Учимся сравнивать больше, меньше и поровну
Дошкольники в возрасте 5 – 6 лет должны уметь сравнивать больше, меньше, поровну. Уметь добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Возьмем два яблока и отдельно одно яблоко. Посмотрите внимательно на две картинки, где больше яблок? Где лежит два яблока там больше, а где лежит одно яблоко там меньше.
На этой картинке нарисовано яблок поровну слева два яблока и справа нарисовано два яблока.
Добавим к меньшему количеству яблок одно яблоко.
Меньшее количество яблок находится слева — это одно яблоко. Большее количество яблок находится справа — это четыре яблока.
Добавим к меньшему количеству яблок из большего количества яблок одно яблоко. Получаем слева два яблока. Большее количество яблок стало на одно яблоко меньше, получаем три яблока справа.
Упражнение первое «Посмотри и правильно ответь на вопросы»
Рассмотрите внимательно следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Сколько кубиков нарисовано на первой картинке?
Сколько кубиков нарисовано на второй картинке?
На какой картинке нарисовано кубиков больше справа или слева?
Упражнение второе «Подумай и ответь правильно»
Рассмотрите внимательно следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Сколько зайчиков на первой картинке?
Сколько зайчиков на второй картинке?
На какой картинке зайчиков больше?
На этих двух картинках зайчиков поровну?
Основные принципы
Занимательные уроки для ребенка не должны быть продолжительными — оптимальная длительность составляет 15 минут. В силу возраста дошкольники тяжело выдерживают однообразную деятельность. Предварительно нужно познакомить малыша с наглядным материалом:
- картинками,
- счетными предметами,
- игрушками.
При обучении нельзя перескакивать с темы на тему, так как это только запутает малыша. На усвоение одной информации уходит разное количество времени. Поэтому нужно проводить столько занятий, сколько потребуется для понимания ребенком темы.
Уроки проводятся строго в игровой форме, так как этот вид деятельности — ведущий в дошкольном возрасте. Малышам нравится эмоциональная подача, поэтому потребуется большое количество стишков, считалок и песенок.
Математические игры
Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:
«Сосчитай хлопки»
Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.
«Фокус-покус»
Взяв несколько небольших предметов (конфет, пуговиц) взрослый зажимает их в кулаках и прячет за спиной. Далее ребенку задается несложная математическая задачка. К примеру: «У меня всего семь пуговиц. В правой руке я держу четыре, сколько зажато в левом кулачке?». Если дошкольник ответил правильно, можно предложить ему поменяться ролями. Пускай он сам придумает задачу и просчитает в уме ее решение. Если же ребенок дал неверный ответ, стоит вновь спрятать за спиной предметы, но уже в другом количестве.
«Найди лишнее»
Взрослый вырезает из журналов несколько десятков картинок различных категорий: транспорт, продукты питания, растения, мебель и т.д. Далее следует разложить на столе изображения одной тематики, добавив к ним несколько лишних объектов. Ребенку дается задание пересчитать все картинки, отыскать «посторонние» предметы и назвать их количество. В завершение осуществляется подсчет оставшихся изображений одной категории.
«Назови число»
Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.
Рисование по точкам
Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.
Игры-ходилки
Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая. Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат. В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.
«Магазин»
Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки. Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги. Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.
Ева мама семиклассницы Вари: «Учила дочку считать в уме еще до школы. Начинали с простейших цифр, затем ввели двухзначные и трехзначные числа. Сейчас Варе 12, она считает быстрее нас с папой. А секрет очень прост: главное, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения. Мы очень рано познакомили дочку с деньгами. Забирая ее из садика, я давала Варе сначала по 5 рублей на конфетку или жвачку. Она сама рассчитывала, хватит ли ей денег, сколько должно остаться и т.д. Постепенно сумма увеличилась до 20 рублей. Дочка умудрялась раскладывать ее на несколько покупок, совершая в уме нужные вычисления. Сейчас математика – ее любимый школьный предмет, она стабильно принимает участие во всех олимпиадах».
Как организовать регулярные занятия с детьми
Конечно сразу я распечатала кучу заданий и стала рассказывать ребенку что и как. Но через несколько дней энтузиазм мой поутих: то забыла распечатать, то мне лень заниматься, то мы куда-то уехали и не успели.
Чтобы заниматься регулярно, я купила 2-е папки с зажимом внутри и приклеила на двусторнний скотч небольшой кармашек из файла.
В одну вкладываю задания из этого сборника. Их мы должны выполнить обязательно. Чтобы проконтролировать выполнение, я сделала вот такую табличку и вкладываю ее в папку.
Направление/день | пн | вт | ср | чт | пт |
Математика | — | — | — | ||
Чтение | — | — | — | ||
Письмо | — | — | |||
Окружающий мир | — | — |
По мере выполнения задания ставлю плюсик. Можно вклеивать звездочки или кружочки. К концу недели видно, чем мы занимались.
Во 2-ю папку складываю другие развивашки из книг, журналов, скачанные из интернета или сделанные мной. В кармашек складываю пазлы, наклейки, детали для аппликаций и т.д.
Все задания распечатываю на выходных и сразу вырезаю все, что потребуется для работы в течение недели.
Интересные задания
Математика для детей 5-6 лет должна быть увлекательной. Именно поэтому задания проводятся в игровой форме. Все чаще применяются подвижные, игровые и показательные методы обучения дошколят. Урок можно провести с использованием дидактических игр, различных карточек и специальных раскрасок. Занимательное занятие – половина успеха!
Развивающие карточки
Развивающие карточки могут идти в специальных наборах, а могут быть распечатаны на обычном листе. Распечатать можно как свои карточки, так и готовые варианты, можно смотреть на телевизоре онлайн. В таком возрасте задания на карточках помогают более обстоятельно изучить ранее пройденные темы, такие как геометрические формы, пространственные величины.
Задача таких карточек – развить внимательность, мышление, память. Во время работы по ним дошкольник тренирует логику и умение обобщать, различать и группировать предметы.
Сами карточки могут иметь разнообразные вариации. Например, иметь разные цвета и формы. Воспитатель легко может предложить детям отсортировать их по форме. Например, сложить квадраты в одну кучу.
Примеры:
- Воспитатель объясняет, как выглядит фигура, озвучивает ее отличительные особенности и обрисовывает визуально. Детям предлагается выбрать названые фигуры из стопки карточек и отложить их.
- Воспитатель быстро показывает малышам карточки, а малыши должны назвать вслух, какую фигуру им загадали.
- Ведущий показывает карточку с нужной формой. Задача малышей, оглянувшись, найти в помещении предметы, имеющие аналогичную форму. Например, занавеска на окне имеет форму прямоугольника.
- Ведущий показывает одинаковые фигуры на карточках и просит детей найти лишние. Ребята должны быстро справиться с задачей.
К сведению! Карточки могут быть в виде геометрических фигур, разных цветов и оттенков, с цифрами и любыми другими знаками.
По необходимости карточки могут применяться как индивидуально, так и для всей группы. Если карточки применяются коллективно, появляется соревновательный момент, который стимулирует детей к здоровому соперничеству. Несомненно, карточки обеспечивают должный уровень преподавания и помогают качественно обучать малыша.
Логические задачки и дидактические игры
Математика для малышей 5-6 лет включает в себя логические задачки и дидактические игры. В процессе обучения по ним у ребят развивается логическое мышление, это помогает развивать структуризацию информации.
Математические занятия с мячом
Задачи могут помочь развить соревновательный дух. В целом, они помогают провести веселый, нескучный урок и заинтересовать ребят. В процессе ребята научатся решать несложные задачки, смогут узнать понятия чисел и величин.
Примеры по математике для детей 5-6 лет:
- Воспитатель использует карточки, выстраивая числовой ряд, но одну из цифр пропускает, дети должны найти, какую именно. Например, «два».
- Ведущий называет число и просит детей назвать на число больше. Так, если ведущий называет число «пять», дети должны назвать «шесть». Механизм можно использовать в обе стороны.
- Воспитатель кидает ребенку мяч и задает вопрос. Дошкольник должен правильно ответить и кинуть мяч обратно преподавателю.
Обратите внимание! Вариаций игр с мячом довольно много. Мяч вносит разнообразие в задачу
Главное – задавать задания на математическую тему в пределах знаний детей. Можно изменить условие, и ребята будут передавать мяч друг другу.
В качестве задачек можно использовать любые вопросы. Они не должны быть очень сложными.
Примерный образец с вопросами:
- Сколько лапок у двух котят?
- Какую форму имеет ступенька?
- Сколько соседей у цифры 5?
- Сколько ушек у собаки?
- Сколько предметов одежды надето на ребенка?
Для задачек можно использовать любые предметы, которыми располагает детский сад. Это могут быть игрушки, столы, стулья и другие предметы.
Математические раскраски
Какой ребенок не любит раскрашивать? О положительном влиянии навыка на мелкую моторику знают все. Но, помимо этого, математические раскраски несут в себе и другую пользу. В такой раскраске задания чередуются с раскрашиванием по числам. Чередование активностей положительно сказывается на ребенке, мозг откладывает больше полученной информации.
Математические занятия с раскрасками
Есть также раскраски, в которых просто раскрашиваются цвета по числам. В итоге малыш получает красивую цветную картинку.
Также есть вид раскрасок, где нужно раскрашивать указанное количество геометрических фигур. Это позволяет научить малыша счету.
Раскраска представляет собой мини-задачки. Дав правильный ответ, ребенок сможет красиво раскрасить картинку. В раскраске фигурируют любые персонажи, интересные для ребенка.
https://youtube.com/watch?v=rBZb_wgndBM
Методический материал
Современная система образования дает преподавателям большое количество возможностей. Основные цели занятий – грамотно обучить малыша, привить основы ФЭМП, развить логическое мышление и умение считать. Параллельно ребенок получит много дополнительных навыков.
Преподаватель должен работать по методикам, рекомендуемым ФГОС (федеральные стандарты образования). Обучение дошколят проводится на протяжении всего года, но летний период является исключением. Летом можно использовать обычные дидактические игры на закрепление ранее изученных тем.
Важно! Следует соблюдать длительность проведения уроков. Желательно проводить занятие утром, в первой половине дня
В это время ребята находятся на пике умственной активности и еще не устали
Желательно проводить занятие утром, в первой половине дня. В это время ребята находятся на пике умственной активности и еще не устали.
В качестве основных методов можно применять демонстрационный, метод дидактических игр, устный и метод моделирования. Эти методы основные, но допустимо применять и другие закрепленные педагогические приемы.
Для математики очень важно наличие предметов и наглядных пособий. Несмотря на то, что основная работа нацелена на коллективный результат, при необходимости воспитатель может применять индивидуальные виды занятий
Преподаватели в дополнение к основным приемам обучения используют различные методические пособия.
Наиболее часто используются 2 специально разработанных пособия:
- «Раз – ступенька, два – ступенька» автора Петерсон;
- «Математика для детей 5-6 лет» автора Колесниковой.
Оба издания поддерживаются образовательной программой и министерством образования. Второй вариант используется в дополнении к тетради дошкольника из серии «Математические ступеньки».
Плюс заданий в том, что они разработаны конкретно на детей 5-6-летнего возраста. Их применение возможно как в условиях сада, так и в домашней обстановке. При желании любой родитель может использовать их совместно с ребенком и помочь развитию малыша.
Обратите внимание! Математика – королева точных наук, но обучать элементарным математическим действиям можно и маленьких крох. Чем раньше малыш получит простейшие знания об этом предмете, тем быстрее познает окружающий мир
Главное – выбрать момент, когда у малыша будет отличное настроение, и выдавать информацию дозированными порциями
Чем раньше малыш получит простейшие знания об этом предмете, тем быстрее познает окружающий мир. Главное – выбрать момент, когда у малыша будет отличное настроение, и выдавать информацию дозированными порциями.
Задания для детей 5-6 лет на развитие творчества и мелкой моторики
В дошкольном возрасте у ребенка должна быть слаженная координация рук. Для развития творческих способностей поддерживайте детские фантазии, воображение и изобретательность.
Ребенок должен уметь:
- Аккуратно вырезать и обводить по контуру рисунки.
- Лепить из пластилина фигуры с мелкими деталями.
- Уметь пользоваться иголкой с ниткой.
- Собирать конструкторы из мелких деталей.
- Нарисовать рисунок на заданную тему.
- Делать поделки из подручных материалов.
Задания на развитие творчества и мелкой моторики детям 5-6 лет:
- Лепим.
Собирайте различные фигуры по схемам. Пробуйте вылепить буквы или цифры. Лепите персонажей из сказки. Конструируйте геометрические фигуры при помощи пластилина и зубочисток.
- Рисуем.
Предложите ребенку смешать краски и получить новые цвета. Раскрашивайте картинки. Изображайте наряды для бумажных кукол. Рисуйте пейзажи по временам года.
Рисуем
- Делаем аппликации.
Выполняйте аппликации конкретного предмета, одного изображения. К примеру, дерево, цветок, домик. Постепенно усложняйте работу, добавляя сюжет. К примеру, дерево возле речки, цветок в вазе, домик в лесу. Используйте в работе природные материалы – шишки, желуди, цветы.
- Собираем пазлы.
Разрежьте любую картинку на крупные детали. Если ребенок легко с ней справляется, то уменьшите размер пазлов. Постепенно усложняйте задачу.
- Дорисовываем картинки.
Нарисуйте на листике в клеточку половину симметричного рисунка. К примеру, левую часть бабочки, левую сторону человека, левую часть фигуры. Задача ребенка по образцу дорисовать правую часть.
Учимся с ребенком
- Рисунок из крупы.
Нарисуйте карандашом контуры изображения. Предложите ребенку заполнить рисунок при помощи приклеивания различных видов круп.
Развитие внимания и памяти: задания для детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет дети уже способны концентрироваться на одном процессе. При запоминании информации ребенок уже подключает логику и ассоциации. Тренируйте память с помощью заучивания стишков и песен и других развивающих заданий для детей 5-6 лет.
При помощи различных занятий дошкольник должен уметь:
- Находить одинаковые предметы
- Замечать отличия картинок
- Повторять услышанную цепочку слов
- Запоминать и воспроизводить прошедшие события
- Самостоятельно работать над заданием
Задания на развитие внимания с ребенком 5-6 лет:
- Найди отличия.
Нарисуйте или распечатайте две карточки с одинаковыми картинками, но с некоторыми отличиями. Покажите ребенку первую карточку – дайте ему несколько минут, чтобы запомнить ее. Потом уберите ее и покажите рисунок с недостающими деталями. Ребенок должен назвать недостающие элементы.
Находим различие
- Ассоциации.
Взрослый читает вслух различные слова. Ребенок должен подобрать и назвать к каждому слову несколько ассоциаций. Помогайте направить его мысли в правильное русло.
- Развитие мышления.
Назовите ребенку два произвольных слова. Попросите задействовать их в небольшом рассказе. Историю можно подкрепить рисунком.
- Запоминаем на слух.
Прочитайте ребенку цепочку парных слов.
К примеру, солнце – тепло, тарелка – гречка, душ — мыло. На следующем этапе называйте только первые слова, а ребенок пусть вспоминает к ним пару.
- Рисунок по памяти.
Покажите ребенку несложный рисунок или узор. Предложите ребенку воспроизвести его по памяти.
Рисуем по памяти
- Считаем фигуры.
Нарисуйте на весь лист квадрат, расчертите его на маленькие квадратики. В каждом из них изобразите различные геометрические фигуры, которые должны повторяться и неоднократно встречаться. Ребенку нужно посчитать какое количество каждой из фигур встречается на этом поле.
Математическая копилка. Задания для старших дошкольников
№1. Миша летом был в настоящем заповеднике. Там живёт много животных. Найди и посчитай всех медвежат на рисунке. Запиши ответ в клеточке.
Ответ: 5
№2. Посчитай все предметы на рисунках и запиши ответы в клеточках под ними.
Назови и допиши числа до 10. Одна клеточка должна остаться пустой.
Соедини стрелочками цифру с рисунком, на котором изображено соответствующее количество предметов.
Ответы: 5, 8, 3.
Пустая клеточка между цифрами 9 и 10.
№3. Обозначь рисунки, где количество предметов увеличивается, — красным квадратиком, а где уменьшается — синим. Посчитай, сколько предметов станет. Напиши ответы в квадратиках под рисунками.
Ответ: Красный (7), синий (2), красный (10), синий (1).
№4. Игра «Сколько чего?».
Соедини стрелочками рисунки и соответствующие числа.
Ответы:
1: божья коровка, тучка, ветка, ёжик, грибок.
3: белочки.
4: яблочки у ёжика.
5: игрушечные утята.
8: капельки под тучкой.
9: жаворонки.
10: точки на спинке у божьей коровки.
№5. Маша любит рисовать и придумывать разные интересные задания. Попробуй и ты! Рассмотри рисунки. Дорисуй столько предметов, сколько не хватает до 10.
Рассмотри рисунки. Запиши нужные цифры.
Ответ: 3, 2, 4, 2, 5.
№6. Вычисли, двигаясь по стрелочкам. Впиши ответы в серединки цветов.
№7. Рассмотри, какие необычные ёлочки растут в лесу. На их ветвях спрятались примеры. Реши их — впиши нужные числа.
Ответ: 8, 10; 6, 7; 4, 2; 2, 5.
№8. Реши примеры и правильно раскрась пёсика
Обрати внимание! У каждого ответа свой цвет
№9. Посмотри на зверушек. У некоторых из них на теле пятнышки. Посчитай их и запиши ответы в клеточках. Обведи того, у кого больше всего пятнышек. Подумай, какие пятнышки можно смыть, а какие — нет.
Ответ: 3, 4, 2, 1. Можно смыть пятнышки со свинки и белочки
№10. Посмотри на рисунки. Зачеркни лишние. Цифры справа указывают, сколько предметов должно остаться в каждом ряду.
№11. Посмотри, какой интересный рисунок получился у Миши. Рассмотри его внимательно. Соедини стрелочками предметы на рисунке с геометрическими фигурами внизу. Они должны быть похожи по форме.
№12. А теперь потренируй свою внимательность. Рассмотри фигуры. Обведи большие красные пятиугольники и подчеркни маленькие синие треугольники. Скажи, каких фигур больше всего, а каких — меньше всего.
Ответ: Больше всего маленьких красных треугольников (6), а меньше всего — больших красных пятиугольников (2).
№13. Рассмотри геометрические фигуры. Какая фигура лишняя? Почему? Подчеркни её.
Ответ: Лишний круг, потому что у него нет углов.
№14. С помощью линейки соедини точки между собой. Что у тебя получилось? Раскрась.
№15. Посмотри на таблицу, начерти геометрические фигуры по образцу.
№16. Посмотри на рисунки. Соедини одинаковые изображения между собой от самого маленького к самому большому.
№17. Дорисуй в каждом ряду предметы по образцу от самого большого к самому маленькому.
№18. Посмотри на рисунки. Обведи только те предметы, которые одновременно и высокие, и широкие.
Ответ: Одновременно и высокими, и широкими являются дуб вверху слева, слон и дом внизу справа.
№18. Посмотри на рисунки. Подбери каждому длинному предмету короткую пару. Соедини их.
Логические задачи по математике для дошкольников и младших школьников с ответами
Задача двадцать первая
В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (Ответ: 4 кошки)
Логические задачи для дошкольников по математике
Задача двадцать третья
Растет в поле елка. На елке 5 веток, на каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок на дереве? (Ответ: на елке яблоки не растут.)
Задача двадцать пятая
Во дворе гуляют куры и собаки, на всех 10 ног. Сколько во дворе кур и собак? (Ответ: 1 собака и 3 курицы или 2 собаки и одна курица.)
Интерес к математике можно развивать при помощи интересных игр, упражнений, задач. Желаем Вам удачи.
Смотрите далее:
- Примеры по математике для детей 6-7 лет
- Уроки математики ребенку 6-7 лет
- Обучение детей математике 6-7 лет
- Самообразование игра
- Дидактический материал по математике
Развивающие математические игры для детей: Игры на развитие математического счета
Задания по математике
Минимальный набор знаний к первому классу:
- счёт от нуля до десяти в прямом и обратном порядке;
- сложение и вычитание в пределах десяти;
- основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб;
- копирование образца, например продолжение узора;
- понимание количества: «один — много»;
- базовые пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, между, за, перед.
Прогуляемся не зря
Что тренирует: знание чисел, форм, цветов, умение считать.
Ребёнок по пути домой или в садик может считать автомобили, дома или предметы какой-то формы, а ещё называть цвета или все предметы одного цвета.
<<Форма демодоступа>>
Раскраски
Что тренируют: знание цветов, умение складывать и вычитать.
Ребёнку нужно складывать или вычитать, то есть решать примеры. Значение соответствует цвету, которым нужно раскрасить часть картинки.
Найди фигуру
Что тренирует: знание фигур.
Ребёнку нужно найти и назвать все геометрические фигуры на картинке, а затем раскрасить их.
Один и много
Что тренирует: понимание, чем различаются понятия «один» и «много».
Ребёнку нужно рисовать или распределять предметы, например яблоки на деревьях. На одном дереве должно быть одно яблоко, на другом — много.
Посчитай
Что тренирует: знания чисел и умение считать.
Ребёнку нужно посчитать, сколько предметов входит в одну категорию, и записать число.
Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.
<<Перелинковка2>>