Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Введение

Межполушарное взаимодействие — механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.

Как известно, левое и правое полушария работают по-разному:

  • правое отвечает за воображение, интуицию, левую сторону тела, эмоции, творческие способности, пространственную ориентацию, креативное мышление, слуховое восприятие информации;
  • левое — за запоминание информации, речь, логическое мышление, правую часть тела, аналитику, усвоение вербальной информации, способности к точным наукам.

При нарушениях межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, освоении школьной программы, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем на более высоком интеллектуальном уровне будет развит дошкольник.

Варианты занятий дистанционно:

  1. Общее нейропсихологическое обследование ребёнка (длительность обследования 55 минут) 3 300 рублей
  2. Консультация родителей без ребенка по итогам проведенного обследования продолжительностью 30 минут – 1 700 рублей
  3. Развёрнутое письменное заключение по итогам обследования – 800 рублей (заключение высылаем на электронную почту в течении 5-ти рабочих дней)
  4. Составление индивидуальной программы занятий на месяц – 5 000 рублей. Программа составляется в течении 5-ти рабочих дней.
  5. Составление индивидуальной программы занятий на месяц (по итогам обследования) + две консультации – занятия 25 минут и 45 минут (нейропсихолог контролирует проводимое занятие мамой с ребёнком и даёт рекомендации) – 9 000 рублей СКИДКА 5% к оплате 8 550 р. Программа составляется в течении 5-ти рабочих дней с момента обследования.
  6. Занятие-консультация онлайн с нейропсихологом 25 минут – 1 400 рублей
  7. Занятие-консультация онлайн с нейропсихологом 45 минут 2 600 рублей

Как они могут помочь ребенку?

В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Упражнения на развитие познавательных навыков

Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию). Артикуляционные упражнения

Способствуют решению проблем с произношением

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Такие упражнения эффективны как для дошкольников, так и для детей школьного возраста. При этом подбирают их с учетом конкретных проблем.

Игры

Игры, направленные на развитие связей между противоположными полушариями головного мозга, помогают синхронизировать их работу, улучшают мыслительные процессы, восприятие устной и письменной речи, акцентируют внимание на процессе, учат быстро переключаться с разных видов деятельности, полностью включают ребенка в занятие. 1

«Попробуй, повтори»

1. «Попробуй, повтори»

Дошкольнику необходимо в точности повторить позу (положение рук, ног, выражение лица), которая показана на карточке

С первого раза он может не справиться с заданием, так как нужно точно определить, где левая, а где — правая сторона, учесть зеркальность, обратить внимание на детали. Игра вызывает массу позитивных эмоций, развивает пространственное воображение, тренирует высшие психические функции

2. «Муха»

Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха

Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например: «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.

3. «Мама-робот»

Дети обожают это задание за возможность на время стать главными. Попросите малыша научить вас чему-то, с чем он хорошо знаком, используя только слова. Например, он может поэтапно рассказать, как сделать самый обычный бутерброд. Скорее всего, это будет звучать следующим образом: «Нужно взять хлеб, положить на него колбасу». Ваша задача — сделать все ровно так, как говорит «инструктор». Возьмите целый батон и положите на него палку колбасы. Ребенок должен понять, какие детали он забыл раскрыть, и сделать указания более конкретными.

4. «Поводырь»

Игра во многом схожа с «Мухой». Только в этом случае перемещаемым насекомым будете вы, а нарисованным полем — квартира или дом. Перед ребенком ставится задача помочь вам добраться до какого-либо места в доме так, чтобы никуда не врезаться. Указания должны звучать примерно так: «Иди прямо два шага, поверни налево, сделай 5 шагов, протяни руку и возьми предмет».

Развитие логического мышления у дошкольников

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Развитие логического мышления у детей

Исправление почерка у школьников

Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Развитие высших психических функций у детей

Развитие математических способностей

Развитие математического мышления

Подготовка детей к математике в школе

Грамотеи

Левши – особенные дети

Долгожданные зимние каникулы

Как справиться с третьей четвертью

Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет

Лето: один на один с гиперактивным ребенком

Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.

Консультации психолога для родителей

Энергетические игры для детей и взрослых

1. Птичка «Пея».

Для малышей предлагаю поиграть в игру-гимнастику «Птичка Пея». Это набор движений, которые легко и с удовольствием повторяют детишки, при этом основа этих упражнений энергетические комплексы, дающие сбалансированное развитие и тела и мозга и сознания.

2. Ха-Хэй-Хо.

А вместе с детьми и взрослым можно зарядиться энергией. Упражнение «Ха-Хэй-Хо» очень хорошо делать совместно всей семьей. Дети очень его любят, да и взрослым оно быстро приносит энергию и хорошее настроение.

Это активная очень динамичная и сильная энергетическая форма. Она позволяет быстро, за несколько секунд, наполниться энергией, радостью и энтузиазмом. Зарядиться позитивными вибрациями. Взбодрить тело. Поднять настроение.

Эта практика не требует какой-либо дополнительной подготовки и доступна любому человеку желающему получить порцию свободной энергии, зарядить ею жизненные центры и привести себя в готовность к действию.

Как ее выполнять смотрите в видео. Текстом дам небольшие комментарии:

  1. зачерпывая и буквально захватывая энергию руками над головой,
  2. привносим ее в область жизненных центров со звуком «Ха»
  3. вкладываем энергию в правый и левый жизненные центры (области печени и селезенки), со звуком «Хэй»
  4. включаем и заполняем энергией всю правую и левую стороны тела, со звуком «Хо»

Для распределения энергии и ее гармонизации

Для полноценной и здоровой работы тела и мозга, есть еще несколько простых и эффективных упражнений. О них мы говорим в статьях рублики «Энергетика Человека», «Здоровье«, «Йога, Цигун», «Медитация».

Так же прочитайте про Нейробику в других моих статьях, в которых я привожу описания и видео других упражнений для детей, молодых и взрослых:

  • «Как легко развивать мозг и память взрослому человеку»
  • «Как развить оба полушария головного мозга. Простые упражнения»
  • «Нейробика – 7 лучших упражнений для мозг»

Сегодня я раскрыл, что Нейробика, упражнения для мозга для детей, могут быть веселыми, полезными и даже занятными. Дети в восторге, взрослые счастливы. И при этом гармоничное развитие организма и мозга. Кстати, если еще не читали, то обязательно скачайте мою книгу: «Автостопом к Небесам — прямой путь к себе», где в легкой захватывающей манере художественного произведения представлены практики достижения Целостности и Гармонии. А так же приглашаю Вас на более подробную информацию о теме нейробика, упражнения для мозга для детей и взрослых. Подробнее читайте здесь.

Ъ

Дыхание животом

Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом, оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной системы.

Положите руку на живот. Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник как можно глубже в легкие.

Это упражнение довольно легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот взрослым с ним справляться очень тяжело.

Это упражнение нередко применяют на распевках в хоре и рекомендуют практиковать детям и взрослым с проблемами с дыханием.

С какой целью и как развивать межполушарные связи?

От того, насколько хорошо сформированы и развиты связи между полушариями, зависят успеваемость школьника, его умственные способности, умение воспринимать, хранить информацию, успех в профессиональной и личностной сферах.

Если связи сформированы слабо, возникают следующие проблемы:

  • сложность в постановке и воспроизведении речи;
  • дисграфия;
  • проблемы с запоминанием;
  • проблемы с арифметикой;
  • невнимательность и др.

Нормальная интеграция левого и правого полушарий, сохранение баланса в их функционировании гарантируют слаженную мозговую деятельность: когда логика взаимодействует с интуицией, автоматизм сочетается с творчеством и т.д. При нарушении проводимости одно из полушарий блокируется. Ребенок может что-либо делать, не думая, или долго размышлять, не предпринимая никаких действий.

Универсальные упражнения для детей всех возрастов

Нейропсихологические упражнения для детей помогают при задержке речевого развития, при гиперактивности, при расстройствах эмоционального и умственного характера, а также при аутизме. Универсальные упражнения подходят, как для малышей трех лет, так и для ребят 10 лет. Они повышают уровень стрессоустойчивости, синхронизируют работу полушарий и стимулируют мыслительную деятельность.

Универсальный комплекс упражнений для развития детей включает:

  1. Игры на развитие мелкой моторики: использование пуговиц, ниток, цветных блоков, пазлов и других игрушек, помогает улучшить координацию и точность движений рук.
  2. Игры на развитие зрительной перцепции: распознавание и сочетание цветов, фигур, форм и рисунков, игры с карточками и геометрическими фигурами, помогают улучшить способность замечать и анализировать детали.
  3. Игры на развитие внимания: использование лабиринтов, кроссвордов, головоломок и игр с движением, помогает укрепить и улучшить способность сосредотачиваться и концентрироваться на задачах.
  4. Игры на развитие логического мышления: использование конструкторов, логических игр и головоломок, помогает улучшить способность анализировать и решать сложные проблемы.
  5. Игры на развитие памяти: использование карточек, ассоциативных игр, игр с повторением и подражанием, помогают улучшить способность запоминать и воспроизводить информацию.
  6. Игры на развитие речи: использование игр с картинками, сказками, рифмами и словесными играми, помогают улучшить способность произносить и понимать слова, развивать словарный запас и улучшать артикуляцию.

Эти универсальные упражнения могут быть адаптированы к различным возрастным группам и помогут развивать ряд неврологических навыков, которые являются важными в повседневной жизни малышей.

Письменные упражнения при нейропсихологической коррекции

Наиболее распространенными упражнениями, которые предлагаются нейропсихологами, являются:

  • Чтение строчек по словам наоборот, то есть написанное предложение читается так, чтобы последнее слово было первым и т.д.
  • Чтение слов по буквам наоборот, то есть как в упражнении, представленном выше. Такое чтение направлено на развитие способности побуквенного анализа каждого слова.
  • Поочередное чтение слов нормально и наоборот, то есть сначала читается слово, как оно есть, а следующее – уже наоборот и т.д.
  • Чтение перевернутого текста. Страница просто переворачивается, и ребёнку предлагается прочитать текст.
  • Восполнение пропусков букв в словах.

Чему же учат такие упражнения?

Да, они заставляют шевелить извилинами, но в действительности же ребёнок в процессе преодоления трудностей в чтении и письме стоит на месте.

Дело в том, что его надо учить правильно читать и писать, то есть слева направо и сверху вниз. Именно так работает наш мозг и наша рука во время письма, всё остальное лишь отвлекает от процесса формирования правильной нейродинамики.

По этой причине и курсы коррекции длятся так долго – до 12 месяцев, ведь прогресс можно сравнить с принципом «шаг вперёд, два назад».

В действительности основные трудности в обучении, связанные с чтением и письмом, успешно преодолеваются исключительно педагогическими методами. Основная задача коррекции дислексии – обеспечить согласованность в работе полушарий головного мозга, то есть сделать так, чтобы доминирующим стало левое полушарие.

ВАЖНО ЗНАТЬ, чтобы уберечь своего ребёнка от цирка нейропсихологов!

В случае с детьми-дислексиками надо сделать так, чтобы ведущим стало левое полушарие, которое отвечает за логику и удержание программы ритмичности во время письма и чтения.

Добиться этого можно с помощью простого упражнения – графокоррекции, которое направлено на улучшение качества почерка, выработку усидчивости и устойчивости к монотонному труду, повышению физической выносливости, развитию мышц кисти.

МНОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ на канале YouTube.

Нейробика захватила мир

Нейропсихолог Светлана Новикова подготовила 10 упражнений, которые многие считают волшебной палочкой

Они помогут развить внимание, память, речь, повысить контроль над собой

Глоток воды

Зарядка мозга начинается со стакана воды. Для передачи нервных импульсов нашему мыслительному органу нужна вода. Его реакция замедляется, если человек мало пьёт воды.

Шаги на месте

Далее идет активация мыслительного органа на логическое мышление и счёт. Начните шагать на месте, высоко поднимая колени. При этом тяните к колену локоть. Шагайте сначала быстро, а потом замедляйте движение.

Локоть к колену

Встаньте прямо. К колену тяните противоположное плечо, сначала быстро, потом медленно. Чем медленнее движение, тем лучше соображает голова.

Ленивые восьмерки

Согнуть руку в локте, выставить вперед, большой палец держать на уровне глаз. Двигать пальцем, чтобы нарисовать восьмёрку, начиная от центра поля зрения. Палец идет вверх, затем против часовой стрелки вниз и обратно в центр. Затем сделать также, но по часовой стрелке. Выполнить 3 раза.

После этого руки сцепить в замок, а большие пальцы поднять вверх. Нарисовать восьмерку двумя руками.

Дыхание животом

Наполнить мозг кислородом поможет дыхание животом. Положить руку на живот. Выдохнуть воздух короткими выдохами. Далее следует глубокий вдох. При повторе выдоха спинку прогните, чтобы воздух протёк в лёгкие.

Веселые обезьянки

Если ребенок плохо читает и пишет, выполняйте это упражнение. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за ухо с противоположной стороны. Теперь меняем руки, хлопнув в ладоши.

Ребенок, опираясь на руки и ноги, встает на пол. Затем ходит на четвереньках в разные стороны, как крабик.

Сова

Упражнение «сова» снимет напряжение в шее и плечевых мышцах. Надо схватить, затем плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову, взглянуть через плечо назад.

Проделать другой рукой. Глубоко вдохнув развернуть плечи. Опустить подбородок на грудь. Затем глубоко вдохнуть, расслабив мышцы.

Планер

Сесть, скрестив ноги в лодыжках. Сделать наклон вперед. Руки медленно опустить вниз — выдох. Выпрямиться, поднять руки — вдох. Можно наклоняться в разные стороны, имитируя полет планера.

Выполняйте движения с ребенком перед школой. Вы будете удивлены эффекту от простой зарядки.

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Советы родителям

Чтобы нейроупражнения приносили максимальную пользу и доставляли удовольствие и вам, и вашему ребёнку, соблюдайте наши рекомендации по проведению занятий:

  • Выполняйте упражнения ежедневно. Хорошее настроение ребёнка — обязательное условие: если малыш не в духе, перенесите занятие на другое время.
  • Обязательно демонстрируйте все упражнения и помогайте ребёнку правильно выполнять их.
  • Перед сном заниматься не стоит: нейрогимнастика бодрит. В остальном время и место не имеют большого значения. Упражнения на растяжку и расслабление можно выполнять в перерывах между занятиями в школе и дома, а некоторые упражнения можно делать даже на прогулке или в общественном транспорте.
  • Если какое-то упражнение даётся ребёнку легко — пришло время усложнить его и ускорить темп или добавить дополнительные движения.
  • Занимайтесь не дольше 7−10 минут в день в зависимости от возраста ребёнка. Всего в комплексе должно быть не больше 5−6 упражнений.
  • Время от времени меняйте упражнения, чтобы занятия не наскучили ребёнку.

Когда ребенку нужна нейропсихологическая коррекция?

Обычно родители замечают нарушения в развитии своего ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для проведения нейрокоррекции, так как это период интенсивного психомоторного развития. Если заметить трудности уже сейчас, то позже в школе у ребенка серьезных проблем не возникнет. Хотя сейчас и существуют коррекционные (адаптированные) программы в школах, отдельные курсы и даже специальные заведения.

На что следует обратить внимание в поведении и развитии ребенка? Прежде всего, это такие проявления:

несоответствие возрастным нормам (например, если ребенок 4 лет слишком возбудим, гиперактивен, сторонится сверстников — это нарушение развития); гипоактивность, истощаемость; рассеянность, неспособность концентрировать внимание; чрезмерная агрессивность; высокий уровень тревожности (а также страхи, фобии); серьезные проблемы с памятью; отсутствие реакции на просьбы взрослых; нарушения в мелкой моторике; ребенок плохо запоминает учебный материал (не понимает элементарного); необщителен, замкнут. Нейрокоррекцию для детей можно проводить вплоть до подросткового возраста

Она назначается и при таких серьезных заболеваниях, как синдром дефицита внимания, аутизм, ДЦП, алалия, дислексия, невротические и психосоматические расстройства. Желательно обнаружить проблему как можно раньше: для этого необходимо сообщать о любых подозрениях врачу-педиатру

Нейрокоррекцию для детей можно проводить вплоть до подросткового возраста. Она назначается и при таких серьезных заболеваниях, как синдром дефицита внимания, аутизм, ДЦП, алалия, дислексия, невротические и психосоматические расстройства. Желательно обнаружить проблему как можно раньше: для этого необходимо сообщать о любых подозрениях врачу-педиатру.

Занятия по нейрокоррекции проводит специалист-нейропсихолог. Разумеется, родителей детей, только начинающих заниматься, инструктирует тоже он. Для того чтобы правильно определить комплекс требуемых упражнений, нужна нейропсихологическая диагностика, которую провести самостоятельно невозможно

А вот принимать активное участие в занятиях с ребенком, выполнять домашнее задание (его тоже назначает врач) — это важно, так как вы можете оказать существенную помощь вашему ребенку

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Признаки плохого межполушарного взаимодействия

Развитие взаимосвязи между полушариями завершается к 14-15 годам. Совершенствование межполушарных взаимосвязей происходит поэтапно, зависит от генетической предрасположенности, воспитания, влияния среды. Самый важный с точки зрения нейропсихологии возраст — 3-8 лет. В этот период закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.

Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:

  • слабая способность к запоминанию;
  • необоснованная агрессия у ребенка;
  • проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
  • ребенку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;
  • в письме присутствует зеркальное отражение;
  • малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
  • не получается переписать текст, не удается писать под диктовку.

Первые тревожные звоночки можно заметить еще в младенческом возрасте. Родителей должны насторожить «тормозящая» фаза перед совершением любого действия, пропуск этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).

Нейрогимнастика – что это?

Нейропсихологи утверждают, что развитие межполушарных связей — ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности. Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой мозга».Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы.Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:

развивает речь и мышление;
улучшает кровообращение;
улучшает память и внимание;
помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
повышает скорость обработки информации;
развивает общую и мелкую моторику и т. д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий