Массаж лица, как средство для развития речи
Лицевой массаж – это один из методов активного механического воздействия, делает лучше состояние мышц, а также благотворно сказывается на нервах, кровеносных сосудах, тканях периферического аппарата речи. Массаж способствует повышению эластичности волокон мышц, объему, силе, сократительной функции и работоспособности мышц.
При нарушениях тонуса артикуляционного аппарата активно применяют логопедический массаж. Массаж выравнивает тонус, это способствует усовершенствованию произношения звуков, слов.
Существуют противопоказания для осуществления массажа, это различные инфекционные заболевания, болезни кожи, наличие на губах герпесов.
Лицевой массаж стоит проводить в убранной, проветренной, теплой комнате. У человека, осуществляющего кожный массаж должны быть продезинфицированы руки, смазаны специальным кремом. Следите за длиной ногтей, перед проведением процедуры коротко подстригайте их, иначе можно нанести телесные повреждения. Первая процедура не должна занимать по времени три – пять минут. Выполняя массаж, убедитесь, что ребенок не испытывает болевых ощущений.
Начать массаж следует с нежных поглаживаний со стороны плечевого пояса, потом поднимаемся к лицу. Выполняем легкие поглаживания от бровной части к волосам. Опускаемся к челюстной части, проходим по жевательным мышцам. Укрепляем лицевую мускулатуру за счет поглаживаний, разминаний, растираний.
Важно сконцентрировать внимание на точечном массаже. Необходимые точки, отвечающие за правильное дыхание носа, находятся над бровями. Оказывая влияние на них, можно предотвратить наступление различных болезней дыхательных путей или приблизить выздоровление
Оказывая влияние на них, можно предотвратить наступление различных болезней дыхательных путей или приблизить выздоровление.
Затем переходим к разминанию щечных, жевательных, скуловых, круговых ротовых мышц. Не оставляем без внимания подъязычную кость. Она отвечает за моторику языка, а отсюда следует, что и за звукопроизношение тоже ответственна.
Массаж для языка необходимо начать выполнять с разминаний. Сначала кончик, затем боковые края. Осуществляйте растягивание языка по 7 раз в разные стороны
Делать это нужно очень осторожно
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, чем раньше родители начнут приемы логопедического массажа, тем лучше будет формироваться речь ребятенка.
Используя все вышеперечисленные рекомендации, вы сможете сформировать у любимого человечка отличное мировосприятие, развить грамотную речь, мелкую моторику рук, сформировать расширенное представление об окружающем мире. Воспитывайте детей с любовью и у них никогда не возникнет сложностей на жизненном пути.
Упражнения для развития речи детей всех возрастов
10 простых способов показать ваш искренний интерес к другим
Чем занять ребенка в 3 года
Мне нравитсяНе нравится
Массаж при пониженном мышечном тонусе
Пониженный тонус называется мышечной гипотонией. Причины ее могут быть следующие:
- рахит;
- сепсис;
- Синдром Дауна;
- ботулизм и другие недуги.
Методика при гипотонусе
Начинают процедуру с проработки основной групп мышц, постепенно переходя к второстепенным. Действия, применяемые при сеансах активизирующего массажа: поглаживания, разминания, растирания, пощипывания, вибрация.
Сначала производят четыре легких движения, сила растет. Движения становятся надавливающими, но при этом не вызывают неприятных ощущений. Повторяют до десяти раз.
Лоб
Поглаживайте область лба от середины к бокам, задействуйте средние и указательные пальцы обеих рук. Разминания делайте указательными и большими пальцами, соединенными в кулак.
Растирания осуществляйте по спиралевидной траектории от середины лба к вискам. Закончите легкими постукиваниями и пощипываниями кончиками указательных пальцев.
Щеки
Начните растирать и разминать щечки по горизонтальным линиям от носовых пазух к ушным раковинам. Разминайте щеки двумя пальцами по часовой стрелке. После осуществляйте разминания по спиралевидной траектории от ушей к подбородку.
Пощипайте всю щечку в хаотичном порядке. Помассируйте линии на скулах по дуге от подбородка к ушной раковине и от верхней губы к внешнему уголку глаза.
Губы
Губная мускулатура разминается от середины к уголкам рта. Каждая губа прорабатывается отдельно. Сначала поглаживайте губы, потом пощипывайте. Тщательно разминайте носогубную складку.
Показания к массажу
Существует много методов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый узнаваемый, но действенный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладошки малыша помогают ему научиться мыслить. Чем поточнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.
Считается, что ежели дети в возрасте 7 месяцев могут вынуть желая бы указательный палец из кулачка, заморочек с речью в будущем у него не будет. Чтоб кисти рук лучше работали, массаж (совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и
) нужно делать с ранешнего возраста, когда ребенок еще лежит. Не считая полезности для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает малыша, облагораживает кровообращение и подымет настроение.
Массаж кистей у детей (в основном значении, человек в период детства
) можно делать с возраста 2-х месяцев. Лучше уделять на это желая бы 15 минуток в день. В итоге улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок стремительно обучаться контролировать моторику собственных пальчиков.
IV. Как проводить массаж?
Далее расскажем о том, как массировать лицо ребенка, использовать ложки и проводить артикуляционный и пальчиковый массаж для развития речи.
1. Логомассаж лица
Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!
2. Логомассаж ложками
Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Обязательно убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Любые самые мелкие заусенцы могут травмировать кожу ребенка! Достаточно повторить все движения по 7-8 раз.
3. Артикуляционный массаж для развития речи
Данный вид массажа требует использования шпателя или зубной щетки. В принципе, его можно провести и руками. Не забудьте надеть медперчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы убирать слюну. Если ребенок почувствовал боль – прекратите сеанс.
Перед началом процедуры будет полезно расслабить ребенка: для этого массируйте воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти.
4. Пальчиковый логомассаж для развития речи
Массировать пальчики – проще всего
Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы. Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик
Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик.
Все описанные процедуры действительно позволяют исправить звукопроизношение, сформировать правильное речевое дыхание, усилить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуем вам выполнять разные виды процедур, чтобы ускорить коррекцию речи.
Читайте в нашей статье подробнее о том, как научиться говорить красиво и грамотно во взрослом возрасте >>>
5. Наборы инструментов для логомассажа
Впервые использовать специальные инструменты для коррекции речи придумал российский логопед, профессор и сурдопедагог Федор Андреевич Рау. Он же разработал первые формы зондов, которые используются логопедами по сей день.
Принято делить инструменты для логомассажа на постановочные и массажные. Постановочные применяются для проведения терапии Рау и Волковой, а также для промежуточных методик.
Массажные зонды применяются в методике Новиковой.
Зонды чаще всего производят из стали и проволоки. В магазинах можно купить комплекты зондов для выполнения разных методик логомассажа. Обычно в таких комплектах от семи до 12 инструментов. Стоят наборы в пределах 2-3 тыс. рублей. Для выполнения процедуры также могут пригодиться следующие инструменты:
- массажная палочка;
- устройство для поднятия языка;
- зеркало (для обследования рта);
- винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
- роторасширители.
Массаж лица для развития речи
Упражнения для лба
Логопед осуществляет следующие действия:
- Поглаживает ладонями лоб и постепенно мягкими движениями перемещается в височную часть.
- Разминает и массирует лоб от бровей до верхней части лба. При этом движения делаются аккуратно, с минимальным надавливанием на кожу.
- Начиная от бровей и заканчивая височной областью проводят подушечками пальцев вибрирующими движениями. Можно использовать специальный инструмент с эффектом вибраций.
Упражнения для щек
Щек массируют следующими подходами:
- Логопед начинает разминать и растирать мягким надавливанием мышцы уголков рта, постепенно продвигаясь к височной части.
- От щек перемещается к скулам и массирует всю область до самого низа челюсти.
- Так повторяет несколько раз, пока кожа слегка не разрумянится.
Упражнения для языка
Все движения выполняются по трем направлениям: по вертикали, горизонтали и поперек. При отклонении языка в сторону следует осуществлять упор на сторону его отклонения. После каждой манипуляции ребенку нужно давать время для заглатывания слюны.
При помощи зондового набора делаются следующие упражнения:
- покалывающие, колебательные и вращательные движения;
- надавливания на разные стороны языка;
- движения вкруговую;
- скольжение;
- вдавливание и ослабление.
Массаж подбородка
Зону подбородка массируют после задействования всех остальных зон лица. Логопед аккуратно, начиная с щек, двигается по всей области подбородка массирующими движениями вплоть до щитовидной зоны шеи. В этой части активно можно применять похлопывания и пощипывания
Важно делать также горизонтальные и вертикальные движения
Разделив подбородок визуально на две части, левую и правую, нужно с середины делать аккуратные разглаживающие движения то в одну сторону, то в другую. Обязательно следует промассировать подбородную кость. Попробуйте также пальчиковый массаж.
Развитие мелкой моторики с помощью подручных средств
В современно мире, промышленность, бесспорно, очень расширилась: большое количество литературы для развития мелкой моторики, но стоимость их не бюджетна. В ходе занятия возможно использование предметов, изготовленных самостоятельно.
Первое, с чем вы можете познакомить малютку, это шнуровка. Для изготовления игры, вам понадобятся трубочки от коктейлей, которые нужно обрезать на маленькие части и вдеть шнурок во внутрь. Допускается вдевать шнуровку в трубочки хаотично, а с детками, которые повзрослее, можно усложнить задание тем, что придумать определенную последовательность, трубки сортировать, чередовать по цветам.
Не выбрасывайте старые фломастеры, они вам тоже очень понадобятся. Отсоединив колпачки от фломастеров, постарайтесь с ребеночком надеть их обратно. Это великолепное задание на цветовосприятие. Желательно, при игре вынуть оставшийся красящий стержень
Воспользуйтесь ячейкой от яичек перепелиных. С изнаночной стороны разукрасьте ячейку акриловыми красками основных цветов. Смастерите из соленого теста или из пластилина яички, размером с перепелиные, соответствующих цветов. Предложите карапузу разложить яйца по цветам, в определенные ячейки. Яички – хороший наглядный материал при обучении счета.
Далее рассмотрим такое пособие, как прищепки. Их можно купить в любом бытовом магазине. И в настоящее время, к счастью всех педагогических работников и родителей они появились основной цветовой гаммы. Изготовьте из картона солнышко. Можно использовать в качестве изучения эмоций. «Солнце загрустило без лучиков. Давайте смастерим солнцу лучи. Что произошло? Оно начало улыбаться!» С обратной стороны прорисуйте веселое светило.
Читать далее: Когда ребенок в гневе — советы родителям
Эту же работу можно проделать и с морковью. «Морковь у нас грустная была, она находилась в грядке. Ей очень захотелось выйти на свет». Присоединим к оранжевой красавице зеленые прищепочки — травку. Посмотрите, какая радостная стала морковка!
Выполним из картона птичку. Можно попросить малыша приделать хвостик воробью и крылышки, чтобы птица смогла летать. Данное упражнение расширит представления ребенка о существующих птицах.
Для самых юных малышей, используйте мозаику. Коим образом её можно использовать? Мозаика создана для деток от трех лет, так как содержит мелкие детали. Конечно, играть нужно только под чутким руководством взрослых. Проследить за тем, чтобы малыш не потянул мелкие детали в ротик.
Все шаблоны мастерятся легко и просто. Для данного возрастного периода ваши навыки художника, для малютки, находятся на второстепенном месте, поэтому все можно сделать просто силуэтно.
Важно организовать игровую ситуацию. «Тучка прилетала. Дождик разливала
Капельки на землю капали “Кап – кап”». Предложите карапузу смастерить капельки дождя
Дождик разливала. Капельки на землю капали “Кап – кап”». Предложите карапузу смастерить капельки дождя.
Очень ребятишкам нравится мозаика – «Весеннее дерево». Размещая на деревце зеленые листочки, проговаривайте потешку:
Весна в гости к нам пришлаВсем деревьям зелень принесла.Птички весело запели,Лучики их домики согрели. Пчелы в ульи налетели,На цветочках сытенько поелиА березки платьица недели,Чтоб листочки тихо шелестели
В случаи осенней погоды, можно выполнить дерево с красными, желтыми или оранжевыми листьями.
Осень подарила яркие цвета.Рыжий, красный, золотой,Все цвета теперь со мной!Я их вместе соберу,И деревьям косы заплету.
Приложите на мозаику вырезанную корзинку. Попросите малютку наполнить лукошко для Михаила Потаповича.
Миша по лесу пошелОн грибочков нашел,Земляничка, прыгай в кадкуМишка съест её украдкой.
Очень хорошо, если у вас есть игрушка «бибабо». Ребятам нравится с ними вести диалог. Обязательно ведите разговор от игрушки. Медвежонок должен попробовать ягодки, которые собрал для него ребенок, поблагодарить за хорошую работу малыша.
Для развития цветовосприятие можно смастерить круг с птичками различных цветов. Воспользуйтесь деревянными прищепочками, покрасьте их концы соответствующими цветами. Привлеките карапузика к выполнению хвостиков птичкам.
Птички прилетели,Песенки запели.Вместе весело поём,Вкусные зёрнышки клюём.
Шаблоны можно смастерить из цветной бумаги и приложить на мозаику или прикрепить при помощи канцелярской мастики.
Читать далее: Отношения с бабушками. Как общаться с пожилыми родителями
Логопедические технологии: современные решения для улучшения речи (+таблица)
В наше время технологии становятся неотъемлемой частью медицинской практики, проникая даже в такую специфическую область, как логопедия. Логопедические технологии – это не просто инструменты, они представляют собой инновационные методы и средства, которые помогают специалистам в области логопедии выявлять, корректировать и восстанавливать речевые навыки у детей и взрослых. В данном обзоре мы рассмотрим различные технологические решения, применяемые логопедами, и их важную роль в улучшении коммуникативных способностей и повышении качества жизни пациентов.
Технологии | Применение |
---|---|
Компьютерные программы и мобильные приложения | Эти инструменты широко используются логопедами для создания индивидуализированных программ обучения, способствующих развитию речи, улучшению артикуляции и обогащению словарного запаса у детей и взрослых. С игровыми элементами и интерактивными упражнениями они делают процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. |
Аудио- и видеоматериалы | Представляют собой важный инструмент для тренировки слухового восприятия и артикуляции. Логопеды используют специально разработанные аудио- и видеозаписи, которые помогают пациентам лучше понимать и произносить звуки, а также улучшают восприятие речи в целом. |
Аудиоаппараты и аппараты для оценки речи | Эти устройства, применяемые логопедами, обеспечивают точные измерения и глубокий анализ результатов в диагностике и коррекции речевых нарушений. Они выступают важным инструментом в определении индивидуальных потребностей каждого пациента и создании персонализированных программ лечения. Эти технологии не только улучшают эффективность работы логопедов, но и способствуют более точному и целенаправленному подходу к реабилитации речи. |
Современные методики и техники | На основе современных научных исследований в области логопедии и нейролингвистики разрабатываются новые методики и техники лечения речевых нарушений. Их целью является улучшение эффективности терапии и достижение оптимальных результатов в развитии речи и коммуникации у пациентов. |
Виртуальная реальность | Новейший инструмент, который позволяет пациентам взаимодействовать с симулированными реалистичными сценариями и средами, тренируя различные аспекты коммуникации и обучаясь правильной артикуляции и интонации. Это обеспечивает им безопасное и эффективное окружение для развития речевых навыков. |
Телерехабилитация | Возможность проведения речевой терапии и консультаций с логопедом удаленно через видеосвязь. Это особенно полезно для пациентов, которые не могут легко добраться до офиса логопеда, обеспечивая им доступ к качественной помощи независимо от расстояния. |
Биообратная связь | Методика, позволяющая пациентам наблюдать за своими физиологическими показателями в реальном времени и активно участвовать в процессе коррекции. Это помогает им осознавать и контролировать свои артикуляционные и дыхательные процессы, улучшая эффективность речевой терапии. |
Логопедические технологии играют ключевую роль в современной практике логопедии, обеспечивая более эффективную и доступную помощь для людей с речевыми нарушениями. Благодаря инновационным методам и средствам, логопеды могут создавать индивидуализированные программы лечения, которые помогают пациентам развивать свои речевые навыки и повышать уверенность в себе
Важно помнить, что технологии — это лишь инструменты, а истинное значение лежит в профессионализме и заботе логопедов, которые помогают своим пациентам обрести голос и выразить себя в мире
Простой массаж для рук
Каждый палец связан с определенным органом, вследствие чего воздействие на руки оказывает влияние и на другие участки тела. Самостоятельно выполнять массаж рук необходимо в следующей последовательности:
- Помойте руки с мылом. Продезинфицируйте специальным средством. Разотрите в руках немного детского или массажного крема.
- Помассируйте каждую фалангу мизинчика, начиная от ногтя и двигаясь вниз, до основания ладони. Выполнять можно одновременно на 2-х руках. Повторите процедуру на остальных пальцах.
- Выполните надавливания на подушечки пальчиков 3-10 раз. Сначала выполняйте легкие надавливания, затем постепенно усильте нажим.
- Указательным пальцем выполните круговые поглаживающие движения по ладони в направлении по часовой стрелке. Предложите ребенку самому помассировать ладошки, произнося при этом стишок «Сорока-белобока».
- Нарисуйте указательным пальцем на ладони спираль. Начните с края ладони и двигайтесь к центру.
- Используйте кольцевой массажер. Наденьте и снимите его с мизинца. Повторите на других пальчиках.
- Прижмите маленьким резиновый мячик с шипами к ладони. Покатайте его по ладошке, начиная от запястья и доходя до кончиков пальцев. Можно использовать массажную щетку.
- Насыпьте в емкость крупу разной формы и размера. Опускайте в нее пальцы ребенка.
Массаж для рук абсолютно безопасен для малышей.