Средние века
На Средневековье пришелся пик религиозного фанатизма. Женскую красоту объявили греховной, люди не должны были думать о земном. В итоге средневековый идеал — это девушка с бледным овальным лицом, большими глазами и миниатюрными губами. Также в моде был высокий лоб, символизирующий одухотворенность, и тонкая длинная шея. Женщины стремились визуально соответствовать этим идеалам, выбривая волосы на висках и затылке.
Большая грудь считалась признаком грубости, поэтому девочки с раннего возраста были вынуждены носить металлические пластины, мешающие развиваться округлостям. Но быть слишком стройной при этом было опасно, ведь все женщины легче 49,5 кг подозревались в колдовстве и запросто могли быть преданы инквизиции. Поэтому набор лишних килограммов не возбранялся, в любом случае все изгибы тела должны были быть надежно спрятанными под просторными одеяниями темного цвета.
Что такое ценности человека простыми словами
С точки зрения психологии, ценности – это понятие из мира философии и социологии, принятое для обозначения объектов, явлений и их свойств, абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы.
Какие могут быть ценности у человека? Это самые разные вещи:
- качества, придающие чувство защищенности;
- конечная цель жизни;
- стандарты поведения;
- отношения;
- культовые предметы;
- традиции;
- изобретения;
- возможность свободного выбора.
Ценности – это основополагающий компонент личности.
Они напрямую влияют на то, какие у человека приоритеты (материальные или духовные), определяют цель в жизни, возможности ее достижения.
Ценности выполняют несколько функций:
1. Регуляции поведения.
Чтобы жить в обществе, важно следовать нормам и правилам. Если человек чувствует, что с ним что-то не так, он впадает в тревогу, депрессию
Ценности человека в обществе существуют на уровне коллективного бессознательного. Он позволяют чувствовать себя частью группы.
2. Прогнозирования.
Ценности помогают выстроить план жизни и определиться со средствами достижения, расставить приоритеты.
3. Оценивания.
Благодаря ценностям человек может анализировать явления и ситуации, выбирать наиболее подходящую для себя линию поведения.
4. Защиты.
Люди бессознательно ищут подтверждение своей правоты, это, в частности, касается и ценностей. Такой механизм помогает уберечь психику от чрезмерных нагрузок и потрясений. Например, можно игнорировать или не замечать то, что противоречит установкам.
5. Адаптации.
Сначала у человека формируются общественные ценности, а затем индивидуальные. Живя среди других людей, он понимает, какие существуют социально приемлемые способы достижения целей.
6. Мотивации.
Благодаря системе приоритетов удается определить важные и второстепенные вещи, распределить энергию для достижения целей.
Ценностные ориентации предоставляют собой отражение в сознании приоритетов, которые человек признает для себя значимыми. К ним относят материальное благополучие, саморазвитие, популярность, физическая привлекательность, творчество.
Примеры
Список ценностей человека довольно большой, поэтому их для удобства распределили в группы.
Примеры:
- любовь;
- дружба;
- свобода;
- ответственность;
- успех;
- самореализация;
- счастье;
- семья;
- здоровье;
- материальное благополучие;
- уверенность в себе;
- признание.
Виктор Франкл, – представитель экзистенциального подхода – полагал, что поведение человека определяется желанием найти смысл в жизни и реализовать его. Роль смысла выполняют основные ценности человека. Он разделил их на 3 группы:
- Творчество (труд);
- Переживания (любовь);
- Отношения (принятие обстоятельств, которые невозможно изменить).
Самореализация, по Франклу, – это побочный продукт поиска смысла
Совесть выступает индикатором, что в данный момент для человека наиболее важно
Система ценностей включает несколько элементов:
- общечеловеческие;
- культурные;
- индивидуальные.
Первые два пункта формируются исходя из представлений, что хорошо или плохо в конкретной культуре или обществе, то последний зависит от воспитания и личностных особенностей.
Базовые ценности человека – это следствие влияния культуры и итог личностных ориентаций, которыми руководствуется человек в процессе жизни. В группу входит власть, независимость, потребность в одобрении, накоплении, порядке, компании, пище, покое, статусе.
Принципы морали
Принципы морали – это отправная точка, на основе которой строится вся этика, всё нравственное поведение человека (человечность, справедливость, доброта, толерантность и т. д.).
Существуют принципы морали в дополнение к определённым моральным нормам, таким как «не кради» или «будь милостив». Они особенны тем, что определяют более общие формулы, из которых могут быть получены все другие конкретные законы морали. Они представляют собой мировоззренческие установки, которые на основе морального опыта закрепляют нравственную роль человечества, так называемую добродетель. Высокие моральные принципы развиваются в результате семейного воспитания и в процессе обучения. Они вместе приводят к пониманию и восприятию таких черт характера, как гуманность, справедливость и рациональность.
Пути и средства воплощения любого из всех морально-нравственных принципов очень разные и зависят от персональных качеств личности, национальных и религиозных традиций, устоявшихся в социуме и конкретных жизненных ситуаций. Самыми обширными и широко используемыми являются 5 принципов: гуманизм, взаимоуважение, рационализм, отвага и честь.
️ Гуманизм – это один из главных принципов морали. Это положительных качеств, которые представляют собой сознательный, доброжелательный и самоотверженный подход к людям вокруг нас и ко всему живому в природе. Человек – это существо, наделённое духовностью и интеллектом, и в любой, даже самой сложной ситуации он обязан оставаться человеком в соответствии с высоким моральным уровнем своего развития. Гуманизм формируется из ежедневных бескорыстных поступков, поддержки близких, взаимопомощи и умения идти на компромисс в спорных ситуациях. Гуманизм – это акт доброй воли, который основывается на полном понимании, доверии и взаимоуважении.
️ Взаимоуважение – это почтительное и вежливое отношение к окружающему миру, как к волшебству или ценному дару. Такой закон предписывает с благодарностью относиться к людям и окружающему миру. Взаимоуважение ассоциируется с такими качествами почтительность, доброта, благодарность.
️ Рационализм – это действие, основанное на моральном опыте. Оно содержит такие принципы, как мудрость и логика. Рациональность, с одной стороны, – это действия рассудка, с рождения подаренное личности, а с другой стороны, – действия, соответствующие опыту и системе моральных ценностей.
️ Отвага и честь – это категории, которые означают способность личности побеждать трудные жизненные препятствия и страхи, не теряя чувства своего достоинства и почтения к другим. Они сильно связаны между собой и основываются на таком фундаменте, как ответственность, обязательность и настойчивость.
Принципы морали должны постоянно присутствовать в человеческом поведении для укрепления высокоморального духа.
Разобравшись с тем, какие бывают моральные принципы, можно перейти к изучению норм морали.
Зачем они нужны
Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения
Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации
Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.
Моральные принципы позволяют личности:
- комфортно существовать в окружении;
- гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.
↑ Понятие «мораль»
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Происхождение морали | |
Натуралистический подход | Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития |
Теологический подход | Мораль дарована человеку Богом |
Социологический подход | Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей |
Культурологический подход | Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей |
Мораль
Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.
Категории морали:
- добро
- зло;
- справедливость;
- долг;
- честь;
- совесть;
- достоинство.
В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:
«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой»
Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.
↑ Нормы морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу | Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Родовой строй |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
↑ Функции морали
Регулятивная
Воспитательная
Ценностно-ориентационная
Оценочная
Коммуникативная
Координационная
Мотивационная
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет.
Значение слова идеал
Примеры употребления слова идеал в литературе.
В большей части социальных сочинений важны не идеалы, которые почти всегда или недосягаемы в настоящем, или сводятся на какое-нибудь одностороннее решение, а то, что, достигая до них, становится вопросом. Я предлагаю несколько ответов на этот вопрос и затем пытаюсь показать, как оппозиция абсолютизму в России имела тенденцию обретать форму борьбы за какие-то идеалы, а не за классовые, интересы, и как царское правительство в ответ на соответствующие нападки разработало административные методы, явно предвосхитившие методы современного полицейского государства.
Талантливый слесарь, талантливый электросварщик, талантливый агротехник, талантливый животновод — вот идеал нашего воспитания, и я глубоко верю в этот идеал.
Конкретно же история дала слишком мало времени, чтобы идеал осуществился достаточно полно и четко и чтобы фактическое положение было адекватно осознано.
Достоевский пристально вглядывался в человеческую амбивалентность, в сосуществование в одной душе идеала и подлости, считая, что разобраться в блазоне и есть понять человека.
Так и Геннадий Бондарев на словах призывает всех антропософов к высоким целям и идеалам, на деле же поступает слишком часто вопреки им.
Терпеть больше нет сил — вся эта нахлынувшая с Запада муть, вещизм, стремящийся подменить высокие идеалы, аполитичность и равнодушие, к которым скатывается часть общества.
Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране — бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием соци-ализма122 пугачевским пониманием классовой борьбы123 которые порождаются, конечно, самым тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве.
Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране — бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием социализма119 и пугачевским пониманием классовой борьбы120, которые порождаются, конечно, самым тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве.
То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, — атавизм старейшего идеала.
Однако махаяна еще только зарождалась, и, проповедуя этот идеал, Ашока сам невольно отошел от первоначального буддизма.
Офицер теперь представлял себе более ясно, что красные идут за определенную идею, за осуществление идеалов социализма, и сейчас же, делая сопоставление, разбираясь в том, за что дерутся белые, Барановский не находил подходящего ответа.
Слушай, Алешка, насколько я знаю Белова, у него вообще нет мировоззрения, у него нет идеалов.
Поэтому тогда и не могло случиться, чтобы национальная идея в конце концов подменила подлинные идеалы культуры и еще больше стимулировала и усложнила состояние бескультурья представлениями и убеждениями, внушенными уродливо националистическим подходом к жизни.
В течение же 20 лет и Россия, увлекаемая западными идеалами, поспешила обратиться из Монархии сословной и провинциально весьма разобщенной в Монархию бессословную и более прежнего однородно-либеральную по строю, по быту и духу, качествам и порокам населения.
Эссе на тему «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» статья по теме
Эссе на тему:
«Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».
Работу выполнила: Быкова Е. В., учитель ПК
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время очень актуальна, так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием.
Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению православной культуры. Возможно, мы не сейчас или завтра увидим плоды изучения этого предмета, но я верю, что результат будет, только немного позже, когда сегодняшние дети станут взрослее.
Особая часть моей работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… А на нашей земле Белгородской много святых мест и достаточно примеров для подражания.
На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского : — умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; -гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности; — потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; — чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию; — любовь к труду — открытость сердца радостям и горестям других людей .
На мой взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности.
Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу.
Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку сравнять различия между пороком и добродетелью, между добром и злом . Задача педагогов заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Сочинение 2
В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.
Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность
Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.
Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя
Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя
Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.
Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.
Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.
Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.
15.3 9.3
`
Что такое нравственные ценности
Нравственные ценности – это значимые и важные, наделенные субъективным смыслом материальные и нематериальные объекты. Ежедневно мы сталкиваемся с ситуацией нравственного выбора, наши поступки основаны на внутренних ценностях и убеждениях.
Сами по себе ценности объективны. Они уже существуют в мире, люди только принимают или отвергают их. А вот личная система и иерархия ценностей всегда субъективна. Человек выбирает и ранжирует ценности согласно своим потребностям, знаниям, опыту, мотивации и восприятию. Ценности – это жизненные ориентиры, которые объединяют или разъединяют людей, определяют специфику и характер межличностных взаимоотношений.
Нравственные ценности помогают отличить добро от зла, определить, что хорошо, а что плохо. К общечеловеческим нравственным ценностям относится:
- мудрость,
- счастье,
- свобода,
- любовь,
- семья,
- милосердие,
- честность,
- искренность,
- исполнительность,
- верность,
- правдивость,
- доброжелательность,
- надежность,
- порядочность,
- ответственность,
- труд,
- истина,
- человек,
- знания,
- культура и т. д.
Ценится уважение прав и свобод человека, сам факт человеческой жизни. Можно назвать еще много общечеловеческих нравственных ценностей (самая большая классификация насчитывает 46 позиций). Но не для всех людей общечеловеческие ценности являются внутренними ценностями. Формирование системы ценностей зависит о среды, в которой растет и воспитывается человек.
В свою очередь ценности влияют на направленность деятельности и личности, поступки и действия, социальную активность и позицию, отношение к себе и миру, поведение, цели и выбор средств их достижения. Ценности нужны человеку для поддержания смысла жизни, понимания траектории жизненного пути. Если система ценностей рушится, то человек оказывается в трудной, кризисной ситуации, состоянии растерянности и неопределенности. Он не знает, чего хочет от жизни, сомневается при принятии решений.
Нормы морали в современном обществе
Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?
Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.
Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.
Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.
Виды моральных норм
Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.
Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:
• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;
• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;
• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;
• касающиеся хранения секретной и личной информации;
• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;
• миролюбивое разрешение межличностных споров;
• уважение национальных и религиозных традиций.
Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.
Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:
- Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
- Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
- Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
- Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
- Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
- Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
- Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
- Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Протянуть руку помощи нуждающемуся
Высокие моральные принципы
Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.
Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:
- «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
- «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
- «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.
Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний. Высокие моральные идеалы
Высокие моральные идеалы
Моральные принципы общения
Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:
- приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
- осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
- развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
- ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
- выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
- вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
- общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
- равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
- искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
- понятность и доступность для всех участников общения;
- последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).
Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.
Нравственные эталоны общения