С чего начать поиск таланта в себе
Для начала нужно разобраться в определениях:
- Талант – это «высокий уровень развития специальных способностей» («Краткий психологический словарь», Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В психологии выделяют такие уровни развития способностей: задатки, собственно способности, талант, гениальность.
- Способности – это «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» («Краткий психологический словарь», Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Способности бывают общими и специальными
К первым относятся те особенности, которые позволяют успешно осваивать любой вид деятельности: внимание, память, речь, мышление, коммуникативные навыки, трудолюбие и т.д
К специальным способностям относятся особенности, позволяющие достичь успеха в конкретном виде деятельности: музыкальный слух, богатое воображение, чувство стиля, способность различать едва уловимые оттенки цветов и т.п.
Виды специальных способностей:
- Математические,
- Технические,
- Литературные,
- Художественные,
- Физические,
- Музыкальные,
- Учебные.
Что такое талант – виды
Талант – это такой уровень развития специальных способностей, при котором человек может не только воспроизводить полученные знания и повторять чей-то опыт, но и придумывать свое, творить, изобретать. Талантливый человек привносит в дело уникальность, оригинальность. Психолог Г. Гарднер выделил следующие виды талантов (1980 год, в основе лежит классификация типов интеллекта того же автора):
- Вербально-лингвистический. Это способность воспринимать и обрабатывать информацию транслировать свои идеи в массы. Без этого не обойтись писателям, ораторам, политикам, журналистам, копирайтерам.
- Цифровой. Это умение работать с числами, кодами, программами. Без этого таланта не обойтись программистам, математикам, экономистам.
- Пространственный. Это способность системно воспринимать мир и придумывать параллельные реальности, мыслить образами. Без этого таланта не обойтись иллюстраторам, дизайнерам, фотографам.
- Физический. Это сила, ловкость, гибкость, выносливость, скорость и все, что связано с возможностями тела. Люди с этим талантом достигают успеха в спорте, танцах, акробатике и т.п.
- Эмоциональный (личностный). Это умение хорошо разбираться в своих и чужих чувствах, анализировать их, отрабатывать эмоции. Люди с этим талантом находят себя в педагогике, психологии, социальной работе. Иногда это помогает построить актерскую карьеру.
- Межличностный. Это способность находить общий язык с любым человеком, успешно выстраивать отношения в разных сферах жизни, доступно излагать свои мысли и доносить их до других людей, убеждать, вдохновлять. Этот талант пригождается политикам, актерам, психологам, воспитателям, общественным деятелям.
- Талант окружающей среды. Это способность взаимодействовать с природой (флорой и фауной). Люди с этим талантом достигают успеха в работе с животными (дрессура, ветеринария, кинология), а также в агрономии, сельском хозяйстве и т.п.
- Комбинированный тип. Это сочетание разных талантов в одном человеке. Сферы потенциального успеха зависят от особенностей комбинации. Например, сочетание цифрового, вербально-лингвистического и эмоционального таланта позволит человеку создавать такие тексты и сайты, которые будут находить отклик в душах людей, пользоваться спросом.
Таким образом, начать развитие таланта стоит с его определения. Как узнать свой талант: пройти онлайн-тест Г. Гарднера. Необходимо ответить на 31 вопрос.
Согласно этому тесту, у меня лингвистический тип интеллекта (люблю и умею читать, писать и слушать, рассказывать истории). Собственно, этим я и занимаюсь по жизни. Так что, тест работает – проходите.
Чуть ниже мы еще поговорим о тестах для самодиагностики. А теперь перейдем к способам как найти в себе талант и способности. А также узнаем, как развить их.
3. Логико-математический интеллект
Ребенок критически настроен относительно ваших рассуждений: нет, не обязательно заболеешь без шапки, и не все, кто получил двойки, становятся дворниками. Обладает хорошим чувством юмора, видит противоречия и нестыковки: спорить с ним невозможно. То и дело обнаруживает неочевидные закономерности.
Обладают отличным навыком решения проблем: каждый раз находит новый способ разобрать самокат и достать из верхнего ящика конфеты. Часто витает в облаках, обдумывая какую-то дикую абстрактную задачу. Например, может ли летать плоский дирижабль.
Что предложить: кружок олимпиадной математики, философию для школьников, клуб любителей научных экспериментов. Играйте дома в настольные абстрактно-логические игры.
Основные принципы КПТ
Психологи уверяют, что зачастую источник проблем кроется в самом человеке, в его мышлении и убеждениях. С раннего детства мы постигаем правила поведения в обществе, учимся понимать, что хорошо, а что плохо, приобретаем привычки – как здоровые, так и вредоносные, мешающие гармоничному существованию.
Когнитивностью в психологии называется способность человека реагировать на происходящее вокруг в соответствии со своими убеждениями. Когда мы переживаем трудности, то испытываем страх, бессилие, злость. Эти негативные реакции – наша «привычка» именно так воспринимать тревожные события. А такие установки могут заставлять нас совершать необдуманные поступки, неадекватно общаться с окружающими, паниковать. Именно когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в осознании этих ошибок в мышлении и поведении, а специальные упражнения побуждают человека отказаться воспринимать события искаженно, по привычке, учат смотреть на проблему с новой позиции и легко справляться с трудностями.
7. Внутриличностный интеллект
Ребенок отличается особенной осознанностью, здорово может объяснять свои чувства и мотивы. Любит размышлять в одиночестве, отчего ему все время достается: родные видят в этом лень. Может увлекаться книгой, как художественной, так и психологическим научпопом. Пишет эссе, интересные с точки зрения философии, однако учительница почему-то упорно ставит тройки.
Увлекается интересными теориями о человеке, радостно рассказывает религиозной тетушке, почему между ней и обезьяной не такая уж большая дистанция. Примеряет на себя теорию пассионарности. Может вести себя странно и непредсказуемо, испытывая теории о человеке прямо на себе.
Что предложить: клуб творческого письма, писательские курсы, киноклуб, на котором обсуждают классику, студию философии. Устраивайте дома дебаты о природе человека и истории человечества. Харари вам в помощь.
2. Визуально-пространственный интеллект
Человек здорово понимает графики, схемы и ориентируется по карте. Один раз даже вывел маму из леса, а папе помог правильно припарковаться. Рисует план квартиры. Видит закономерности и ритм в архитектуре и даже на дачном заборе. Увлекается конструкторами и головоломками.
Может соорудить звездолет из трех пустых коробок и перевернутого стула. Рано начинает читать. Испытывает удовольствие от гармоничной картинки и от живописи в целом. Хорошо играет в компьютерные игры.
Что предложить: кружок инженерного творчества, работу с дронами, архитектуру, уроки живописи. Поощряйте фантазию: создавайте вместе макеты миров из бросового материала или виртуальные миры при помощи родственника-программиста.
3 фактора, убивающих творчество
Клинические исследования доказывают, что одной креативности недостаточно для высокой творческой активности. Есть факторы, которые негативно влияют на дивергентное мышление и становятся причиной творческих кризисов.
Доминирование внешней мотивации над внутренней
Американский психолог Т. Эмэбайль в книге «Социальная психология креативности» пишет, что внутренняя мотивация — основа успешного творчества. Внутренняя мотивация — это бескорыстный энтузиазм, работа ради интереса к делу, которая сопровождается вдохновением, радостью, страстью, а также состоянием «потока», когда человек теряет ощущение времени и погружается в творчество с головой.
Сильная внутренняя мотивация подталкивает двигаться вперед даже в стрессовых ситуациях. Например, она помогает человеку выйти из творческого тупика. Человек, немотивированный изнутри, в подобной ситуации впадает в ступор.
Кадр из фильма «99 франков». Источник
Конечно, внешняя мотивация (зарплата, деловая репутация) тоже важна, особенно если творчество — основная работа. Однако она не должна быть главным стимулом. Эксперты по саморазвитию отмечают, что перевес в сторону внешней мотивации разрушает креативность.
Советы, как развивать креативность мышления
К сожалению, часто слышала от своих участников тренингов, что креативное мышление это природное свойство, с которым надо родиться. Готова поспорить, что креативность можно развить в любом возрасте
Просто выполняйте эти легкие советы, и с удивлением заметите, что месяца через три Ваше воображение улучшилось. Также можно потренировать память и внимание на простых играх на ресурсе Викиум
9 коротких советов
Почаще смотрите в небо, вспомните, как в детстве видели животных в облаках. Дорисовывайте мысленно недостающие детали. Пропитывайтесь солнечной и творческой энергией.
- Играйте. Превращайте обыденные, скучные вещи в игру. Замечательно сближает с детьми. Ведь с легким нравом легче решать возникающие проблемы. Не будьте чересчур серьезны, прервитесь для просмотра какого-нибудь смешного ролика в интернете.
- Разгадывайте головоломки. Прекрасный вариант для развития креативности – головоломки со спичками. Это веселое времяпрепровождение подходит и для детей и для взрослых.
- Применяйте в своей профессиональной деятельности мозговые штурмы, интеллект карты и метод мышления «6 шляп Бино». Можно почитать в блоге — Как устроить мозговой штурм , Метод 6 шляп мышления, Как нарисовать интеллект-карту. Эти простые техники очень хороши при развитии инновационной деятельности в компании, или лично. (Как соединить работу и инициативы — в отдельной статье).
- Ходите в музеи или на выставки. Смотрите на картины известных мастеров и представляйте картину, как наяву. Стойте подолгу, рассматривайте под разным углом зрения. Временами освещение творит с картинами чудеса, как будто оживляет их.
- Творите. Самый простой и доступный способ самовыражения и творчества – это фото. Только не одни селфи, а что-то необычное в окружающем мире. Или с непривычного угла зрения.
- Рисуйте. Даже если не умеете. Просто пробуйте. Для начала – наброски простым карандашом, потом в дело пойдет кисть с красками. Попробуйте обыденный список продуктов в магазин нарисовать, а не написать его.
Первый принцип ТРИЗ – Дробление
Под дроблением понимается разбиение проблемы на части. В некоторых случаях проблема решается путём ее деления на более мелкие фрагменты. Вы можете использовать следующие три техники для дробления:
- Разделить объект на независимые части;
- Преобразовать объект – сделать его разборным;
- Увеличить степень дробления объекта.
Рассмотрим несколько примеров:
- Разбиение мебели на модульные компоненты таким образом, что они могут быть произвольно скомбинированы в соответствии с нуждами клиента.
- Быстрое разъединение сочленений в водопроводных трубах.
- Разбиение большого задания на небольшие задачи.
Сегментирование часто используется в маркетинге. Например, книга “Куриный бульон для души”, изданная в 1990-е и содержащая вдохновляющие и мотивирующие истории. Она обрела большую популярность и была продана в миллионах копий. Авторы – Джек Кэнфилд и Марк Виктор Хансен задали себе вопрос, как они могут продать ещё больше книг.
Они стали выпускать книгу “Куриный бульон для души” сериями. Каждая книга в серии использовала ту же самую концепцию, что и оригинальная, но была предназначена для определённой категории населения и различных жизненных обстоятельств. К настоящему времени выпущено уже более 200 различных вариантов книг, объединённых под общим названием – “Куриный бульон для души”.
- Здоровье
- Деньги и статус
- Взаимоотношения
Посмотрите на каждую из этих тем и представьте, как их можно сегментировать. Так, частью “Взаимоотношений” может быть тема “как создать крепкий брак”. Составным элементом “как создать крепкий брак” может стать “как создать крепкий брак, если у вас смешанная семья”. Продолжайте сегментацию, пока вы не найдёте интересную для вас тему, которая могла бы привлечь большую аудиторию, и которая ещё достаточно нова для читателей.
Задачи когнитивно-поведенческих упражнений
КПТ достаточно популярна, давно и успешно используется специалистами не только для профилактики и коррекции психических расстройств, но и как метод, способный изменить мышление и поведение на более рациональные и полезные.
Психотерапевт учит пациентов техникам и упражнениям, которые:
направлены на выявление негативных и тревожных мыслей;
помогают пересмотреть внутренние стереотипы и установки;
- способствуют новому здоровому мышлению и образу жизни;
учат верно реагировать на внешние раздражители и контролировать свои эмоции;
формируют жизнеутверждающее поведение;
оказывают успокоительное действие.
В конечном итоге человек, усвоивший упражнения КПТ и выполняющий их регулярно, проходит через стрессовые и пугающие ситуации без привычных тревог.
учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.
Как узнать свой скрытый талант
Когда человек знает о своих талантах, он более созвучен со своей жизнью. Ему и солнце светит ярче, и грустные моменты не такие грустные, и в мире его всё хорошо, потому что он на правильном пути. У него есть цель.
Добавьте немного рациональности в свой талант, чтобы преуспеть в деловом мире. Когда вы зарабатываете деньги на своём таланте, этот труд перестаёт быть работой, а становится приносящим удовлетворение процессом.
Также, чтобы помочь себе в раскрытии талантов можно воспользоваться подсказкой из своей даты рождения. Необходимо сложить все цифры в вашей дате рождения и довести полученное число до однозначного, то есть от 1 до 9. Полученная цифра расскажет вам в какой области вы можете добиться максимальных успехов.
1 – число лидерских способностей
Вы будете успешны в любой работе с коллективом, так как умеете увлекать людей и вести их за собой. Люди с этим числом таланта очень ответственны, коммуникабельны, настойчивы и инициативны. Они прирождённые руководители. Если в данный момент вы не занимаете высокую должность, просто вспомните, что все с чего-то начинали и сразу приступайте к активным действиям.
2 – число дипломатичности и миролюбия
Носители этого числа умеют договариваться, они знают, как расположить к себе самых претенциозных людей, и в два счёта разрешают любые конфликтные ситуации. Такие люди могут добиться успеха в очень многих сферах – это хорошие психологи, дипломаты, адвокаты и предприниматели.
1. Лингвистический или вербальный интеллект
Ребенок с таким типом интеллекта легко запоминает странные слова и выражения, может огорошить бабушку раз услышанной неприличной частушкой. Придумывает странные тексты, сочиняет сказки или ловко придумывает рифмованные обзывательства.
Умеет хорошо объяснять предметы или явления, у него острый язык, отчего родители часто грустят и советуют его придержать. Может испытывать страсть к рэп-баттлам. Вступает в словесные перепалки в интернете. Может любить много и хаотично читать.
Что предложить: кружок риторики, журналистики, читательский клуб, поэтические вечера. Или даже вести блог.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Советы тем, кто хочет развить талант
Таланты есть у подавляющего большинства людей. Если вы решили развить способности и имеете представление о своих талантах, посетите развивающие курсы. Тем, кто не знает с чего начать, стоит посоветоваться с друзьями.
Рассмотреть потенциал поможет психолог. Он на основе тестирования определит, какие навыки и таланты вам близки. За несколько консультаций он разработает план действий и подскажет, какие курсы лучше посетить.
Если вы желаете самостоятельно разобраться с собственным внутренним миром, проведите самоанализ. Запишите на листке, что вас увлекает, какие у вас интересы. Имея список, вы сможете сузить зону поиска. Если в списке нет направления, созвучного вам, исследуйте вглубь.
Самое главное — нельзя опускать руки при неудачах. Проявляйте терпение и усердие. Некоторым требуется больше времени, чтобы раскрыть потенциал.
Как развить здоровую самооценку у ребёнка
Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих возможностей, качеств и положения среди других людей. Существует общая и частная самооценка. Общая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. А частная — это мнение человека о своих успехах в разных видах деятельности.
Самооценка ребёнка складывается из обратной связи, которую он получает от окружающих.
Одна из частых родительских ошибок — это навешивание ярлыков, то есть стремление по каким-то отдельным качествам и поступкам судить о личности и будущем ребёнка. Часто мы делаем это неосознанно. Стремимся дать ребёнку обратную связь, но не умеем сделать это правильно, и получается что-то вроде: «Мда, ты для спорта явно не создан», «Ты в математике не преуспеешь, у тебя совсем другие сильные стороны».
Ярлыки бывают не только негативными. Иногда родители стремятся «развить самооценку» своего ребёнка, давая ему слишком позитивную обратную связь: «Ты прирождённая балерина», «У тебя же такой слух, просто идеальный для скрипки», «У тебя невероятный талант». Это тоже вредно, потому что такие слова создают у ребёнка неадекватное представление о себе. В будущем, попав в коллектив других ребят, он может испытать большое разочарование.
«„Семейные“ профессии — когда в семье сформировалась династия, например врачей или юристов, — это тоже своего рода ярлык. Родители ждут, что ребёнок пойдёт по их стопам, а у него совсем нет тяги к этой сфере. Давление родственников будет мешать ребёнку выбирать деятельность по душе и тормозить развитие его способностей. И даже может привести к негативным последствиям: чувствуя давление со стороны семьи, ребёнок начнёт закрываться и может проявлять агрессию в ответ на принуждение».
Главный способ развивать в ребёнке здоровую самооценку — давать адекватную, информативную обратную связь на его действия.
Неправильная обратная связь, которая ухудшит самооценку
- концентрируется на негативном;
- описывает личность ребёнка, а не его действия;
- может содержать обесценивание стараний ребёнка;
- неинформативна: не понятно, что именно не получилось и как исправить ситуацию.
Пример неправильной обратной связи: «Ты вообще не стараешься! Никогда не можешь сделать нормально! Ну почему ты такой бестолковый!»
Правильная обратная связь, которая формирует стабильную самооценку и поможет ребёнку адекватно оценить свои сильные и слабые стороны
- концентрируется на успехах;
- описывает действия, а не личность;
- признаёт старания ребёнка, даже если успех пока минимальный;
- признаёт неудачи, но не катастрофизирует их;
- информативна: ищет, как можно исправить, как в следующий раз сделать лучше.
Примеры правильной обратной связи: «У тебя сегодня получается гораздо лучше, чем раньше!», «Я очень рада, что на этой контрольной ты решил четыре примера, в прошлый раз было три. Как тебе? Ты доволен результатом?», «Если нужна моя помощь, скажи, как тебе помочь?», «Согласна, неприятно получить плохую отметку. Что думаешь, как можно решить эту проблему?».
Как правильно давать обратную связь:
- оценивать действия ребёнка, а не его личность;
- отмечать то, что действительно получается;
- замечать, если у ребёнка есть свой стиль, свои особенности (решил задачу необычным способом, рисует необычные образы);
- учить сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с кем-то другим.
Что делать, если ребёнок постоянно бросает кружки?
Такое действительно случается. Причин тому может быть много:
- у тренера слишком завышенные требования;
- у ребёнка есть какие-то страхи, но он не решается о них сказать: например, его задирают другие ребята или он боится не стать лучшим и тем самым не угодить родителям;
- он стесняется;
- у него не получается выстроить коммуникацию с другими детьми;
- он сильно устаёт и не выдерживает нагрузку.
Постарайтесь понять, что именно не нравится вашему ребёнку, и предметно решайте проблему.
Чтобы выбрать кружок не наобум, а осознанно, знакомьте ребёнка с разными сферами. Уже с 12 лет можно более детально рассказывать об особенностях разных профессий. Попросите своих друзей рассказать о том, как проходит их рабочий день, почему они выбрали эту профессию и что в ней самое интересное, какими навыками нужно обладать, чтобы реализоваться в той или иной сфере. Живой пример и рассказ лучше пробудят интерес ребёнка.
Практические приемы тренера на тренинге по развитию креативности
В любой профессии и среде быстрее решаются задачи и возникающие проблемы. На примере обучения менеджеров по продажам, могу поделиться накопленным опытом. Размышлениями и вопросами множества сотрудников, которые уже «прокачали» свою креативность.
В начале тренинга участники делились примерно одинаково – 50 на 50%. Тот, кто считал себя креативным человеком, и тот, кто думал, что творчество не его конёк. После прохождения оставалось всего около 10% убежденных, что креативности нужно долго учиться.
Вы тоже не уверены в своих креативных способностях?
С группой участников был проведен такой маленький эксперимент. Один участник взял в руки пластмассовый стаканчик. Задача – передать по кругу предмет разным способом, ни разу не повторяясь. Стаканчик передается оригинальными способами и проходит 3 круга.
Первый круг сотрудники «раскачивались» и долго думали о способе передачи. Потом дело пошло быстрее, а в конце хотелось еще продолжить игру, остались неисполненные способы передачи стаканчика.
Человек, обрабатывая задачу, сначала сопротивляется новому, но попробовав, вкусив удачу, начинает азартно и главное, быстро, генерировать идеи. Дан пуск нашему воображению.
Поэтому, чтобы развить креативность, нужно немного «запустить» фантазию. Разрешить себе выйти за рамки привычной картины мира.
Знаете, что мешает креативному мышлению?
Препятствия на пути к творческому мышлению:
- Стремление к определенности.
Человеческий мозг мыслит образами. И если не хватает какой-то части в образе, человек склонен дорисовывать «целое» на свой лад. Знаете притчу про слепых и слона. Там где, каждый слепой, трогая ближнюю часть слона (ногу, хобот, уши), дорисовывал свою картину мира. В реальности, событие или предмет может быть совсем не таким, как мы его «дорисовываем».
- Страх ошибки.
Известный американский писатель Элберт Хаббард говорил: » Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете допустить, это пребывание в постоянном страхе перед возможностью совершить ошибку »
Не бойтесь ошибаться. Лучше несколько раз ошибиться, но найти правильное решение, чем не рисковать и не достичь результата. Чем больше разных предложений, тем больше результативных, правильных решений в итоге. Статья, как победить страхи и тревоги.
- Низкая самооценка. Этой теме посвящена отдельная статья – как повысить самооценку. Статья про самооценку здесь.
- Стереотипы.
Наши знания, багаж, опыт с одной стороны нас поддерживают, с другой стороны нас ограничивают.
Хотите еще маленький прием?
Быстро скрестите руки на груди крендельком. Как получилось? Слева-направо или наоборот. Понаблюдайте за собой, Вы всегда скрещиваете руки на груди так, как привыкли это делать. А теперь попробуйте поменять руки. Это трудно без тренировки.
Так и с воображением. Человек мыслит привычными категориями, и чтобы «выйти за рамки» ему нужно потренироваться.
Есть много простых упражнений, которые развивают креативное мышление.
Бизнес-ТРИЗ. Уровень 1
– Что такое нестандартные задачи в бизнесе и менеджменте. Введение в ТРИЗ
– Основные концепции ТРИЗ: идеальность, противоречие, системный характер развития бизнес-систем, продуктов и услуг. Типы нестандартных задач и проектов
– Психологическая инерция как основной барьер на пути к прорывным решениям
– Многоэкранная схема мышления
– Идеальный конечный результат. Ресурсное мышление. Идеальные решения
– Противоречия. Способы устранения противоречий
– Процесс решения проблем с помощью бизнес-ТРИЗ
– Карта Восприятия Проблемы: выявление уровней проблемы на основе анализа мнений участников проблемы
– Описание нестандартной задачи: шаблон описания и формулирования ключевой проблемы
– Причинно-Конфликтный Анализ (RCA+): инструмент декомпозиции проблемы в причинно-следственную диаграмму и выявления противоречий, препятствующих решению проблемы
– Коллекция Изобретательских Приемов: универсальные стратегии направлений поиска решений нестандартных задач, включающие 40 приемов и 189 подприемов
– Матрица Противоречий: инструмент выбора шаблонов направлений поиска решений, предназначенных для устранения различных типов противоречий
– Ландшафт Идей: инструмент оценки полученных идей на основе Многокритериальной Матрицы Решений и визуализации пространства идей