ФГОС: духовно-нравственное воспитание

Содержание воспитания

За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:

  • отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
  • отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
  • отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
  • отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
  • отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).

Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.

Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание – это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление – движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.

Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.

Патриотическое воспитание через культурно-историческое направление

  1. привитие любви у учащихся к родному краю, его природе и людям;
  2. создание установки на сохранение памятников боевой славы, имеющих культурную и историческую ценность;
  3. воспитание толерантности к людям разных народностей и религий.

В русской культуре очень много традиций, которые играют огромную роль для русского человека. Воспитание в культурно-историческом контексте формирует понимание значимости государства в мире и истории, а также знание традиций своего народа.

Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания

Конечная цель Концепции — воспитание личности при помощи формирования системы ценностей, убеждений и ориентиров.

Программа состоит из четырёх частей:

  1. социальная модель воспитания учащегося;
  2. ожидаемые цели и условия их достижения;
  3. описание ключевых компонентов программы;
  4. связь с общероссийскими культурными ценностями.

Согласно исследованиям историков, только объединённые общими духовными ценностями сообщества людей способны на выживание

ФГОС раскрывает методику проведения воспитательного процесса комплексно, включая в себя урочную и внеурочную деятельность. Отдельно в нём отмечено, что такая немаловажная часть работы школы, как формирование духовного стержня у детей, не может проводиться без участия родителей и общественных организаций.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Полезный опыт педагогов младшего, среднего и старшего образовательных звеньев: подборка авторских публикаций

Есть большое количество учителей, искренне вкладывающих в духовно-нравственное становление школьников немало сил и стараний, что непременно приводит к положительному результату: дружной и конструктивной атмосфере в классах, хорошей успеваемости и существенным жизненным достижениям их учеников в дальнейшем. При разработке конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию педагогу вполне может быть полезно изучение личного опыта коллег, работавших в этом направлении:

Подборка видео о духовно-нравственном воспитании школьников

Видео: Духовно-нравственное воспитание детей

Видео: духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Видео: духовно-нравственное воспитание школьников на материале русской литературы.

Преемственные взаимосвязи семьи и школы

Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности, сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.

Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.

При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.

Что такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятие

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.

Базовые ценности духовно-нравственного воспитания –

Это интересно: 758,ВНЕЕВРОПЕЙСКИЕ ФРОНТЫ

Духовная составляющая

История доказывает большое значение воспитания в социальном развитии. При этом нравственность и духовность являются частью мировоззрения. Появляется ответственность, формируется благородство личности. Полученные ценности объединяют людей, что становится основой стабильности отдельной жизни и государства

С чего начать духовное преобразование? Необходимо учесть, что состояние внутренней жизни людей не менее важно, чем прогресс и совершенствование всего общества, темпы которого зависят от:

  • гражданской позиции каждого члена;
  • воли и мотиваций;
  • жизненных ценностей;
  • убеждений относительно нравственности, норм и морали.

С чего начать духовное развитие: главные направления

При становлении личности требуется осознание системы ценностей как нравственного, так и национального порядка. К ним относятся основные нормы, стандарты, действующие в отношениях между людьми, внутри семьи, общества. А также принципы, критерии понимания добра и зла, умение отличать истину от лжи. С чего начать духовное и нравственное воспитание? Ученым В. И. Павловым были указаны следующие направления.

  • Формирование чувства долга, ответственности.
  • Нравственный облик: терпение, милосердие.
  • Позиция, способность различать добро и зло, готовность преодолевать жизненные проблемы.
  • Поведение: умение рассуждать, воля.

Социальная среда, как условие развития гармоничной личности, имеет важное значение. Поэтому ее обеспечение является ключевой целью государственной политики РФ. Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс

Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию

Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс. Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию.

Главная цель духовного саморазвития

Те, кто хочет заняться самосовершенствованием, зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Кому-то не хватает денежных средств, у других наблюдаются разлады в отношениях. Третьи не имеют достаточного здоровья. Но трудности толкают человека к улучшению организации своей жизни. Духовно-нравственное развитие людей и воспитание личности имеют главной целью осознание природы индивидуума. А также налаживание или восстановление взаимосвязей со средой, в которой он обитает. Обычно это долгий, но важный процесс, дающий смысл всей деятельности.

Духовная практика – основа самосознания

Развитие духовности и нравственности человека становится полным, приобретает актуальность при реализации в жизни. Социальная среда, как окружение, наполнена проблемами, требующими морального выбора при их решении. Ежедневная духовная практика освобождает сознание от материальных зависимостей, ложных ценностей. Результатом является усовершенствование и прогресс.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС

Ранний возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

?
Одну из важных ролей в становлении детских нравственных ориентиров играет изучение родного языка

ФГОС берет во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.. Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты

Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию

Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.

Народные праздники, которые проводятся в ДОУ, – это яркая форма отдыха для воспитателей, родителей и детей, объединяющая их совместными действиями, переживаниями.

По мнению многих авторитетных священнослужителей, «ценности», вокруг которых правительство пытается объединить народ, превращаются в абстрактные понятия, если оторваны от христианской этики. Разговоры о добре, совести, нравственном долге – это неплохо. Но говорить о конструкции духовно-нравственных установок как результате культурного развития России, не упоминая христианство, нельзя. Оно стало главным образующим фактором того, что сейчас называют российской культурой.

Рекомендуемая литература

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл. Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности. Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны – гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка. В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Мне нравитсяНе нравится

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.


Основные положения духовно-нравственного воспитания – переченьДля достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Нравственное воспитание в учебных заведениях на практике

Воспитание детей начинается с первых дней в школе. Обилие новых знакомств, домашние привычки и слабые социальные навыки делают этот период одним из наиболее важных вообще. Дети в начале обучения часто не осведомлены о границах хорошего и плохого, навыках вежливости и отношений с окружающими. Первые несколько лет классный руководитель ведёт большинство предметов, создавая положительный образ учителя и общую атмосферу доверия.

После пятого класса подход усложняется: на детей воздействуют коллективной деятельностью, общественными и культурными акциями, внеклассной деятельностью. Увеличивается количество учителей, ведущих уроки, нагрузка растёт и становится более интенсивной. Оценка работ также меняется — если от третьеклассника в основном требуется старание, то ученик седьмого-восьмого класса для положительной оценки должен продемонстрировать результат.

Наконец, выпускные классы с девятого по одиннадцатый. Здесь уроки переходят в плоскость взаимодействия со «взрослым» миром, сдачу выпускных экзаменов и выбор профессии. Солидная часть внеклассных часов посвящена профориентации и определению места выпускника в мире.

В рамках духовно-нравственного воспитания молодёжи в общеобразовательных учреждениях проводится ряд мероприятий:

  • военно-патриотические акции (уроки мужества, пост у Вечного огня, встречи с ветеранами);
  • спортивно-массовые соревнования (пожарно-прикладные виды спорта, всероссийский день здоровья, общешкольные олимпиады);
  • культурные акции (конкурс стенгазет, история родного края, фестивали, выставки народного творчества).

«Живая» встреча с ветеранами войны способна показать школьникам реальность жутких событий 1941–45 гг. и подвига этих людей даже в большей степени, чем памятники, фильмы и парады

Формы педагогической деятельности и работы с детьми

Существует три основных подхода к воспитанию по программе ФГОС.

Урочная деятельность

При работе с детьми учитель должен не только обращать внимание на успеваемость, но и воспитывать из школьников полноценных граждан. Это достигается личным примером и путём применения разных подходов

Используются следующие формы работы:

  • знакомство с шедеврами искусства и мировой культуры;
  • углублённое изучение истории родной страны;
  • ознакомление с историко-патриотическими фильмами и дискуссии после их просмотра;
  • организация культурных фестивалей, краеведческих конференций и ролевых игр;
  • проведение семинаров и бесед по актуальным вопросам;
  • организация и решение практических задач.

Обучение в процессе игры оживляет интерес школьников к изучаемому предмету и позволяет им освоить навыки работы в команде

Внеурочная деятельность

Этот тип работы со школьниками предусматривает решение коллективных творческих задач. Чаще всего под внеурочной деятельностью подразумевается работа в кружках, секциях и клубах, но возможны и другие форматы:

  • проведение праздников, фестивалей (городских, школьных или семейных);
  • театральные постановки, концерты;
  • конкурсы и викторины;
  • обсуждение неоднозначных событий.

Театральные коллективы в школе не только развлекают детей, но и развивают у них творческие способности

Внешкольная деятельность

Основная идея внешкольной деятельности заключается в тесном сотрудничестве школы, семьи и общественных организаций. Благодаря такому симбиозу дети учатся взаимодействию со взрослым миром и социализируются.

Программой рекомендуется несколько типов мероприятий:

  • экологические десанты и экскурсии;
  • участие в общегородских благотворительных собраниях;
  • патриотические акции;
  • спортивные соревнования.

Подобное взаимодействие с живой природой позволяет подростку осознать себя её частью и «напитаться» её силой, что благотворно влияет и на физическое здоровье

Родителям следует понимать, что школа и общественная деятельность не может заменить семью, поэтому они должны напрямую влиять на ценности и воспитание ребёнка. Программа ФГОС рекомендует вовлекать семью во внешкольную деятельность как можно чаще и глубже, что способствует правильной передаче моральных устоев от старшего поколения к младшему.

Формы духовно-нравственного воспитания

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:

  • экскурсии
  • спектакли
  • игры
  • выпуск стенгазет
  • создание проектов
  • просветительская работа и много другое.

Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

Контроль над выполнением целей и задач программы

Промежуточный контроль развития ученика возможен через анкетирование и тесты, которые проводятся с периодичностью приблизительно раз в полгода, в зависимости от успеваемости класса.

Помимо тестов и анкет, хорошим показателем развития учащегося как личности являются самостоятельные творческие или научные достижения.

На протяжении всех 10 лет школы учитель взаимодействует с детьми, изменяя их характеры и ценности самим фактом обучения. Как говорил русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Учитель — это не тот, кто учит, а тот у кого учатся», поэтому главной целью любой программы будет создание доверия учеников и прививание интереса к преподаваемым материалам, в том числе и формирующем у школьника духовно-нравственные основы его внутреннего мира. И чем больше любви к детям и способности подать хороший личный пример проявит преподаватель, тем больших успехов на этом поприще он добьётся.

Суть и основные этапы программы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС

Большую часть нагрузки по воспитанию у школьников духовных и социальных норм несут на себе такие предметы, как мировая художественная культура, история, обществознание и литература.

История религий даёт ребёнку представление о современных духовных учениях, являющихся основой нравственного благополучия своих последователей

Воспитание школьника в рамках ФГОС организует равномерную и структурированную передачу опыта на протяжении всего обучения. Основные моменты программы выглядят так:

  1. ценностные установки и окончательные цели программы;
  2. краткое содержание и условия её реализации;
  3. особенности воспитания и социализации детей;
  4. взаимодействие с родителями и учреждениями;
  5. запуск системы самоуправления начиная с 5 класса;
  6. проведение внеурочной деятельности;
  7. планирование и контроль результатов.

Моменты, опущенные в официальной программе, отданы на откуп учителю и самообразованию ученика

Важно также прививать детям основные ценности в виде небольших подпрограмм: патриотизм, труд, творчество, здоровый образ жизни, поддержка старшего поколения и другие

Методическая литература в помощь учителю

Литература, берущаяся за основу в духовно-нравственном воспитании школьников, может отличаться в разных школах и регионах. В качестве основы программы для младших и средних классов можно порекомендовать следующие книги и методические пособия:

  • Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. – 2006.
  • Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2006.
  • Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2008.
  • Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008.
  • Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка.
  • Строганова Л.В. : методический материал.
  • Царябина И. В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора.

Духовно-нравственное воспитание школьников

Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.

При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:

  • общественные коллективные праздники:
  • семейные творческие встречи;
  • интерактивные квесты, ток-шоу;
  • интеллектуальные викторины, диспуты;
  • работу кружков, секций, клубов по интересам.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.


Что такое духовная личность

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий