Какие существуют методы обучения финансовой грамотности
В нашей семье мы используем следующие средства:
- Копилка (об этом я уже писала немного выше).
- Обучение в игровой деятельности. Существует масса игр, в которых ребенок может участвовать в процессе денежного обращения и узнавать основные законы денег. Например, игра в магазин. Или в банк. При этом фантазия родителя и фантазия ребенка может очень сильно разнообразить эти игры. Можно взять игрушки в качестве покупателей, можно нарисовать денежные знаки и это будет дополнительная тренировка навыков рисования, раскрашивания, вырезания ножницами. Можно построить магазин из подушек и т.д.
- Обучение посредством сказки. Во многих сказках за освобождение принцессы, царь дает мешок золота или полцарства в придачу или еще какое-нибудь материальное вознаграждение. Мой сын, например, очень хочет спасти царевну от какого-нибудь злодея. А когда я спрашиваю – почему? Он честно отвечает, чтобы получить мешок денег. Также имеет смысл сочинять свои сказки с той моралью, которую вы хотите донести до ребенка. Например, что воровать деньги нельзя, что зарабатывать нужно хорошими и добрыми делами, что деньги – это лишь средства достижения определенных целей и т.д.
- Включение ребенка в бытовые дела семьи. Об этом читайте более подробно в следующем разделе.
Зачем и как заниматься с детьми экономикой
Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее — ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:
- Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
- Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
- Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
- Познакомить с термином «реклама».
- Научить полезным бытовым привычкам.
- Способствовать развитию разумных потребностей.
Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:
- труд и его продукт;
- деньги;
- реклама;
- экономика в быту.
Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:
- Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
- Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
- Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
- Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
- зарплата родителей;
- пенсия бабушки с дедушкой;
- стипендия старшей сестры или брата.
- Вводится понятие «потребности человека».
- Дошкольники получают начальное представление о рекламе — способе донести информацию о товаре до потребителя.
На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:
Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей
Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями
Другой вариант — обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:
- Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
- Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
- Усложняется понятие производства и потребления.
- Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
- Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.
На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:
- Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
- Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
- Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
- Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
- В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.
Неудачный случай для обучения
Был очень интересный случай с автоматом с мягкими игрушками, которые вытаскиваются с помощью «лапы».
Я прекрасно знаю, что автомат настроен таким образом, что игрушку оттуда не достанешь (хотя бывают случаи, но редко), но у нашего сына такого опыта не было.
Я позволила Денису попробовать несколько раз достать игрушку. Даже немного помогала настроить траекторию «лапы», но все разы игрушка соскальзывала и падала, не попадая в корзину.
Денис убедился, что игрушку не достать и стал спокойно проходить мимо этих автоматов.
Но однажды, перед нами девочка решила попытать счастье и мы остановились, чтобы в очередной раз убедиться в том, что это обман.
И что же?! Девочка достала игрушку и довольная пошла домой.
А я поняла, что придется еще раз дать ребенку получить свой опыт.
И мы договорились, что он пробует один раз и, если у него не получается, то больше выбрасывать деньги мы не будем.
И, потратив, еще одну десятку, мы вновь убедились в коварности «дяди» и успокоились.
Можно тысячу раз говорить что-то ребенку, а можно дать получить свой опыт и сделать свои выводы.
Сущность экономического воспитания
В настоящее время под экономическим воспитанием понимают целенаправленную и организованную педагогом деятельность, направленную на овладение ребенком экономическими знаниями, умениями и навыками.
Экономическое воспитание очень тесно связано с трудовым воспитанием, так как способствует формированию таких качеств личности ребенка как трудолюбие, организованность, самостоятельность, ответственность и т.д.
Одним из важнейших компонентов экономического воспитания является экономическая культура, основной которой является экономическое сознание.
Определение 2
Экономическое сознание – это усвоение и освоение ведущих законов экономики.
Формирование и развитие экономического сознания необходимо для того, чтобы понимать смысл экономической жизни общества, а также значение происходящих экономических реформ и их роль для развития страны. В свете последних экономических событий и общей экономической ситуации в стране, формирование экономического сознания у детей становится обязательным фактором.
Одним из ведущих компонентов экономического сознания является экономическое мышление.
Определение 3
Экономическое мышление – это способность осмысления явлений экономической ситуации в стране с учетом последних достижений науки и техники.
Именно экономическое мышление способствует формированию творческого подхода к решению различного рода экономических проблем.
Таким образом, основными компонентами экономического воспитания являются экономическое сознание и экономическое мышление.
Основными предпосылками экономического воспитания являются:
- Высокий уровень экономических знаний у сотрудников учебных заведений.
- Привлечение детей, по достижении допустимого возраста, к общественному труду, требующему не только базовых знаний в области трудового права, но и знаний в области экономики.
- Формирование умения рационально вести собственный бюджет и домашнее хозяйство.
- Формирование умения экономить и соблюдать режим экономии при необходимости.
Экономическое воспитание не выделяется в отдельный урок или занятие, оно осуществляется в рамках изучения основных предметов. Например, в процессе изучения географии дети изучают раздел «Экономическая география», тем самым знакомятся с особенностями экономики разных государств.
Процесс экономического воспитания так же осуществляется педагогом во время привлечения детей к труду, воспитанию навыков самообслуживания, во время экскурсий на предприятия и организации, в процессе встреч с работниками в рамках образовательного учреждения.
Замечание 1
Таким образом, система экономического воспитания детей является комплексной системой, так как экономическое воспитание состоит из нескольких важных компонентов. Одним из наиболее важных компонентов экономического воспитания является экономическое сознание, на основании которого формируется и развивается экономическое мышление ребенка.
Обучающие игры по экономическому воспитанию
Приведем несколько примеров игровых занятий, которые направлены на формирование экономического воспитания у детей.
“Кафе “И вкусно, и полезно”
Воспитатель раскладывает перед детьми меню. Дошкольники изучают его, а потом делают заказ. После этого нужно выяснить, какие блюда более полезные, а какие – менее. Затем стоит обсудить, что мы можем приобретать ежедневно, а что – гораздо реже. И почему так происходит.
“Туристический поход”
Игра уточнит знания детей об элементарных потребностях каждого человека.
Воспитанники делятся на три команды и каждая собирает все необходимые вещи в поход: на юг, на север и в пустыню. После этого дети рассказывают о своем выборе, а другие дети и взрослый оценивают его правильность.
“Предприятия нашего города”
Детям выдаются изображения предприятий города, дошкольники должны рассказать, чем на нем занимаются, какая польза от предприятия, а также назвать профессии людей, которые там работают.
“Бюджет моей семьи”
Каждый ребенок вытягивает карточку, на которой изображен кто-то из членов семьи. После этого малыши называют место работы родителя и примерную зарплату, а также описывают, что на эту зарплату можно приобрести.
Найдено научных статей по теме — 15
Воспитание экономически грамотного гражданина
Горбенко Я.В.
В данной статье рассмотрены проблемы экономического воспитания граждан. Проанализированы характерные особенности экономического образования в школах, а также рассмотрены основные задачи, которые необходимо решать.
Экономическое воспитание человека начала XXI в
Попова Нина Евгеньевна, Кавардакова Ольга Сергеевна
Обосновывается необходимость экономического воспитания подрастающего поколения, формулируются цели и задачи экономического воспитания, раскрывается взаимосвязь воспитания с экономическим поведением и компетентностью в области экон
Экономическое воспитание в дошкольном возрасте
Ханова Татьяна Геннадьевна, Прокофьева Наталья Михайловна
В статье обоснована актуальность экономического воспитания дошкольников как важной составляющей целостного развития личности в условиях современного социума.
Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы
Главатских Константин Владимирович
Рассмотрены проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, проанализированы три общие ступени экономического образования в образовательном процессе, подвергнуты рассмотрению основные подходы преподавания и выявлен наиболее
Игровая деятельность в семье как средство экономического воспитания детей
Москалева Нина Николаевна
В статье рассматривается процесс экономического воспитания как игровой семейной деятельности. Игра анализируется не как отдельное средство воспитания, а как деятельность в целом, принимающая форму игры.
Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста
Карпова Светлана Ивановна, Иванова Виктория Сергеевна
Статья посвящена вопросам экономического воспитания и образования дошкольников: рассматриваются его цели, задачи, необходимость и значение в современных условиях жизни общества, роль семьи, анализируются зарубежные и отечественные
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение
Дудник Наталия Аркадиевна
В статье рассматривается актуальный вопрос экономического воспитания детей дошкольного возраста. В статье раскрыты теоретические аспекты сущности проблемы экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства.
Гражданское воспитание молодёжи в современных социально-экономических условиях
Верченко Татьяна Александровна
Рассматривается проблема формирования гражданственности и патриотизма у молодёжи в современных социально-экономических условиях
Формирование экономических компетенций в процессе трудового воспитания молодежи
Малахова Екатерина Валерьевна, Степанов Евгений Александрович
В статье изложена позиция авторов относительно процесса формирования экономических компетенций учащихся с точки зрения деятельностного подхода, возможности влияния трудового воспитания посредством заданных общественных функций на
Значение трудовых традиций народа Казахстана в экономическом воспитании учащихся
Досбенбетова Анара Шаймахановна, Жаппаров Амангельды, Жаппарова Гульмира Амангельдиевна
В статье рассматривается значение трудовых традиций народа Казахстана в формировании экономического мышления учащихся.
Нравственно-экономическое воспитание младших школьников в образовательном процессе
Шевырева Татьяна Павловна
Настоящая статья посвящена вопросам нравственно-экономического воспитания младших школьников.
Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ
Гумерова Лилия Салаватовна
В статье выявлены и обоснованы педагогические условия и особенности моделирования процесса формирования экономической культуры у дошкольников и предложена авторская модель Предложенная модель отвечает всем требованиям модельного и
Цели экономического воспитания
Воспитание ребенка важный фактор подготовки личности к будущей жизни в условиях рыночных отношений. Экономическое воспитание преследует за собой следующие цели:
- знакомство детей с законами рыночной экономики, методами её улучшения;
- сформирование возможности к аналитическому мышлению, умению получать новые методы и приемы труда;
- воспитание чувства эффективности хозяйствования;
- развитие здоровых материальных потребностей, умение грамотно распоряжаться деньгами;
- формирование умений планировать бюджет, контролировать собственные расходы;
- оценивание товаров в плане экономической рациональности и необходимости, их грамотное использование;
- бережное отношение к своему здоровью, режиму дня и образу жизни;
- выработка бережного отношения к имуществу государства и чужой собственности;
- развитие следующих качеств делового человека: бережливость, предприимчивость, расчетливость;
- воспитание экономически активного гражданина.
Экономическое воспитание дошкольников
В дошкольном учреждении
В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал.
Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее – откуда они берутся, и самое последнее – куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить в виртуальный музей. Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда.
Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд.
Зачастую воспитатели организовывают совместную творческую или поисковую деятельность детей с родителями. Как пример, можно дать задание найти старинные монеты или купюры либо купюры других государств, описать их историю, а после оформить выставку.
Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Благодаря этому дети познают сложные экономические закономерности в легкой форме.
Помимо этого, в дошкольных учреждениях каждый день проводятся беседы с обсуждением разных видов труда. Берется любой предмет обихода, и воспитатель рассказывает, каким способом он произведен, кто этим занимается. Дети изучают названия профессий, и с каждым годом этот список расширяется.
В старшем дошкольном возрасте дети должны сами называть “цепочку” появления того или иного предмета.
Обязательно развитие творческих способностей, которые способствуют развитию художественного вкуса, эстетических качеств личности. Разные виды конструирования развивают пространственное воображение, логику, зрительную и моторную память.
После творческого процесса ребенок может оценить результат своего труда и понять, насколько дорогим был бы данный товар, качественно ли он выполнен.
В экономическом воспитании не обходится и без трудового. Детям предлагают дежурить по группе: расставлять тарелки и кружки, следить за порядком в комнатах. В процессе труда нужно донести воспитанникам, что нет ненужных или плохих профессий. В профессии самое главное – выполнять свою работу правильно. Нужно показать, что было бы без работника обслуживающей сферы и тем более без врачей или учителей.
Экономическое воспитание происходит на примерах любой сказки – в каждом произведении можно найти связь с экономикой. Таким образом, экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни.
Родители и экономическое воспитание детей
Как родители обучают своих чад экономике? В первую очередь, они ведут с ними домашнее хозяйство, позволяя детям вникать в вопросы распределения бюджета. Также взрослые должны рассказать детям, где они работают, в чем состоит суть их профессии, а также на что хватает их зарплаты.
В семье просто необходим совместный труд с детьми, это позволит всем членам семьи больше общаться, а также приучить малыша к ответственности за свою работу, аккуратности и трудолюбию. Также нужно вырабатывать в ребенке бережливость и экономность – эта важные черты делового взрослого человека, которые свидетельствуют о готовности заботиться о других.
Можно вовлекать малыша даже в самые незначительные работы и давать им что-то посильное. Например, в доме сломался шкаф. Ребенка просят помочь его починить. Чадо сможет максимум придержать дверцу, но уже от этого он поймет свою значимость в семье и в дальнейшем ему будет приятно осознавать, что он внес свой вклад в бюджет семьи, сэкономив на покупке нового шкафа.
Гуляя по городу, называйте малышу названия зданий – больница, магазин, школа или парикмахерская. И говорите, кто там работает, в чем заключается суть их профессий. Со временем у ребенка сформируется связь между понятиями труд и деньги.
Делайте покупки вместе с ребенком и при этом всегда обсуждайте важность того или иного приобретения. Объясняйте чаду, что, если вы купите ему очередную сладость или игрушку, то у вас не будет средств на более важные покупки
Средства экономического воспитания
Поскольку экономическое воспитание начинается с малых лет, то и средства его развития должны быть рассчитаны на детей самого раннего возраста.
Основные средства экономического воспитания:
- игра – основная форма обучения для дошкольника, позволяет преподнести тяжелый материал в легкой форме;
- сюжетно-ролевые игры – в них моделируются жизненные ситуации, совмещая жизнь с игрой, ребенку проще запомнить её законы и устройство;
- дидактические игры (например, “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”) – позволяют усвоить не только основы экономики, но и развить различные умения и навыки;
- интеллектуальные игры – хорошо применять их в качестве итога изученного для того, чтобы обобщить и систематизировать знания, провести анализ пройденного материала;
- игры-путешествия – экскурсию можно провести в другое государство и показать тамошние условия экономики, или пройтись в банк и ознакомить детей с валютными операциями;
- развлечения, конкурсы и праздники – в них должны входить в обязательном порядке математические и логические задачки;
- интегрированные занятия – когда экономика тесно переплетается с другими предметами;
- решение проблемной ситуации – такая форма работы приобщает детей к экономической действительности, развивает в них умение анализировать, высказывать собственное мнение и проявлять инициативу;
- чтение художественной литературы – можно читать как обычные сказки, находя в них элементы экономики, а можно и специальные книги, направленные на экономическое воспитание – можно взять книгу Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».
В каком возрасте начинать обучение
Здесь ответ будет простым. В том, в котором у ребенка появляется интерес к деньгам.
У нас это произошло после четырех лет, и к пяти годам процесс уже шел полным ходом.
Денис начал собирать монетки на улице, складывать их в кошелек (благо в игрушках у него было несколько моих старых).
Считать он их еще не умел, поэтому для него важно было набить полностью кошелек. Сначала такой интерес меня немного напрягал, потому что вместо того, чтобы рисовать лепить и собирать конструктор, ребенок строил башенки из монеток, перекладывал их из одного кошелька в другой и обратно
Сначала такой интерес меня немного напрягал, потому что вместо того, чтобы рисовать лепить и собирать конструктор, ребенок строил башенки из монеток, перекладывал их из одного кошелька в другой и обратно.
В основном меня напрягало то, что деньги вообще-то грязная игрушка. Непонятно в чьих руках они были.
Я рассказала об этом Денису, и он стал их «отмывать», причем в прямом смысле.
Высыпал в тазик, заливал водой с мылом, смывал чистой водой и вытирал. И уже после этого чистые деньги помещал обратно в себе в кошельки.
На 5-ти летие мы подарили сыну первую копилку и стали объяснять принцип постановки целей и накоплений.
Я говорила, что если он чего-то хочет, то можно подкопить и купить.
Экономические понятия детям
Но экономика неразрывно связана и с такими не совсем приятными понятиями, как “алчность”, “жадность”, “нажива” и “транжирство”. На словах дети с трудом воспринимают новые понятия, а если они образно оформлены в виде текстильных некрасивых и даже некрасивых кукол, которых зовут Фекла Жадная и Михаил Транжыра, то, будьте уверены, дети навсегда их запомнят.
Старшие воспитанники знаком и с такими понятиями, как “мировые деньги”, “реклама”. Вместе с родителями воспитатели детского сада организовали банк мировых денег, где детям наглядно демонстрируется валюта других стран, а также единая денежная единица стран Евросоюза. Чтобы дошкольники запомнили продукцию предприятий своего города и страны в целом, на упаковке бутафорских продуктов воспитатели сделали наклейки с символом своего города и страны.
Если предложить нашим детям сделать товар своими руками — вылепить, смастерить из конструктора или нарисовать картину, а потом придумать рекламу своей продукции, то мы увидим, какие умные экономисты и маркетологи могут в будущем получиться из наших воспитанников. Дети умеют выделять только самые ценные характеристики своего товара и убедительно докажут, что он лучший и необходимый в хозяйстве.
Дети в помощь родителям: планируем бюджет вместе
Взрослые нередко отгораживают детей, особенно дошкольников, от участия в экономической жизни семьи, считая, что не следует забивать голову ребенка денежными проблемами. А потом сами удивляются, что дочь или сын ничего не знает, не ценит деньги, волнуются, как он будет жить самостоятельно.
Нередко в магазине приходится наблюдать такую картину: ребенок настойчиво просит купить ему конфеты. Ответ родителей, как правило, звучит кратко: “Это дорого”, “Тебе это не нужно”.
Отсутствие опыта в распределении семейных доходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что в дальнейшем у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.
Хотя несложно, стоя с ребенком перед прилавком, найти минуту своего времени и рассказать, что 1 рубль меньше, чем 2, а банан принесет больше пользы, чем шоколадка, да и стоит дешевле…
Из таких, казалось бы, простых для взрослого шагов и начинается экономическая осведомленность.
Деятельность родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно сильно.
Задачи, связанные с различной хозяйственной деятельностью, родителям приходится решать ежедневно. Необходимо взять за правило приглашать к планированию и осуществлению этих задач своих детей. Тогда для них легче станет представить предстоящую самостоятельную жизнь, планирование финансов и трудовую деятельность.
Для этого родители должны распределять домашние обязанности, в том числе на детей, продумывать вместе с ними режим дня, вместе решать, из чего складывается доход семьи и куда тратятся финансовые средства.
Принцип “соленого огурца”
Весь проект рассчитан на три года. В следующем году он завершится, но идея бережливости, которой, кажется, пропитан даже воздух в детском саду, уверена, останется.
Здесь смело можно говорить о знаменитом принципу “соленого огурца” В. Ф.Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот метод в своей педагогической практике.
Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.
Если окружение хорошее, то и результат будет таким
И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым
Так и здесь: экономика на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, мюзиклы, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.