Логопедические распевки, упражнения, песенки для детей 2-3 лет.

Как провести логопедическое занятие дома для детей 2 3 лет

В два три года малыш не может долго усидеть на одном месте. Занятия с ним лучше проводить только тогда, когда малыш сам захочет.

Важно! Прежде всего, необходимо наладить с малышом эмоциональный контакт

Игры для малышей на звукоподражание

Для изучения звуков и слогов можно использовать упражнения на подражание звукам животных и предметов. С малышом можно проговаривать подряд такие слова:

Развиваем слух

Для тренировки фонематического слуха используются специальные игры. Примеры игр:

  1. Ребенок берет в руки два флажка разных цветов. Например, зеленый и желтый. Малышу необходимо объяснить, что когда слово произносится правильно необходимо поднять зеленый флажок, а когда неправильно — красный. Например: собака — кабака — лобака и т. д.;
  2. Можно применять картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда он увидит на картинке слова, которые похожи по звучанию.
  3. Игра в учителя. Необходимо читать сказку и намеренно делать в ней ошибки. Малыш должен поправлять взрослого.

Упражнения по артикуляционной гимнастике для развития речи у детей 2-3 лет

Во время логопедических занятий дома необходимо разрабатывать мышцы языка. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она проводится перед зеркалом. Упражнения:

  • ребенок представляет, что язык это кисточка. Рот немного открыт. Языком необходимо провести по небу в сторону горла и обратно;
  • рот раскрыт широко. Язык находится под нижними зубами. Кончик языка поднять под верхние зубы и опустить обратно;
  • язык чистит зубы. Рот широко открыт. Сначала язык проходит по нижним зубам, а затем по верхним.

Пополняем словарный запас: учим стихи и скороговорки

Чтение скороговорок и стихов помогает формировать красивую и правильную речь. Они учат проговаривать буквы, не пропуская и не заглатывая их.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Комплекс для детей 5-6 лет

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают), Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх) Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова) Все равно тебя найду

Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно), Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного), И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх), Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном

Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно

Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям

Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи

Необходимо многократное повторение словесного материала.Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Для детей 1 – 2 лет

В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:

  1. Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
  2. Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
  3. Выражение эмоционального состояния интонацией.
  4. Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
  5. Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.

Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет

Игры — потешки

Тая, ручками потряси, (Трясем руками) А также ладошками помаши. (Машем) Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы) Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам) Потопаем ножками. (Топаем) Похлопаем ручками. (Хлопаем) Топнем правой ножкою. (Топнем) Топнем левой ножкою. (Топнем) И пойдем плясать в присяд Словно стайка гусят. (Ходим на корточках) Вот так топаем ножками (Потопали) Топ – топ, топ – топ. Вот так похлопаем ручками (Похлопали) Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп. Вот так покачаем головой Ой – ой, ой – ой. Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки) Высоко – высоко. Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки) Низко – низко. Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки) Высоко – высоко. Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки) Низко — низко.

Ворона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша) Кашку варила Детишек кормила. Этого – накормила (Загибаем большой палец) Этого – накормила (Загибаем указательный палец) Этого – накормила (Загибаем средний палец) Этого – накормила (Загибаем безымянный палец) А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик) Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.

Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка) Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок) Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок) И качу побыстрей (Катим снежок) Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)

У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке) Раз, два, три, четыре, пять. Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте) Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам) Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону) Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками) Нас с собою в лес возьми. Сладким медом накорми! Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик) С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный) С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний) С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный) Серых уток созываешь. С этим – мимо пробегал (Трогаем большой) И в канавку забегал. (Проводим между большим и указательным)

Читать далее: Вредные советы для родителей

Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди) Ты откуда вдруг возник? Я бывал в гостях у братьев Отдохнул там с благодатью С этим – на рыбалку ходим, С этим – хороводы водим, С этим бегаем с утра, С этим – весело всегда.

Простые упражнения

Детям, которые только учатся произносить звуки помогут специальные упражнения для развития речи, которым необходимо уделять в день 15 – 20 минут:

1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.

— Удивление: «ОХ!»

— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»

— Огорчение: «ЭХ!»

2. В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.

Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.

3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.

4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.

6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.

7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:

— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».

— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».

Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.

Найди части дела

Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить

При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху

Образец развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео:

Piano for Playschool: приложение для музыкальных занятий

Piano for Playschool (apple, android) – мобильное приложение, которое поможет ребенку научиться играть самые простые песенки и мелодии на клавишных инструментах. Подключение двигательной памяти, развитие мелкой моторики рук дополнительно способствует развитию речи. Приложение подходит для детей в возрасте 3-6 лет и удобно для родителей без музыкального образования.

Вместе с Piano for Playschool вы можете разучивать логопедические песенки, оттачивать умение петь по нотам и развивать абсолютный слух. Такие музыкальные занятия способствуют комплексному психологическому и интеллектуальному развитию ребенка, готовят к обучению игре на настоящем инструменте.

Позвеним колокольчиком.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН,  ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи. Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике.Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:Звенеть колокольчиком  можно по-разному. Давайте позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН!  А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяйте за мной! 

Гости.

Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА  и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др. Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце.Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малышей, сверните игру. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».

Основы для развития речи дома

Домашние базовые упражнения помогут вам развить у ребенка речь (подробнее в статье: как развить речь у ребенка 3-х лет?). Самое простое из них – «скажи мама». Упражнение применяют в общении с маленькими детками, в возрасте до года, которые только учатся воспроизводить звуки. Для детей постарше следует использовать более сложные методики, стимулирующие у ребенка осмысленное понимание речи, ее значения, осознанного произношения слов.

Совместное познавание предметов

Перешагнув годовалый рубеж, дети приступают к активному знакомству с окружающим их миром. Интерес малышей распространяется на все предметы в доме. Придите на помощь своему сокровищу, описывайте каждое его движение вслух, простыми предложениями. Рассказывайте о каждом предмете, который его заинтересовал. Если сын взял ложку, скажите ему, что он держит, для чего это нужно, как предмет называется, не ленитесь повторить свое пояснение несколько раз, чтобы малыш запомнил.

Рассматривание и изучение картинок

Для этого упражнения запаситесь различными детскими книжками с картинками. Издательства предлагают прекрасные иллюстрированные книжки различных рубрик. Например, рубрика «Кто я?», рассказывающая о животных.

Рассматривая картинки, укажите малышу на изображение собачки, спросите у него, как она «разговаривает», произнесите «гав-гав». Изучение животных и их «языка» облегчит вам задачу обучения малыша произношению отдельных звуков. Больше внимания уделяйте тем животным, которых встречаете с ним на улице, наглядно показывая и рассказывая о них. Пройдет немного времени, и увидев на улице собаку или кошку, ребенок вдруг произнесет «мяу» или «гав».

Звуковое образование

Обозначайте доступные понимания малыша действия простыми звуками. Ребенок хлопает в ладоши – говорите «хлоп-хлоп», малыш упал – не спешите его поднимать и охать, скажите «бах, бух, бум». Игра веселит маленьких детей, они принимают ее, могут даже специально падать, чтобы снова услышать «бум или бах». Кроме того, вы помогаете узнать ребенку, что каждое движение можно озвучить.

Логопедические распевки

Они являются одним из главных методов работы с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Для работы с ними используют комплекс упражнений, предложенный Новиковой-Иванцовой. Малышам проще воспринимать зарифмованные фразы, а музыка благотворно влияет на нервную систему. Это все повышает эффективность занятий.

Вся работа строится на онтогенетическом принципе появления звуков в детской речи. Для алаликов характерно нарушение произношения гласных, и их пропевание помогает сформировать правильный акустический образ. На этих упражнениях удобно отрабатывать умение управлять высотой голоса. Также оно формирует правильное речевое дыхание.

Важно! Кроме структуры дефекта, при подборе речевого материала учитывают возраст ребенка

Особенности работы с детьми 3–4 лет

В этот период речь характеризуется сформированностью следующих групп звуков:

  • губно-губных;
  • губно-зубных;
  • заднеязычных;
  • переднеязычных.

Ребенок начинает осваивать произношение свистящих и шипящих. У детей с речевыми нарушениями может быть нарушено произношение этих групп звуков.

Примеры логопедических распевок для детей 3–4 лет для заднеязычных фонем:

  • КУ-КУ-КУ – спел петух кукареку;
  • ГУ-ГУ-ГУ – ходят гуси на лугу;
  • ГИ-ГИ-ГИ – на лужок скорей беги;
  • КИ-КИ-КИ – ходят кони и быки.

Примеры пропевок для свистящих:

  • ЗА-ЗА-ЗА – у меня живет коза;
  • СА-СА-СА – залетела к нам оса;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – я привел домой козу;
  • СО-СО-СО – накачали колесо.

Примеры пропевок для шипящих:

  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на жука я погляжу;
  • ШУ-ШУ-ШУ – подойду я к малышу;
  • ЖА-ЖА-ЖА – принесли домой ежа;
  • ША-ША-ША – как погода хороша.

Логопедическое занятие на тему «Профессии» для разных возрастов

Обратите внимание! Эти распевки можно использовать на занятиях с детьми 3–4 лет. Для большей эффективности обязательно применяют игрушки, картинки

Особенности работы с детьми 5–6 лет

Звукопроизносительная сторона речи в этом возрасте характеризуется сформированностью шипящих и сонорных групп. Упражнения усложняют, добавляя чередование парных согласных и увеличивая размер материала до коротких стихотворений.

Примеры пропевок для сонорной группы:

  • РА-РА-РА – детям уже пора;
  • РО-РО-РО – потерял петух перо;
  • РУ-РУ-РУ – ягоды все соберу;
  • ЛО-ЛО-ЛО – все дороги замело;
  • ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли.

Примеры пропевок с чередованием:

  • ЛА-РА-ЛА-РА – Лара Роме помогла;
  • ЖИ-ШИ-ЖИ-ШИ – все конфеты хороши.

Важно! Следует помнить, что логопедические распевки – это лишь один из способов автоматизации и формирования просодики. Подобный вид работы является приоритетным у детей с заиканием

Это связано с особенностью дефекта: нарушением темпоритмической стороны речи. Логоритмика помогает ее скорректировать.

Как развить речь до 3 лет. Советы экспертов

Для формирования речи стоит придерживаться следующих рекомендаций специалистов:

  • для правильного развития речи очень важна игра. С помощью нее малыш познает окружающий мир;
  • ежедневно необходимо читать;
  • малыша нужно слушать очень внимательно;
  • стоит объяснять малышу о своих мыслях, рассуждать вместе с ним, проговаривать планы на будущее;
  • ребенку необходимо задавать вопросы, которые будут побуждать его к размышлениям;
  • с малышом необходимо обсудить как он провел свой день в детском саду;
  • заниматься стоит с использованием изображений;
  • малыша необходимо всегда поддерживать, даже если у него не совсем все получается.

Логопедические распевки для детей 2-3 лет

Логопедические детские распевки 2-3 лет является одним из основных методов работы с детьми, у которых есть проблемы с речью. В процессе работы используются упражнения, которые разработаны Новиковой-Иванцовой. Дети проще воспринимают фразы, проговариваемые в рифму. Музыка влияет благотворным образом на психологическое состояние малыша. В совокупности это повышает эффективность упражнений.

Работа базируется на онтогонистическом принципе. Для тех детей, у которых нарушено произношение гласных, пропевание формирует верный акустический образ. На занятиях прорабатывается умение управлять высотой голоса. У детей формируется правильное дыхание при разговоре.

Важно! При подборе речевого материала для распевания необходимо учитывать возраст малыша. Пример логопедических распевок 2-3 лет:

Пример логопедических распевок 2-3 лет:

  • ку-ку-ку — пропел петух ку-ка-ре-ку;
  • гу-гу-гу — бродят гуси на лугу.

Роль и значения

Логоритмика включает три основных элемента:

  • слово (звук);
  • ритм;
  • движение.

Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:

  • повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;
  • ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;
  • улучшаются мимика, интонация и темп речи;
  • развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;
  • слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми;
  • улучшается осанка малышей;
  • раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;
  • детки становятся более сильными, выносливыми.

Из сказанного понятно, что особенно показаны логоритмические игры в следующих случаях:

  • в возрасте от 2,5 до 4 лет, когда идет активное формирование речи;
  • при общем недоразвитии речи;
  • при заикании, а также при предрасположенности к нему;
  • деткам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим;
  • при нарушениях звукопроизношения, а также детям со слишком быстрой, слишком медленной или прерывистой речью, с плохой интонацией;
  • детям, отстающим в развитии моторики и координации движений.

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3,5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи.

Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Ход занятия.

1. Налаживание контакта.

– Привет! Дай ручку, давай здороваться! Помаши рукой!

– хлопну я в ладоши, буду я хороший,

хлопнем мы в ладошки, будем мы хорошие!

– Давай похлопаем вместе!

2. Зайчик в корзинке.

(Педагог показывает корзинку, в ней лежит игрушка зайчика).

– Ой! Кто это там прячется? Кто там?

– Это я, зайчик! Привет!

– давай здороваться. Дай ручку!

– я умею прыгать, танцевать, хлопать в ладоши и петь.

– давай вместе хлопать – хлоп-хлоп.

– а сейчас я песенку спою – ля-ля-ля!

(Затем опять зайчик прячется и появляется вновь. Игра повторяется.)

3. Лови мяч.

– Мы сейчас поиграем с зайчиком в мяч. ( лучше организовать игру на полу: логопед и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, что бы мячик не укатился мимо)

– Лови мячик! Оп! Поймал мячик! Кати мяч зайчику! Молодец!

4. Зайчонок.

зайка, заинька зайчонок –

позовёт тебя (имя ребёнка).

не спеши домой, постой! –

и погладь его рукой.

5. Развитие общего подражания – игра «На лесной полянке».

– Давай поиграем с зайчиком в весёлую игру. Встанем на лесной полянке, я буду читать стишок, а ты повторяй за мной!

на лесной лужайке

разбежались зайки. (легкий бег)

вот какие зайки

зайки – побегайки! (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

сели зайчики в кружок, (присели)

роют лапкой корешок. (движения рукой).

вот какие зайки,

зайки – побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»).

6. Игры с игрушками и предметами.

1) игра «Чудесный мешочек».

– у зайчика есть любимые игрушки, он принёс их в своём мешочке. Давай посмотрим что там. (Логопед достаёт по одной игрушке и называет (3-5 мелких предметов).

2) игра «Стульчики».

поставить крупные кубики на небольшом расстоянии друг от друга – это стулья. Рассадить на стулья мелкие игрушки (из мешочка).

– Играли наши игрушки и очень устали. Давай поставим для них стульчики – пусть посидят, отдохнут. Вот стульчик для зайчика, а этот – для мишки и т. д. Посидели отдохнули и побежали дальше играть.

7. Развитие неречевого слуха.

игра «Послушаем звуки в доме».

– А сейчас опять сядем с зайкой на полянке и послушаем звуки.

(звуки в доме и на улице (открыть окно). Прислушайтесь вместе с ребёнком к разным звукам – тиканью часов, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы, прислушаться к разнообразным звукам транспортных шумов – сигналы автомобилей, скрип тормозов, стук колёс поезда и пр

8. Развитие плавного ротового выдоха.

игра «Лети бабочка».(Перед началом занятия подготовить 2-3 яркие бумажные бабочки, к каждой привязать нитку длиной 20-30 см, нитку прикрепить к шнуру на некотором расстоянии др. от др. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.)

– Смотри, у нас на полянке много красивых разноцветных бабочек. Посмотрим, умеют ли бабочки летать (педагог дует на бабочек).

– Смотри, полетели как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? (ребенок встаёт возле бабочек и плавно дует).

9. Пальчиковые игры.

игра «Серенький зайчик»

– А сейчас давай покажем зайчику, какие у него длинные ушки и споём ему песенку.

(Делаем «зайку» – прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками–ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках).

– Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

10. Развитие речи.

игра «Покажи части тела у зайчика».

– покажи, где у зайчика ушки; хвостик; носик; лапки и т. д.

11. Итог занятия.

Помаши ему рукой и скажи – пока, пока.

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Учим правильно подражать речи взрослых

Выстраивая логопедические занятия для детей 2-3 лет, соблюдайте главное правило общения с малышом: никогда не коверкайте слова.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка 2-х лет

Ребенок – великий имитатор, он подражает героям мультфильмов и маме с папой. Если вы будете разговаривать с ним, коверкая слова, он воспримет такие звуки как правильные и начнет их повторять. Старайтесь произносить слова четко, лишь изредка применяя уменьшительные или перевернутые формы.

Следующий этап – звукопроизношение. Желая научить ребенка простым звукам, облеките занятия с ним в игровую форму. Используйте следующие упражнения:

  • Дудочка. Музыкальные инструменты всегда вызывают у детей любопытство и интерес, они помогают неговорящим деткам легче освоить звуки. Игрушку можно купить в магазине или имитировать игру на инструменте пальчиками. Покажите малышу, как звучит дудочка, произнося «ду-ду-ду», затем попросите его повторить звуки.
  • Езда на машине. Любимая игра всех детей. Усадите сына или дочку к себе на колени, заведите мотор, и поехали. Крутите «баранку», сигнальте, произнося «би-би». Малышам очень нравится такая поездка, они с удовольствием в нее играют и быстро учатся «бибикать».
  • Домашний зоопарк. Соберите мягкие игрушки или магнитики животных в одном месте и устройте экскурсию по домашнему зоопарку, предлагая ребенку вместе с вами произносить звуки, которые издает то или иное животное. Помогут освоить звуки и мультики про зверей.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий