Молодежь как социально-демографическая категория: понятие и признаки
Молодежь сегодня выступает объектом многих социологических исследований. Это связано с тем, что она является многочисленной частью социума со своими очевидными проблемами. В социологической литературе понятие «молодежь» рассматривается преимущественно с точки зрения возрастных характеристик. Этот подход многим кажется не совсем корректным, поскольку молодежь – это люди возрастом от 14 до 30 лет, и проблемы у них могут быть совершенно разные.
На протяжении истории человечества проблемы молодежи видоизменялись в соответствии со степенью развитости социума. Если выдвинуть предположение о том, что люди нуждаются в самореализации, особенно когда они молоды, то можно сделать вывод, что социально значимая характеристика молодежи – это перспективность и многовариантность с точки зрения возможностей и развития.
Замечание 1
Таким образом, молодежь – это социальная категория граждан, у которой имеются свои свойства, свои функции и проблемы. Ее представители еще не нашли свою нишу для реализации своих способностей, и поэтому им особо необходима поддержка.
Молодежное состояние определяется как ущемленное. Причем это особый вид ущемленности, который включает в себя следующие характеристики:
- До того, как молодые люди вышли в самостоятельную жизнь, их интересует развитие своих способностей и возможности в перспективе самореализоваться. Но условия для реализации крайне ограничены, и поэтому они в определенный период времени находятся «в запасе». С точки зрения традиций и обычаев такое положение оправдано, потому что необходимо делать акцент на развитии тех способностей, которые рано или поздно во взрослой жизни окажутся полезными;
- Как раньше, так и сейчас молодых людей приучают к тому, что в будущем все дороги для них окажутся открытыми. Но те рабочие места, которые могут подойти под индивидуальные характеристики молодых людей, оказываются по итогу заняты. Молодежь хорошо видит, что социальные блага распределяются не по способностям, а зависят именно от возраста. Этот аспект считается неотвратимым, но он выливается в конкретную проблему;
- Молодые люди отмечают противоречие в образе жизни, который организуется для них людьми старшего поколения. И противоречие это не в пользу молодых людей;
- Организация общественной системы, совокупность ее приоритетов и многие направления определены представителями старшего поколения. Они навязываются молодежи, но не учитывается мнение молодых, их ожидания и действительные потребности.
Каждый человек хочет быть значимым, замеченным, он стремится к тому, чтобы его признали, воспринимали его мнение и авторитет. Но молодые люди для многих были и остаются той категорией, которая все еще считается недостаточно опытной и осведомленной в действительном положении дел. Отсюда и противоречие между потребностями молодежи и отсутствием реальных возможностей для реализации этих потребностей в повседневной жизни.
Социальные проблемы современной молодежи
Переходя к социальным проблемам молодежи, следует отметить, что они формируются преимущественно под влиянием среды ближайшего окружения молодых людей. Ведущая роль в данном случае отводится воспитанию внутри семьи, отношению со стороны старшего поколения. В семье индивиду закладывают основы поведения, сознания, привлекают к социальным нормам и ценностям.
От того, насколько благополучна семья, и насколько благоприятна атмосфера внутри нее, будет зависеть оценка молодым человеком как самого себя, так и окружающей среды. Если формируется положительная самооценка, то это благоприятно скажется на развитии задатков. В дальнейшем индивиду будет проще социализироваться, появится четкое представление о том, на что он способен, какие ожидания предъявляет общество в отношении него. Но если у индивида самооценка слишком заниженная, то это станет своеобразным «тормозом». Как результат – в будущем молодой человек будет постоянно принижать собственную роль в обществе, что отразится на нравственном порядке.
После семьи, вторым по значимости социальным институтом, принимающим участие в формировании личности, является школа. Школа дает не только знания, но и формирует самостоятельность и адекватность самооценки. Ребенок усваивает нормы и правила общества, в котором находится. От того, каким будет этот период – гармоничным или нет – будет зависеть полнота необходимой для жизни информации, широта и глубина охвата проблем и выработка правильной на них реакции. Личность формируется благодаря культуре и науке. Нормы могут регулировать поведение человека, формировать некоторые значимые личностные качества. Когда специалисты упоминают о социальных проблемах молодежи, то они подразумевают социальную среду, которая характеризуется конкретными социально-экономическими и идеологическими условиями, присущими данной общественной формации.
Социальная среда очень разнообразна и может включать в себя:
- материальные условия проживания членов общества;
- социальное устройство и идеологию;
- государственное устройство;
- производственные отношения.
Каждый гражданин имеет свою государственную принадлежность. Сложившиеся отношения внутри государства влияют на развитие индивида, формирование его личностных характеристик и особенностей. Также это может определять его классовое положение. Молодежь нуждается в особой поддержке, поскольку неопределенность положения и проблемы могут повлиять на становление молодых людей, на их личностное развитие. Вовремя выявленные трудности можно устранить, благодаря чему появится больше перспектив для развития, самореализации. Но для этого требуется учитывать потребности молодежи как социальной группы и давать ей возможность ощущать поддержку извне.
1.4 Непатриотическое отношение к Родине
Немаловажной проблемой, разрушающей фундаментальную основу развития современной молодежи, является отсутствие патриотизма, духовно – нравственных ценностей, гражданственности и интереса к молодежной политике и делам государства, касающихся, прежде всего интересов самой молодежи. Подобное отношение к своей Родине построено на недоверии к власти, государству. Антиморальное поведение, увеличение таких общностей, как скинхеды или другие неформальные группы, разрушают первоочередное истинное отношение к своим истокам, а также искажение истории России, великих битв и побед
Антиморальное поведение, увеличение таких общностей, как скинхеды или другие неформальные группы, разрушают первоочередное истинное отношение к своим истокам, а также искажение истории России, великих битв и побед
Подобное отношение к своей Родине построено на недоверии к власти, государству. Антиморальное поведение, увеличение таких общностей, как скинхеды или другие неформальные группы, разрушают первоочередное истинное отношение к своим истокам, а также искажение истории России, великих битв и побед.
Много раз история нашей страны переписывалась, обрастая новыми событиями, а то и легендами, иногда не столь украшающих нашу Родину, сколь порочащих ее. (Тому свидетельство множество примеров из истории Великой Отечественной Войны, в которой для многих стран наша страна в те годы была освободительницей, а в наше время наши герои признаны оккупантами и захватчиками).
Плохо сложившаяся обстановка на рынке труда, в сфере образования так же разрушительно влияет на сознание современной молодежи. Зазывающие легкой жизнью западноевропейские страны высокими и стабильными заработками нередко перетягивают «умы» России на свою сторону, в то время как наше государство вполне могло бы само обеспечить свои дарования.
Во многих сферах (особенно в области науки) нашим специалистам элементарно не хватает специального оборудования или финансовых средств для воплощения своих многочисленных идей в жизнь.
Подражание западноевропейским странам и равнение их стандартам приводит к недооцениванию российских достижений, в таких областях, как кинематограф, или российская продукция на мировом рынке.
Все это ведет к разрушению веры среди молодого поколения в себя и в свое государство, к неподобающему отношению к истокам своей Родины.
Актуальные новости
- Открытие Года семьи в России
Завершился III Конгресс молодых ученых
На выставке-форуме «Россия» открылись павильоны «Дом молодёжи» и «Первые в России — стране возможностей»
Международная выставка-форум «Россия» открылась в Москве
- Российское общество «Знание» запустило круглосуточную трансляцию Знание.ТВ
В Ульяновске завершился специальный открытый трек Премии «Студент года. Педагоги»
В Мордовии наградили лауреатов второй народной премии «Время героев»
Завершился Международный фестиваль университетского спорта
- 16 005 000 рублей на поддержку молодежных проектов
В Крыму открыли Академию творческих индустрий «Меганом»
В Перми стартовал XXXI всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна»
300 дней до начала «Игр Будущего»
В СПбГУ состоялась презентация молодежного сообщества ВЫЗОВ
В Екатеринбурге открылся всероссийский фестиваль профориентации «Билет в будущее»
В России запустился проект «Менделеевская карта»
Президент России дал старт Году педагога и наставника
- Марафон «Наука в лицах» 2023
Владимир Путин вручил премии молодым ученым
Встреча Президента с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций
В России учреждено детско-юношеское объединение «Сила – в знании!»
- В России появится новое молодежное движение «Вызов»
Студенты встретились с Президентом России
Всероссийский просветительский марафон 2023
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника
- Россия: XXI век. Потенциал молодых
18-23 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022
12-17 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022
Запущен сервис «Навигатор возможностей» для молодежи
- «Маяковский. Прогулка» — премьера в «Сфере»
Царство падальщиков
Новогодний ол инклюзив
«Чеховские чтения» в театре «Сфера»
- Встреча Президента с молодыми учеными в Королёве
Театр иллюзии представит премьеру спектакля «Таланты и поклонники»
Молодежь как социальная группа
Школьный учебник обществознания дает следующее понятие термина «молодежь» — это группа общества, которая имеет возрастные границы от 15 до 24 лет.
Отличительные особенности молодежи – присущие только им психологические и социологические качества.
Главные признаки молодежи как социальной группы:
динамичность, имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп;
быстрая смена социального статуса и ролей (сначала студент, затем работник, муж или жена, отец или мать);
душевная противоречивость и неустойчивое психическое состояние;
стараются быть «не как все», объединяются в субкультурные группы по интересам.
Достаточно типичным поведением для молодежной группы общества является то, что они подразделяют себя в определенные категории неформальных групп и движений. Каждая группа отличается от другой интересами, атрибутикой, ценностями.
Все виды субкультуры похожи тем, что создаются неожиданно — начинается от простого общения и обсуждения увлечений и взглядов на окружающие события. Они не подчиняются никаким организациям и правоохранительным структурам. Помогают молодежи самоутвердиться и защититься от принятого в обществе «правильного» мнения.
Какие проблемы встречаются и волнуют молодёжь и подростков?
Проблемы современных подростков и проблемы современной молодёжи пересекаются. Разберём основные из них, которые волнуют нас, как специалистов в борьбе с зависимостями.
Проблемы
- Психологические проблемы подростков и молодёжи
- Социальные проблемы молодёжи и подростков
- Проблемы нравственного воспитания
- Проблемы образования и культуры молодёжи
- Политические и экономические проблемы молодёжи
На становление личности влияют не только родители и семья, но и педагоги, коллектив, СМИ, культурная и досуговая жизнь, интернет-пространство и зависимости. К сожалению, зависимостей сейчас много, и всё чаще стали обращаться за помощью родители или сами молодые люди, зависящие от наркотиков или алкоголя. Да и курящих не так мало. С веком электронных сигарет вред не особо снизился. Давайте подробней.
Роль молодежи в современном обществе
Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.
Поэтому воспитание и образование, закладка правильных ценностей очень важны. Синонимом слова «молодежь» в широком плане является определение будущего всего человечества.
Главные роли молодежи в современном мире:
Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.
Самая перспективная группа в профессиональной деятельности и социальной сфере. Быстрее всех «схватывает» новую информацию, адаптируется к изменениям в обществе и мире.
Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.
Заключение
молодежь деградация социальный
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Социальные проблемы молодежи до сих пор актуальны, но нынешнее развитие современного общества требует кардинального пересмотра всей политики государства и воспитания молодежи в отношении данных и других социальных проблем, а также перевоспитание взрослого населения как авторитета для молодежи
Социальные проблемы молодежи до сих пор актуальны, но нынешнее развитие современного общества требует кардинального пересмотра всей политики государства и воспитания молодежи в отношении данных и других социальных проблем, а также перевоспитание взрослого населения как авторитета для молодежи.
Для благополучного развития нашей молодежи и построения крепкого и прочного фундамента, прежде всего обществу, государству и семье нужно научиться взаимодействовать, находить и развивать общие цели и задачи.
Государство должно материально, духовно и нравственно поддерживать различные социальные институты, организации и объединения, направленные на получение образования молодежи, развития досуговых центров и культурных традиций, поддержание молодежной политики, а также полное обеспечение местами на рынке труда, достойного заработка, заниматься улучшением в сфере медицины и спорта. В нашей стране должны вводиться новые законы для трудоустройства молодых граждан по имеющимся у них профессиям, без определения стажа. Должна вестись агитационная работа по патриотическому отношению к своей Родине, возрождение к русской культуре и ее традициям. Необходимо внедрять программы по половому воспитанию молодежи.
Общество должно поддерживать любые порывы и цели молодежного направления, ведущего к улучшению качества жизни, способствовать развитию творческих способностей, поддерживать морально и помогать развиваться в любых сферах деятельности, взаимодействовать с государством и семейным институтом.
И наконец, прежде всего в семье формируется личность человека, индивид, приносящий свой опыт взросления и воспитания в семье в слои общества. Именно те качества, которые были привиты человеку в детстве, он впоследствии переносит в свою группу. А это означает, что именно семья должна передать своим будущим потомкам значение великого будущего, привить любовь и уважение к семейным традициям, научить ценить и уважать окружающих людей, относится к себе с чувством гордости и с чувством выполненного долга перед своей Родиной.
Именно тогда под ногами современного молодежного общества выстроится надежный и прочный фундамент нашего светлого будущего.