Что Такое Олигофрения?

Основные причины олигофрении

Олигофрения не является самостоятельным заболеванием, которое имеет свою этиологию, патогенез и клинику. Скорее это патологическое состояние, которое характеризуется снижением мнестических функций, интеллекта и эмоционально-волевых реакций. Поэтому причины олигофрении могут быть совершенно разными. В некоторых случаях воздействует несколько факторов одновременно.

Основные причины олигофрении:

  • Патология хромосом. Если у ребенка кариотип не соответствует обычному мужскому или женскому, некоторые участки, целые хромосомы отсутствуют или, наоборот, есть лишние, это влечет за собой развитие генетических синдромов. Чаще всего они проявляются именно олигофренией. Наиболее распространенными болезнями являются синдром Дауна, Ангельмана, Прадера-Вилли.
  • Энзимопатии генетические. Синтез необходимых веществ в организме кодируется с помощью генов. Если на этом уровне возникает мутация, то развивается болезнь обмена веществ, которая проявляется разными симптомами, в том числе олигофренией. Чаще всего это патология синтеза аминокислот, специальных ферментов, которые очень важны для нормального функционирования организма. В случае их отсутствия или недостаточного количества возникают различные патологические процессы.
  • Перинатальная патология. Важную роль играет протекание беременности, наличие токсикозов и других осложнений. Патология плаценты, преждевременные или слишком быстрые роды, асфиксия плода, родовые травмы, другие особенности протекания родов и раннего неонатального периода могут вызывать олигофрению у ребенка. 
  • Травмы или врожденные соматические заболевания. Если ребенок в раннем возрасте получает травму головы, рождается с гидроцефалией или другими пороками, шансы на то, что у него будет олигофрения, возрастают.
  • Инфекции. Важную роль играют все болезни, которые мать перенесла во время беременности. Естественно, одной из самых опасных является краснуха. Она, кроме задержек в психическом развитии, вызывает ещё и массу другой соматической патологии. Также олигофрения может развиваться у детей, которые так перенесли токсоплазмоз, сифилис и многие другие вирусные заболевания.
  • Вредные привычки. Если мать ребенка во время беременности употребляет алкоголь, наркотики или курит, шанс развития олигофрении у ребенка значительно возрастает. 
  • Недостаток полезных веществ. Во время беременности организм матери нуждается в гораздо большем количестве витаминов, минералов и микроэлементов, которые необходимы для правильного развития ребенка. Также требуется отдых, так как плод представляет собой большую нагрузку как на сердце, так и на другие системы. Если мать не придерживается правильного режима дня, недосыпает или недоедает, скорее всего ребенок будет недополучать нужные ему полезные вещества и могут сформироваться различные пороки, что влекут за собой олигофрению.

Симптоматика

Особенность олигофрении – влияние на весь организм и все системы. Ярко выраженное заторможенное умственное развитие, нарушение речи, памяти, отсутствие силы воли, неординарные и неконтролируемые эмоции, рассеянная концентрация внимания, человек не способен корректно воспринимать информацию, также он не в состоянии эту информацию усваивать и воспроизводить.

Нарушение памяти – человек не в состоянии запомнить длинные и сложные фразы, в памяти недолго держатся имена редко приходящих родственников, сложно запоминать даты, следить за числами и днями недели.

Нарушение речи – человек неразговорчив, общается простыми предложениями, так как сложные тяжело составить или запомнить, без синонимов, прилагательных разных форм, чаще всего может общаться односложно.

Эмоциональное состояние – либо отсутствие эмоций и восприятие всего в одном тоне, либо бурные эмоции, которые сложно остановить. Могут проявляться беспричинные вспышки гнева или злости, агрессии или раздражнности.

Рассеянная концентрация внимания – человеку сложно общаться, сложно сходить в магазин и купить продукты, сложно подобрать соответствующую одежду в плане погодных условий, невозможность оценить окружающую обстановку, практически невозможно самому приготовить еду и убраться в квартире. Такой человек не может ухаживать за собой – чисть зубы, самостоятельно одеться.

Отсутствие силы воли – люди больные олигофренией часто попадают под влияние других людей, становятся жертвами мошенничества, могут принимать необдуманные решения.

Физическое состояние – слабость мышц, нарушения в опорно-двигательной системе.

Ребенок больной олигофренией позже начинает ходить, позже развивается речь или полное ее отсутствие, ребенок быстро переутомляется, не способен концентрировать внимание на одном предмете. Ребенок не способен абстрактно мыслить

Какие формы заболевания существуют: классификация

Формы олигофрении традиционно подразделяют по степени тяжести на три типа:

  1. Олигофрения в степени дебильности. Сопровождается минимальным дефектом, пациенты мало, чем отличаются от здоровых, однако при интеллектуальной деятельности симптоматика почти всегда становится очевидной.
  2. Олигофрения в степени имбецильности. Средняя по выраженности. Больные способны к самообслуживанию, но отсутствуют базовые способности, присущие здоровому: чтение, письмо, грамотная речь, способность к абстрактному мышлению и прочие. Такие страдающие вполне могут обслуживать себя, но рабочая занятость представляется почти невозможной.
  3. Идиотия. Самая тяжелая степень олигофрении. Если легкая олигофрения накладывает отпечаток на личность, но не создает больших проблем в жизни, эта разновидность ставит крест на самостоятельной деятельности. Больной нуждается в постоянном уходе. При склонности к постепенному прогрессированию отклонения, подобная форма чаще встречается у взрослых: вполне возможно постепенное развития нарушения в течение ряда лет.

Подобная классификация по степени тяжести не применяется в рамках кодирования по МКБ, поскольку наименования стадий считается оскорбительным. Согласно устоявшемуся методу подразделения, выделяют 4 формы патологического процесса:

  1. Легкая.
  2. Средняя.
  3. Тяжелая.
  4. Крайне тяжелая.

Отличия в коэффициенте интеллекта. От 70 при легкой форме до менее чем 20 на фоне глубокого дефекта. Стадии оцениваются в ходе первичной диагностики, хотя есть некоторые проблемы с таковой, особенно в ранние годы.

Есть и более пространные классификации. Они учитывают патогенетические особенности расстройства. С учетом превалирующего механизма развития и клинической картины, выделяют такие формы олигофрении по Певзнер:

  1. Неосложненная.
  2. С нарушением процессов торможения и возбуждения нервной системы.
  3. С поведенческими отклонениями.
  4. С недоразвитием лобных долей.

Несмотря на относительную старость метода классификации, он все еще активно применяется в практике.

Более подробно разработан вопрос о происхождении болезни в классификации по Сухаревой:

  1. Эндогенный тип. Связан с недоразвитием по органическим причинам. Сюда относят синдром Дауна, микроцефалию, всевозможные заболевания биохимического плана, например, фенилпировиноградная олигофрения с повышением концентрации кетонов в крови и их деструктивным влиянием на головной мозг.
  2. Ранний тип, при котором организм ребенка подвергается негативному воздействию при рождении или в ранний период жизни. Асфиксия, травма во время родов и прочие варианты.
  3. Внутриутробная форма. Соответственно, встречается при поражении эмбриона или плода во время нахождения в утробе. В основном имеет токсическое или инфекционное происхождение.

Есть и другие уточняющие способы подразделения патологического процесса.

Лечение

Если заболевание возникло из-за инфекции, применяют антибактериальные препараты и детоксикационные методы (например, капельницы). При гидроцефалии проводят хирургическое вмешательство.

Врач выписывает соответствующие лекарства от токсоплазмоза, врождённого сифилиса. При нарушении эндокринной системы – гормональные медикаменты. При энзимопатии – ферменты и диету.

Вторая часть терапии, которая ведётся параллельно медикаментозной – постоянное занятие с ребёнком, вне зависимости от степени развития заболевания и причины.

Сюда входит:

  1. тренировка всех когнитивных функций;
  2. обучение самообслуживания;
  3. адаптация к социуму (это как?);
  4. изучение общеобразовательной информации по мере возможностей.

Дополнительные сеансы психотерапевта будут только полезны. Также можно вступить в группы мам и пап, которые делятся своим опытом и поддерживают друг друга.

Мама одного из таких детей вовремя заметила певческий талант дочери и после занятий с преподавателями вокала она теперь дает концерты (редко и с небольшим число слушателей).

Согласитесь, что это прекрасно!!!

Методы лечения

Возможно ли полное восстановление?

Полное восстановление обычно невозможно. Не считая форм, сопряженных с образованием избытка кетонов. Ключевая задача лечения — адаптация пациента в социуме. Насколько это возможно.

К какому врачу обратиться?

Над восстановлением пациента работает целая группа специалистов. Невролог, психиатр, педиатр, дефектолог, логопед. Препараты применяются в качестве вспомогательной меры.

Назначаются ноотропные средства для ускорения обмена веществ в головном мозге, цереброваскулярные. Чтобы восстановить кровоток, витаминно-минеральные комплексы. По необходимости также транквилизаторы (встречаются случаи повышенной агрессивности), нейролептики краткими курсами.

В остальном же лечение олигофрении предполагает помощь в понимании эмоций людей, выражении своих мыслей насколько это возможно. Проводится индивидуальная работа с психотерапевтом, групповые занятия.

Большая роль отводится работе с родителями и ближайшими родственниками. Нужно обеспечить нормальный микроклимат дома для улучшения прогнозов. При неадекватной реакции на пациента, ребенок, подросток или взрослый замкнутся еще больше.

Хорошим подспорьем в деле терапии выступают современные методы, направленные на выражение эмоционального состояния, снятие стресса. Сюда относит пет-терапию (общение с животными: лошадьми, собаками, кошками), арт-терапию (художественное самовыражение, обычно речь идет об изобразительных методах, рисовании).

История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия

Впервые врачи упоминаниют в трактатах о детском слабоумии в 16 веке. Они называют его термином «врожденная глупость». В 17 веке появилось подробное описание одной из форм олигофрении «кретинизм». Таких детей называли термином «кретин», а заболевание  – кретинизмом. В 18 веке F. Pinel выделил из группы психозов детского возраста идиотизм и слабоумие. В 19 веке D. Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность». Вскоре в группе олигофрении начали выделять дебилов. Дебилы – это дети с легким снижением интеллекта. В начале 20 века E. Kraepelin объединил все формы раннего, непрогредиентного слабоумия в одну общую группу олигофрению (малоумие).

Причины олигофрении

Сейчас обнаружено более 300 патологий, которые провоцируют развитие олигофрении. Ученые доказали, что увеличение Х-хромосом тоже ведет к утяжелению слабоумия. Больше 80 процентов наследственных болезней возникают из-за сбоя обменных процессов. Слабоумными рождаются дети и вследствие кровно-родственных связей или браков. Причины олигофрении врожденные и приобретенные могут быть обусловлены многими факторами:

? радиационное воздействие;

? алкоголизм родителей (и даже одного из них, особенно – матери);

? отравление беременной химикатами, тяжелыми металлами и т. д.;

? поздний токсикоз;

? заболевания печени, почек, сердца (в т. ч. и недостаточность);

? гормональные сбои;

? вирусные патологии (краснуха, герпес и т. д.);

? плохое кровообращение в плаценте;

? действие на организм некоторых видов медицинских препаратов;

? хромосомные или генные аномалии (болезни Ангельмана, Дауна и т. д.);

? наследственная предрасположенность;

? перенесенная беременной инфекция (например, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз и др.);

? конфликт резус-фактора;

? любые ферментативные нарушения;

? наркотики, которые употребляла беременная;

? рентген-облучение;

? плохие схватки или стремительные роды;

? дефицит йода, который очень важен при формировании НС плода;

? некоторые акушерские приемы (например, выдавливание плода);

? применение вакуум экстрактора при родах;

? сложные роды с черепно-мозговыми травмами и асфиксией.

Существует ряд хорошо изученных болезней, которые сопровождаются слабоумием:

1. Микроцефалия. При этом уменьшаются размеры черепной коробки и мозга.

2. Токсоплазмоз. Вызывается паразитами. В итоге инфекция проникает в плод и провоцирует различные пороки развития (в т. ч. головного мозга).

3. Синдром Дауна. Она характеризуется появлением 21-й хромосомы. Болезнь сопровождается изменением в физ-развитии, задержкой умственного, пороками сердца.

4. Гидроцефалия. В желудочках мозга головы накапливается чрезмерное количество ликвора, отток которого сильно затруднен.

5. Фенилкетонурия. При ней нарушается метаболизм фенилаланина. В результате увеличивается количество токсинов. Если лечение назначено в начале заболевания, то развитие слабоумия можно предупредить.

Другие причины возникновения олигофрении – детские инфекции, недостаток общения. Такой фактор обычно присущ неблагополучным семьям, так как появление патологии провоцируется не только отклонениями на физическом уровне, но и нарушениями ЦНС, соц-факторами (например, когда ребенок с детства не получает интеллектуального развития).

Примерно половина случаев появления имбецильности и идиотии – это следствие сбоев на генетическом уровне. Например, при болезнях Вильямса, Дауна, Ангельмана или Прадера-Вилли, Ретта. К поражению плода ведет иммунологический конфликт между формирующимся ребенком и его матерью.

Клинические варианты и формы умственной отсталости

если такое возможноС клинической точки зрения умственная отсталость может быть:

  • атонической;
  • астенической;
  • стенической;
  • дисфорической.

Атоническая форма

преподаваемую им информацию они не запоминают, а если и запоминают, очень быстро ее забываютКлиническими вариантами атонической формы олигофрении являются:

  • Аспонтанно-апатический – характеризуется слабо выраженными эмоциональными проявлениями, а также низкой мотивацией и практически полным отсутствием самостоятельной деятельности.
  • Акатизический – на первый план выступают гиперкинезы (постоянные нецеленаправленные движения, перемещения и действия ребенка).
  • Мироподобный – характеризуется повышенным настроением ребенка и неспособностью критически оценивать свое поведение (он может много говорить, делать неприличные поступки в обществе, дурачиться и так далее).

Астеническая форма

чтение, письмо, математикуКлиническими вариантами астенической формы олигофрении являются:

Основной вариант. Главным проявлением является быстрое забывание всей информации, полученной в школе. Эмоциональное состояние ребенка также нарушено, что может проявляться ускоренным истощением или, наоборот, чрезмерной импульсивностью, повышенной подвижностью и так далее.

Брадипсихический вариант. Для таких детей характерно замедленное, заторможенное мышление. Если задать такому ребенку простой вопрос, он может ответить на него через несколько десятков секунд или даже минут. Таким людям трудно обучаться в школе, решать поставленные перед ними задачи и выполнять какую-либо работу, требующую немедленной реакции.

Дислалический вариант. На первый план выступают нарушения речи, проявляющиеся в неправильном произношении звуков и слов. Другие признаки астенической формы (повышенная отвлекаемость и эмоциональное недоразвитие) у таких детей также присутствуют.

Диспраксический вариант. Характеризуется нарушением двигательной активности, преимущественно в пальцах кистей рук при попытке выполнить точное, целенаправленное движение.

Дисмнестический вариант

Характеризуется преимущественным нарушением памяти (что обусловлено неспособностью концентрировать внимание на запоминаемой информации).

Стеническая форма

дети выражают эмоции очень слабоКлиническими вариантами стенической формы олигофрении являются:

  • Уравновешенный вариант – у ребенка одинаково недоразвиты мышление, эмоциональная сфера и волевая сфера (инициативность).
  • Неуравновешенный вариант – характеризуется преобладанием эмоционально-волевых или мыслительных нарушений.

Симптомы олигофрении у детей

Симптомы олигофрении у детей выражаются комплексно, это может быть не только умственная отсталость, но и другие проявления, например:

  • двигательные;
  • речевые;
  • проблемы с памятью;
  • плохая концентрация внимания;
  • проблемы с образным мышлением.

На фоне этого у ребенка развиваются неврологические расстройства, проблемы с выражением эмоций, воли. Если у взрослого человека диагностировали умственную отсталость, его мышление, развитие будут напоминать мышление и развитие маленького ребенка.

При легкой, умеренной форме, симптоматика выражена менее ярко. При этом ребенок не сможет выйти за рамки той ситуации, в которой он сейчас пребывает

Также будет понижена возможность концентрировать внимание на конкретных вещах, нарушено абстрактное мышление, инициатива будет выражаться слабо, иметь незрелый, нечеткий характер.

Дети, больные олигофренией, могут проявлять как хорошую, так и плохую память. В большинстве случаев она ослаблена, но есть ситуации, когда больной ребенок проявляет хорошую память на механическое запоминание небольшой информации, к примеру, имен, цифр, названий. У детей наблюдается слабый словарный запас, речь упрощенная, фразы будут короткими, простыми, слова в предложениях могут быть выстроены не в том порядке.

При легкой степени олигофрении дети могут читать, запоминать прочитанное, отображать, повторять фрагменты прочитанного. Если диагностировали тяжелую форму заболевания, ребенок не сможет прочитать предложенный материал или прочитает его, но не сможет запомнить и не отобразить. В большинстве случае, даже если ребенок знает буквы, он не всегда сможет сложить их вместе.

Решение повседневных вопросов – сложная задача для ребенка с умственной отсталостью. Здесь также все зависит от степени заболевания. Такие дети не смогут самостоятельно сделать покупку в магазине, приготовить обед, сделать чай, убрать в доме, подобрать одежду в соответствии с погодными условиями. Дети, больные олигофренией, часто руководствуются мнением других людей, делают то и так, как им говорят другие. Физическое развитие ребенка не всегда нормальное. Есть дети, у которых физический уровень развития можно отнести к выше среднего, но большинство отстают от нормы.

Развитие олигофрении у детей зависит от возраста. Четко выраженные признаки заболевания формируются в 6-7-летнем возрасте. Первый признак – чрезмерно повышенная раздражительность. Такие дети мало идут на контакт с взрослыми, мало общаются со сверстниками. На обучение элементарных действий уходит больше времени, например, умственно отсталого ребенка сложнее научить использовать столовый прибор, чем здорового.

Дети, больные олигофренией проявляют меньше активности и интересов, к примеру, начиная с трехлетнего возраста, здоровые дети начинают проявлять заинтересованность к игрушкам. У больных с умственной отсталостью проявления такого интереса нет. Когда здоровые детки переходят на новый уровень развития – подражание поведения взрослых, пациенты с умственной отсталостью только начинают проявлять интерес к игрушкам.

Такие занятия, как аппликация, работа с пластилином, рисование не привлекают детей с олигофренией. Ребенку сложно распознавать свойства предметов, сопоставлять их с внешним миром. Для того чтобы информация удержалась в голове, нужно множество раз повторять, проходить все действия повторно. Свои эмоции пациенты выражают не так ярко, как здоровые дети. Могут, наоборот, проявляться нестандартные, завышенные эмоции.

Олигофрении

Олигофрении (oligophrenia, единственное число; греческий oligos малый + phren ум; синонимы: врождённое слабоумие, умственная отсталость) — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Одним из первых описал врождённое слабоумие с выделением его разновидностей по степени глубины (идиотия и имбецильность) Дюфур (Dufour) в 1770 год В начале 19 век Ж. Эскиролъ отделил врождённое слабоумие (идиотию) от приобретённого (деменции), а также ввёл в практику разделение врождённого слабоумия на три варианта по степени выраженности нарушений речи. Во 2-й половине 19 век В. Маньян описал лёгкую степень врождённого слабоумия — дебильность. Термин «олигофрении» для обозначения всей группы врождённого и приобретённого в раннем детстве слабоумия предложил Э. Крепелин.

Показатель распространённости. Олигофрении, по материалам ВОЗ (1968), основанный на обобщении данных многих зарубежных исследований, колеблется в пределах 1—3% населения. Однако эти данные нуждаются в коррективах с учётом того, что во многих странах Запада к умственной отсталости относят состояния слабоумия при прогрессирующих нервнопсихических заболеваниях, возникших в раннем детском возрасте. Следует также иметь в виду, что большинство эпидемиологические исследований носило выборочный характер. Во второй половине 20 век во всем мире отмечается тенденция к увеличению количества умственно отсталых, что в основном связано с повышением общей продолжительности жизни, снижением смертности детей с аномалиями развития центральная нервная система благодаря достижениям медицины. Значительно возрастает выявление Олигофрении в возрасте от 7 до 19 лет, что объясняется главным образом влиянием социальных факторов (начало школьного и профессионального обучения, освидетельствование при призыве в армию). Среди мужчин Олигофрении встречаются примерно в 1½ раза чаще, чем среди женщин. Соотношение лиц с разной степенью умственной отсталости (дебильностью, имбецильностью, идиотией), по данным ряда исследователей, составляет соответственно 75, 20 и 5%.

Клиническая картина. При всем разнообразии клинические, проявлений общим для различных форм Олигофрении является тотальное недоразвитие психики, включая недоразвитие познавательных способностей и личности в целом. Ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности высших форм познавательной деятельности, прежде всего абстрактного мышления, при относительно достаточном уровне развития эволюционно более древних компонентов личности, таких как потребности, связанные с инстинктами, низшая аффективность. Однако указанные особенности психического дефекта при Олигофрении проявляются в индивидуальном развитии не сразу; они становятся более отчётливыми к концу дошкольного — началу школьного возраста ребёнка. В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно в недоразвитии психических функций, которые относятся к начальному этапу развития абстрактного мышления: отставание в сроках развития психической деятельности и моторной активности; искажение и замедленный темп становления зрительных и слуховых условных рефлексов; недостаточность эмоциональноволевых реакций; запаздывание сроков появления эмоциональных реакций на окружающее на первом году жизни; отставание в развитии речи, подражательный «манипулятивный» характер игры; длительное отсутствие навыков самообслуживания; слабо выраженный познавательный интерес к окружающему; недифференцированность или отсутствие высших эмоций (сочувствие, чувство привязанности и другие) в раннем детском и дошкольном возрасте. У детей школьного возраста на передний план более отчётливо выступают конкретно-ситуационный характер мышления, слабость или невозможность обобщения, неспособность выделения существенных признаков предметов и явлений. При глубокой умственной отсталости усвоение любых отвлечённых знаний и школьное обучение могут быть вообще невозможны.

У подростков и взрослых лиц с Олигофрении наряду с недостаточностью абстрактного мышления более заметной становится незрелость личности (повышенная внушаемость, некритичность, неспособность принять самостоятельное решение в сложных житейских ситуациях, выраженная зависимость поведения от внешней ситуации, импульсивность поступков).

Лечение олигофрении

Лечением олигофрении занимаются психоневрологи либо психиатры. Дополнительно больные проходят терапию у психологов, дефектологов, логопедов. Лечение олигофрении возможно, только если заболевание появилось на фоне ферментопатии или мукополисахаридоза.

В других случаях терапия – лишь симптоматическая. Медикаментозное лечение олигофрении у детей осуществляется с помощью ноотропных препаратов («Аминалон», «Пирацетам», «Пантогам»), антиоксидантов, витаминов («Церебролизин», глутаминовая и янтарная кислота), антигипоксантов. Если наблюдается перевозбуждение, то рекомендованы успокаивающие препараты, при заторможенности – стимуляторы мягкого действия.

При возникновении слабоумия из-за нарушения работы щитовидной железы назначаются йодсодержащие или гормональные препараты. Лечение олигофрении легкой степени требует не только применения лекарств. Такие люди могут жить в социуме, а значит, их необходимо к этому готовить и помогать освоиться. Это не только контакты с родными, необходимы беседы с психологами, неврологами, занятия с логопедами. Коррекция проводится не только с детьми, но и с их родителями.

Особенное внимание уделяется вхождению в любой коллектив (д/с, школу и т. д.)

Дополнительно проводятся уроки по самообслуживанию. Взрослые помогают не только выбрать специальность, но и получить нужные профнавыки. При этом обязательно учитывается степень слабоумия, особенности физ-развития, психического состояния, отсутствие других расстройств.

Прогноз заболевания

Если диагностирована олигофрения, прогноз заболевания зависит от стадии отсталости, вовремя поставленного диагноза и начала лечения. Во многих случаях патология устраняется еще до появления ребенка на свет. При легкой степени слабоумия больные могут нормально развиваться, но при усиленном внимании, а со временем самостоятельно решать бытовые ситуации, решать простые жизненные задачи.

В стадии дебилизма люди могут получать профессии, нормально существовать в социуме. Однако для решения сложных вопросов требуется поддержка и помощь со стороны. При средней, тяжелой степени олигофрении больные могут научиться несложным действиям. Однако для трудоустройства таких больных нужны специально оборудованные места.

Тем не менее, при имбецильности правильное обучение и уход могут значительно повысить адаптацию в социуме. Для этого существуют специальные программы для обучения на дому. При глубокой форме слабоумия больные требуют круглосуточного ухода и недееспособны.

Олигофрения – это заболевание не временное, а на всю жизнь. Одни приспосабливаются к неполноценной жизни, другие остаются нетрудоспособными. В любом случае таким больным требуется постоянный контроль.

С помощью современной медицины зарождение патологии можно выявить на начальных стадиях и предупредить слабоумие еще в материнской утробе либо прервать беременность. Для этого и существуют скрининговые обследования.

Формы и степени

Первая дебильность. Это самая легкая форма болезни, которая легко поддается коррекции, и человек из такого состояния может стать относительно здоровым. Человек практически не отличается от среднестатистического представителя человечества. Здесь проявляются такие симптомы, как запоздалая речь, запоздалое физическое развитие – ребенок позже начинает ползать и ходить. Интересы детей с легкой формой олигофрении направлены только на удовлетворение своих потребностей. Ребенок не имеет собственных взглядов на жизнь, у него нет своих мыслей, поэтому часто копирует поведение других, как правило, взрослых, ухаживающих за таким ребенком. Люди с легкой дебильностью отличаются апатичными настроениями, злостью к окружающему миру, упрямы и мстительны, наблюдается заторможенность реакций. Мышление развито в узкой направленности, как правило, направлено на выполнение однотипной работы, повторяющейся изо дня в день. Если человек отвлекся от своей мысли, то он больше к ней не вернется, так как банально не вспомнит, что говорил и начнет заново, но уже другую мысль.

Добиваясь определенных успехов, такой человек может стать упрямым и категорически не принимать критики.

Человек с олигофренией в стадии дебильности может создать семью и быть полезным обществу. Что касается семьи, то здесь может стать тираном, постоянно всё критиковать, может проявляться озлобленность и беспричинная мстительность. С другой стороны можно воспитать бесконфликтного и послушного, покладистого, а самое главное управляемого супруга.

Вторая имбецильность. Это средняя форма тяжести. Сложность ориентации в пространстве, сложность делать выводы и строить логические цепочки, лишены мотивации и инициативы, их легко убедить в чем-либо. Такие люди безынициативны, не могут постоять за себя, постоянно нуждаются, как в уходе, так и присмотре. Люди с имбецильностью практически не поддаются обучению (всё зависит от тяжести заболевания), они не способны даже к легкому физическому труду. Но, не смотря на это, они прекрасно понимают, что им говорят, иногда могут произносить несложные слова и объединять их в простое предложение. Наблюдается привязанность к близким людям и адекватное реагирование, и восприятие похвалы и замечаний. Человек воспринимает себя и свою личность. Здесь можно выучить человека считать, читать и писать, да это будет сложно, но возможно. Имбецил может испытывать страх и боль, а также одиночество и грусть. Память работает в режиме постоянного вспоминания, но не запоминания нового, возможности очень ограничены. Наблюдается привязанность к вещам.

Третья идиотия. Самая тяжелая форма болезни. Нарушена функция речи, человек не разговаривает, плохо запоминает лица, не умеет мыслить. Такой человек не может ничего сделать, все его действия не связаны друг с другом и хаотичны. Ограниченность реакций: либо удовлетворен, либо нет. Такие люди не обладают простыми навыками себя обслуживать. В их поведении и эмоциях наблюдается либо злость и гнев, либо вялое состояние и безразличие ко всему. Такие состояния направлены на всё, что окружает больного олигофренией со стадией идиотия. Они не способны понимать речь окружающих, даже близких, не отличают родных от чужих, могут произносить только звуки. За людьми с идиотией необходимо постоянно наблюдать, помогать во всем, им необходим постоянный контроль и уход. Отличительная черта людей с идиотией это безмятежное и бессмысленное выражение лица с удивленными глазами. Любые попытки вмешательства в их жизнь или старания оказать помощь воспринимаются агрессивно, и проявляется реакция неудовольствия: мычание, рев, царапание и кусание всего, что только возможно. Людям с стадией олигофрении идиотия не свойственен страх и боль, у них не возникает мысль воспользоваться своими конечностями для передвижения, предпочитают находиться в лежачем положении. В таком состоянии человек ведет свою бессмысленную и бесцельную жизнь, это даже не жизнь – это просто существование.

Продолжительность жизни людей больных олигофренией в средне составляет 40 лет. Всё зависит от строения и крепости телосложения, строения и развитости, а также функциональности внутренних органов.

Выделяют три формы олигофрении:

Первая форма. Олигофрения, вызванная наследственными факторами, процессы мутации в клетках.

Вторая форма. Олигофрения вследствие внутриутробного повреждения плода. Это могут быть последствия от вирусных болезней и венерических заболеваний.

Третья форма. Олигофрения, вызванная в период развития плода в утробе матери. Сюда можно отнести конфликт резусов, иммунной системы. Послеродовые травмы и период развития ребенка до трех лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий