Существующие проблемы
Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.
Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.
Девиантное поведение
Девиантное поведение
К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.
Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
Симптомы девиантности у детей и подростков
Отклоняющееся от норм поведение в детском и подростковом возрасте проявляется отдельными симптомами или их совокупностью:
повышенной агрессивностью, конфликтностью;
жестокостью, склонностью к насилию, садистским поступкам;
склонностью к обманам;
депрессией, замкнутостью и стремлением самоизолироваться от общества;
постоянной сменой настроения, эмоциональной лабильностью;
нарушением пищевого поведения;
нежеланием заниматься учебой, отсутствием мотивации и волевых способностей;
игровой и другими зависимостями;
частой сменой увлечений;
склонностью к бродяжничеству;
фобиями, тревожностью;
асоциальными контактами;
склонностью к истерикам, вспышкам агрессии или подчеркнутому равнодушию.
В отдельных случаях на почве депрессии ребенок может проявлять аутоагрессию, совершить попытку самоубийства. Кроме психологического девиантного поведения, отклонения проявляются на физическом уровне. Подростки могут жаловаться на головные боли, нарушение сна и аппетита, перепады артериального давления. На фоне патологии может увеличиться или уменьшиться масса тела, нарушается работа иммунной системы.
При отсутствии своевременной коррекции девиации превращаются в образ жизни. Это одна из основных причин вовлечения подростков в противоправную деятельность, развития алкогольной и других зависимостей. Молодые люди с девиациями находятся в группе риска по суицидам, насильственной смерти, заражению ЗППП, СПИДом. Еще одна проблема – неспособность построить полноценные семейные и другие социальные отношения. Из-за негативных поведенческих паттернов у молодого человека возникают постоянные конфликты с родителями, преподавателями, коллегами.
Причины поведения
Говоря о причинах девиантного поведения выделим несколько факторов влияния:
- К социальным относят окружающую среду, в которой растёт и воспитывается индивид. Дети из неблагополучных семей в первую очередь подвержены риску закрепления поведенческих отклонений в результате неадекватного воспитания, неуважительного отношения друг к другу и окружающим.
- Генетические и психологические особенности характера могут инициировать различные девиации. В совокупности с окружающими факторами приводят к развитию психо- и социопатий, которые полностью подчиняют себе человека. В этом случае речь идёт о личностных факторах.
- Врождённые или приобретённые заболевания биологически обосновывают девиантное поведение. Например, имеющиеся нарушения мозга ребёнка повлекут трансформацию интеллектуальных функций, такой ребёнок не поймёт, что бить других — плохо.
Однако некоторые учёные отвергают подобную классификацию. Они считают, что проявление девиации правильнее связывать с общественными явлениями. Рассмотрим их.
Несогласованность целей и средств достижения
Современный мир культивирует успех и богатство. Но не все люди законно достигают подобных целей. Разочаровавшись в собственных талантах, способностях и возможностях, человек может выбирать незаконные методы: обман, подлог, воровство. Другим видом социального отклонения станет отказ от цели, замена её на иллюзию — алкоголь, наркотики. Конфликт общественных норм, неопределённость в выборе генеральной линии поведения могут привести к бунту против системы, общества, культуры. Причины подобной маргинализации заключаются в разрыве социальных, экономических, духовных связей.
Пристрастие к алкоголю и наркотикам
Доступность алкоголя и табака, легализация наркотиков — всё это последствия модернизации общества. Возникает массовый спрос (особенно у молодёжи) на подобные виды зависимости. Человек не находит в жизни чего-то ценного или находится в напряжении из-за ситуаций в семье, на работе. Убегая от действительности, использует алкоголь как расслабление. Но подобные социальные патологии лишь увеличивают рост числа психических заболеваний, потому что эмоциональное состояние индивида попадает в зависимость от химии. Алкоголизм и наркомания могут служить катализатором для формирования других видов девиантного поведения. И одновременно ухудшают человеческий генофонд.
Психическое заболевание
Психические отклонения могут быть вызваны внутренними и внешними факторами. К эндогенным (внутренним) относят атрофию человеческого мозга, шизофрению, эпилепсию, маниакально-депрессивный психоз. Экзогенные (внешние) возникают в результате воздействия окружающей среды. К ним относятся различные симптоматические и интоксикационные психозы. Неврозы связывают со слабой формой девиации. Это многообразные фобии, депрессии. К сильной и социально-опасной форме причисляют психозы: шизофрению, паранойю.
Отсутствие мотивации
Лишнее время обычно не задействуется продуктивной работой. Это приводит к скуке и отсутствию мотивации. Любой подросток нуждается в возможности самоутвердиться на социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Поддавшись слабоволию и влиянию окружения, дети становятся легкомысленными, внушаемыми. Деформируются потребности, интересы. Осознанное побуждение к волевым актам, выборам путей достижения целей поможет сформировать мотивационную структуру личности.
Социальное неравенство и несправедливость
Учёные и специалисты утверждают, искоренение девиантного поведения в современном обществе невозможно. Это заявление связано с распространённой трансформацией личности в условиях переживания состояния деморализованности при неблагоприятных условиях. Причинами часто становятся социальное неравенство и неудовлетворённость собственным положением. Нищета, безработица, материальные трудности оказываются препятствием в самореализации, достижении успеха, высокого заработка, публичного признания. Человек не находит легальных способов в быстром удовлетворении запросов, выбирая противоправные.
Примеры отклоняющего поведения
Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.
Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.
Старайтесь оградить своего ребенка от игровых зависимостей
Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.
Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.
Отклоняющееся поведение у детей
Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.
Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.
В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).
Профилактика
Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.
Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:
- проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
- применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
- активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
- частое противостояние взрослым в виде споров;
- проявление злобы и мстительности;
- ребенок часто становится зачинщиком драки;
- преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
- нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).
Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):
- Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
- Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
- Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
- Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
- испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
- познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
- доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
- творчество.
- Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.
Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.
Причины девиантного поведения
Причины девиантного поведения – дискуссионный вопрос, которому посвящен не один десяток научных докладов, рефератов и сообщений, а также художественных статей и эссе.
Некоторые причины девиантного поведения несут в себе не социальный характер, а биопсихический. Примером может явиться склонность к алкоголизму или наркомании, которая может передаться от родителей к детям. Социология девиантного поведения выделяет несколько направлений, которые объясняют причины его возникновения. Так, Мертоном используется понятие аномии (т.е. состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже перестали соответствовать реальным отношениям, а новые пока еще не утвердились), Причиной девиантного поведения, по его мнению, была несогласованность целей, которые выдвигались обществом, и средств, которые это общество предлагало для их достижения. В рамках направления, которое базируется на теории конфликта, утверждают, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, когда они основываются на нормах другой культуры. К примеру, преступника рассматривают как носителя некой субкультуры, которая по своей сути конфликтна по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Некоторые современные отечественные социологи считают, что источниками девиации стали социальное неравенство в обществе, различные возможности удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Однако различные формы девиантного поведения взаимосвязаны между собой, при этом один негатив усиливается другим. К примеру, алкоголизм может способствовать усилению хулиганства.
Маргинализация – одна из причин девиаций. Главный ее признак – это разрыв социальных связей, причем в классическом варианте сначала рвутся экономические и социальные связи, а потом уже и духовные. Характерной чертой социального поведения маргиналов стало снижение уровней социальных ожиданий и социальных потребностей. Следствием маргинализации становится примитивизация отдельных сегментов общества, которая проявляется в быту, производстве, духовной жизни.
Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различных социальных патологий: алкоголизма, наркотической зависимости, ростом психических заболеваний, ухудшением генетического фонда населения.
Бродяжничество и попрошайничество представляют особый образ жизни (например, отказ от участия в общественно полезном труде, ориентацию лишь на нетрудовые доходы), на сегодняшний день получили достаточно широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность от девиаций подобного рода заключается в том, что данный слой населения часто выступает в роли посредника при распространении наркотиков, совершении краж и других преступлений.
Девиантное поведение в современном обществе обладает некоторыми особенностями. Оно все в большей степени становится рисковым и рациональным. Основным отличием девиантов, которые сознательно идут на риск, от авантюристов, которые делают опору на профессионализм, является вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самореализации, самоактуализации и самоутверждению личности.
Зачастую девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, которое характеризуется внутренней борьбой и внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирается прежде всего теми, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной ситуации, чья индивидуальность подавлена, личностные стремления блокированы. Эти люди не в состоянии сделать карьеру и изменить свой социальный статус, поскольку считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.
Если проявления того или иного вида девиации приобретают устойчивый характер, становятся нормой поведения для многих, то общество должно пересмотреть принципы, которые стимулируют отклоняющееся поведение либо провести переоценку социальных норм. Иначе девиантное поведение может стать нормой для нашего общества. Во избежание широкого распространения деструктивной девиации нужно:
- Расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
- Соблюдать социальное равенство перед законом;
- Совершенствовать законодательство в соответствии с новой социальной реальностью;
- Стремиться к адекватности преступления и наказания.
Девиация и девиантное поведение – что это?
Принято считать, что девиантные люди – это асоциальные личности, социопаты. Но это верно лишь отчасти. Деятельность их – то, что противоречит нормам социума. Чтобы ближе подойти к пониманию сути и содержания понятий, представим несколько наиболее распространенных определений с опорой на видение ученых, представляющих разные области научного знания.
Девиация в социологических науках – социальная деятельность, которая отклоняется от устоявшихся и принятых обществом норм.
Дадим еще 3 примечательных в контексте обозначенной темы определения, которые позволят приблизиться к раскрытию сути и содержания девиантного поведения. Вот они:
- В социологии оно рассматривается в качестве совокупности явлений социального характера, представляющих опасность для физического, социального выживания человека в конкретной среде. Нередко понятие привязывается учеными и исследователями к некоторым нарушениям в части усвоения, воспроизведения норм и ценностей.
- В медицине это отклонение от норм в межличностных взаимодействиях, выражающееся в некорректных поступках, действиях, высказываниях, других актах. Они могут быть обусловлены нарушениями психического здоровья личности, иногда проявляются в его нормальном состоянии.
- В психологии это отклонение от социальных и психологических, а также от нравственных норм, выражающееся в наличии негативных установок в части решения конфликтных ситуаций, в части соблюдения значимых в контексте социума условных регламентов.
Знакомо ли вам то, о чем идет речь? Сталкивались ли с соответствующими проявлениями со стороны других? Может, сами ведете себя как-то не так?
Да, мне кажется, я сам (сама) часто демонстрирую не вполне адекватные действительности модели деятельности. Кажется, пора разобраться с собой. 43.33%
Да, но только со стороны других. Себя считаю нормальным человеком. 27.22%
Нет, я никогда не сталкивался (сталкивалась) с этим. 29.44%
Проголосовало: 180
1 Этиология и виды девиаций
Девиантность диагностируется у людей разных возрастных групп. Тем не менее гораздо легче заметить подобные отклонения у детей и подростков. За «трудным ребенком » необходим постоянный контроль.
В развитии девиантного поведения выделяют большое количество видов и различий, подходов к их изучению. Отдельно рассматриваются причины, приводящие к развитию отклонений. В зависимости от мотивов, «толкающих» на формирование девиантных черт, выделяют отдельные формы коррекции активности таких личностей и их характеристики:
Подход | Описание |
Социальный | Девиантное поведение рассматривается как совокупность поступков и действий, потенциально опасных для социума |
Гендерный | Нарушения гендерных ролей и поведения, сексуальные девиации |
Психологический | В данном контексте девиацией является личностный конфликт и деградация индивида, фрустрация (желания не соответствуют возможностям), отказ от идеи развития и реализации личности, появление идей саморазрушения |
Возрастной | Поведение основано на несоответствии поступков индивидов их реальному возрасту. Девиации проявляются во внешнем виде, увлечениях |
Психиатрический | В данном контексте девиантное поведение рассматривается как «предшественник» психических заболеваний |
Профессиональный | Является одним из наиболее часто встречаемых. Заключается в отказе от идентификации с коллегами, одноклассниками и пр. Иными словами, это протест негласным правилам и нормам корпоративной этики, проявляющийся поведенческим отклонением |
Этнокультурный | Поведение, не вписывающееся в рамки отдельно взятого общества, на основании расовых, национальных и других особенностей |
Представители различных субкультур
Девиантными считают следующие разновидности деятельности:
Форма девиации | Описание |
Делинквентная | В данном контексте рассматривается как форма девиантного поведения. Проявляется в виде поступков криминального характера и мелких правонарушения (хулиганство, мошенничество, проституция) |
Психопатологическая | Склонность к саморазрушению, появление суицидальных мыслей и др. |
Агрессивная | Выражается в столкновении интересов, возникновении конфликтов в школе, семье, среди коллег |
Патохарактерологическая | Базируется на формировании сверхценных идей, психопатий, мнимых ценностей. Иногда проявляется довольно агрессивно и индивид может стать социально опасным |
Аддиктивная (зависимая) | К девиациям относят зависимости разного рода: злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психоактивных средств, сектантство и пр. |
Наиболее распространенные варианты девиантного поведения
В подростковом возрасте наиболее распространены следующие примеры девиантности:
- зависимость от алкоголя;
- табакокурение и употребление различных наркотических веществ;
- девиации, связанные с суицидальными наклонностями;
- стремлениее к нанесению самоповреждений;
- сексуальные девиации;
- уход из дома (бродяжничество);
- воровство;
- использование в речи некорректных выражений (мата);
- вычурность во внешнем виде и поведении и др.
Причины
Биологические
Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.
Психологические
Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).
Социологические
Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.