Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников

Формы фонетико-фонематических дефектов речи

Логопедическим и педагогическим сообществом в классификации ФФН выделяется три основных стадии:

  1. Лёгкая степень. Звуковое восприятие ребёнка не нарушено, а только повреждено. Неправильно воспринимаются только отдельные звуки, в целом анализ на уровне нормы.
  2. Средняя степень. Количество звуков, которые ребёнок не способен воспринять, значительно увеличивается. От тяжёлой отличается тем, что в устной речи ориентация всё ещё присутствует.
  3. Тяжёлая степень. Полное нарушение понятия звуковой последовательности у ребёнка — он не различает их, не может структурировать и выделить отдельно от слова.

При всех трёх стадиях развития нарушения консультация или наблюдение у логопеда строго обязательны, если родители не обладают профильными знаниями.

Логопедические методы коррекции ФФН

Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.

Коррекция в дошкольных заведениях

Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и «безболезненно» для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.

Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками

Логопедическая коррекция в младших классах

Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы

Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью «подгонять» ребёнка под нормы социального развития

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью «подгонять» ребёнка под нормы социального развития.

Трудности в произношении «р» и рь»

Одна из частых проблем ФФН при сложностях с фонематической речью – это выговорить слова со звуком «р». Термины, обозначающие такой вид ФФН при фонематических трудностях развития речи, − это ротацизм и параротацизм. Ротацизм может быть разным:

  • У ребенка язык вибрирует сбоку, поэтому получается «рль».
  • Вибрируют губы в сомкнутом состоянии и выходит «прр» (такой вариант дефекта произношения называют «кучерским»).
  • Вместо «р» слышится что-то похожее на звук «д». (Например, «дыба», «дозовый»). Такой ошибочный звук рождается, когда язык ударяется своим кончиком об альвеолы, хотя должен вибрировать.
  • Звук «р» щечного вида возникает при вибрации одной или обеих щечек ребенка. Так происходит, потому что выдыхаемый при произношении воздух проходит между коренными зубами верхней челюсти и боковым краем языка.

Для такого ФФН как параротацизм свойственны следующие замены звука «р»:

  • Малыш произносит губами, без вибрации звук «в».
  • Звучат гласные «ы» или «и».
  • Используется другой сонорный звук «л».
  • Рождаются слова со звуком «г». Например, вместо «радостный» − «гадостный».

Как мы уже отмечали выше, родительский хохот в таком случае не улучшит речь малыша. Это может вызвать либо желание продолжать говорить неправильно (мол, это же так весело для окружающих), либо будет нервировать ребенка.

Диагностика речи детей

Диагностику речи школьников проводят логопеды-дефектологи, чтобы выявить возрастную норму или найти дефекты и помочь ребёнку. В диагностику входят всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребёнка с помощью специально подобранных и разработанных методик. 

Кроме очевидных результатов при прохождении задания логопеды обращают внимание и на другие нюансы, например на тонус мышц речевого аппарата, слабое ориентирование в пространстве и на плоскости, проявления диспраксии. Диспраксия — это детская неуклюжесть, нарушение произвольных движений. . ‍

Все речевые трудности в высокой мере сказываются на усвоении школьной программы по русскому языку. Но страдают и другие стороны учебной деятельности: ребёнок не понимает условия задач, учебные термины, не умеет работать с текстом — и это отражается почти на всех школьных предметах. Эти проблемы ко всему прочему сопровождают сопутствующие психологические аспекты: низкий уровень слухового внимания и памяти, недостаточная сформированность саморегуляции и самоконтроля, быстрая утомляемость и истощаемость.

<<Блок перелинковки>>

Диагностика речи младших школьников

Если у ребёнка нарушены произношение звуков и формирование словаря, это приводит:

  • к недостаточному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова и успешного овладения грамотой;
  • трудностям с письмом, чтением, инструкциями, учебными понятиями, терминами;
  • сложностям в формулировке мыслей.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у таких детей снижается уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания. Простыми словами: детям сложно понимать и запоминать многоступенчатые инструкции. Они пропускают некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов и картинок.

Речевые нарушения тесно связаны со многими сторонами психического развития. Поэтому у ребёнка могут быть особенности мышления, например отставание в наглядно-образной сфере мышления, овладении операциями анализа, синтеза, сравнения без специального обучения. 

Чтобы писать грамотно, важно:

  • различать и правильно произносить все звуки родного языка;
  • владеть навыками звукового анализа и синтеза, морфологическим анализом слова, грамматическими нормами языка;
  • различать сходные по написанию буквы;
  • иметь систематизированный осмысленный словарный запас.

Вот несколько советов родителям от экспертов:

  • Если ребёнку задали прочитать текст или написать длинный текст, разбейте задание на части и выполняйте в несколько этапов.
  • Не заставляйте детей переписывать домашнее задание несколько раз — это не поможет им усвоить правило, а только нанесёт вред, поселит неуверенность в себе и увеличит количество ошибок.
  • Хвалите ребёнка за каждое достижение.
  • Помните, лучший учитель — ваша правильная и грамотная речь.

Диагностика речи школьников

Особенности лексики при речевых нарушениях у детей среднего и старшего школьного звена — бедность словарного запаса, неумение использовать в практической речи навыки словообразования и построения развёрнутых предложений. Например, ребёнок не до конца понимает значение некоторых слов или путает их по звуковому сходству. 

Ошибки грамматического строя встречаются в словообразовании, например образовании прилагательного от существительного «слива» —– «сливный», «сливной» или «сливочный», а также в употреблении глаголов и их грамматических форм, использовании предлогов, падежном управлении. Например, «мама вернулась с магазина». 

Подросток с нарушением развития речи путает порядок слов в сложных предложениях, пропускает члены предложения, повторяет слова и обрывает мысли.

Таким детям бывает сложно определить замысел произведения, выстроить логическую последовательность, подобрать лексические средства. Есть затруднения при формулировании выводов, обобщений, доказательств. Пересказ обычно дословный, предложения примитивны, смысловые части текста отсутствуют.

Коррекционная работа с детьми с ФФН

Если по результатам психолого-медико-педагогического обследования речи поставлен диагноз ФФН, то воспитанник будет направлен в логопедическую группу для коррекции и устранения выявленной проблемы. Если это произошло своевременно и у малыша легкая или средняя степень ФФН, то есть все шансы устранить нарушения к концу дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:

  1. Понимание обращенной речи.
  2. Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  3. Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  4. Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
  5. Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
  6. Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Игры на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте для развития фонематического восприятия и слуха используют игры:

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я»,  «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)». От предыдущих игр отличается тем, что активно используется речь самого ребенка, а не только педагога.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить игры посложнее:

  1. «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров.  В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.
  2. Активно используются дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва).

Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.

Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его).  То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»)

Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».

Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.

На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.

Особенности проведения занятий

Опытные логопеды обычно строят работу по преодолению ФФН речи следующим образом:

  • Занятия проводятся в строгой последовательности, по определенному графику.
  • Специалист изучает: в каких условиях проживает ребенок, какой образ жизни ведет его семья, как разговаривают взрослые. Не исключено, что у них тоже могут быть связанные с фонематическими проблемами произношения ФФН-дефекты.
  • Во время проведения занятий логопед исключает ненужную звуковую нагрузку: выключаются телефоны, телевизор или радио. Ребенок должен находиться в спокойной, тихой обстановке.
  • Для ребенка с ФФН развития речи рекомендовано соблюдение правильного режима дня, когда отдых чередуется с разноплановыми занятиями, выделяется достаточно времени для сна.

Способствуют успешной работе по ликвидации ФФН развития детской речи такие занятия:

  • Складывание пазлов, разрезание картинок.
  • Упражнения со счетными палочками (можно использовать спички, обрезав головки). Из них складывают разные фигуры, орнаменты, домики.
  • Малыша учат различать речевые и неречевые звуки. Например: звуки пылесоса, трактора, стиральной машины, звон монет в копилке, шуршание газеты.

Диагностические мероприятия

При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.

Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:

  • Клиника патологии речи в Санкт-Петербурге.
  • Центр патологии речи и нейрореабилитации Шкловского В.М. (Москва).
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  • Центр коррекции речи Анны Белик (Санкт-Петербург).

Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме. Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.

Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.

Специалист проводит обследование аппарата артикуляции, оценивает состояние голосовых связок, дыхательной функции, необходимой для нормальной речи. Он делает несколько тестов на звукопроизношение, чтобы определить какие звуки пациент не может воспроизводить. Эти данные обязательно вносятся в карту.

Логопед оценивает словарный запас, наличие замен и смещения звуков, изменение структуры слова. Также оценивается способность выстраивания предложений

Доктор обязательно обращает внимание на дыхание во время воспроизведения слов и предложений

Если ребенок умеет писать, то логопед смотрит на состояние письменной речи. Врач отмечает наличие грамматических ошибок во время написания слов, замены букв. После полного обследования доктор пишет заключение, а также составляет план занятий для коррекции речевой функции.

Особенности речи при ФФНР

При ФФНР отмечается:

Кроме того, характерными симптомами являются:

  • замена или смешение близких по фонетическому звучанию звуков;
  • недостаточная артикуляция;
  • нарушение последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении;
  • трудности в разбиении слова на слоги;
  • ошибки при изменении слов по падежам;
  • пропуски слогов, частей слов или целых слов (чаще пропускаются предлоги).

Неречевая симптоматика: нарушена концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, сложности в переключении с одного занятия на другое, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, ослабленное соматическое здоровье.

Профилактика речевых нарушений

С детьми, у которых выявлены проблемы с произношением или пониманием речи, работают логопеды. Для каждого случая специалисты подбирают индивидуальные упражнения. Делимся пятью упражнениями от логопеда, которыми можно заниматься дома. 

Качели

Упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовку к произношению звуков , , и .

Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхней и нижней губы, будто движение идёт от носа до подбородка и обратно. Выполнять упражнение 5–6 раз.

Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. 

Как выполнять: вы называете звук, а затем — разные слова. Задача ребёнка — хлопнуть, когда в слове он услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Обратить внимание: используйте разные слова и произносите их так, как говорили бы в обычной речи. Следите, чтобы ребёнок не заучивал «правильные ответы» по вашей реакции

Дятел

Упражнение поможет малышу научиться правильно произносить звук . Звук — основополагающий при постановке звука , так как помогает длительно удерживать язык наверху.

Как выполнять: улыбнуться и открыть широко рот, постучать твёрдым кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко и многократно произнести звук . Сначала медленно, затем увеличить темп. Упражнение выполнять 10–15 секунд.

Обратить внимание: нижняя челюсть неподвижна, рот всё время открыт, губы в улыбке. Кончик языка напряжён, он не должен подворачиваться, а звук должен быть в виде чёткого удара

Ищи

Задание на распознавание звуков. 

Как выполнять: загадайте звук и предложите ребёнку найти все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, : стол, стул, сервиз. 

Обратить внимание: эта задача подходит только внимательным ученикам, не давайте ребёнку отвлекаться во время задания. Лучше сделайте подходы короче и завершайте игру до того, как малыш устанет

Лошадка

Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат малыша для произношения звуков , , , , и .

Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.

Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна. ‍

Признаки нарушения речи

Мы разобрались в видах речевых нарушений. Теперь посмотрим, как они проявляются помимо описанных выше признаков. 

Симптомы зависят от вида повреждения речевого аппарата, степени нарушения и даже самого ребёнка

Вот на что стоит обратить внимание, чтобы понять, если ли проблема:

  • Ограниченный словарный запас: ребёнок не запоминает слова, прибегает к обобщению, не умеет применять новые речевые обороты.
  • Ребёнок не воспринимает, что ему говорят. Например, не понимает или игнорирует.  
  • Невнятная и смазанная дикция. Большую часть слов ребёнок проглатывает или не может произнести правильно. 
  • Усиленное слюноотделение.
  • Нарушенный темп и ритм речи. Чаще всего это может быть связано с заиканием.  
  • Искажённое произношение звуков или их подмена. Ребёнок может избегать в речи определённого звука, чтобы не произносить его с ошибкой, например . 
  • Заторможенное построение и воспроизведение длинных фраз. 
  • Быстрая речь с проглатыванием некоторых звуков. В возрасте 5–6 лет у некоторых детей мысль формулируется быстрее, чем речевой аппарат способен её выговорить. Из-за этого могут возникнуть проблемы с произношением. 
  • Сложности в коммуникации. Некоторые дети не способны донести до окружающих свою мысль в силу нарушения речи. 
  • Постоянное молчание, несмотря на отсутствие раздражителей из внешней среды.

Диагностика

Начинается обследование фонетических нарушений речи со сбора анамнеза со слов родителей или опекунов. Эта информация содержит данные о течении беременности, осложнениях в родах, развитии ребенка до года, перенесенных болезнях. Логопед-дефектолог проводит оценку речевой среды, момент появления и активность речи в довербальном периоде

Обращается внимание на наличие нарушений слуха, психологическое развитие ребенка

В диагностические мероприятия по обследованию фонетических нарушений речи входят:

  1. Анализ структуры и функциональности голосового аппарата. Проводится физикальный осмотр принимающих участие в становлении речи органов: зубов, языка, челюстей. При осуществлении проб статики и динамики обнаруживаются симптомы недостаточной иннервации (дрожание и изменение положения языка, непроизвольное поднятие верхней губы при подъеме языка).
  2. Изучение произношения звуков. По схеме обследуются гласные и согласные ряды. Рассматривается произношение звуков в начале, середине и конце слов, а также воспроизведение терминов сложного слогового состава.
  3. Оценка голосовой и лингвистической функции речи. При этом специалист анализирует интонацию и темп речи, чистоту и высоту голоса. Важны характеристики речевого выдоха — устремленность, плавность, продолжительность.
  4. Оформление логопедической характеристики на ребенка с ФНР.

После логопедического заключения может потребоваться медицинская диагностика ФНР. Список обследований утверждается специалистом (врачом-неврологом, ортодонтом):

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • дневная или ночная электроэнцефалография;
  • исследование гортани посредством ларингоскопии;
  • компьютерная томография черепа;
  • телерентгенография с цефалометрической оценкой.

Фонематическое и словообразовательное формирование без патологии. Ребенок с ФНР без трудностей разграничивает звуки речи, безошибочно проходит фонематическую оценку и синтез, обладает хорошим словарным запасом, умением словообразования и словоизменения, связной развитой речью.

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка

Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР

Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.

2. Составление речевой карты

Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:

– процесс протекания беременности;
– наличие осложнений во время родов;
– хронические заболевания матери;
– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

3. Логопедическое обследование

Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша. Слуховое внимание и восприятие. Слуховое внимание и восприятие

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику

Слуховое внимание и восприятие. Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д

Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д

Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Анализ восприятия речи.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами

Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий