Как правильно хвалить ребенка

Хвалим правильно

Сложности возникают не только с тем, как хвалить. Мы часто не понимаем и то, когда нужно это делать. Понятно, что похвалой мы отмечаем значительные достижения. А как насчет ежедневных и не таких значительных событиях — убранных вещах, сделанных уроках и так далее? Мы часто считаем это само собой разумеющимся и даже не отмечаем того, что ребенок получил пятерку за контрольную. Если он всегда хорошо учится, это рядовое достижение.

Поэтому основное правило — хвалить всегда, когда хочется. Искренняя похвала в нужное время буквально окрыляет ребенка и мотивирует его к новым свершениям

Особенно важно хвалить именно за рутину — уроки, уборку, правильное выполнение какого-то задания и так далее. И, конечно, нужно отмечать все достижения ребенка

Чего не нужно делать:

  • Сравнивать с другими. Не для всех соревнования являются мотивацией. Все помнят мем про сына маминой подруги, который может все и которым нам никогда не стать. Если все-таки хотите сравнивать, то только с самим собой — год назад ты мог вот так, а сейчас можешь вот этак.
  • Оценивать без подкрепления. «Молодец, умница, так держать» — это просто слова, которые ни о чем не говорят ребенку и ни на что не мотивируют. Да, приятно, да радует, но в услышанное в сотый раз уже не воспринимается. Всегда нужна обратная связь, когда вы говорите ребенку не только о том, что у него получилось, но и что можно было бы сделать по-другому.
  • Формировать ожидания. Когда мы говорим, что гордимся достижениями ребенка или он мог бы сделать лучше, то показываем, что чего-то от него ждем определенного результата. И этот результат влияет на наше настроение. Такой подход приводит к тому, что ребенок начинает зависеть от внешнего одобрения.

Как же хвалить правильно?

  1. Благодарите. Простое «спасибо» иногда работает лучше тысячи других слов. Мы очень редко благодарим друг друга, поэтому эти слова, даже если мы говорим их много раз в день и по каждому пустяку, никогда не обесценятся.
  2. Используйте «мне нравится». «Я горжусь, ты справился, ты молодец» и аналогичные все равно воспринимаются как оценка. Но когда мы говорим «мне нравится, я восхищаюсь твоим умением» и так далее, то говорим не о том, какой ребенок, а о его качествах. Тем самым мы отмечаем сильные стороны и показываем ребенку, что именно у него хорошо получается.
  3. Давайте обратную связь. Когда мы говорим ребенку, что у него хорошо получилось или он отлично справился, обязательно нужно говорить и о том, что именно у него получилось и с чем именно он отлично справился. Не забывайте указывать и на ошибки или неточности. Это помогает расти и мотивирует изменяться.
  4. Спросите ребенка, что его мотивирует. Иногда не нужно изобретать велосипед и подбирать слова. Школьники уже могут дать обратную связь вам и рассказать, какие ваши слова и действия их действительно мотивируют. Используйте это.

Что касается материальных стимулов, то используйте их постфактум. Если вы хотите подарить ребенку что-то ценное или отвезти его куда-то, куда он давно мечтал попасть, делайте это после того, как ребенок окончил год на пятерки или целый месяц убирался в своей комнате. Так вы уберете из его мотивации корысть, а подарок станет приятным бонусом и настоящей наградой за заслуги

Рекомендуем для изучения

Вы узнаете как повысить самооценку у ребенка и как помочь ему поверить в свои силы.

Что еще почитать:

Как дети выглядят в собственных глазах

Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т, д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей,
Правильная похвала: “Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!”
Возможный вывод: “Я хорошо поработал, и мою работу оценили”.
(Неправильная похвала: “Ты просто молодец”.)
Правильная похвала: “Твое стихотворение меня очень тронуло”.
Возможный вывод: “Хорошо, что я умею писать стихи”.
(Неправильная похвала: “Для твоего возраста это неплохие стихи”.)
Правильная похвала: “Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!”
Возможный вывод: “Я умею плотничать”.
(Неправильная похвала: “Ты хороший плотник”.)
Правильная похвала: “Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!”
Возможный вывод: “Я помог маме”.
(Неправильная похвала: “Ты сделал это лучше, чем наша мама”.)
Правильная похвала: “В твоем сочинении есть интересные мысли”.
Возможный вывод: “Я могу писать оригинально”.
(Неправильная похвала: “Ты пишешь неплохо для своего возраста. Но надо, конечно, многому еще научиться”.)
То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние реалистические положительные оценки в значительной степени определяют хорошее мнение ребенка о себе самом и об окружающем его мире.

Что запомнить

Правильная похвала — это поддержка; 
хвалить нужно усилия, а не результат;
важно проговаривать, за что именно хвалят ребенка. Неправильно: «Ты молодец»

Правильно: «У тебя так здорово получилось все объяснить»; 
за похвалой должна стоять безусловная любовь, а не манипуляции или желание вырастить гения;
перехваливать ребенка нельзя; 
вообще не хвалить тоже; 
если хвалить ребенка не получается, родителям нужно обратиться к психологу, чтобы сначала научиться хвалить себя.

Счастье есть
Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет.
Посмотреть на это счастье

За что и как хвалить ребёнка

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.


Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Благодарите

Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне. 

Хвалите за дело 

Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия. 

<<Форма демодоступа>>

Делитесь своими чувствами

Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности. 

Будьте искренним

После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка

Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя

Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».

Разделяйте похвалу и критику

После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина. 

Похвала — дело тонкое

Похвала — дело тонкое Дискуссии о том, нужно ли наказывать ребенка и как это делать, ведутся в родительских и профессиональных сообществах. Со вторым классическим инструментом воспитания – поощрением – вроде бы все понятно. Однако же хвалить ребенка тоже нужно уметь, так как не всякая похвала будет полезной для развития ребенка. Первое правило заключается в том, что похвала должна быть заслуженной и соизмеримой усилиям. Речь может идти о какой-то обязательной вещи – почистить зубы или заправить постель

Но если вы видите, что ребенку было непросто преодолеть свою лень, и он совершил некоторое усилие над собой — важно обратить на это внимание и воздать ему должное. Вы хвалите его не за заправленную постель или чистые зубы, а за то, что ребенок сделал над собой усилие и сделал то, что нужно

По такому же принципу не каждая полученная пятерка заслуживает одинакового поощрения. Если говорить «молодец» за каждую мелочь, то такая похвала быстро теряет свою ценность и перестает выполнять воспитательную функцию. Стоит внимательно относиться к каждому поступку ребенку, чтобы объективно оценить уровень заслуги и соответствующей похвалы. Например, для двухлетнего ребенка настоящее достижение – убрать за собой игрушки, а для семилетнего – просидеть спокойно целый урок.

Похвала должна быть понятной для ребенка и сопровождаться искренним интересом к делам ребенка. Важнее не столько сказать приятные слова, сколько обсудить с ребенком ситуацию, с интересом отнестись к его достижениям. В ответ на сообщение о полученной пятерке, спросите у сына или дочки: «А что именно ты сделал? Было сложно? А другие ребята знали ответ?» и так далее. Видя интерес со стороны взрослого, ребенок будет ощущать значимость своего достижения и станет чувствовать себя более уверенно. Специально отмечайте, за что именно вы хвалите ребенка. Это могут быть и конкретные успехи, и правильные шаги, и даже выводы, сделанные на основе прошлых ошибок. Например: «Помнишь, в прошлый раз ты не смог решить такую задачку, а теперь получилось, молодец!», «Смотри-ка, какой аккуратная у тебя получилась поделка!», «Неужели ты сам придумал, как это нарисовать? Умница», «Да, ты зря накричал на друга. Но молодец, что понял это и извинился»

Обращайте внимание на конкретные поступки и достижения ребенка, а не на его личность в целом

Избегайте сравнений с другими детьми

Постоянно обращать внимание ребенка на то, что у него получилось лучше других, он умнее или талантливее других не стоит, так как это формирует завышенную оценку и вредит отношениям ребенка со сверстниками. Конечно, от сравнений полностью уйти нельзя, да это и не нужно

Для проявления своего первенства ребенок может участвовать в различных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, где участникам заслуженно присуждаются грамоты и призовые места.

Важно разделять похвалу и проявления любви. Ребенок обязательно должен ощущать, что его любят просто за то, что он есть, независимо от его хороших и плохих поступков

Находите время для эмоционального общения с ребенком – веселых игр, объятий, прогулок и задушевных бесед. И почаще говорите о своей любви. Ни в коем случае не используйте слова любви и ласки в качестве поощрения каких-то заслуг ребенка, он должен знать, что его любят всегда.

Похвала создает чувство успеха, заряжает ребенка уверенностью и энергией

Важно, чтобы таких положительных эмоций в жизни ребенка было достаточно, чтобы они явно преобладали над критикой, наказаниями и упреками. Только так ребенок сможет двигаться вперед

Хвалите детей, замечайте их успехи – ведь они есть у каждого, нужно лишь присмотреться повнимательнее.

Что будет, если не хвалить ребенка вообще

Может показаться, что правильная похвала — это слишком сложно. И чтобы не ошибиться в формулировках, проще не хвалить ребенка вообще. Однако если не хвалить ребенка, он не будет развиваться как личность, потому что не будет понимать, что делать и зачем. Правильной похвалой родители побуждают ребенка к росту, поддерживают его стремления, учат не бояться ошибок.

Часто, чтобы мотивировать ребенка, его не хвалят, а ругают. На самом деле ребенок, которого вечно критикуют и не поддерживают, будет постоянно испытывать чувство вины и вряд ли чего-то добьется.

Почему критика не помогает людям стать лучше — статья в Своих

Бывает, что дети, которых не хвалили, достигают успеха во взрослом возрасте. Но делают это не для себя, а чтобы доказать родителям, что они чего-то стоят. Тогда ни высокая должность, ни большая зарплата не принесут человеку счастья. Его будет волновать не процесс достижения цели, а одобрение, которое он сможет получить. 

Ребенок воспринимает все слова родителей как истину, потому что еще не умеет отстаивать личные границы. Он не может предположить, что фраза «Какая ты неуклюжая, руки у тебя не из того места растут» — это всего лишь фраза, а не констатация факта.

Что такое личные границы и почему о них все говорят — статья в Своих

Если ребенок будет подстраиваться под замечания и желания родителей, от его личности ничего не останется. Он станет пассивным, удобным для окружающих и зависимым от их одобрения, не будет контролировать свою жизнь и решения. 

Почему мы хвалим наших детей?

Кроме искреннего восхищения своим ребенком у родителей есть также и свои личные, бессознательные причины для того, чтобы хвалить. Вот некоторые из них:

  • Говоря нашим детям слова, содержащие положительную оценку, мы хвалим себя — как родителей, способных воспитать такого великолепного ребенка. Это наш способ морально вознаградить себя за ресурсы, вложенные в наших детей. В этом случае по-настоящему похвала нужна именно нам, а не нашим детям.
  • Восклицая «Ты молодец!» родитель бессознательно хвалит ребенка именно за удовлетворение его собственных родительских желаний и ожиданий. Мы словно говорим: «Я чувствую себя хорошо и спокойно, когда ты так делаешь» или «Ты сделал именно то, чего я от тебя ожидал». Этот формат не способствует развитию, не делает из ребенка думающего человека, а только формирует рефлекс того поведения, которое нравится родителю. 
  • Иногда мы хвалим для того, чтобы показать самим себе, как сильно мы отличаемся от наших родителей, которые могли сказать в наш адрес что-то нелестное.

Как хвалить ребенка, чтобы не навредить?

Психологи утверждают, что похвала все же должна быть некой ценностью. Не хвалите за все подряд, иначе похвала обесценится. Ребенок будет думать, что вы хвалите автоматически, ему нелегко будет разобрать, когда он действительно сделал что-то хорошо, а когда — у него не получилось. Это рождает тревогу.
Не хвалите ребенка, сравнивая его с кем-то. Его успехи стоит оценивать только с ним же вчерашним: «здорово, сегодня ты справился еще лучше!». Похвала «теперь ты почти такой же умный, как сын соседки» — это унижение. Ребенок будет думать, что для вас он все равно — не самый хороший. Базис безусловной любви разрушен.
«Наконец-то! Я уж думала, ты никогда не сможешь ездить на велосипеде», — тоже не похвала. Ребенок теряет уверенность в своих силах, если в него не верят самые близкие люди. Надо сказать «мы с папой всегда знали, что у тебя получится».
Похвалу лучше не смешивать с негативом. «Молодец, конечно, что получил хорошую оценку по физике, но, почему так плохо написал сочинение?». Эти разговоры лучше разделить по времени. Ребенку всегда требуется положительное подкрепление. «Ты уже исправил одну оценку, с другим предметом тоже все получится, давай вместе позанимаемся».
Ребенок, который постоянно чувствует себя значимым членом семьи, ощущает поддержку и уважение, не будет охотиться за похвалой с излишним азартом. Он и так уверен в своих силах. Если вы видите, что ребенок неистово добивается похвалы, поговорите с ним

Возможно, он не ощущает себя достаточно важной частью вашей жизни.
Похвала должна быть соразмерной усилиям ребенка
Если малыш с большим трудом помог маме вытереть посуду, пыхтел и старался, стоит обратить особое внимание на его труд: «мамин помощник! Какой хороший мальчик у меня растет, как здорово, что ты такой добрый». Разумеется, подростку будет достаточно вашей улыбки и искренней благодарности
Ребенку важно, что похвала была искренней и адекватной поступку.
Оценочные слова не так плохи, как принято думать, если ребенок не перестает быть «умницей» и «молодцом», когда ошибается

Но такую похвалу лучше расширить, упомянув подробности: «молодец, как здорово ты это нарисовал! У тебя талант, и ты отлично потрудился».
Говорите и о своих чувствах, связанных с достижением ребенка: «я горжусь тобой», «мне приятно, что ты помог».

Хвалите процесс, а не личность

Исследователь Кэрол Двек обнаружил, что то, как родители хвалят ребенка, может повлиять на его способ мышления, методы решения проблем, упорство и академические успехи.

Дети с фиксированным способом мышления

Такие малыши полагают, что такие качества, как интеллект, характер и творческие способности являются врожденными и неизменными.

Другими словами, независимо от того, сколько они изучат и сколько усилий приложат, они все равно остаются с тем раскладом, который получили при рождении.

Дети с мышлением роста

Эти детки считают, что мозг является некой “мышцей”, которая может расти и развиваться вследствие труда. Они полагают, что то, с чем они рождаются, является сырьем, с которым можно работать, отправной точкой.

В результате они бросают вызовы, решают новые задачи, неустанно проверяют свои способности и преуспевают.

Любопытный эксперимент как хвалить детей

Двек и его коллеги продемонстрировали разницу в мышлении с помощью одного эксперимента, в котором 4-летним детям было предложено работать над головоломками.

Им дали право выбирать: работать над простой задачей, которую они уже решали в прошлом, либо попробовать совершенно новую, более сложную головоломку.

Те малыши, у кого сформировался фиксированный тип мышления, решили взяться за простые и привычные головоломки, подтвердив тем самым свои существующие способности.

Дети с мышлением роста решили, что предложенный выбор был изначально странным – почему кто-то предлагает решить загадку заново, вместо того, чтобы предложить что-то новое?

Их выбор – проверить себя, заняться более сложными головоломками. В целом такие дети больше стремятся к тому, чтобы стать умнее, а не демонстрировать, насколько они умны сейчас.

Как развивать мышление роста у ребенка через похвалу?

Похвала ребенку должна быть контекстуальной. То есть вместо того, чтобы хвалить личность (например, “ты воспитанный”), попробуйте хвалить процесс. У вас есть три варианта, как это сделать.

1. Хвалите стратегию

Например, “ты нашел отличный способ это сделать”.

2. Хвалите со спецификой

Например, “ты, кажется, действительно понимаешь квадратные уравнения”.

3. Хвалите усилия

Например, ”я вижу, что ты упорно тренировался”.

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие “нельзя” должны учитываться в воспитании

  • Нельзя использовать сравнение между ребятами.
  • Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
  • Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
  • Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
  • Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
  • Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
  • Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
  • Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности

Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям

Рекомендации родителям

Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом. В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов
Главное – мама и папа одобряют его действия.
Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания
Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений

Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: “хорошо-хорошо, иди поиграй”.
Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам

Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.

Какой бывает похвала?

Методы поощрения за хорошие дела и правильное поведение бывают материальными и нематериальными. Это знают все взрослые, ожидая премии за хорошую работу. Для ребёнка таким материальным поощрением становится покупка подарка в обмен на «правильный поступок»: «Будешь хорошо себя вести, куплю тебе игрушку».

Нематериальное, или психологическое, поощрение – гораздо более ценно для ребёнка. Но, к сожалению, к нематериальным методам мотивации и похвалы прибегают не так уж часто

Ведь чтобы проявить одобрение, придётся уделить внимание и время, от взрослого требуется больше душевных сил и терпения. Подарок выглядит гораздо проще

Но куда больше похож на «подкуп».

Чем опасно чрезмерное материальное поощрение ребёнка? Тем, что из него вырастет меркантильный, капризный, зависимый от поощрения взрослый. И совсем недопустимо, считают психологи, хвалить подросшего школьника за отметки денежной премией. Не стоит формировать взаимозависимость оценок от денежных знаков.

Как быть с похвалой?

Бесспорно, ребенку очень нужна позитивная обратная связь от родителей и похвала является методом позитивного подкрепления — мы поощряем словом за действия или поступки, которые хотим, чтобы ребенок продолжал выполнять. 

Делая это более осознанно, мы сможем избежать побочных эффектов от похвалы и сделать её более эффективной для ребёнка. Как же правильно хвалить?

1. Следить за фокусом своей похвалы

Как не нужно. Когда мы говорим «Ты замечательно справился, ты очень умный», наши слова — своеобразное «поглаживание эго» ребенка, они как бы награждают его правом расслабиться. Что здесь плохого? Как мы уже отметили, эти слова не мотивируют ребенка выполнить задачу еще лучше. Более того, в следующий раз причиной неудачи для ребенка будет нехватка интеллектуальных качеств: не смог — значит, «не умный». 

Как правильно? Такое поощрение, как «Ты замечательно справился, тебе пришлось очень серьезно потрудиться» возвышает реальные волевые заслуги ребенка, что повышает его стремление в будущем продолжать проявлять упорство в делах, а неудачи будут восприняты им только как недостаточное старание со своей стороны.

2. Выбирать правильное поощрение 

Помните, когда спортивные тренировки оправдывают лакомства, вы набираете вес, вместо того, чтобы сбрасывать его

Именно поэтому так важно выбрать правильное поощрение, не идущее вразрез с самой целью

Как не нужно. Пример неправильного поощрения: «Если ты выполнишь все примеры без ошибок, я разрешу тебе сегодня играть в компьютерные игры без ограничений».

Как правильно? Пример правильного поощрения: «Если ты будешь ходить на тренировки по боксу более трех месяцев без прогулов, я куплю тебе самые лучшие боксерские перчатки или оплачу расходы на поездку на соревнования».

3. Проявлять интерес к деятельности ребенка, а не к его успехам

Как не нужно. Рассматривая детский рисунок, попробуйте не оценивать его фразами «Красиво!» или «Как здорово!»

Как правильно? Постарайтесь рассмотреть рисунок как следует и делитесь с ребёнком тем, что вы видите на нём, а также задавайте вопросы. Так вы начнете присутствовать в его мире, и именно такое присутствие помогает ребёнку понять, что он вызывает у вас интерес, что вы думаете о нём.

Внимание взрослого к ребенку повышает самооценку ребенка и утверждает его в собственной значимости. Говоря с ребенком о его увлечениях, учебе, тренировках не забывайте проявлять интерес к самому ребенку, не фокусируясь только на его достижениях в деле

В конце концов, это лишь одна деталь целого пазла его внутреннего мира.

4. Оставлять ребенку шанс самому оценивать свои поступки 

Как не нужно. Пристрастием давать положительную оценку ребенку («Молодец!») по каждому поводу мы формируем у него зависимость от похвалы. Ребенок начинает ориентироваться на нашу оценку и считать правильным поступком только тот, за который его похвалили или похвалят. Так он теряет уверенность в себе, ощущает потерю смысла собственной деятельности без одобрения со стороны. Его поступки уже не хороши сами по себе, а нужны только для того, чтобы получить одобрение мамы

Происходит обесценивание эмоций ребенка, полученных от самого действия, он начинает думать примерно в таком ключе: «Не важно какие я испытывал чувства, когда делал это и мотивы моих действий тоже не важны, важно только то, что мама довольна». 

Как правильно? Оставляйте пространство для того, чтобы ребенок мог сам думать и оценивать свои действия и поступки. Не стремитесь к тому, чтобы оценивать каждый его шаг. Применяйте похвалу только в особенных случаях, когда ребенок делает что-то по-настоящему сложное для его возраста, делится своими игрушками или проявляет терпение.

Нужно ли это ребенку

Детям нужна похвала хотя бы потому, что это помогает им понять правильно он делает или нет. Например, мама говорит ребенку: «так делать нельзя, это неправильно, ай-ай». И малыш понимает свою ошибку. Иногда не сразу и одной фразы недостаточно. Но похвала помогает понять ребенку как исправить свое поведение. Если, разрисовав обои мама ругается, то ребенку хочется найти выход из этой ситуации, он извинится перед мамой нарисовав рисунок на бумаге, а может и вовсе решит помочь маме убрать за собой. Тут то похвала и сделает свое дело.

После наказания нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, нужно сделать иначе. Например, не разбрасывать игрушки, а убирать их после игры в коробку. И когда отправляем ребенка (или он сам идет) делать уборку, используем похвалу: «Какой умничка! Помогает маме! Убирает сам!» Поощряя правильные действия, мы направляем ребенка на правильный путь.

В воспитании есть метод кнута и пряника. Именно этот метод помогает ориентироваться ребенку в нормах жизни в обществе. Ребенок начинает понимать, что плохо, а что хорошо. Именно одобрение родителей помогает им в этом.

Советы родителям: как правильно похвалить малыша?

Хвалить нужно действие, а не личность

Важно, чтобы ребёнок понимал, за какой хороший поступок его хвалят. За что можно хвалить? За аккуратный и привлекательный рисунок, за собранные с пола игрушки, за помощь маме

А не за то, что «он такой молодец!».

Обращайте внимание на детали: аккуратно нарисованное солнышко, ровные края у печенья, которое малыш помогал маме лепить, тщательно подобранные цвета на бумажном платье куклы. Внимание к мелочам поможет и в той ситуации, когда хвалить, казалось бы, не за что: результат не удался, но малыш так старался!. Подчёркивайте трудность задачи: «Это непросто – высидеть в очереди к врачу спокойно и терпеливо, а ты смог!»

Подчёркивайте трудность задачи: «Это непросто – высидеть в очереди к врачу спокойно и терпеливо, а ты смог!»

Сопровождайте добрые слова улыбкой, обнимите и поцелуйте малыша, это делает похвалу искренней. Дети очень чувствительны к эмоциям, даже если они не выражены словами, и мамина ласка для них – лучшая награда.

Акцентируйте внимание не на том, что малышу даётся без труда, или на присущих ему качествах, а на том, что у него получается с трудом и требует особого терпения, настойчивости или стараний. Похвалить за то, что не сдаётся и добивается результата, – очень правильный поступок.

Как правильно хвалить ребенка? 7 советов как хвалить ребенка

Совет 1

Хвалите ваших детей не только за что-то, но и за старания. И тогда дети поймут, что если стараться, то может не сразу что-то получится. Но в итоге обязательно будет нужный результат. Это ваш вклад в их понимание жизни в будущем. Во взрослой жизни очень часто нам приходится прикладывать усилия без видимого результата.

Совет 2

Никогда не сравнивайте детей с кем-либо. Ваш ребенок индивидуален. Все что он делает, он делает по-своему, как умеет, как знает, в меру своих возможностей. Если сравнивать ребенка с кем-то, из этого он извлечет лишь то, что какой-то там мальчик это делает лучше, и вам родителям об этом известно.

Совет 3

Хвалите детей чаще и искренне. Дети очень легко распознают вранье и лесть. Сопровождайте похвалу своей улыбкой, объятием.

Совет 4

Хвалите не неудачи, а попытки сделать. Даже если в результате у ребенка не получилось ожидаемое, он попытался, осмелился попробовать что-то новое для него. Поддержите его начинания.

Совет 5

Похвала должна быть полной

Обращайте внимание на детали. То есть не «Ах, ты, мой молодец!» и до свидания

А «Вот это у тебя здорово получилось! Ты так старался, придумывал, и у тебя вышел очень красивый замок из конструктора! Как много цветов ты использовал!».

Совет 6

Напоминайте детям об их достижениях и маленьких успехах. Вспоминайте вместе с ребенком, что месяц назад он не мог собрать этот конструктор, а сейчас так легко и красиво это делает.

Совет 7

Подводите итог стараний ребенка. «Ты так старался», «Ты очень внимательно собирал этот замок».

Посмотрите видео «Как хвалить ребенка» (всего 3 минуты):

Слова хвалить детей

Ребенок четко должен понимать, что в случае осуществления действия, он вынужден будет за него отвечать. Таким образом, когда ребенок не хочет делать уроки, необходимо сказать, что если он сейчас не выполнит домашнее задание, то завтра получит двойку, а в последствии не сможет стать космонавтом. Конечно, такое объяснение является очень примитивным, но лишь для того, чтобы родители поняли, как необходимо указывать ребенку на ошибку, наказывать его. Нынешние родители согласятся, что наказание просто необходимо.

Однако если вспомнить свое детство, и ощутить снова те эмоции, которые испытывали во время наказания, то понятно, что ничего кроме злости, разочарование и отчаяние мы не ощущали. Соответственно наказание было неправильным. Поэтому нет необходимости ставить ребенка в угол, и тем более наказывать его с применением грубой физической силы, бить или хлестать ремнем. У ребенка кроме горечи, злости, не будет никаких эмоций. Другое дело, если вы сможете сдержать свое обещание и не дать малышу игрушку. Покажите, что не приобретете долгожданную игру малышу, если он так обращается со своими вещами. Это прививает малышу бережливость и учить знать цену деньгам. Ниже, в таблице слова хвалить детей.


Слова похвалы

Много интересного можно найти на нашем сайте:

Родители очень часто много требуют от своих детей, забывая о похвале, требуя от него исключительно хороших оценок. Ребенок не в силе постоянно держать высокую планку, выполняя сложные домашние задания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий