Полезные упражнения
Стать лидером помогут простые практические упражнения.
Диалог с внутренним критиком
Полезный навык возражение внутреннему голосу. Критику нужно не просто выслушивать, а вступать в диалог. Можно все мысли записать в дневник. Нужно писать все подряд, даже если это просто поливание грязью.
Концентрация на успехе
В конце дня нужно делать список из дел, которые удались в течение дня. Это нужно делать даже если день выдался плохой. Это позволит сконцентрироваться на ситуациях, в которых вы вышли победителем.
Ежедневные риски
Не нужно бояться пробовать неизведанные дела. Например, попробовать учиться танцевать, если раньше этого не делали. Или взяться за поиски новой и желанной работы
Важно практиковать публичные выступления. Приобретая опыт в новых вещах, вы расширите свой кругозор и способности
Задачи, которые необходимо решать лидеру коллектива
Конечно, важно знать не только то, как, но и то, что надо делать лидеру. А задачи ему приходится решать следующие:
- Обеспечить достижение цели
Все начинается с видения этой цели. Вы не сможете построить настоящую команду без этого, потому что люди не будут правильно работать без стремления к конечной цели. Только вы можете создать вдохновение для продвижения к намеченному итогу. Создайте вдохновляющее видение цели. Обеспечьте яркую картину и поддерживайте видение этой картины как для себя, так и для членов коллектива. Без этого ни одна команда не сможет достичь своей цели, будь это спорт, бизнес, семья, военная служба или даже политика.
- Постройте звездную команду, а не команду звезд
Ваш коллектив не достигнет своего потенциала, если «игроки» не желают подчинять свои личные цели с целями всей команды. Научите людей сотрудничать, чтобы они понимали, что они работают в команде-победителе, следовательно, каждый из них – победитель. Создавайте общие ценности, ориентируйте людей на совместное творчество, открытое общение и единство усилий всего коллектива. Содействуйте совместному решению проблем и сотрудничеству.
- Развивайте членов коллектива в полном объеме
Помогайте каждому сотруднику развиваться таким образом, чтобы все они могли выявить все свои способности и эффективно участвовать в командной работе. Обеспечивайте обратную связь между собой и сотрудниками, чтобы лучше знать профессиональные проблемы каждого из них.
- Сделайте работу интересной и привлекательной
Создавайте приятную и комфортную рабочую обстановку. Поощряйте инициативу и стремление к постоянному совершенству у ваших сотрудников. Поддерживайте здоровую атмосферу в команде. Способствуйте быстрому решению проблем всех членов коллектива.
- Воспитывайте самоуправляемую команду
Будьте лояльны. Поощряйте членов коллектива к тому, чтобы они самостоятельно принимали решения в тех случаях, когда они могут решить проблему без ваших санкций и указаний. Если необходимо принять решение с вашим участием, то не давайте прямые команды или инструкции, а задавайте наводящие вопросы, например: «А как вы считаете, как это должно быть сделано?» Будьте открыты для идей и полагайтесь на мнение сотрудников. Дайте людям право решать, насколько это возможно.
- Проводите мониторинг, а не пристальное наблюдение
Вмешивайтесь только в случае необходимости, чтобы помочь коллективу в решении вопросов.
- Обеспечивайте конструктивную критику
Не забывайте подмечать не только то, что плохо, но и то, что хорошо. Людям очень тяжело слышать критику, но если вы сначала скажете о хорошем, то плохое принять будет намного проще. Кроме того, указывая на ошибки и недочеты, давайте четкие предложения о том, как их можно исправить. При этом вы не должны давать коллегам готовое решение; просто поделитесь своими знаниями и опытом.
Эффективный лидер в коллективе – это тот, кто может направить свою команду к успеху, сохраняя при этом мотивированность людей и их ориентированность на конечную цель. Быть лидером коллектива – это очень большая ответственность, и не каждый в состоянии выполнять задачи руководителя должным образом. Это правда, что некоторые люди рождаются лидерами, но правда также и то, что сильные лидерские качества могут быть выработаны путем усиленной и нелегкой работы над самой собой и беззаветной преданности делу. И если вы хотите стать лидером – приложите все усилия, чтобы стать им! А главные ориентиры на этом пути мы вам указали.
Совет № 4: Нужно научиться управлять конфликтами
Если между членами команды возникают разногласия, нужно уметь направить ситуацию в мирное русло. Без знания тонкостей конфликтологии сделать это практически невозможно. Нужно уметь определите источник конфликта и принимать меры для его устранения.
Стоит рассмотреть ситуацию для примера. В типографии случился конфликт между начальником отдела продаж и дизайнером, который допустил ошибку, и вся партия книг была испорчена и не принята заказчиком. Да, эта ситуация привела к некоторым убыткам. Но что должен сделать эффективный лидер, чтобы решить эту ситуацию? Нужно попросить их успокоиться, подчеркнуть, что злиться друг на друга недопустимо, и ввести новую систему двойной проверки тиражей. Это позволит не только решить текущий конфликт, но и предотвратит будущие проблемы.
Лидер и руководитель
Ставить между ними знак равенства не совсем правильно, поскольку руководители не обязательно будут лидерами. Главное, смотреть на то, насколько эффективно работает коллектив, сплочен ли он, заряжены ли члены группы общими идеями.
Опытный руководитель способен принять эффективные кадровые решения, подобрав себе людей, способных эффективно работать. Но не всегда начальник делает из коллектива единый механизм. Поэтому организация будет работать неэффективно, так как сам руководитель не пользуется авторитетом.
Лидер играет определенную роль в зависимости от своей основной функции:
- Организатор, принимающий активные решения для получения заветной цели.
- Творец — используя диалог с людьми, опираясь на неординарное мышление, решает важные для организации вопросы.
- Борец, отличающийся силой воли, уверенностью в силах. Он готов оперативно принимать важные решения.
- Дипломат — знает ситуацию, умеет правильно влиять на команду.
- Утешитель — опирается на эмпатию, проявляет сочувствие к другим.
Лидерство бывает делового типа, когда от руководителя требуется компетентность, способность выбирать нужную стратегию, пользоваться авторитетом и опытом.
Встречается и эмоциональный тип, когда авторитет зависит от личностных симпатий, когда важна харизма. Такой лидер вызывает доверие и уверенность в коллективе. Ситуативный лидер выбирает модель поведения, исходя из сложившейся ситуации.
Лидер и командообразование
Командообразование (от англ. team building) – процесс, направленный на создание и повышение эффективности работы команды.
Какова при этом роль лидера? Ранее мы определили, что лидер необязательно должен обладать харизмой (Б. Гейтс) или заботиться об общем благе (Наполеон). Непременной чертой каждого лидера является наличие последователей. Это умозаключение приводит к пониманию того, что лидер должен стать связующим звеном для команды, обеспечивающим и направляющим успешную работу как группы в целом, так и каждого ее члена.
Современные исследования в данном направлении дают следующие общие методологические рекомендации по налаживанию деятельности команды.
Журнал «Forbes» выделяет пять основных шагов по созданию эффективной команды:
Создать атмосферу доверия и уважения между членами (особенно это важно для старт-апов). Это позволит лидеру быть уверенным в команде, в ее работоспособности во время его отсутствия, а также в нормальной внутренней коммуникации.
Лидер должен быть верным данному слову
Человек получает то, что дает. Поэтому требуя высокой производительности от команды, нужно и самому хорошо выполнять свои обязанности.
Организуйте неофициальную встречу всех сотрудников. Хотя корпоративными праздниками сейчас никого не удивишь, их ценность как средства для знакомства, неформального общения и налаживания связей огромна. Если нет возможности провести корпоратив, просто пригласите своих сотрудников поиграть, например, в футбол. Часто во время командных действий проявляется индивидуальный характер и природные таланты, что позволяет лидеру лучше узнать подчиненных.
Разрешайте конфликты. Не должно быть никакого недопонимания между участниками. Привлекайте всех задействованных в споре и принимайте решение, выслушав обе стороны. Так формируется разносторонний взгляд на проблему.
Сделайте привлечение новых членов в команду коллективным решением. Обсуждайте кандидатуру нового сотрудника с группой. Пусть сотрудники поговорят с ним, ведь именно им работать с этим человеком бок о бок, и не последнее значение имеет то, как он впишется в коллектив.
Проект Википедии WikiHow рекомендует руководителю свою методику, построенную на семиступенчатом алгоритме организации сильной команды:
Подбирайте в команду таких членов, которые мотивированы продемонстрировать свои навыки. Каждый участник группы должен быть уверен в ценности именно своих способностей и своего вклада в рабочий процесс для успешного результата всего проекта. | |
Привлекайте в команду людей с разными знаниями и навыками. Это даст возможность быть готовым к различным сложным ситуациям. | |
Сформулируйте цель для вашей команды и убедитесь, что каждый ее понимает. Так команда будет работать, как слаженный механизм. | |
Определите роль каждого члена команды, соотношение ролей и их значение для команды в целом. Таким образом, каждый будет знать, какую функцию выполняет он и другие в общем деле, нести ответственность за свою часть работы. | |
Все члены команды должны работать открыто перед остальными. Доверие непосредственно влияет на эффективность. | |
Вы должны воспитывать лидера в команде. Человеку, который выделяется среди других компетентностью, мотивацией, можно делегировать часть полномочий, поручить более важные задания. | |
Общаться в частном порядке с каждым членом команды, у которого возникли трудности. Лидер несет полную ответственность за устранение любых помех в работе. |
На этом мы подводим уроку итог.
Какие качества присущи лидеру
Лидер – это не просто воображаемый супермен, который способен добиваться поставленных целей и вдохновлять на подвиги других. Обычно за этим понятием скрывается целый набор особых черт характера, позволяющий оставаться таким успешным человеком.
Руководитель следит за тем, чтобы подопечные делали работу правильно, а лидер акцентирует внимание на том, чтобы сотрудники делали правильную работу
Эту разницу важно понять сразу
Какие же самые важные личные качества должны быть у лидера, чтобы он сумел проявить свой потенциал по максимуму? Психологи выделяют топ-10 навыков, которые будут полезны в данном случае:
Выдержка (нужно научиться сдерживать проявления своего настроения и никогда не терять самообладание).
Тактичность (вежливое поведение часто бывает уместно во время переговоров и общения с коллегами в спорных ситуациях).
Скромность (давить собственным авторитетом на подчинённых нельзя, а вот заслуженно хвалить других будет очень кстати).
Чуткость (хороший лидер уважает своих сотрудников, поэтому относится к ним, не как к рабочим кадрам, а как к личностям).
Самокритичность (умение объективно оценивать собственную деятельность и понимать свои плюсы и минусы – полезный навык).
Требовательность (наладить работу внутри коллектива можно только при строгом контроле над исполнением поставленных задач).
Равенство (нельзя делить сотрудников на любимчиков и неугодных – это неэффективно и чревато внутренними конфликтами).
Инициативность (лидер часто бывает новатором, который задаёт общий темп и побуждает к действию).
Целеустремлённость (важно чётко знать, куда стоит двигаться, и на основе этого разрабатывать лучшую тактику).
Позитивный настрой (уверенность в успехе – это уже 50% удачного исхода дела, который вдохновит всех на активность).
В идеале человек должен не только совмещать в себе перечисленные качества, но и постоянно приумножать их, совершенствуясь в выбранной сфере.
С другой стороны, даже ориентируясь на эти параметры, трудно с уверенностью сказать, кого можно назвать лидером: наличие упомянутых признаков не служат гарантией того, что на вас будут равняться остальные люди. Всё сугубо индивидуально и зависит не только от личности потенциального претендента в лидеры, но и от коллектива, который он собирается возглавить и направлять.
Все на выход…. из зоны комфорта
Лидер – это всегда легкое противодействие. Это сильная личность, которая не боится сделать больше, чем надо. Учитесь идти на свой страх. Если страшно что-то делать, значит, это сигнал. Это зона роста, новая высота – покоряйте ее. Лидер находиться в тонусе, не потому что – физически крепкий или здоровый, а потому, что развивается, идет в сторону сопротивления.
Недавно, в России прошла волна обучения лидеров. Один из этапов – была работа с физическими страхами. Участники сплавлялись по бурной горной реке и прыгали в отвесную пропасть. Причем, участники были разных возрастов и пола. Хочешь быть лидером – пересиль себя и прыгай! По итогам отбора, лучшие кандидаты получили приглашение работать в правительстве.
Такой экстрим показывает, насколько человек может выйти из зоны комфорта. Ведь в рабочей обстановке бывают стрессовые ситуации, когда нужно быстрое реагирование и отсутствие страха. Лидер закаляется и становится эффективным руководителем.
Совет № 1: Не стоит бояться незнания чего-либо
Важно запомнить, что нужно поддерживать хорошую осанку, зрительный контакт и контролировать жесты. Следует проецировать уверенность в себе и верить в свою способность вывести свою команду из пункта А в пункт Б. Кроме того, нельзя бояться или опасаться ситуаций, в которых приходится признавать свои погрешности
Кроме того, нельзя бояться или опасаться ситуаций, в которых приходится признавать свои погрешности.
Стоит представить себе такую ситуацию, когда лидер команды говорит «Я не знаю», опускает вниз глаза и волнуется. Такой человек подвержен тому, что роль лидера в скором времени перейдет кому-то другому, так как люди будут чувствовать неуверенность и страх. А теперь стоит представить, что человек говорит: «Я не знаю ответа в данный момент, но я рассмотрю этот вопрос на него и вернусь к этой теме немного позже». Наверняка такое поведение позволит сохранить свою позицию лидера. А вот ощущение страха поражения может сыграть плохую шутку.
Важно помнить, что незнание чего-либо не делает человека плохим лидером. Наоборот, неэффективные лидеры отказываются признать, когда они неправы
Перевод в неформальное русло
Еще один вариант применения неформального лидера – дать ему возможность заниматься общественной деятельностью.
Пример 7. В торговой компании один из менеджеров по продажам, Андрей П., организовал спортивный клуб. В клубе есть три направления: футбол, волейбол и шахматы. Сам Андрей выступает в качестве футбольного тренера (благодаря увлечению футболом в подростковом возрасте) и в роли организатора, председателя спортивного клуба. Стоит отметить, что до образования этого клуба Андрей имел самую неблагонадежную репутацию: будучи неформальным лидером в своем отделе, мог запросто “подбить” сотрудников на нарушение дисциплины, например уйти с работы до окончания рабочего дня или устроить небольшой фуршет с распитием слабоалкогольных напитков прямо в отделе. Сейчас картина другая: после того как отдел персонала предложил ему возглавить спортивное направление, дела резко пошли на лад, повысился уровень дисциплины и сплоченности в коллективе.
Развитие лидерских качеств
Развитие лидерства считается ключом к успеху в бизнесе. Исследование, проведенное Американским Центром креативного лидерства, показывает, что 65 процентов организаций с развитыми программами, направленными на развитие лидерства своего персонала, добились улучшенных результатов в бизнесе по сравнению с 6 процентами компаний, не имеющих таких программ. Аналогичным образом, 86 процентов компаний с программами развития лидерства быстро отреагировали на меняющиеся рыночные условия, тогда как только 52 процента компаний, в которых отсутствуют такие программы, не смогли это сделать. Это говорит о том, что люди, ставшие лидерами, а точнее сказать, развившие в себе нужные качества, могут лучше ориентироваться в сложных жизненных условиях.
Также описанные данные исследования доказывают, что лидерству можно и абсолютно не сложно научиться. Конечно же, это не обязательно делать непосредственно на работе в рамках трудового коллектива. Лидер может воспитывать себя самостоятельно. Главное, для достижения этой цели, – это прислушаться к профессиональным советам психологов, которые представлены ниже в статье. Все они направлены на помощь в личностном росте и развитии, а также нахождении способов воспитания в себе нужных качеств характера и прививания полезных привычек.
Что такое лидерские качества?
Лидерство — это универсальный гибкий навык, который основан на общении с людьми, а не самой должности руководителя или конкретных знаниях о способах управления. Поэтому навыки лидерства актуальны в самых разных областях человеческой деятельности. В отличие от отраслевых навыков и знаний, лидерские качества полностью переносимы и могут использоваться в совершенно новой сфере работы.
Для кандидатов, рассматривающих возможность перехода на управленческую работу, жизненно важно иметь и доказать наличие лидерских качеств. Кандидат, способный продемонстрировать превосходные лидерские качества, будет на шаг впереди конкурентов и покажет потенциальным или уже существующим работодателям насколько вероятно, что он добьется успеха в долгосрочной перспективе
Конкретные знания в той или иной области можно наработать, но умение хорошо руководить постоянно требуется для успеха практически в любой карьере.
Перспективное видение
Смотреть «на перспективу» и видеть потенциал в неожиданных или незаметных вещах — бесценное качество лидера. Руководство любой компании хочет знать, что будет востребовано в их отрасли завтра, как с меньшими затратами и большей эффективностью решить проблему, какими продуктами в будущем будет пользоваться каждый. Достаточно вспомнить сервисы, которые были очень популярны в прошлом, но со временем их заменили более оригинальные — кто знает, как бы всё повернулось в этих компаниях, будь у них перспективное видение?
Как прокачать перспективное видение
КНИГИ:
Люк Де Брабандер, Алан Ини «Думай в других форматах»
Дэйв Стюарт, Марк Симмонс «Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга»
Скотт Белски «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»
Иван Бубнов «Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой»
Билл Торберт «Исследование действием»
ВИДЕО:
Розалинда Торрес: «Как стать великим лидером»
БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
«Нетология»: Как оценить результат личностного развития
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Подумайте, ваша идеальная работа — какая она? Что она в себя включает?
Составьте список из 50 своих достижений (минимум). Подумайте, есть ли что-то, что их объединяет? На основе этой информации составьте хронологию будущих достижений — подойдет просто список с примерными датами.
Расскажите о будущем как о прошлом. Представьте, что ваши планы сбылись, как изменился мир?
Составьте список так называемых мест, где бы вы не хотели оказаться — своеобразные флажки, какой жизни вы точно не хотите. И следите за тем, чтобы ваши действия туда не вели.
Игры на выявление лидера в детстве
Формирование лидерских качеств – важнейший этап при становлении личности.
Если раньше детей учили сдержанности и скромности, сейчас имеют значение пробивные способности. Многие родители стремятся воспитать в ребенке лидера с детства. При этом нельзя забывать, что успешными могут быть не только активные и передовые люди, но и хорошие специалисты в определенной области. Родители должны помогать ребенку развивать свои природные способности.
Для детей применяют игры на выявление лидера. Рассмотрим некоторые из них.
1. Цыганская повозка
Команде предлагается построить повозку, которая состоит из лошадей, телеги, стен, крыши, кучера, пассажиров и привязанного жеребенка. Для подготовки дается 4-5 минут. Кучер является организатором в команде. Крыша и стены – это те, кто может стать опорой. Телега, лошади и колеса – те, кто способен перемещать телегу, организаторы меньшего звена. Жеребенок выпадает из команды, но предъявляет заявку на высшие позиции. Все остальные – пассажиры. По завершению игры нужно провести опрос, кто доволен своим местом, и какое хотел бы занять.
Веревочка
Игра подскажет, как определить лидера. Из мотка веревки делается кольцо. Все игроки берут круг двумя руками. Затем ведущий дает указание: с закрытыми глазами сделать из бечевки треугольник. Тот кто озвучивает решение имеет лидерские задатки.
Выбор зверя
Каждый ребенок пишет название какого-то животного на бумажке, но не озвучивает его остальным. Затем все зачитывают написанное. И ведущий говорит снова записать какое-то животное, но без переговоров. В итоге у всех должен быть один какой – то зверь. Это позволит выявить теневых и явных лидеров.
Карабас
Чтобы провести игру, участников рассаживают по кругу. Ведущий предлагает встать со стульев, но только такому количеству человек, сколько будет показано на пальцах. Ребята должны вставать, не сговариваясь. Результаты бывают такими:
- общительные и инициативные встают сразу;
- нерешительные встают позже;
- безынициативные, те кто не встает вообще.
Игру проводят 4-5 раз.
Семейное фото
Дети должны сыграть роли членов семьи, которым нужно сделать фото. Нужно выбрать фотографа и всех членов семьи. Чаще всего фотографа и дедушку выбирают лидеры. После расстановки на счете три все должны похлопать в ладоши.
Проводник
Участники должны ходить гуськом друг за другом. Руки кладутся на плечи впереди идущему. Во время игрового процесса нельзя общаться, а глаза должны быть открыты у замыкающего шествие. Именно он и будет водителем. Хлопки по плечу, сигнализируют повороты. Сразу по двум плечам – движение вперед. Два раза – перемещение назад. Дробь хлопками означает стоп. Задача проводника провести поезд несколько поворотов. Затем последний становится вперед. Все игроки проверяются на наличие лидерских навыков по умению управлять.
Скульптура
Ведущий ставит перед ребятами задачу создать скульптуру «наш отряд в лагере». Желание стать прорабом озвучивает лидер.
Основные задачи лидера
Не менее важным для лидера является осознание того, как достичь желаемого и что нужно для этого сделать.
Выделяют следующие задачи:
- Достигать цель любыми способами.
- Сплотить коллектив в одну «звездную» команду.
- Помогать в развитии членов коллектива.
- Создать для сотрудников комфортную рабочую обстановку.
- Иногда позволять команде самостоятельно руководить и принимать решения.
- Обеспечить конструктивную критику.
Направлять команду к успеху, мотивировать коллектив и ориентироваться на конечную цель – основные составляющие эффективного лидерства.
Для того чтобы стать лидером нужно трудится над самим собой и быть бесконечно преданным своему делу. Только в таком случае вы почувствуете желаемый результат.
Упражнение № 11. Список препятствий.
Постарайтесь свести воедино все свои причины, тормозящие развитие лидерских качеств. Для этого возьмите блокнот и напишите в нем свою ближайшую цель, которую Вы поставили для себя на пути к достижению лидерских позиций. После этого здесь же перечислите все причины, по которым (как Вам кажется), Вы не можете ее достичь. Позвольте себе говорить в полный голос. Предоставьте своему внутреннему критику полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет. После этого повторите утверждение собственной цели.
Например:
Утверждение: «Я хочу заработать на собственный дом. Я заработаю на собственный дом».
Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать:
- У меня нет начального капитала
- У меня нет знаний, как это сделать.
- У меня нет идей для бизнеса
- У меня нет времени, чтобы работать на себя, моя работа занимает у меня весь день.
- Моя жена меня не поддержит.
- Мои друзья будут смеяться.
Продолжайте перечень, пока не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что Вы хотите. Когда почувствуете, что больше нечего сказать, торжественно сожгите список.
Такую процедуру можно проводить по нескольку раз, чтобы усилить ее воздействие.
Типы лидеров
У каждого лидера есть свое видение того, как лучше руководить своей командой. Всего существует три типа.
Авторитарный. Отличается тираническими наклонностями. Любое управленческое решение принимается самостоятельно. Рабочий процесс находится под четким контролем. В случае ошибок, подчиненных наказывают. Такой руководитель постоянно сталкивается с негативом. В коллективе отсутствует желание качественно работать и нет мотивации.
Либеральный. Является полной противоположностью предыдущему. Такой управленец безынициативен, не контролирует работу, не решает поставленные вопросы и возникающие проблемы. В коллективе происходит регресс. Климат в команде не располагает к плодотворной работе. Итог сходен с авторитарным подходом. Коллектив вечно недоволен, команда не развивается и не растет.
Демократичный. Оптимальный вариант
Руководитель берет во внимание мнение коллектива при решении вопросов. Члены команды ведут активное общение между собой и принимают решения самостоятельно
Руководитель награждает за положительный результат и наказывает за неудачи. Коллектив работает с мотивацией, выполняет все поставленные задачи.