедии. Альтернатив комедиям Александрова в 1930-х и 1940-х годах особо и не было. В отсутствии серьёзной конкуренции эти фильмы были просто обречены на успех. А Орлова — жена Александрова, сыгравшая главные роли в этих картинах, стала любимой народной актрисой. И возгордилась.
Хотя, скажем прямо, актриса она так себе, да и красотой наделена на любителя. Скорее стечение обстоятельств, чем талант сделали её той, которую называли великой.
Настоящим же великим режиссёром того времени был Иосиф Сталин. Именно Сталин знал, какие фильмы нужно показывать народу во времена грандиозных строек. И кому из режиссеров следует дать возможность снимать, чтобы фильмы выходили такие как надо. Нужны незатейливые, но добротно сделанные комедии — Александров.
После смерти Сталина Александров не смог снять ни одного хоть сколь нибудь успешного фильма. О том, каким на самом деле был режиссёром Григорий Александров в отсутствие над ним мудрого руководства, можно судить по венцу творения «мастера» — фильму 1974 года «Скворец и Лира». После просмотра этого фильма возникает один только вопрос. Зачем?
Первый муж Андрей Берзин
Отец актрисы Петр Орлов еще до революции проиграл имения. Этот поступок оказался дальновидным и спас семье жизнь, поскольку отбирать было нечего. Однако дать достойное образование детям родители успели.
К 1917-му Любовь уже окончила гимназию, знала три языка и поступила в консерваторию. В музыкальном учреждение будущая звезда долго не продержалась. У Орловой дебютировала болезнь Меньера, при которой наблюдалось поражение слуха и приступы головокружения при виде оранжевого цвета.
К тому же семья бедствовала. Орловы завели корову, и вчерашняя дворянка отправилась с бидонами из Воскресенска в Москву продавать молоко. Совмещать уроки в консерватории и домашние хлопоты оказалось тяжело.
В 1926-м, когда Орловой исполнилось 24 года, произошло знакомство с Андреем Берзиным. Мужчина оказался старше на 9 лет и занимал солидный пост в Наркомземе. Берзин был очарован хрупкой хористкой, подрабатывающей в Музыкальном театре. Вскоре Орлова представила нового знакомого родителям. Со свадьбой решили не затягивать.
Андрей и Любовь расписались, а затем Орлова переехала к мужу. Берзин оказался щедрым человеком и позаботился также о благополучии родителей Орловой, которые часто гостили у дочери и зятя в квартире.
Однозначно утверждать, что брак Орловой и Берзина был по расчету, нельзя. Сдержанная и холодноватая Любовь и сама была удивлена тому, насколько сильными оказались чувства к первому мужу. Современники вспоминали, что Берзин был красавцем. К тому же о бидонах молока можно было забыть, а Орлова смогла брать уроки актерского мастерства и поступить в музыкальную студию МХАТа.
Несмотря на различия в характерах, отношения в семье были ровными. Берзин часто задерживался на работе, а Любовь посвятила себя образованию и театру.
Так продолжалось четыре года, пока в 1930-м Берзина не арестовали по делу Александра Чаянова. Из тюрьмы муж подал на развод, чтобы оградить Орлову от участи жены заключенного.
Арест ночью, когда супруга штыками вытянули с кровати, отложил отпечаток на личную жизнь Любови Орловой. Поговаривали, что до конца своих дней она боялась засыпать в одной постели с мужчиной, настолько сильным оказалось потрясение.
Позднее, когда Орлова уже сыграла главные роли и стала любимой актрисой Сталина, она попыталась выяснить у вождя, жив ли ее первый муж. Такой интерес к судьбе репрессированного охладил любовный пыл Иосифа Виссарионовича, однако информацию Орловой он предоставил.
Оказалось, что Берзин был сослан в Казахстан, где и работал экономистом. На тот момент Любовь Петровна была уже замужем за Григорием Александровым, поэтому прошлое ворошить не стала. Вождь народов остался предан таланту Орловой, но интерес к актрисе как женщине у Сталина угас.
Роман с австрийским импресарио
Спустя два года, в 1932-м, Орлова встречалась с австрийским импресарио по имени Франц. Иностранец был очарован советской звездой. У Любови Петровны появился автомобиль с шофером. По воспоминаниям очевидцев, такой знак внимания состоятельного мужчины сначала смущал актрису, но затем Орлова вошла во вкус и пользовалась привилегией. Хотя и не афишировала статус обеспеченной женщины.
Карьерные амбиции Любови Петровны в тот период оказались скромными. Она довольствовалась небольшими ролями и из сочувствия к коллегам не стремилась на первые позиции.
Однако талант и красоту спрятать не удалось. В 30 лет Орловой доверили стать солисткой в оперетте «Перикола». Там ее и заметил Александров. Личная жизнь Любови Орловой вновь сделала крутой вираж, актриса рассталась с импресарио и согласилась на предложение режиссера сняться в будущем фильме.
Смерть
Незадолго до собственной кончины актер и режиссер женился еще раз. Теперь супругой мужчины стала вдова Дугласа Александрова. Подобный поступок шокировал общественность. Галина, так звали невестку, заботилась о пожилом человеке, который привык к женскому вниманию.
Молодая вдова привела в порядок дневники свекра, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые любил режиссер. Григорий Александров в ответ сделал Галину наследницей всего, что сумел заработать.
Умер актер и режиссер 16 декабря 1983 года. У пожилого мужчины отказали почки, пораженные инфекционным заболеванием. Александров умирал в одиночестве. Галина, скрасившая последние годы Григория Васильевича, находилась в зарубежной командировке. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой, которую мужчина пережил на 8 лет.
Личная жизнь
Первой женой Александрова стала актриса Ольга Иванова. Артистка прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд молодого актера и влюбилась. В 1925 году у супругов родился ребенок — сына назвали Дуглас. Брак распался после поездки Александрова в Америку. Пока режиссер находился в командировке, Иванова завела любовника.
Григорий Александров и Любовь Орлова
Второй супругой Александрова стала еще неизвестная актриса Любовь Орлова. Именно Григорий сделал из супруги звезду, отдав ей главные роли в большинстве собственных фильмов. Для обоих артистов брак стал вторым по счету.
Григорий Александров с сыном и внуком
Окружающие удивлялись странным взаимоотношениям. Супруги спали в разных кроватях и дома общались только записками. На подобных условиях настояла Орлова по личным причинам. Завистники сплетничали, что брак фиктивный, но дневники и записки супругов, сохранившиеся в их имении (так загородный дом называл режиссер), подтверждают обратное. Александров прожил с Орловой до самой смерти возлюбленной.