«Когда-нибудь»
Вита формально не относится к «чайлдфри». Ей 35 лет, она работает в крупной юридической фирме и вполне успешна в своей работе. Однако в вопросе деторождения у нее до сих пор нет ясности. С одной стороны, она ощущает давление общества и особенно близких друзей и родителей. «Вита, ну когда уже ты подаришь нам внука или внучку?» — каждый раз «заводит шарманку» мама, когда Вита приезжает в гости на выходные.
С другой стороны, у нее совершенно нет желания портить фигуру, бросать работу, фитнес, ночные клубы и насыщенные адреналином отношения с мужчинами. А именно к таким последствиям приведет рождение ребенка, она в этом уверена. В итоге Вита придумала себе удобную «отмазку»: время для детей еще не пришло. «Не сейчас, сначала я должна стать начальником отдела», — говорит она маме. «Когда-нибудь, конечно, рожу, вот только встречу подходящего отца для ребенка», — отвечает прилипчивым подружкам, которые уже успели обзавестись потомством. «С детьми потом разберемся, давай пока для себя поживем, убедимся, что подходим друг другу», — убеждает очередного бойфренда с серьезными намерениями.
Проблема в том, что это «когда-нибудь» все не наступает и может не наступить никогда, потому что кожно-зрительная Вита на самом деле совсем не хочет иметь ребенка. Ей больше нравится самой оставаться ребенком — капризным и избалованным, хорошенькой великовозрастной куколкой, которая не хочет превращаться из девушки, которую «хотят все», в целлюлитную тетку с растяжками и лишним весом (что непременно, по ее мнению, произойдет, стоит ей забеременеть и родить ребенка).
Конечно, многие кожно-зрительные женщины сегодня стремятся все же доказать, что они «настоящие женщины» и рожают, но тех, кто, занимаясь искренним самообманом, откладывает деторождение «на потом», все еще очень много.
Достаточно вспомнить красотку Мерилин Монро, покинувшую этот мир в 36 лет. Она откладывала ребенка «на потом», будучи по сути своей чайлдфри. В третьем браке ей удалось забеременеть, но беременность оказалась внематочной. Предпринять еще одну попытку она так и «не успела». Камерон Диас, которой сегодня 41, не утверждает, что никогда не станет матерью, но тем не менее постоянно намекает на то, что все ее сегодняшние достижения стали возможными в том числе и потому, что она не обременена детьми. Всеми любимая Патрисия Каас тоже долго откладывала рождение ребенка «на потом». Теперь, когда не за горами 50-летний юбилей, уже, пожалуй, ясно, что «потом» не наступит. И вместо ребенка Патрисия довольствуется любимой собачкой.
Самая эффектная киноблондинка советских лет Ирина Мирошниченко сегодня с грустью признает, что возражала против рождения ребенка, когда об этом просил ее третий муж. Тогда ей казалось, что рожать рано, что она еще успеет. «Уйдешь в декрет — останешься без ролей». Сегодня пожилая актриса «с ролями» жалеет о том, что отказывалась от рождения ребенка из карьерных соображений…
Что может заставить убежденную кожно-зрительную чайлдфри все-таки решиться на рождение ребенка? Пожалуй, только одно — желание покорить очередную вершину, которую нельзя покорить другими методами. Примерно так и случилось со знаменитой голливудской красоткой Евой Мендес, которая ждет ребенка от не менее знаменитого бойфренда. И это в сорок-то лет, после вызывающих высказываний в СМИ, что дети не для нее, что она больше любит сон и спокойную жизнь. «Куда ни посмотришь, все нянчат детей, и, глядя на это, я сказала себе: у меня такого не будет. В жизни много других, более прекрасных занятий», — заявляла Мендес до того, как забеременела.
Что ж, женщинам, которые не относят себя к чайлдфри, но при этом делают все, чтобы не родить, природой отмерено не так уж много времени, чтобы передумать. Мужчинам в этом плане проще. Они могут пересмотреть свои убеждения даже в глубокой старости и успеть-таки впрыгнуть в стремительно уходящий поезд под названием «отцовство».
«Словно в оковы закована»
С Эльзой мы встречались всего несколько раз, но каждая встреча была, без преувеличения, незабываемой. Довольно-таки эксцентрично одетая, гораздо больше любопытства она все-таки вызывала своими взглядами на жизнь. Хотя, конечно, сиреневый вязаный шарфик смотрелся на ней весьма нелепо в палящих лучах июньского солнца. В первую нашу встречу она рассказывала о том, как с помощью медитации смогла заглянуть за пределы солнечной системы. И даже почувствовала, чем именно пахнет в безвоздушном межгалактическом пространстве. А теперь она хочет искусственно воссоздать «запах космоса, запах звезд». Скажете, чудачка не от мира сего? Вовсе нет. Эльза работает программистом в одной очень серьезной государственной компании, с работой вполне справляется, начальство довольно. У нее есть постоянный бойфренд, тоже программист, весьма симпатичный парень, который увлекается электронной музыкой.
Но конечно, по степени углубленности в себя Эльзе нет равных. Она часто переспрашивает, когда к ней обращаются, вечно задумчивая, вечно «в себе», постоянно будто ведет какой-то внутренний диалог. Обычная жизнь, по ее собственному признанию, проходит у нее как во сне. Горячий кофе в чашке успевает превратиться в прохладительный напиток, пока Эльза рассказывает о своем новом «открытии». Обычные общечеловеческие вопросы вводят ее в ступор: она не знает, сколько стоит молоко в магазине, она не представляет, как платить за воду, ее не мучает вопрос, верен ли ей бойфренд — он просто рядом, он ее не напрягает и этого вполне достаточно. Ну какие уж тут дети, о чем вы говорите. Она абсолютно не представляет, что с ними делать.
Звуковичкам вообще зачастую не свойственно задумываться о детях. А если они и становятся мамами, то нередко это происходит скорее случайно, чем осознанно. Елена Блаватская, увлеченная оккультизмом, эзотерикой, восточными философиями и мириадами миров в своей голове, совершенно не думала о таких незначительных частностях, как продолжение своего отдельно взятого рода. Далека от мыслей о потомстве была и английская писательница Виржиния Вульф, спасавшаяся от преследовавших ее всю жизнь депрессий с помощью своих рукописей. А уж сколько несостоявшихся звуковых мам отказалось от мирских радостей и житейского счастья, отдав себя в вечные невесты Бога! Благодать и духовное слияние с Небесным Отцом для них оказались на порядок важнее радости материнства.
Уретральная звуковичка Земфира, наверное, еще может стать матерью, но пока ей не до детей. Ее ведет по жизни всепоглощающий звук — целая вселенная смыслов, идей, мыслей и внутренних противоречий, просто не оставляющая места для маленьких беспомощных существ, которые пищат, кричат и практически круглосуточно требуют еды и внимания. Ведь это настоящая мука для звуковика, а уж какая чудовищная трата времени!
Истинные дети звуковых родителей — это идеи, гипотезы, открытия, философия, религия. Именно они занимают в душах звуковиков то место, которое обычно отводят детям люди с более развитыми родительскими инстинктами.
Есть и те звуковики, которые объясняют свой отказ от детей тем, что не хотят брать на себя ответственность и обрекать еще одно живое существо на страдание, приводя его в этот мир. Мир для них именно страдание, эту проекцию они делают и на все окружающее.
Чайлдфри в России
В России виртуальное сообщество чайлдфри появилось 20 декабря 2004 года и объединяло на тот момент около 500 человек. Отличительной чертой российского сообщества чайлдфри является его полная представленность в Интернете, официальных организаций чайлдфри на территории России нет.
Рост движения чайлдфри хронологически последовал за требованием прокуратуры Санкт-Петербурга к социальной сети «» о закрытии виртуального сообщества приверженцев чайлдфри, в котором состояло на тот момент около 3500 человек. Эту группу признали экстремистской организацией, пропагандирующей ненависть к семейным ценностям. Необходимо отметить, что закрытие прокуратурой группы чайлдфри в социальной сети «ВКонтакте» только усилило интерес к этому социальному феномену. В последующий период в сети «ВКонтакте» отмечался стабильный рост наиболее крупного сообщества «Подслушано Чайлдфри», в котором на 10 апреля 2017 года состояло 50630 подписчиков, в ноябре 2019 года — около 60000 подписчиков; на 1 сентября 2023 года данная группа является закрытой.
Социологический портрет российского гражданина, «свободного от детей» (на 2015 год): 88,44 % респондентов родились в Москве, 61,22 % опрошенных были единственными детьми в семье, 61,9 % респондентов имеют высокое и очень высокое материальное положение и 63,95 % опрошенных получили высшее образование. Средний возраст представителя чайлдфри в Москве располагается в интервале от 20 до 35 лет, около 80 % респондентов имеют высшее образование, 75 % опрошенных имеют постоянного партнёра и около 50 % респондентов живут с ним вместе, соотношение мужчин и женщин среди чайлдфри −1:4.
Российскими социологами отмечалось, что чайлдфри — это либо социальное движение протеста, реализующееся в семейно-бытовой сфере, поведение в которой пытается регулировать государство, либо аномалия, порождённая широким распространением эгоизма и потребительства. Помимо этого высказываются утверждения, что появление чайлдфри является результатом инфантилизации современного общества, причём чайлдфри иногда отождествляются с «кидалтами» (англ. kidadult — взрослый ребёнок).
Ряд психологов допускают, что нежелание иметь детей является формой реализации личностного выбора или самоопределения. Необходимо отметить, что некоторыми исследователями чайлдфри рассматривается, как категория современной женственности, где прочими категориями являются «яжемать», «просто мать», «не мать» и «чайлдхейт». Исходя из вышеизложенного чайлдфри рассматривают одновременно как личностную систему взглядов и форму женской идентичности, так и в качестве контркультуры и идеологии.
Мотивация чайлдфри
Ведущей причиной объяснения собственного поведения для чайлдфри служит утверждение, что дети — это помеха всей жизни: карьере, хобби, самосовершенствованию и любви. Как показывают социологические опросы в России, чайлдфри утверждают, что их жизнь прекрасна и насыщенна и без продолжения рода, а само право на отсутствие детей есть привилегия развитого общества. В качестве основных мотивов нежелания обзаводиться потомством у чайлдфри выступают:
- причины карьерного роста;
- боязнь потери работы;
- стремление к независимости;
- финансовые расходы;
- стремление открыто противопоставлять себя обществу и распространённым стереотипам из-за несправедливой государственной политики;
- психологические травмы, перенесённые в детстве;
- стремление сохранить максимальную эмоциональную и сексуальную близость с супругом;
- эгоистические потребности;
- желание сохранить свою фигуру и внешность;
- страх или неприятие перед беременностью или родами;
- нежелание брать ответственность за ребёнка;
- возможность оказаться неидеальным родителем;
- мировые экологические проблемы и перенаселённость планеты;
- стремление к комфорту;
- представление о том, что мир полон страданий и приносить в мир детей — безнравственно.
Сознательно бездетные
Да, чайлдфри много и среди мужчин. Ради карьеры отказался от семьи и детей Квентин Тарантино, ради личной свободы — Джордж Клуни. Но для них еще не все потеряно, впереди еще много лет, чтобы передумать.
Кстати, именно возможность передумать останавливает большинство врачей, к которым обращаются особо убежденные чайлдфри с просьбой сделать им стерилизацию/вазэктомию. На Западе такие операции не редкость среди людей, у которых уже есть дети, как правило, не меньше двух. Однако медики весьма неохотно реагируют на просьбы о стерилизации, когда они поступают от 20–30-летних молодых людей, не обремененных детьми. Кто знает, не передумает ли такой пациент годам к 40–50 и не подаст ли в суд на врача, лишившего его радости отцовства?
Впрочем, чайлдфри редко меняют свои убеждения. Их решение не обзаводиться потомством поддерживают многочисленные единомышленники, с которыми они общаются в соцсетях, в клубах по интересам, а то и в неформальных общественных организациях, которых только в США насчитывается более сорока.
Даже в России, где все еще сильны традиционные взгляды на семью и брак и к тем, кто провозглашает себя чайлдфри, отношение в обществе скорее негативное и настороженное, тем не менее появляются группы в соцсетях, где сторонники сознательной бездетности имеют возможность обмениваться взглядами и поддерживать друг друга.
Впрочем, давление социума на сознательно бездетных ослабевает на глазах. И многие мужчины и женщины уже в открытую говорят о том, что не хотят детей. Не хотят «плодить нищету», не хотят рожать «пушечное мясо» для мира, в котором не побеждены войны и насилие, не хотят жертвовать своей свободой и карьерой, не хотят впускать «чужака» в свой уютный частный мирок. Кожник думает сам о себе — и кожный век всячески это поощряет.
Парадокс ситуации в том, что даже при сегодняшней лояльности общества многие все еще делают неправильный выбор. Например, часть тех, кто проповедует бездетность, горько сожалеют об этом в старости. А кое-кто из родивших ребенка «под давлением» обнаруживает, что они никудышные родители, и всю жизнь потом тяготится своими детьми. Понять свое истинное предназначение и роль детей в своей жизни можно, только максимально глубоко поняв себя. Без всяких оговорок такую возможность сегодня предоставляет только тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Корректор: Галина Ржанникова
Полемика по вопросу чайлдфри
Российский писатель и общественный деятель Захар Прилепин в своей статье «Доброкачественные люди» утверждал, что в людях, по собственной воле и разумному выбору живущих без детей, он чувствует «что-то нездоровое. Ненормальное даже». Человек, по мнению Захара Прилепина, который не имеет детей, всё время хочет кого-то обмануть, но обманывает в итоге только себя, ведь «дети — единственное, что может сберечь душу». И когда Захар Прилепин представляет себе жизнь чайлдфри-пары, то у него «начинает кружиться голова, и даже чуть-чуть подташнивает», потому что он считает, что чайлдфри — «это не люди, а какой-то тупик цивилизации».
Патриарх Кирилл в своей речи, посвящённой десятилетию его интронизации, негативно высказывался о чайлдфри. Данные идеи, по его мнению, разрушают семейные ценности, являющиеся залогом человеческого счастья:
Папа Римский Франциск I 26 декабря 2021 года обратился к верующим, собравшимся на Площади Святого Петра, и сказал, что многие пары отказываются заводить детей (чайлдфри) либо предпочитают иметь лишь одного ребёнка. Поэтому понтифик призвал ради спасения семей, страны и будущего «сделать всё возможное, чтобы осознать, как преодолеть эту демографическую зиму».
Немецкий социолог Кристина Мундлос в своей работе «Когда материнство не делает счастливым: феномен сожалеющего материнства» отмечает, что в обществе широко распространен социальный стереотип о том, что «материнство автоматически приносит с собой счастье, наполняет жизнь смыслом»: женщины через материнство достигают постоянного состояния счастья и женщины только через материнство могут стать счастливыми
Демистификация Кристиной Мундлос мифа о «материнском блаженстве» акцентирует внимание на том, что женщина может сожалеть о том, что она родила ребёнка. Данный факт открыто ранее не обсуждался и не допускался к обсуждению в обществе, потому что это воспринималось как отклонение от нормы
Сама возможность открытой дискуссии по этой теме, которую спровоцировали представители чайлдфри, позволяет женщинам перестать тяготиться внутренними сомнениями и переживаниями, не оставаясь с ними наедине. Данные идеи Кристины Мундлос созвучны высказываниям психолога Виктора Франкла:
Примечания
- ↑
- ↑ Исупова О. Г. . БРЭ (3 февраля 2023). Дата обращения: 12 сентября 2023.
- ↑
- ↑
- . Азбука веры. Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . БРЭ. Дата обращения: 14 сентября 2023.
- (неопр.) (неопр.) (неопр.) (неопр.). azbyka.ru. Дата обращения: 14 сентября 2023.
- ↑
- Veevers J. E. Childless by choice. — Toronto: Butterworths, 1980. — 220 с.
- Veevers J. E. The Social Meanings of Parenthood // Psychiatry: Interpersonal and Biological Processes. — 1973. — Т. 36, № 3. — С. 291—310.
- ↑
- ↑
- ↑
- Новосёлова Е. Н. Новые тенденции репродуктивного поведения городского населения России (на примере Москвы) // Демографические процессы на постсоветском пространстве: сборник материалов VI Уральского демографического форума с международным участием, Екатеринбург, 4–5 июня 2015 года. — 2015. — С. 313—317.
- Баринова Н. В. Семейные ценности современной молодежи: почему они выбирают чайлдфри // Ценности и интересы современного общества: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25–29 мая 2015 г.. — 2015. — С. 306–310.
- . Сайт патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства (5 сентября 2013). Дата обращения: 13 сентября 2023.
- . tass.ru (31 декабря 2019). Дата обращения: 13 сентября 2023.
- . format-ua (27 декабря 2021). Дата обращения: 13 сентября 2023.