Скоро бал
Приглашения на бал посылаются, по крайней мере, дней за десять до бала, и должны быть приняты или отвергнуты в первые два дня по получении. Как это пересчитывать на время игры, пока неизвестно.
Не забудьте, на балу поят прохладительными напитками и даже немного кормят. И это должно быть. Пусть кавалеры таскают дамам напитки и угощения
На бал нужно являться изящно одетыми и обязательно в перчатках. Запасайтесь перчатками, уважаемые дворяне и состоятельные горожане!
Ещё советую готовить симпатичные записные книжки, потому что помнить, какие танцы свободны, с кем сколько танцевала ты, и сколько вон та девушка (- Уже пятый танец с каким-то красавчиком! Они что, уже помолвлены? — Что ты! Это же её брат, второй, который в армии служит, вчера приехал… ах!), в голове точно не удержится. А ещё надо писать записочки…
Неприлично являться на бал в глубоком трауре, но в конце траура — допустимо. Снять траур для того, чтобы явиться на бал, а на следующий день вновь облечься в траур было бы крайне предосудительно.
Очень советую не только знать «свою» часть правил этикета этого раздела, но и хотя бы отчасти, представлять «противоположную». Потому что получаются вполне предсказуемые несколькоходовки… и возможность поймать на невыполнении обязательного действия, если что-то не так.
Смертельные платья
Кринолины легко загорались. К примеру, сводные сестры Оскара Уайльда погибли из-за того, что у одной загорелось платье во время танца, а вторая кинулась ей помогать. Смерть от огня из-за кринолина была довольно распространенным явлением, The Lancet в 1860 году опубликовал данные: за год сгорели три тысячи женщин.
Корсеты тоже оказались довольно опасными: они пережимали внутренние органы, затрудняли дыхание. Когда мода на тяжелые корсеты из китового уса миновала и появились легкие платья в греческом стиле, то, казалось бы, проблема была решена. Но появилась другая: женщины в легких платьях и накидках начали массово болеть воспалением легких. Заболевание даже назвали «муслиновой лихорадкой»: в легкой красивой одежде смертельно мерзли даже в Париже, а тем более в России.
Приглашение на танец (ангажемент)
Отказать в танце дама может в следующих случаях:
- Обещала танец другому.
- Кавалер снял перчатки .
- Устала, хочет отдохнуть.
- Уже танцевала с ним трижды.
По правилам этикета первый танец мужчина танцует с той, с кем пришёл на бал. Далее он имеет право один раз станцевать с любой девушкой, два раза – со знакомой, три – с подругой, большее количество танцев – только с невестой или женой.
По существовавшим ранее правилам, мужчина, пригласивший на танец девицу более трёх раз, обязан был, как благородный человек, на ней жениться.
Если же кавалер танцевал с замужней дамой, четвёртый и последующий танцы портили её репутацию навсегда.
Этикет для дам
Девица должна являться на бал в сопровождении своей матери или какой-либо другой почтенной дамы, которая служит ей как бы руководительницей на светском пути. Допустимо являться и с отцом, но лучше — под женским руководством.
Молодая дама не должна являться на бал без мужа или, в его отсутствие, без подруги и её мужа.
Будьте скромны, благовоспитанны, умейте поддержать светскую беседу остроумными замечаниями и вопросами. Сохраняйте ровное и доброжелательное настроение. Улыбайтесь, даже если вам ооочень плохо!
Назначение веера — навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.
Приглашение на танец можно отклонить, только если:
* танец уже обещан;
* дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
* дама хочет пропустить танец — не танцевать, а отдохнуть;
* приглашающий кавалер без перчаток.
В любом другом случае дама обязана принять приглашение. Если дама отказала, не назвав причины, предполагается, что она пропускает танец.
Приглашение на танец
1. НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЙТЕ КАВАЛЕРА САМОСТОЯТЕЛЬНО!
2. Если вас пригласил кавалер на танец заранее, то вы должны поблагодарить реверансом и запомнить танец. Лучше записать в бальную книжечку, а не полагаться на девичью память.
3. Если вы приглашены на танец, который будет совсем скоро, то не удаляйтесь от бальной залы, чтобы кавалер не бегал и вас не искал.
4. Если вы отказали в танце одному кавалеру, и не по причине того, что уже приглашены, то вы не имеете права танцевать этот танец с другим. Это кокетство самого дурного тона.
5. Если вас приглашают сразу два кавалера на один танец, то лучше отказаться от танца, сославшись на усталость.
6. Если вы случайно обещали двум кавалерам один танец, то опять же сошлитесь на усталость и откажитесь его танцевать.
7. Если вы обещали танец, но забыли про это, то вы обязаны пообещать пострадавшему кавалеру любой другой танец на его усмотрение.
8. Неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой или очень близким родственником, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд
Впрочем, даже если это брат или отец, всё равно как-то странно смотрится… Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.
Иначе ждите сплетен
Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале.
Во время танца
1. После реверанса кавалеру, коснитесь предложенной руки только пальчиками. Не надо на нее опираться всем весом.
2. На все поклоны кавалера отвечайте реверансами.
3. Смотрите на кавалера, поддерживайте светский разговор.
4. Старайтесь сгладить или не заметить ошибок партнера, не падайте в обморок, если сами ошиблись.
После танца
1. Сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку, скажите, куда вас отвести. На нужном месте поблагодарите кавалера. На все его вопросы отвечайте вежливо, но не задерживайте подле себя надолго. Не лишайте других дам кавалеров.
2. Не давайте кавалеру на сохранение веер или платок, потому что это может служить доказательством, что вы приглашаете его остаться рядом с собой, а это признак дурного тона.
Хвалиться количеством приглашений невежливо.
http://milady-elana.diary.ru/p40893098.htmhttp://trianon-studio.ru/razd/school__/3/9.htmhttp://www.alveare.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=
Надо бы про разъезд с бала ещё добавить.
Семья Ростовых и образ Наташи
Семейство Ростовых было довольно влиятельным и обеспеченным, так их описывал автор. Наташа — не единственный ребенок у родителей. Дом Ростовых включал в себя следующих действующих лиц:
- Илья Андреевич Ростов — отец семейства, граф.
- Наталья Ростова (старшая) — мать семейства, супруга графа.
- Вера Ростова — старшая дочь в семье.
- Николай Ростов — второй ребенок в семье.
- Наталья Ростова (младшая) — дочь и третий ребенок.
- Петр Ростов — самый младший ребенок в семье.
А также с ними проживала Сонечка, которая являлась племянницей графа и воспитывалась в их семье. Она стала хорошим другом для юной Ростовой и питала глубокие чувства к Николаю. Так выглядел дом Ростовых. К ним часто приезжали гости, были вхожи многие уважаемые люди. Дети Ростовых отличались отличным воспитанием и хорошими манерами.
Молодая Ростова живая, веселая и активная, страстная и влюбчивая натура. За время действия событий романа часто меняет свои привязанности. Девушка наполнена эмоциональностью, состраданием, готова помогать нуждающимся. В ней прекрасно сочетаются качества любящей сестры и дочери, она покорна со своими родителями. В ней нет зла или упрека.
Считается, что автор воплотил в ней идею женского идеала и сопоставил ее с другими женскими персонажами романа. Многие из них выглядят слишком серьезными, холодными, а некоторые даже злобными. Доброта девушки сохраняется вплоть до окончания романа. Она выносит суровый урок жизни, когда доверяется Анатолю Курагину, и очень тяжело переносит предательство. При этом остается доброй и любящей девушкой.
Правила поведения во время танца
Кавалер подаёт даме правую руку, дама вкладывает в неё пальчики левой и пара занимает место среди танцоров.
Танец начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.
Во время танца дама находится по левую руку партнёра.
Пара смотрит друг на друга, а не под ноги.
Кавалер подстраивается под шаги дамы, а не наоборот.
Во время танца партнёры не прижимаются друг к другу, но и не отдаляются слишком сильно.
Серьёзных разговоров не ведут, но шутка или комплимент уместны.
Если пара сбивается с ритма, она смещается к середине, предоставляя вести танец более опытным танцорам.
Между танцующими парами должно быть не менее метра. Если места не хватает, параллельно первой образуется вторая линия танцоров.
Когда танец закончится, кавалер поклоном благодарит даму за танец и провожает туда, куда она попросит. Прежде, чем отойти, обязательно благодарит поклоном ещё раз.
И в старину не хватало кавалеров.
Поэтому в правилах звучали призывы: не задерживать возле себя мужчин, дать возможность для общения с ними и другим дамам.
Вас пригласили на бал: в чем пойти, как себя вести и другие советы
Открылся бал. Кружась, летели Четы младые за четой; Одежды роскошью блестели, А лица — свежей красотой.
Кружащиеся пары в галантных костюмах и вечерних платьях — казалось бы, картинка давно забытого прошлого. Однако сегодняшняя тенденция возрождать лучшие культурные и исторические традиции, вернула к жизни одну из самых красивых и романтичных из них – бал. Доказав, что это не только развлечение для высокопоставленных персон, но и возможность обычному человеку провести время и отдохнуть в совершенно новой для него атмосфере.
Современный бал имеет свои отличия от классического, проводившегося в России еще со времен Петра 1. Он более демократичен, но по-прежнему также красив и элегантен.
Война
Наташа забыла свою боль, потому что под стенами Москвы стояли французы. Горожане покидали свои дома, не желая жить под гнетом врага. Улицы были заполненные ранеными русскими солдатами. Девушка уговорила мать принять в дом тех, кто не мог самостоятельно идти дальше. Илья Андреевич распорядился снять с повозок имущество, погрузить раненных. Так среди страдающих офицеров нашли князя Андрея.
С этого момента и до последнего вздоха любимого Ростова была рядом с ним. С ее лица не сходило выражение нежных чувств к нему, беспредельных и безусловных. Ей было близко и дорого все, кого и что ценил этот мужчина, прежде всего, его сын и сестра Марья.
Наташа страдала, потому что не могла отдать себя взамен его жизни, не могла вернуть Болконскому силу и здоровье. Героиня забыла о себе самой, она думала только о человеке, которому хотела помочь выжить. Война отнимает людей у тех, кто особо дорожит ими.
Трагическая сюжетная линия любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского отражает страдания всех обездоленных, потерявших своих любимых в пламени войны. Они гибнут, не изведав простых человеческих радостей, оставляя сиротами детей и матерей в угоду императорам.
Танцы и балы – в чем разница?
Традиционные «балы» – это крупные официальные кастовые мероприятия, собирающие не менее 200-500 и, как правило, до 1500 приглашенных. Это непременно оркестр, ужин с роскошным угощением, официанты и специальное украшение залов. Это важный формат светской жизни дворян, учившихся для этого танцевать с 5-6 лет. Не может быть свободной продажи билетов на балы – туда можно попасть только по персональному приглашению для тех кто «принят в обществе», обычно это бесплатно для гостей, но весьма затратно для организатора, хозяин сам выбирает кого приглашать и требует соблюдения определенных правил.
Параллельно балам бытовали и просто «танцы» уместные для разных сословий, это вечеринки с куда меньшим размахом, с одним или несколькими музыкантами вместо оркестра. Заметьте, что на них НЕ РАСПРОСТРАНЯЛИСЬ требования бального этикета. На танцах, претендующих на статусность маленького бала, хозяева дома просили родственников и знакомых кавалеров приглашать непопулярных девушек, чтобы те не остались без внимания, а настоящий бал – это слишком массовое мероприятие для таких частных натяжек.
То, что мы сейчас огульно считаем правилами тогдашнего танцевального этикета – это было обязательно для гостей именно на балах (от впечатления на балу во многом зависела карьера, брак и положение в свете), другие правила были для «масок» на балах-маскарадах и совсем иные на танцах, хотя, местами, они пытались подражать «блестящему обществу», но никак не могли этого ни потребовать, ни обеспечить.
С чем это можно было бы сравнить сейчас? — одно дело как вести себя приглашенным на церемонию инаугурации президента, а другое дело, если купить входной билет на вечеринку в кабаке.
Итак, правила дворянского этикета на балах и их церемонности нам не писаны, но на чем строился их этикет, как держалось это великолепие? Что актуально и для наших social paty?
Аксессуары и украшения
Если свой выбор остановили на классической модели бального платья или предпочли романтический стиль, минимализм, необходимо продумать полную экипировку для торжества. Чтобы образ был завершенным, выбирайте соответствующие стилю атрибуты. Дизайнерские вещи станут неотъемлемыми спутниками на протяжении всего вечера, помогут ненавязчиво подчеркнуть вашу индивидуальность. К изысканным бальным платьям не сложно подобрать классический вариант украшений, стильных аксессуаров:
- Для бархатных, шелковых и атласных нарядов идеально подойдут сумочки, перчатки, выполненные из такого же материала, а также диадема для украшения прически, что будет перекликаться с декором праздничного ансамбля;
- Для тафты, муара в бальных ансамблях одежды будет уместно подобрать украшения, аксессуары с матовыми, блестящими поверхностями, что смогут подчеркнуть красоту изысканного наряда. Предпочтение стоит отдавать однотонным украшениям в минималистичном стиле, чтобы не выглядеть слишком вульгарно в бальном платье. Умеренность во всем еще никого не подвела;
- Для кружевных, гипюровых фасонов для бала идеально подойдут украшения в виде колье, золотой подвески на цепочке, такого же стиля сережек, кольца и браслета. В комплекте уместен атласный клатч, кружевные перчатки, украшение для волос, что по декору будет перекликаться с поясом, браслетом.
Если вы дополняете аксессуарами платье бальное на 7 лет девочке – выберите атласные туфли, по цвету сочетающиеся с комплектом или перекликающиеся с атласной лентой, вплетенной в волосы малышки. Используйте фантазию, экспериментируйте у зеркала с бальным платьем! Вы непременно добьетесь ожидаемого результата, став на балу неотразимой. Но при этом не забудьте «прихватить» с собой улыбку! Тогда непременно станете общепризнанной леди, отвоевав титул очаровательной королевы бала.
Правила поведения во время танца
- В момент прохода по залу и во время танца дама должна всегда находиться по левую руку партнера.
- Дама кладет руку мужчине чуть ниже плеча. Мужчина же не может держать даму за плечи или спину, если ее наряд – платье –декольте.
- Если в процессе танца пара столкнулась с другими танцующими, то извинения приносит мужчина.
- Оба танцующих не должны смотреть себе под ноги, отслеживая, правильно ли они выполняют шаги.
- Расстояние между партнерами не должно быть слишком далеким или крайне близким.
- Во время танца не принято много разговаривать, но обмен короткими репликами вполне возможен, но только если они не имеют отношения к другим танцующим.
- У каждого танца есть свой рисунок и порядок следования фигур. Желательно в танце ориентироваться на первую пару. Если пара сбивается с ритма, то она должна сместиться ближе к середине круга, давая возможность более опытным танцорам продолжить двигаться по принятой схеме танца.
- После окончания танца, необходимо проводить даму на место. Прежде чем оставить даму, кавалер выполняет поклон в знак благодарности за принятое приглашение.
Если Вы новичок
Что мне делать на балу? Я у стенки маюсь. Выступать я не люблю, танцевать стесняюсь.
И немного странен мне этот хохот дружный. И стою я в стороне, никому не нужный.
Чтобы не быть похожим на героя стихотворения Марка Вейцмана, желательно хотя бы немного подготовиться.
Для тех, кто не умеет танцевать, организаторы могут предложить пройти предварительные мастер-классы для получения танцевальных навыков по той программе, которая предусмотрена для мероприятия.
Часто, особенно на общественных балах, обучение проводится непосредственно в танцевальном зале уже во время самого мероприятия. Распорядитель или «учитель» танцев учит участников основным шагам. Затем им предлагается самостоятельно исполнить танец.
Если участник – новичок, то стоит правильно выбирать место для танца. При отсутствии хороших навыков, можно танцевать в тех частях зала, где участников мало. В этом случае пара получит удовольствие от танца, не помешав остальным танцующим.
Бал – это красивое событие в жизни любого его участника. Оно позволяет иначе посмотреть и на проведение досуга в целом, и усвоить правила этикета, позволяющие и в обычной жизни демонстрировать красивые манеры, уважение к собеседнику и такт.
http://cultura.menu/kultura/etiket/13-pravil-povedeniya-na-balu-ot-eleny-chernyh/http://etikket.ru/prazdnichnyj-etiket/balnyj-etiket.htmlhttp://etiketo.ru/prazdnichnyj-etiket/vas-priglasili-na-bal
голоса
Рейтинг статьи
Дресс-код Венского бала для мужчин
Фрак — черный. Укороченный спереди пиджак с длинными узкими фалдами сзади носят не застегнутым. Брюки без отворотов, с высоким поясом, с шелковыми двойными полосками (галунами) вдоль наружных боковых швов. Надеваются без ремня, с белыми подтяжками. Галстук-бабочка — белый, из шелка или хлопка-пике. Сорочка — белая, накрахмаленная, с воротником-стойкой с загнутыми углами и манжетами. Манишка, пристегнутая к сорочке, должна быть туго накрахмаленной, чтобы грудь «стояла колесом». Жилет — белый, накрахмаленный, из пике. Шелковый считается дурным тоном. Три пуговицы должны быть всегда застегнуты. Пуговицы на рубашке и жилете должны соответствовать фрачным. Обычно они дорогие и изготовлены из перламутра или жемчуга. Запонки не должны бросаться в глаза. Предпочтительны из желтого, розового или белого золота с вставками из перламутра или оникса. Элегантные запонки из других драгоценных металлов допускаются. Часы — только карманные на цепочке. С фраком не принято носить наручные. Носовой платок — белый, из хлопка, льна или шелка. Вкладывается в нагрудный карман фрака. Перчатки — белые. Консервативные господа остаются в перчатках на протяжении всего вечера, снимая их только во время еды или для рукопожатия. Дама вправе отказать в танце кавалеру без перчаток. Туфли — классические черные, лакированные (лоферы и оксфорды одинаково уместны). Носки — длинные черные из дорогой шерсти или шелка . Фрак рекомендуется сочетать с черным классическим пальто, белым шелковым шарфом и черным цилиндром. Смокинг — вечерний чёрный пиджак с открытой грудью и длинными, обшитыми шёлком лацканами. К смокингу полагаются тугая крахмальная манишка, стоячий воротничок с загнутыми углами, чёрный галстук-бабочка, чёрный жилет или пояс-кушак
Что означали знаки веером на балу в 18 и 19 веке
Свобода общения женщин на протяжении всей истории часто ограничивалась из-за социальных условностей. Поэтому проявление эмоций на людях между мужчиной и женщиной считались нежелательными особенно на балу. Но так как именно на балу, в 18 и 19 веке, молодые девушки и юноши могли свободно познакомиться, то там и нашел свое особое применение веер. Именно с помощью него и знаков которые могли быть переданы дамами противоположному полу и происходило личное общение во время ухаживания. Благодаря жестам веера женщина на балу могла дать мужчине понять, что она чувствует. В зависимости от положения веера на теле, независимо от того, был ли он закрыт или открыт слева или справа, она могла ясно выразить то, что не осмеливалась сказать.
Знаки веером сводная таблица
В данной таблице представлены наиболее распространённые жесты подаваемые при помощи веера в 18 веке:
Знак / жест языка | Расшифровка значения |
---|---|
держите в левой руке | «Давай, поговори со мной» |
коснитесь кончика веера пальцем | «Я хочу поговорить с вами» |
прижмите к сердцу | «Ты завоевал мою любовь» |
прикрывайте левое ухо открытым веером | «Не выдавай нашу тайну» |
держите в правой руке перед лицом | «Следуй за мной» |
держите в левой руке | «За нами наблюдают» |
медленно машите веером | «Я замужем» |
быстро машите веером | «Я помолвлена» |
держите поперек глаза. | «Мне очень жаль» |
резко откройте и закройте его | «Ты жестокий» |
положите на правую щеку | «Да» |
оставьте на левой щеке. | «Нет» |
поднесите к губам | «Поцелуй меня» |
В следующей таблице представлены знаки подаваемые веером, которые были наиболее распространены в 19 веке:
Знак / жест языка | Расшифровка значения |
---|---|
Быстрое и стремительное закрытие | «Я ревную» |
Быстро обмахивается | «Я так тебя люблю» |
Медленно обмахивается | «Не тратьте впустую свое время, я не думаю о тебе» |
Удар ладонью по вееру | «Люби меня» |
Прикрываться веером от солнечного света | «Ты мне отвратителен» |
Свисает в закрытом состоянии с правой руке | «Я желаю увлечься» |
Если девушка ненадолго появляется на балконе, возбужденно обмахиваясь, и быстро уходит, оставив балкон открытым | «Я приду в ближайшее время» |
Перекладывает из рук в руки | «Я вижу, что ты смотришь на другую женщину» |
Веер на губах | «Я тебе не доверяю» |
Свисает в закрытом состоянии с левой руки | «Я увлечена» |
Девушка на короткое время выходит на балкон, медленно обмахивается и возвращает внутрь закрыв балкон | «Я не могу выйти» |
Запускает пальцы в ребра веера | «Я хочу поговорить с тобой» |
Похлопывание по любому объекту | «Я нетерпелива» |
Поправляет волосы у лба | «Не забывай меня» |
Внимательное разглядывание росписи | «Ты мне нравишься» |
Уронить на пол | «Я принадлежу тебе» |
Леди обмахивает себя левой рукой | «Не заигрывать с этой женщиной» |
Наполовину открытый у лица | «За нами следят» |
Лежит на сердце | «Моя любовь к тебе разбивает мне сердце» |
Еще один подход толкования жестов языка :
- Коснуться лба: «Вы изменили»;
- Сдвинуть к глазам: «Уходи, пожалуйста»;
- Сдвинуть его к щеке: «Я хочу тебя»;
- Удерживать его возле левого уха: «Оставьте меня в покое»;
- Провести им правой рукой перед лицом: «Следуйте за мной»;
- Закрыть: «Ты меня любишь?»;
- Переместить в правую руку: «Вы неосмотрительны»;
- Бросить на пол: «Ненавижу вас»;
- Переместить в левую руку: «Они смотрят на нас»;
- Коснуться края пальцами: «Я хочу поговорить с тобой».
Современные балы
Современный бал – красивая и элегантная альтернатива дискотекам и ночным клубам. Бал – это всегда торжество, всегда праздник. Посвящённый какой-нибудь дате, событию, теме, он готовится не один день. Рассчитывается количество участников, оформляется помещение, разрабатывается танцевальная программа, проводятся специальные занятия по обучению танцам и правилам поведения на балу.
60 тысяч роз используют ежегодно для декорирования Венского бала.Танцоры, открывающие бал, проходят через кастинг. Репетиции с участниками бала под живой оркестр длятся несколько часов.
- Пушкинские балы в Санкт-Петербурге,
- Кремлёвский Церемониальный бал в Москве,
- бал работающей молодёжи в Новосибирске,
- офицерский Севастопольский бал,
- балы выпускников по всей стране –
всё свидетельствует о том, что балы становятся востребованными событиями в культурной жизни страны.
Категории балов
Все современные балы можно разделить на три категории:
- Исторические балы, цель которых – воссоздание атмосферы конкретной эпохи. Всё подчинено главной цели: убранство зала и прилегающих помещений, бальные платья дам и фраки кавалеров, старинные танцы и манеры.
- Ролевые балы, для которых в рамках игрового антуража шьются костюмы, подбирается макияж, аксессуары для сходства с персонажем (ролью) книги, кинофильма, игры.
- Общественные балы, которых год от года становится всё больше. Они могут быть:
- благотворительными;
- статусными (балы золотых медалистов, студентов, охотников);
- праздничными (Рождественские, к городскому событию);
- тематическими (лесной, осенний, латино-американских танцев);
- семейными (бал Шереметьевых, династии Кузнецовых);
- детскими.
Балы бывают открытыми и закрытыми. На первый можно купить билет. Закрытый бал предназначен для тех, кто получил специальное приглашение.
Дресс-код – бальные платья
В приглашении или анонсе всегда оговаривается форма одежды – дресс-код. Он устанавливается исходя из категории, к которой относится бал. Для исторических и ролевых балов шьются наряды, соответствующие указанной эпохе или роли.
На общественных балах для мужчин приемлемы и чёрный фрак, и тёмных оттенков смокинг. Непременные атрибуты:
- белый галстук-бабочка,
- чёрные туфли,
- перчатки.
Бальные платья женщин – длиной в пол, из струящейся ткани любого цвета. Но белые оттенки предпочтительней для молодой особы, впервые принимающей участие в торжествах. Современное бальное платье – союз грации, элегантности, моды. Юбка – свободная, не мешающая танцевать, без разрезов. Скромное декольте, оголённые руки. Волосы, убранные в причёску. Обязательные аксессуары и элементы одежды:
- драгоценные ювелирные украшения,
- туфли с закрытым носом и на каблучке,
- длинные, выше локтя, перчатки,
- чулки,
- маленькая сумочка.
Переносной писсуар
В Зимнем дворце при Александре II уже был ватерклозет. Но во время балов поход в туалет был делом сложным. Так что дамы пользовались бурдалю — вазами вытянутой формы (нечто среднее между ночным горшком и больничной уткой). Ими пользовались в карете и на балах.
По легенде, приспособление получило название из-за французского проповедника Луи Бурдалю, который читал настолько длинные проповеди, что дамам приходилось справлять нужду прямо в церкви при помощи этих ваз.
Большинство дам брали с собой бурдалю на бал, потому что отхожее место могло быть очень далеко от бальной залы, а учитывая большое количество гостей — оно было просто недоступным.
Однако на балу даме в пышных юбках воспользоваться бурдалю было сложно, учитывая, что сам процесс совершался стоя, — и поэтому в специальных комнатах им ассистировали служанки, поддерживая юбки с двух сторон. В помощь одной аристократке выделялось минимум две служанки.
Может договоримся?
В современных реалиях на социальные танцы ходит уже некое сообщество не “с улицы”, но это разношерстная тусовка, где далеко не все учились танцевать с детства и дамы 35+ не считают себя «пожилыми особами» — это не балы и стороны могут позволить себе некоторые вольности:
— дамы у нас могут приходить танцевать и сами, и без мужа, и будучи незамужней, и в том же наряде, и в любом возрасте, но из-за всего этого дам, будет скорее всего больше чем партнеров.
— кавалеры могут приглашать и не будучи представленными, и без перчаток,
— если дама отказывает без комментариев, значит считает его недостойным танца с нею (сомнительным, проходимцем) и это ее исконное право, поэтому не вежливо с его стоны подходить к ней снова уже никогда, но она может пригласить отвергнутого кавалера в ответ сама, если передумает или не то имела в виду,
— если дама отказывает, предлагая станцевать следующий танец, то считается ангажированной на него и кавалеру не красиво не подойти к его началу, а ей — начать танцевать с другим, который быстрее подскочил.
— для получившего отказ кавалера считается вежливым сразу (даже не отходя) пригласить другую,
— если дамы полагают себя вправе приглашать чужих кавалеров (вне объявленного «белого танца»), то и кавалеры вправе отказывать им,
— не прилично всё время занимать одну партнершу своими танцами и разговорами, вежливый кавалер должен дать возможность пригласить даму и другим танцорам,
— для участвующих в мероприятии (тем паче за свои деньги) вполне этично как активно приглашать всех, так и не танцевать с кем-то ни разу, и даже совсем никого не приглашать, а созерцать со стороны не танцуя – для возраста 30+ это вполне естественно даже по меркам балов.
— девушки теперь могут заказывать себе в баре и сами, но, с другой стороны, какие-то кавалеры, глядя со вполне с традиционной точки зрения, могут расценивать это как повод «подкатить», сочтя ее за девушку свободную.
Ассамблеи — обязательное веселье
Считается, что первый бал в России состоялся во время свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Но начало массовой традиции организовывать балы положили петровские ассамблеи. Вернее, даже не традиции, а обязанности, так как ассамблеи вводились отдельным петровским указом. Правила, зафиксированные в нём, были довольно просты: об ассамблее оповещать заранее, начинать не раньше 16 часов, к 22 часам расходиться, а во время самого праздника «каждый может приходить в ассамблею в котором часу ему угодно, сидеть, ходить или играть».
Не очень похоже на роскошный бал, но и это для русского общества было в новинку. Первая в истории ассамблея прошла у генерал-адмирала Апраксина, общественные ассамблеи проводили трижды в неделю, и собирать на них приходилось барабанным боем и угрозами: никто не понимал, зачем нужны эти развлечения.
Станислав Хлебовский «Ассамблея при Петре I». (wikipedia.org)
Историк Александр Корнилович, издатель альманаха «Русская старина», так описывал порядок поведения на ассамблее или балу: «Когда любезность утвердила в наших обществах законы приличия, вошёл в употребление следующий обычай: хозяин подносил букет цветов даме, которую хотел отличить; дама сия становилась царицею бала, распоряжала танцами, и тот же букет торжественно отдавала другому кавалеру, назначая притом день, в который желала танцевать в его доме. Получивший цветы обязан был слепо повиноваться воле красавицы. Обыкновение сие, напоминающее времена рыцарские, в которые красота была душою всего великого, продолжалось до царствования императрицы Екатерины II».
Танцевать поначалу не умели — русская пляска на балах была не востребована, а минуэтов и контрдансов не знали. Первыми учителями танцев для русских дам и кавалеров стали пленные шведские офицеры.
Помимо танцев, на ассамблеях можно было развлечься игрой в шахматы, шашки (карты Пётр не жаловал), а также провести время в курительной комнате. Угощали чаем, кофе, мёдом и вареньем, мужчинам подавали пиво и вино. Иногда для развлечения гостей могли устроить фейерверк.
Макияж конца 19-начала 20 века. Макияж 19-ого столетия
Определенному безветрию в моде на макияж, пришедшее в конце 18 столетия, суждено было продлиться не больше двух десятков лет. Единственное, чем пользовались женщины того времени, – это гигиеническое мыло для лица и тела, а также капля румян, изготовленных на основе природных красителей. С пришедшей на смену эпохой романтизма в 20-е гг. 19 столетия популяризуется мода на макияж – бурные страсти и эмоциональные душевные переживания в душе должны иметь отпечаток на внешности. Модным становится нездоровая бледность, темные и влажно блестящие глаза – таков эталон красоты эпохи романтизма.
Женщины повально начали пить уксус и есть лимоны. Делалось это с целью потери веса и достижения мертвенно-бледной кожи. Женщины мало спят – с целью появления кругов под глазами. Для придания блеска в глаза капают сок белладонны и атропин. Темные подводка глаз и тени для век придают облику демонический вид.
Но Ее величество мода изменчива, и с 50-х гг. болезненность и бледность в образе женщины перестает быть привлекательной. Мужчин начинает манить теплота, женственность и покой в женском облике. В целях соответствия новому эталону, женщины отказались от густого макияжа. Женщины предпочитают лишь немного осветлить лицо яичным белком, подцветить скулы румянами – немного ярче при темных волосах и светлее – при светлых, а также подвести брови бриллиантином. Никогда прежде, наверное, макияж не был таким щадящим, как в середине 19 столетия. Точка зрения на сам макияж изменилась, как на само слово «макияж», которое, появившись веком раньше, обозначало в отрицательном смысле искусство скрывать недостатки. В 19 столетии негативный оттенок со слова снимается, и оно обретает значение «средства, скрывающие недостатки лица».
Специфической особенностью макияжа 19 столетиястановится то, что макияж перестает быть привилегией лишь знатных дам. В связи с устройством промышленного изготовления косметика становится доступной даже низшим слоям общества. Приличные девушки из бедных семей приобщаются к искусству макияжа и с радостью обучаются припудривать лицо, подкрашивать губы и подводить глаза. Но надо заметить, что проститутки в 19 столетии, как и во все времена, всегда красились дерзко: наносили много пудры и румян, использовали яркую помаду и подводили жирным черным цветом глаза.
В конце 19 столетия была придумана жидкая пудра. Она идеально скрывала все недостатки кожи и, застывая, создавала эффект маски. В сочетании с небольшим количеством румян и помады, оно походило на лицо жрицы. Мужчины того времени просто таяли перед такой загадочностью.
Косметическая промышленность конца 19 столетия раскручивается, соответственно, популяризуются и косметические средства. Актрисы 19 века с радостью дают уроки красоты и публикуют на страницах журналов рекомендации и рецепты, как сохранить молодость и красоту. Понемногу женщины осознают, что настоящая красота – это искусство владеть свои телом, чувствами и голосом, а уж никак не сильная «накрашенность».
В древности существовала традиция красить зубы. Она сохранилась и в 19 столетии. Женщины красили зубы в желтый цвет, чтобы лицо казалось бледнее.
Общие правила поведения на балу
Сегодняшние правила приличия на российских балах – реконструкция бальных правил девятнадцатого века. Современное отличие первых от вторых заключается лишь в отключении сотового телефона.
Улыбка – визитная карточка каждого гостя. Улыбкой и добрыми словами приветствуются распорядители бала. Мужчина пожимает руку хорошо знакомым людям, кланяется дамам и малознакомым. Его спутница дарит поклон всем. Приветствия совершают, не поворачиваясь спиной к залу.
У входа не задерживаются во избежание ненужного скопления людей, спокойно проходят в зал, осматривая его убранство и негромко разговаривая. Дамы могут занять свободные места на стоящих вдоль стен скамьях, мужчины – собраться небольшими компаниями.
Нельзя ни в начале, ни во время бального вечера:
- искать опору у стен, колонн, дверей,
- прятать в карманах руки,
- громко разговаривать, выяснять отношения, скандалить,
- принимать пищу и курить там, где танцуют,
- не танцевать.
Все женщины на балу – это дамы, все мужчины – кавалеры. Кавалер постоянно заботится о даме, помогая ей снять пальто, подавая выбранные ею напитки и закуски, ограждая от толчков во время танца. В даме ценится скромность, умение вести беседу, доброжелательность и душевное равновесие.
Жеманство и кокетство на балу не поощряется. В старину считалось, что таким образом женщины выставляют себя на посмешище, вызывая жалость за убогость своего поведения.
Ведёт программу бала его ведущий или распорядитель, чьи указания не оспариваются и выполняются всеми гостями. Он следит за регламентом бала, объявляет (если есть в программе) о начале концерта, об условиях лотереи, о перерыве на ужин. Распорядитель контролирует танцевальную активность всех гостей, поэтому может попросить кого-нибудь из кавалеров пригласить на танец засидевшуюся даму.