Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Ш — Большая советская энциклопедия
Двадцать шестая буква русского алфавита. По начертанию восходит к букве Ш («ша») кириллического (см. Кириллица) и Ш глаголического (см. Глаголица) алфавитов. Цифрового значения «Ш» в кириллице не имела, в глаголице — 800. Соответствующей буквы в греческом алфавите нет. Была введена в славянские азбуки для обозначения звука, отсутствовавшего в греческом языке. По-видимому, восходит к
Значения в других словарях
- ш —
Ш, согласная буква ша в церк. азбуке 28-я, а в русской 25-я.
Толковый словарь Даля - ш —
(< кирилич. Ш «ша»). 26-я буква русского алфавита.
Словарь лингвистических терминов Жеребило - ш —
Двадцать шестая буква др.-русск. алфавита.
Этимологический словарь Макса Фасмера - Ш —
Ш — двадцать шестая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве O («ша»).
Большой энциклопедический словарь - ш —
см. ша 1.
Малый академический словарь - ш —
Ш, ША1, нескл., ср. название буквы «ш», название соответствующего звука ·и·др. значения; ·срн. а1.
Толковый словарь Ушакова - ш —
предл, кол-во синонимов: 1 буква 103
Словарь синонимов русского языка - ш —
Ш * Ch.< château замок. Сокращения в названиях фр. вин, которые начинаются со слова «Шато». Лучшие сорта <�дессертных вин > классифицированы в следующем порядке: Grand premier cru: Château-Yquem; premiers crus: Ch. La Tour-Blanche, Ch.
Словарь галлицизмов русского языка - ш —
Ш , неизм. 1. ж. и ср. Двадцать шестая буква русского алфавита, обозначающая твёрдый согласный звук . Прописная Ш. Строчное ш. 2. м. Согласный звук , обозначаемый этой буквой. Шумный, глухой ш.
Толковый словарь Кузнецова - ш —
ш буква Двадцать шестая буква русского алфавита.
Толковый словарь Ефремовой - Ш —
Двадцать пятая буква русской азбуки, обозначающая собой обыкновенно согласный спирант глухой, переднеязычный, альвеолярный, корональной артикуляции. В большинстве великорусских говоров ш произносится «твердо», т.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - ш —
• штурмовик
Сокращения, применяемые в СССР
Чистоговорки на букву Ш
Чистоговорки на букву Ш
Ша-ша-ша-ша, — наша Таня хороша.Шо-шо-шо-шо, — поёт хорошо.Шу-шу-шу-шу, — поёт песню малышу.Ши-ши-ши-ши, — любят песни малыши.
Ша-ша-ша – мы любим малыша.Ша-ша- ша – мама моет малыша.Ша-ша-ша – я сижу у шалаша.Шу-шу-шу – я письмо пишу.Аш – аш-аш – у Марины карандаш.Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь.Шей-шей-шей – я боюсь мышей.Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку.Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.Ушка-ушка – вот моя подушкаУшка-ушка – мягкая подушка.Ушку-ушку – на кровать кладу подушку.Ушке-ушке – спать я буду на подушке.
Шестнадцать шли мышей, И шесть несли грошей; А мыши, что поплоше Шумливо шарят гроши.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши, что поплоше несли по два гроша.
Камышам пищала мышь:— Шорох ваш нарушил тишь!Шепчут шумно камыши:— Тише, мышка, не шурши!Шелест твой услышит кошка,Шла бы к бабушке ты, крошкаНас ослушаешься,мышка, —Кошка – цап тебя, глупышка!В общем, мышь, не шебурши,Лучше в норку поспеши.Не послушалась их мышка,Запищала вновь малышка:— Для меня, бесстрашной,кошка –Что для той же кошкимошка…С той поры не слышно мышки,Шаловливой хвастунишкиВладимир Кремнев.
Автоматизация звука Ш в словах
1. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа.2. У Маши сыворотка в каше.3. Мама давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.4. Дали Глаши простокваши, а у Глаши – каша.5. Простокваши дали Клаше. Недовольна Клаша: «Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».6. В шалаше шесть шалунов.7. Саша шапкой шишки сшиб.8. На окошке крошку мошку Ловко ловит лапкой кошка.9. Шишки скользкие шуршали, шумношлепались с сосны. Слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.10. Сшила Саша Сашке шапку.11. Шапка да шубка – вот весь Мишутка.12. Шапкой Мишка шишки сшиб.13. Пышки и шанежки – для Пашки и Санечки.14. Шесть мышат в камыше шуршат.15. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.16. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.17. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».13. Шпиону и шпионке – пшёнку.14. Шла по улице машина, шла машина безбензина, шла машина без мотора, шла машинабез шофера, шла, сама не зная, шла машина… заводная.15. Шел Глеб с хлебом, шла Оля с солью.16. У Прошки с плошкой вышла оплошка – плошку Прошка перевернул.17. Парус наш совесть сшит, нас и шторм не устрашит.18. Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.19. Шишки на сосне, шашки на столе.20. Может, бабушка и вяжет, но спроси – она не скажет ( ж, с, ш).21. Ванечка – Ванюшка,Танечка – Танюшка,Катечка – Катюшка,Надечка – Надюшка,Витечка – Витюшка(ч, ш).22. Паша под подушку спрятал все игрушки. Душно под подушкой спрятанным игрушкам.23. Шьет швея штанишки Маше, Паше, Даше и Наташе.24. Дышат кошки, дышат мышки, дышат мишки и детишки.25. Шла к малышке Груше бабушка Луша. В лукошке у Луши большие груши.26. Гриша кроет крышу Гоше, Алеше и Мише.27. На шпалах лапша.28. Ваш шпион нашего шпиона не перешпионит, а наш шпион вашего шпиона перешпинит.29. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки.30. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.31. Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.32. Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста. На ерша хороша верша. (рыболовный снаряд из прутьев в виде бутыли, воронки).33. На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.34. Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.35. Маша мешает кашу, а Миша мешает Маше.36. У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку(С. Погореловский).
Подготовительный этап
Если у ребенка отсутствует звук , то это — сигматизм, когда он заменяет звук или искажает — парасигматизм. Правильное определение причины дефекта позволяет сделать процесс исправления эффективным.
Примерные упражнения для группы шипящих:
- «Наказать непослушный язычок» — рот широко открыт, широкий язык лежит на нижней губе. Его нужно аккуратно шлепать верхней губой или слегка прикусывать. Действие сопровождается произнесением слоговой дорожки: пя-пя-пя.
- «Лопаточка» — рот открыт, широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается в таком положении 5 секунд.
- «Чашечка» — рот широко открыт, язык расслабленно лежит на нижней губе, необходимо загнуть его боковые края. Усложненный вариант — «Чашечку» перемещают за верхние зубы.
- «Грибок» — рот приоткрыть, распластанный язык прижать к нёбу и удерживать в таком положении 5 секунд.
- «Гармошка» — положение как в предыдущем упражнении. Нижняя челюсть опускается вниз, потом поднимается вверх. Язык должен оставаться приклеенным к нёбу.
- «Лошадка» — при приоткрытом рте язык присасывается к нёбу и открывается, получается характерный звук.
- «Бублик» — губы вперед и немного округлить.
Еще одна важная часть подготовительного этапа — дыхательная гимнастика. Дошкольника просят сдувать небольшие бумажные шарики с поверхности стола или шестигранный карандаш
Важно следить, чтобы в это время у него надувались щеки. Еще одно полезное упражнение — «Фокус»
Ребенка просят сделать «Чашечку», на кончик носа кладется маленький кусочек ватки. Дошкольник должен сдуть его так, чтобы он полетел наверх.
Когда артикуляционная и дыхательная гимнастика будут хорошо усвоены, можно переходить к постановке звука. В специальных детских садах для детей с нарушениями речи, с детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия. Это позволяет им лучше усваивать материал.
Как поставить звук?
После таких игр можно заняться постановкой звука . В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков или (иногда – звука , но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).
Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:
- просим свое чадо произнести долгий ;
- в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
- когда он займет нужное положение, превратится в ;
- просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.
То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».
Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения:
- пошипит, как змея;
- как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;
- как листва деревьев на ветру;
- как сердитая кошечка;
- как осенние листья под ногами;
- как мышка, которая скребется в норке.
При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.
Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки
В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук , стоящий в начале слова, в середине, в конце.
Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками или .
Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.
Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.
Скороговорки на звук «ш»
Шила в мешке не утаишь.
***
Луша у душа мыла шею и уши.
***
Метил в лукошко – попал в окошко.
***
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
***
Я по камешкам пошел,
Шубу шелкову нашел.
***
Макар да кошка,
Комар, да мошка.
***
Кошка на окошке
Шьет рубашку для Ермошки.
***
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
***
Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.
***
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
***
В шалаше шесть шалунов.
***
Наши мыши ваших тише:
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши
Не пускайте ваших к нам.
***
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше,
несли по два гроша.
***
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
***
Шакал шагал, шакал скакал.
***
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».
Как научить ребёнка выговаривать букву «Ш». Урок 1
В норме звук «ш» любым ребёнком произносится следующим образом: губы округлены, зубы разомкнуты на расстоянии 4-6 миллиметров, широкий край языка поднят к началу твёрдого нёба, при этом боковые края языка слегка прижаты к боковым зубам, а воздушная струя проходит посередине языка.
Если ваш ребёнок умеет говорить звук «т», то от него можно поставить звук «ш». Попросите малыша сказать букву «т», а потом объясните, что для нового звука нужно будет поднять язычок к верхнему нёбу. Пусть малыш протянет букву «т» как можно дольше, тогда появится вторым звуком неопределенный шелест или свист «тсссс». После этого язычок нужно спрятать внутрь рта, не прерывая звук. Не говорите малышу, что он научился говорить букву «ш», а сообщите, что теперь он может шипеть как змея.
Попросите, чтобы он ещё раз пошипел как змея, в этот момент своей рукой возьмите ребёнка за уголки губ и выдвиньте их немного вперед. У вас должен получиться настоящий звук «ш», после чего нужно переходить к автоматизации нового звука в слогах «шо» и «шу». Если во время постановки звука «ш» у ребёнка неожиданно получился звук «р», то лучше поставить этот звук. Потому что в дальнейшем от буквы «р» вы сможете поставить букву «ш». Если малыш умеет говорить звук «р», пусть он скажет его с открытым ртом, а потом произнесёт этот звук шепотом. После этого вы услышите долгожданную букву «ш».
Буква Ш
Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.
При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.
Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.
- межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
- произнесение «в нос»,
- способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
- при нарушении прикуса звук похож на Ф,
- звук, напоминающий С.
Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.
Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия
Важно размять не только язык, но и губы
- Упражнения для языка:
«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола
Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка»
Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот
Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
- Упражнения для губ:
«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы
Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.
Игры с буквой Ш
- Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:
Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
- Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.
Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.
- Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
- Песни, потешки, стихотворения.
Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.
Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Скороговорки с буквой Ш
Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.
- Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
- Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
- Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
- Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
- Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
- Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
- Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
Учимся выговаривать буквы
Когда дети подрастают, мамы начинают прислушиваться к их произношению, правильно ли выговаривает малыш буквы, и все ли он их говорит. Проблема всегда была и будет, правда бывает так, что переполох поднимается раньше времени, многие буквы ребенок просто не может еще говорить, просто потому, что он еще слишком мал. К таким буквам относится буква, «Р», ее ребенок должен учиться говорить в 5- 6 лет, если это получилось раньше, то хорошо, а если нет, не переживайте, поводов пока для этого нет.
Как научить ребенка говорить букву Р
Прежде всего, нужно помнить, что занятия должны быть систематическими, иначе результата, вы можете ждать долго. Для начала стоит просто повторять слова с буквой «Р», но постоянно и естественно вместе с мамой или папой, чтобы ребенок слышал пример.
- крем
- кружка
- красота
- трактор
- трава
- труба
- рупор
- роза
- ребус
- укроп
И все тому подобное, если у вас нет возможности получить консультацию логопеда, или вам к нему обращаться просто рано, то вы должны сами подобрать слова для занятий.
https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Р. (https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtE)
Выбирать вы их должны, учитывая, когда именно вашему ребенку трудно произносить букву. Возможно только перед гласными буквами или наоборот, а может он совсем ее не произносит. Отталкиваясь от ваших умозаключений по этому поводу. Вы и составите небольшой список слов, который будете произносить вместе с ребенком. Еще вам нужно непременно запомнить правильную постановку языка, зубов и губ при произношении буквы «Р».
- Зубы должны быть разомкнуты так, чтобы между ними мог поместиться палец.
- Боками язык прикасается к коренным зубам, его кончик направлен наверх и соприкасается с ребристой поверхностью, рядом с резцами. Когда поток воздуха выходит, кончик языка вибрирует, и получается звук р-р-р.
- Губы в это время уже готовы произнести следующую букву.
Прежде чем объяснять это ребенку, разберитесь во всем сами, и уже потом своими словами перескажите ему все. Постоянно занимайтесь с ним, если вам не помогут такие простые упражнения, то нужны будут если не занятия с логопедом, то его консультация, на которой он вам составит список нужных именно вашему ребенку упражнений.
Как научить ребенка говорить букву Л
Учиться произносить правильно букву «Л», стоит начать как можно раньше, пока это не превратилось в привычку и даже в проблему, из-за которой вам придется обращаться к логопеду. Возможно, малышу просто нужно помочь разобраться в том, как правильно произносить эту букву. При правильном произношении, положение должно быть таким:
- губы немного приоткрыты
- язык должен быть тонким, его кончик должен упираться в основание передних зубов
- воздух выходит по краям языка, затем из уголков губ
https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Л. (https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0)
Произносите как можно чаще слова с буквой «Л», это должен быть определенный набор слов, не меняйте его. Но чтобы подобрать этот набор, сначала нужно понять, в каких случаях ребенку труднее всего произносить букву.
- Пила
- Зло
- Молоток
- Колобок
- Клапан
- Клубок
- Лунтик
- Платье
- Лук
- Стул
Возьмите для начала такой набор слов, потом судя по тому, как ребенок будет справляться с их произношением, вы скорректируете его.
Как научить говорить ребенка букву Ш
Если малыш не выговаривает шипящие звуки, а в частности букву «Ш», то домашние занятия вполне могут ему помочь, так как к логопеду детей в основном записывают только с пяти лет. Это обосновано тем, что до этого возраста речь ребенка еще только формируется, и неправильное произношение вполне нормальное явление. Но если вы хотите помочь ребенку сами, то вполне можете с этим справиться.
Правильное положение губ, языка и зубов при произношении буквы «Ш», должно быть таким:
- Широкий кончик язычка должен быть поднят, но не прижат к верхнему небу, при этом он должен быть расслабленным
- Края язычка касаются верхних коренных зубов
- Губы вытягиваются вперед
- Между зубов должна оставаться щель
- Вдыхая воздух, подносите ладонь ко рту
- На выдохе шипите, ладонь должна ощущать теплую струю воздуха
Обязательно подберите слова для тренировки, буква «Ш», должна в них находиться и в начале, и в конце, и в середине. Так вам проще будет разобраться, на что делать упор в занятиях.
- Шишка
- Крышка
- Укушенный
- Шерстка
- Кошка
- Шалаш
- Шмель
- Кашалот
- Шар
- Матрешка
Если вы регулярно будете проводить со своим крохой занятия в игровой форме, то справитесь без логопеда. Ну а если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, то назначенные логопедом занятия, также нужно будет проводить дома, в обязательном порядке.
Порядок постановки шипящих
Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих
Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ
Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист
По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.