Что подразумевают под нравственностью в дошкольном возрасте
Неспроста народная мудрость гласит, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится». Утрировано сказано. Личность ребенка формируется и в дошкольном детстве, и в период школьного возраста. Но главные общечеловеческие ценности закладываются в первые годы жизни.
Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.
Чем раньше ребенок усвоит подобные простейшие правила, тем более чутким станет его отношение к нравственным нормам в дальнейшем
Это особенно важно в наше время, когда компьютерные игры внедряют в сознание детей «новую мораль», а малыши осваивают различные гаджеты быстрее, чем начинают разговаривать
В раннем возрасте появляется такой важный регулятор поведения как «надо». Надо собрать игрушки, надо вовремя встать с постели и пойти в детский сад, надо застегнуть пуговицы и еще много других обязательств
Принятие и выполнение соответствующих возрасту обязательств является важной частью социально нравственного воспитания дошкольников
Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность.
В дошкольном возрасте дети при соответствующем стиле воспитания осваивают категории добра и зла, мотивы общественной пользы, учатся проявлять чувство взаимопомощи.
Нравственное воспитание – от колыбели до седин
Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был
Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания
?
Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.
Нравственное воспитание включает:
- Формирование чувства нравственности;
- Культура личности и культура поведения;
- Осознанная связь с обществом;
- Создание нравственных понятий (принципов);
- Формирование поведенческих норм.
Три пути воспитания морали
По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.
- Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
- Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
- Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.
Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.
Цели, задачи, проблемы воспитания
Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:
- гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
- культура в общении друг с другом;
- чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
- трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
- экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
- благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
- познание окружающего и воспитание самого себя.
Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:
отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни
Это приводит к всеобщей распущенности;
развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.
Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.
Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.
Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.
Нравственное воспитание школьников
Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.
На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.
В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.
Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.
Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть, то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.
Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением. Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример
Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы
Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.
Понятие нравственного воспитания
Современное российское общество оказалось в эпицентре моральных и нравственных проблем. Процессы глобализации и универсализации воздействуют на культуры страны, происходит разрушение традиционных национальных духовных ценностей, в результате этого возрастает социальное зло, а так же усиливается моральное недоверие друг к другу, межличностные и межнациональные конфликты воспринимаются как обычное явление, исчезает эмпатия, устанавливается тенденция разрушения национальных культурных традиций, идеалы молодежи переориентируются с духовных на материальные.
Актуальным остается вопрос этического измерения отрицательных последствий навязывания нашему социуму элементов жизненных стандартов Запада, что еще больше усугубляет кризис духовности российского общества. Это можно заметить в обесценивании морали и моральных императивов, а также в отсутствии на уровне межличностных отношений гуманных установок, благодаря которым происходит полноценное становление личности.
Российскому обществу, как никогда, требуется наличие социально ценной и духовно стойкой личности, «Человека морального» с высоким уровнем культуры, способного стать ответственным, деятельным, активным субъектом общественного развития.
Среди исследователей нет в определении понятия «нравственное воспитание», он характеризуют его как:
- сложный интегрированный процесс;
- процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения;
- общественное явление, которое подчиняется законам общественного развития;
- целенаправленное воздействие старшего поколения на младшее с целью выработки у него устойчивых моральных качеств;
- целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности и общения, направленный на овладение нравственной культурой поведения, отношением к окружающему миру;
- процесс, специфические функции которого осуществляются по своим собственными правилам и закономерностям;
- стержень гармоничного развития личности;
- форма трансформации опыта и сфера реализации человеческой нравственной культуры;
- выработка умений и навыков нравственного поведения, формирование гуманных взаимоотношений.
Как обрести осознанность?
Духовные искатели часто проваливаются в фанатизм и коллекционирование. Людям кажется, что количество купленных книг прямо пропорционально будущим знаниям. В итоге полки заставлены, семинары пройдены, а толку — ноль.
Реальному практику пустые теории претят. Они отдают оттенком сухих грез.
Не создавайте из осознанности очередной фетиш ума. Не надо ее желать. Предпочитайте осознанность. Ненавязчиво, нетребовательно. Просто играйте в это. Не ждите результатов. Но если судьба подталкивает, тормошит ото сна негативными эмоциями, используйте их как топливо для внимания.
Когда знаешь вкус осознанности, просто помнишь, чем она отличается от тревожного сна. И с этим знанием уже не можешь без практики. Осознанность становится насущным инструментом. К ней прибегаешь интуитивно. Тогда эмоции становятся сигналом «будильника» и побуждают очнуться.
Я не призываю тужиться сохранять осознанность все время. Она включается спонтанно, когда признаешь, что иного выхода нет.
Заключение
В итоге кажется, что в этой теме больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, некоторые моменты стоит подчеркнуть.
Нравственность – то, что определяет поведение. И чем она выше, тем жизнеспособнее оказывается и индивид и общество. Любовь – это и есть жизнь, универсальное средство укрепления личности, семьи, народа и всего общества. Парадокс в том, что счастлив оказывается не тот, кого любят, а именно тот, кто проявляет любовь. А критерием отличия любви от лицемерия является самопожертвование («лишняя» минутка внимания к детям окупится в будущем).
Нравственное развитие сопровождается кризисами, в которые детям требуется поддержка, но ни в коем случае не морализаторство. Авторитет старших также является поддержкой.
Воспитание полезно для самих родителей, так как помогает приблизиться к идеалам, которые необходимы нам, если мы хотим, чтобы дети сами к чему-то стремились.