Как объяснить ребёнку поход к психологу
Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша».
На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».
Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.
Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится.Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время.
Детские психологические травмы и их последствия
Современные психологи считают, что одно из самых разрушительных последствий детской психологической травмы — это заниженная самооценка. Взрослые, которые пережили серьёзную психическую травму в детстве, с большей вероятностью разовьют у себя мышление жертвы.
Принятие этой идеологии невероятно опасно. То, как взрослые люди воспринимают себя, влияет на их слова, выбор, карьеру, поведение, возможности и отношения. Люди, искренне считающие, что мир стремится подавить их, что мир крайне опасен, неизбежно будут привлекать ситуации и людей, которые поддерживают эти убеждения, независимо от того, насколько они неверны.
Мышление жертвы — не единственное последствие детской психологической травмы. Люди, с которыми плохо обращались в детстве, также могут стать пассивными и зависимыми. Обычно это проявляется в неспособности к самовыражению, самозащите и сдерживанию эмоций.
Такие индивидуумы всегда и во всём соглашаются с другими, боятся проявлять свои чувства, особенно негативные, не говорят о своих истинных желаниях даже себе. Данное поведение привлекает паразитических и токсичных личностей, которые с удовольствием эксплуатируют и используют человека с мышлением жертвы.
Особенно опасно такое мышление и поведение для женщин. Женщины, которые всё ещё борются с неразрешённой детской психологической и душевной травмой и перенимают вышеприведённые модели поведения, чаще привлекают партнёров или супругов, склонных к насилию.
Жестокие отношения, насилие в семье и токсичные отношения— это не то, с чем можно мириться и жить. Многие погибают в результате неспособности выходить из таких отношений
Соответственно очень важно понимать, как проработать детские травмы так чтобы они не привили к необратимому последствию.
Диагностическая оценка травмы
Для родителей
- Составьте генеалогическое древо, в котором укажите имена и возраст всех родственников: мать, отец, братья, сестры и пр.
- Выделите, кто на данный момент живет вместе с ребенком.
- Каких родственников ребенок навещает, и кто проживает в том месте?
- С обоими ли родителями общается ребенок? Если это не так, то в чем причина, и как долго родители не общаются между собой?
- Были ли в жизни ребенка в последнее время: серьезные заболевания, увечья, травмы, смерть кого-либо из родителей или близких; родители развелись; из дома ушел кто-то из родителей; кто-либо из родителей служит в армии или попал в тюрьму.
- Ранее были обращения в службу опеки? Если да, то почему?
- Были ли случаи применения мер со стороны правоохранительных органов? Если да, то по какому поводу?
- Присутствуют ли в личном деле кого-либо из родителей указания о физических или сексуальных злоупотреблениях, плохом обращении, опеке соцслужб в детстве?
- Существует ли опасность того, что дети в семье могут подвергаться эмоциональному, физическому или сексуальному насилию?
- Отмечались ли случаи физического или сексуального насилия над ребенком ранее?
- Существует ли алкогольная или наркотическая зависимость у кого-либо из родителей?
- Состоит ли кто-либо из родителей на учете в психоневрологическом диспансере?
- Есть ли в истории семьи случаи насилия? Если да, то подвергался ли ему ребенок?
- Вызывал ли кто-нибудь из семьи, знакомых или соседей у родителей чувство беспокойства? Если да, то по каким причинам?
Для ребенка
- Что-нибудь вызывает у ребенка чувство обеспокоенности или раздражительности?
- Опасается ли ребенок приходить домой, в школу, общаться с соседями? Если да, то почему?
- Часто ли ребенок выглядит грустным? Если да, то по какой причине?
- Деликатно расспросите ребенка, используя понятные для него слова, о том, имели ли место случаи прикосновений, повреждений его интимных мест со стороны кого-либо.
- Узнайте у подростка, был ли у них сексуальный контакт или сексуальные домогательства без их согласия.
- Если ребенок создает проблемы, что происходит? Бьют ли его за это, наказывают, толкают? Если да, то каким образом?
- Что происходит, когда ссорятся родители? Наблюдал ли ребенок за тем, чтобы кто-нибудь применял насилие к отцу или матери?
История Джона
Вот история одного такого пациента, рассказанная Питером Левином. Джон упал в детстве со своего велосипедика: не справился с управлением и врезался в дерево. На мгновение он потерял ориентировку в пространстве. Тут же подбежала мать, подхватила его, успокоила и снова посадила на велосипед, сказав: «Молодец, что не ревешь!» Никто из взрослых тогда не понял, как сильно Джон испугался.
Происшествие тут же забылось. Но вот однажды, спустя годы, Джонни ехал с женой и детьми в автомобиле. Увидев приближающуюся машину, он отклонился, чтобы не столкнуться с ней, и замер в ступоре. К счастью, другой водитель удачно сманеврировал, и катастрофы удалось избежать. Через несколько дней, утром, когда Джон ехал на работу, у него бешено заколотилось сердце, ладони сделались липкими. Ему очень хотелось остановить машину и убежать от нее подальше, но он брал себя в руки, успокаивал («Я же не сумасшедший!»), и постепенно его состояние пришло в норму. Однако смутное, навязчивое, неприятное чувство не оставляло его весь день. Возвратился он домой в тот вечер без происшествий, и чувство опасности ушло.
На другое утро Джон нарочно выехал из дома пораньше, пока на дороге было свободнее, а после работы вечером нарочно задержался, обсуждая дела с коллегами. Вернулся домой не в духе, поссорился с женой и наорал на детей. Лег рано, посреди ночи проснулся в поту – ему приснилось, что машина потеряла управление. Остаток ночи промучился…
Хотите устроиться на работу сразу после получения профессии? Skillbox гарантирует это! При покупке курса с трудоустройством, Skillbox поможет с поиском работы по новой специальности. Если у вас не получится найти работу, Skillbox вернёт деньги за курс. Акция действует до конца 2022 года! Сейчас самое время, пока идет новогодняя распродажа со скидками до 60%!
В данном случае, как и во всех остальных, спусковым крючком, приводящим в действие отложенную реакцию на травму, служит незаметное и, на первый взгляд, не очень значительное событие.
Получил ли ребенок травму?
Мы читаем у Питера Левина, что любое необычное для данного ребенка поведение вскоре после опасного эпизода может говорить о том, что ребенок травмирован. К таким проявлениям психической травмы могут быть отнесены гневные вспышки, неконтролируемые приступы ярости, гиперактивности, страхи, повторяющиеся ночные кошмары, метания во сне, ночное недержание мочи, невнимательность на уроках, забывчивость, избегание людей и, наоборот, навязчивость, всяческие боли неизвестного происхождения, застенчивость, агрессивность…
Виды и причины возникновения психотравмы у детей
В психологии детские травмы делятся на пять видов:
отвержение (предательство, игнор, изгнание);
разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);
утрата (потеря любимых близких людей);
плохое здоровье;
насилие.
Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка
Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).
Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).
Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.
Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).
Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.
Жизненные сценарии
Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.
Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.
Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.
Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Шаг навстречу
Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.
Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.
Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры
Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом
Комментарий психолога:
«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.
Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером
И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность»
Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!
Инесса Смык
По материалам журнала «Кутузовский проспект»
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство
Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах
Его самооценка занижена либо находится на нуле
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Как работают психологи со взрослыми, пережившими психологическую травму в детстве
Часто взрослые люди обращаются за помощью к психологу, жалуясь на разные неприятные симптомы. В процессе психотерапевтической работы оказывается, что причина недомоганий – травма, полученная в детские годы. В таких случаях специалист помогает проработать психологическую травму и предлагает пациенту способы решения проблемы для устранения негативных ощущений и возвращения к полноценной жизни. Вот некоторые из них:
«Метод пустого стула» – техника, при которой пациент представляет себе, что перед ним на пустом стуле сидит важный для него человек, с которым связано травмирующее событие. Пациенту предлагается высказать «пустому стулу» свои ощущения, проработав таким образом свою травму
После чего он сам садится на этот стул и от имени важного человека отвечает на свои вопросы. Таким образом возможно вновь пережить сложную ситуацию, но под наблюдением и с поддержкой психотерапевта.
«Схема-терапия» основана на теории, что человеку присущи убеждения (схемы), в которые он верит автоматически, не разобравшись, что к чему
При помощи диалога, игрового метода или ведения дневниковых записей пациент может изменить самовосприятие, преодолеть ненужные страхи и научиться не избегать ситуаций, которые кажутся сложными или непреодолимыми, а как бы «встречать опасность лицом к лицу» и легко справляться с ней.
«Десенсибилизация и обработка движением глаз» – это особая методика, которая применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве и помогает избавиться от привычной реакции пациента на эмоциональную травму. Во время сеанса психолог предлагает клиенту вообразить травмирующие события заново и сосредоточиться на внутренних ощущениях, а сам в это время водит рукой (или указкой) перед глазами клиента. Такие движения заставляют оба полушария головного мозга включиться в работу, что способствует тому, что человек не воспринимает случившееся так остро, как раньше.
Дорогие взрослые! В огромной степени от вас зависит счастье и успешное будущее ваших детей, помните об этом и почаще обнимайте своих малышей просто так, без всякого повода. Если ребенок грустит – отложите свои дела и не поленитесь спросить у него, в чем причина плохого настроения, чем вы можете ему помочь. С теплого разговора и искреннего участия и начинается как доверие, так и выздоровление.
История детсадовского ребенка
Вспоминаю такой случай. Мама пришла за дочерью в детский сад. Девочка начала молча одеваться, вынимая одежду из шкафчика. Усталая мать не придала значения молчанию ребенка, и только на улице ей это показалось странным. «Доченька, что же ты не отвечаешь мне?» – спросила мать и, внимательно посмотрев в лицо своего ребенка, попыталась разжать ей челюсти…Челюсти были плотно сжаты: рот полон винегрета.
Источник травмы – поведение воспитателя, продиктованное его стремлением во что бы то ни стало накормить детей (хороший аппетит – главное достоинство детсадосвского ребенка).
Чтобы определить, действительно ли необычное поведение – реакция на травматическую ситуацию, постарайтесь упомянуть о пугающем эпизоде и посмотрите, как ваш ребенок отреагирует на это упоминание. Травмированный ребенок не захочет слышать про это событие или, наоборот, при придет в возбуждение и, исполненный страха, будет не переставая говорить об этом. Возможно, он замолчит, и вы ни слова от него не добьетесь. Вспоминая о травмирующем эпизоде, мы открываем в прошлом источник негативных чувств. Если эти чувства не были вовремя отреагированы, потом у ребенка не будет и потребности в таком отреагировании, в том, чтобы истратить вредный избыток энергии.
Опасны ли детские психотравмы?
Травма любого вида оказывает негативное действие на процесс социализации детей. Ребенку сложно заводить друзей, общаться с новыми людьми, адаптироваться к незнакомым условиям. Психика психотравмированного малыша склонна к формированию навязчивых идей, страхов и социальных фобий.
У взрослых людей последствия психологической травмы в детском возрасте проявляются в высоком риске развития депрессии, в постоянном чувстве вины, в раздражительности и агрессии. Долгое пребывание в таком состоянии отрицательно сказывается на самочувствии и здоровье человека, он не может жить полноценной жизнью, испытывает трудности в личной жизни и в общении.
Психологи уверяют, что у многих взрослых людей, переживших травматическое событие, развивается обсессивно-компульсивное расстройство, которое характеризуется возникновением нелогичных навязчивых мыслей и выполнением странных защитных действий.
Что произошло с Олегом?
Как раз тогда, когда мальчик полюбил отца, стал строить себя по его образу и подобию – как подсознательно делают все мальчики (а девочки выбирают своим Идеалом маму) – он потерял отца. Ему не с кого стало брать пример, создавать себя как личность.
Кроме того, мать допустила одну очень распространенную ошибку. Дети неосознанно воспринимают себя как часть родителей. Ребенок биологически состоит из мамы и папы, и оба для него одинаково важны. Свою целостность, свой образ он воспринимает через них. Отказаться от одного родителя в пользу другого – все равно, что отказаться от части себя. Например, объявить правую половину тела хорошей и нужной, а левую – отвратительной, и пользоваться только правой. Абсурд, скажите вы, это невозможно. Вот и ребенку приходится как-то обходиться с невозможностью отторжения отцовской части себя и одновременно – с требованием матери это сделать. «Ты такой же, как отец!» – это почти что приговор в ее устах.
Вырасти в гармоничную личность в этом случае у ребенка вряд ли получится, хотя он будет стараться, очень стараться соответствовать ожиданием матери, чтобы сохранить связь и отношения хотя бы с ней. Но подсознание будет включать другие механизмы – копирование привычек, черт характера и даже судьбы того родителя, которого требуется отторгнуть, забыть. Так уже устроены механизмы защиты, призванные сохранять нашу целостность.
Огромный внутренний конфликт, не имеющий решения, может приводить к самым разным последствиям. В том числе, к «надлому» формирующейся личности. К попытке защититься от тех внутренних переживаний, от которых у ребенка нет спасения, потому что нет понимающего взрослого. Так возникает агрессия.
Кроме того, внутренний мир ребенка становится неустойчивым, зыбким. Ему не на что опереться внутри себя. Он не чувствует в себе уверенности, внутреннего стержня, который помогал бы в общении с разными людьми, в сложных ситуациях
Все это есть в истории Олега, в его чувствах, в его мыслях. Мужчине вместе с психологом пришлось проделать длинный путь по формированию идентичности, понимании себя, умении опираться на свои чувства, осознании истоков своей агрессии.
Отторжение матерью бывшего мужа привело к тому, что Олег начал отторгать в себе все мужское. Поэтому мужские качества: собранность, контроль над собой и мн.др. – у него вырабатываются трудно.
Приступы ненависти к миру и людям – это и возмущение, протест. В то же время это проявление мужской и человеческой слабости. Это гнев – на себя (почему я не такой, каким хочу и должен быть?!), но он переносится на других.
Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?
- Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
- Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.
Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.
- Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
- Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
Эпидемиология и факторы риска
Уровень распространенности посттравматического расстройства среди подростков и детей достаточно сложно. В ходе последних исследований стало известно, показатель распространенности ПТСР колеблется от 5,3% до 98%, и зависит от типа травмирующего события. Самые высокие цифры принадлежат подросткам и детям, ставшим жертвами политических преследований, пережившим войну или подвергшимся репрессиям. Более низкий – детям, перенесшим серьезные болезни или травмы.
Современное общество, к сожалению, подвергает детей риску быть психологически травмированным практически в любом месте – это может быть и школа, и общественное место, и своя собственная семья. Миллионы детей становятся жертвами насилия, жестокости, становятся свидетелями смерти, страшных трагических событий.
Посттравматическое стрессовое расстройство вследствии травматических событий развивается у детей более часто, чем у взрослых. И отсутствие данного психического расстройства в детстве еще не означает, что оно не проявится в будущем – риск возникновения психологических отклонений, а также серьезных последствий для здоровья многократно увеличивается. Между тем, замечено, что количество симптомов ПТСР напрямую зависит от того, как часто подросток подвергался травмирующим событиям. У тех детей, которые перенесли только одно событие, симптомов будет намного меньше, чем у подростков, подвергавшимся им неоднократно. Но вот у девочек ПТСР может наступить даже после одной единственной психологической травмы, и происходит это чаще, чем у парней.
История Саши
Когда Саше было 10 лет, её родители разошлись. Задолго до этого, примерно в течение года, они регулярно ссорились, не пытаясь скрыть это от единственной дочери. После официального развода отцу и матери Саши пришлось ещё некоторое время жить вместе, так как им не удавалось разъехаться. Затем мама с Сашей переехали в большой город.
Сейчас Саше 32 года. Она не замужем, у неё нет детей. Часто находится в беспричинно угнетённом состоянии, близком к депрессии. Мало общается с людьми, несмотря на то, что очень привязана к своим немногочисленным друзьям. Однако и друзей она месяцами избегает, не отвечая на звонки и письма. Очень мнительна: ей кажется, что она может помешать, побеспокоить. Часто плачет над книгой (она любит читать), даже и тогда, когда описываемые автором события нельзя назвать ни трагическими, ни печальными.
Между тем, по словам её мамы, Саша до 10 лет была весёлой, общительной, любознательной и жизнерадостной девочкой. Она резко изменилась именно в период ссоры и последующего развода родителей.
Возьми меня на ручки
К психологу обратилась мама ученика 9 класса Евгения. На мальчика постоянно жалуется классный руководитель и обвиняет его в проявлениях излишнего неприличного внимания к девочкам-одноклассницам. То схватит за грудь, то подкрадывается сзади и имитирует взрослые взаимоотношения. В процессе работы с подростком выяснилось, что до 8 класса мама мальчика спала с ним в одной кровати. В начале этого учебного года рядом с его кроватью поставили диван и отгородили шторкой (при том, что в квартире две комнаты). На диване теперь спят мама с папой, при этом они не стесняются проявлять свою любовь в присутствии подростка. «А что такого?» – спрашивает отец. «Он уже взрослый мужик. Что от него правду скрывать». Женя признается, что иногда просит маму взять его на ручки и покачать. Мама не отказывает в этой «невинной просьбе» своему ребенку.