Основные виды музыкальной терапии
В современной психологии существуют две основные школы музыкотерапии: американская и шведская.
В основе американской лежит теория психоанализа, а главной целью является раскрытие эмоций с помощью музыки. Такая терапия особенно эффективна в лечении страхов, фобий, избавлении от тревожных состояний.
Шведская музыкотерапевтическая школа предлагает воздействовать мелодиями на замкнутого человека для установления контакта с ним.
Еще музыкальная терапия бывает:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (Эта терапия занимается созданием оптимальной обстановки для самовыражения клиентов посредством музыки. Больше всего такой вид подходит для работы с дошкольниками, поскольку они любят фантазировать, не страшатся показывать свои истинные эмоции и пробовать новое в жизни).
КЛИНИЧЕСКОЙ (Используется в специальных клиниках для профилактики и коррекции расстройств психики).
ИНТЕГРАТИВНОЙ (Применяется в сочетании с иными арт-терапевтическими методами – танцами, рисованием, групповыми психотерапевтическими методиками и другими).
ТЕМАТИЧЕСКОЙ (Чаще всего психологи применяют этот вид в работе с клиентами, которые широко интересуются искусством и разбираются в музыке. Такая музыкотерапия может в своей основе иметь сюжет или лекцию по конкретной музыкальной теме).
ФОНОВОЙ (На психологических тренингах и консультациях с тревожными пациентами терапевт включает в качестве фона аудиозапись, которая способствует снятию мышечных зажимов, успокоению, расслаблению, выравниванию сердечного ритма).
Арт-терапия против деменции
Деменция — снижение познавательной деятельности, в процессе которого усвоенные ранее навыки и знания начинают утрачиваться, а приобрести новые не представляется возможным. Чаще всего такое состояние наблюдается в старческом возрасте и носит название сенильной деменции (или старческого маразма). Ее причинами могут стать болезнь Альцгеймера, Паркинсона, инсульт, инфаркт, опухоли, черепно-мозговые травмы и др.
Деменция в старческом возрасте начинается медленно и незаметно, но неизбежно прогрессирует, приводя к полному слабоумию. По этой причине необходимо внимательно следить за состоянием больного человека и оказывать посильную помощь при малейших подозрительных признаках (неспособность запомнить информацию, постоянное плохое настроение, сужение круга интересов, апатия, придирчивость, безынициативность).
Рисование помогает правильно оценивать окружающий мир
Арт-терапия является хорошим методом психотерапии для психической коррекции состояния пожилого человека. Творческие задания позволяют выявить проблемы, которые мучают уже долгое время, избавиться от внутренних противоречий, проявить самовыражение.
Если человеку сложно дается выполнение каких-либо заданий, то можно предложить ему раскрашивание. Оно позволяет улучшить концентрацию внимания, справиться со стрессом и тревогой. Раскрашивание позволяет добиться спокойного, расслабленного состояния, которое характерно при занятиях медитацией, когда посторонние мысли и тревожное состояние уходит, и человек полностью сосредотачивается на настоящем.
Таким образом, арт-терапия позволяет пожилым начать вести спокойный, радостный и полноценный образ жизни. Люди начинают чувствовать себя комфортно, справляются со многими внутренними переживаниями, чувствуют удовлетворение.
Вязание как метод арт-терапии в работе с пожилыми людьми
- Опубликовано 15.12.2020 11:16
Арт-терапия – течение психологии, которое подразумевает под собой поддержание оптимального психоэмоционального уровня творческим путем. Оно появилось в конце прошлого столетия.
Данный метод нашел широкое применение среди людей преклонного возраста, так как после выхода на пенсию, изменяется привычная рутинная жизнь пожилого человека, появляется достаточное количество свободного времени, которое если ничем не заполнить, вызывает негативные эмоции, бездельничая человек, начинает думать, например, о болезнях, жизненных неурядицах, т.е. «накручивать» себя.
Методы арт-терапии широко применяются в МБУ «ЦСО г. Таганрога» в работе с пожилыми людьми. Вязание – один из них. Наши дорогие бабушки – искусные вязальщицы, с удовольствием вяжут своим детям и внукам теплые подарки, делятся с подругами и социальными работниками секретами мастерства.
Задумывались ли вы когда-нибудь о пользе вязания и о том, что это занятие способно творить с телом человека? Рукоделие — это не только повод занять себя, но и масса всего полезного для нашего мозга!
Ученые решили выяснить, почему же вязание так полезно для людей за 50. Оказывается, систематическое занятие вязанием улучшает работу головного мозга. Следовательно, является профилактикой старческого слабоумия. Благодаря мелкой моторике, совершаемой руками, наш мозг продолжает функционировать. Вязание – это сложный технический процесс, требующий не только физическую, но и умственную активность, когда приходится считать, продумывать и планировать.
Вязание значительно снижает частоту сердечных сокращений. Сердечно — сосудистая система переходит в пассивный режим, мышцы расслабляются, и вы получаете удовольствие от отдыха и процесса творчества.
Во время вязания, повышается уровень эндорфина в крови, и вы заряжаетесь позитивом и хорошим настроением. Эти вещества отвечают за наше настроение, эмоциональный фон.
Еще стоит отметить, что вязание улучшает внимание и память, а это, довольно немаловажный момент в пожилом возрасте. Вязание помогает снять стресс, накопившийся за день
За день мы испытываем много эмоций, от некоторых необходимо просто избавиться. Если вы вяжете, то, скорее всего, знаете, как в процессе вязания вся суета и стресс отходит на второй план
Вязание помогает снять стресс, накопившийся за день. За день мы испытываем много эмоций, от некоторых необходимо просто избавиться. Если вы вяжете, то, скорее всего, знаете, как в процессе вязания вся суета и стресс отходит на второй план.
А еще вязальщицы дружелюбные. У них всегда много единомышленников, с которыми они общаются и делятся своими секретами и опытом!
Сегодня, когда пожилые в возрасте 65+ находятся на самоизоляции, для многих из них, и не только женщин, вязание – отличный способ с пользой для своего здоровья и настроения провести свободное время.
На один уровень выше
Описание профессии
Арт-терапевт — это специалист, который решает психологические проблемы людей, прибегая к творчеству. Будь то лепка, изобразительное искусство, вышивание или иные виды творчества — тягу к ним нужно в первую очередь раскрыть способность человека к самовыражению и дать ему эмоциональную разрядку.
Разумеется, психолог арт-терапевт — это не педагог по живописи или скульптуре, своей задачей он ставит скорректировать поведение и вернуть душевное равновесие клиенту. Какие цели может преследовать арт-терапия:
Научить справляться со стрессовыми ситуациями;
Содействовать самопознанию, личностному росту;
Развить навыки саморегуляции и психологической устойчивости;
Обучить позитивному отношению к себе и другим;
Помочь с самоопределением.
Сеансы арт-терапии могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Что лечит арт-терапевт?
Designed by KamranAydino/freepik
На самом деле арт-терапия представляет собой просто один из методов разрешения психологических проблем. Им широко пользуются как психологи, которые работают исключительно со здоровыми людьми, так и психотерапевты — врачи, лечащие пограничные заболевания психики, депрессивные и тревожные расстройства.
Однако арт-терапия широко практикуется именно в психологии, поскольку это достаточно универсальный способ работы с психикой. И есть много специалистов-психологов, специализирующихся именно на арт-терапии.
Поэтому-то арт-терапевты ничего не лечат и не имеют на это права, поскольку не являются врачами. Они лишь помогают клиентам разобраться во внутренних конфликтах с помощью творческих занятий.
Занятия для людей с ментальными нарушениями и инвалидностью
Распространенные ментальные нарушения у пожилых людей и психологические упражнения, которые могут их облегчить.
Деменция
Деменция — одно из главных заболеваний в этом возрасте, вызванное нарушениями работы мозга.
Проявления этого заболевания очень индивидуальны. Прогрессирующая деменция снижает когнитивные функции мозга, негативно сказывается на психоэмоциональной сфере.
Рукоделие
Это могут быть:
- украшения для стен, скворечников для парков, игрушек для детских домов;
- приглашения на праздники, настенные календари, подарочные конверты;
- плетение гирлянд из ткани;
- декупаж;
- раскрашивание взрослых раскрасок или свободное рисование;
- изготовление коллажей и аппликаций, оригами из разноцветных листов бумаги, новогодних украшений.
Такие проекты помогают развивать мелкую моторику. У участников повышается самооценка, осознанность и возникает чувство причастности.
Активные игры
- Упрощенные спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
- Танцы.
- Городки, дартс, фрисби.
Групповые игры развивают навыки большой и мелкой моторики. Помогают вовлекаться самим и вовлекать друг друга в игру. Развивают логику и память.
Дискуссионные группы и игры в слова
Такие игры стимулируют память, разговорные навыки. Способствуют появлению положительных эмоций, помогают социализироваться, повышают чувство безопасности.
К дискуссиям относятся:
- чтение и обсуждение коротких рассказов и стихов, в том числе и авторства участников группы;
- просмотр и обсуждение фильма или музыкальной композиции.
Настольные игры
- упрощенные домино и карточные игры;
- собирание пазлов;
- лото.
Настольные игры помогают стимулировать мелкую моторику. развивают навыки общения в группе, повышают уровень вовлечения. Стимулируют мышление и память.
Чтобы определить, есть ли у человека признаки деменции и нарушения памяти, можно использовать краткую шкалу оценки психической памяти (MMSE).
Депрессивные состояния
Нередким заболеванием для пожилых оказывается и депрессия. Проявляться она может как:
- первичная;
- рецидив заболевания многолетней давности.
Депрессия бывает:
- эндогенной — вызывается изменением уровня гормонов и нейромедиаторов;
- экзогенной (реактивной) — вызывается внешними причинами, как реакция на сильный стресс, изменения в жизни.
С решением такой проблемы справляется когнитивно-поведенческая терапия — направление, созданное специально для работы с депрессией
О причинах и симптомах депрессии в других возрастах читайте в нашей статье.
Инсульт
После инсульта в рамках реабилитации используется многоэтапная техника психологического восстановления. Ее сочетают с физиотерапией, ЛФК и работой с возвратом утраченных физических функций:
- работа с телом — в случае инвалидности;
- психологическая коррекция межличностных отношений;
- формирование установок к новому качеству жизни.
Болезнь Альцгеймера
Людям с болезнью Альцгеймера подходит только поддерживающая терапия. Это заболевание не поддается лечению — лишь временному смягчению симптомов.
Психологическая помощь помогает:
- принять свое состояние, найти новый смысл жизни;
- улучшить настроение;
- проработать агрессию, тревожность, проблемы со сном.
Тренинги для пожилых людей не подходят, если человек находится в остром состоянии и может навредить себе или окружающим:
- острый психоз;
- попытки и/или угроза суицида;
- алкогольный делирий (белая горячка).
Если ваш близкий находится в одном из подобных состояний, необходимо вызвать скорую помощь, специализированную психиатрическую бригаду или психиатра.
Наша рекомендация: обращаться за психологической помощью необходимо и родственникам пожилых. Нам всегда сложно принять старение, болезни и изменение в поведении наших родителей, новые условия жизни. С психологом можно обсудить свои чувства. Терапия поможет понять, что скрывается за ними, наладить отношения со стареющими родственниками, проработать свои страхи по поводу старения и смерти.
Методы арт-терапии
Танцы. Повышают настроение, оказывает благоприятное воздействие на физическое состояние пожилого человека: скорость ходьбы увеличивается, улучшается равновесие, тело поддерживается в тонусе, снижается риск падения и получения травм.
Фотографирование
Оно позволяет сконцентрировать внимание на прекрасных моментах жизни, что помогает отвлечься от плохих мыслей.
Рисование. Отличный способ борьбы со стрессом и нервным напряжением
Происходит тренировка памяти, мелкой моторики. Желательно проводить рисование в лесу, на берегу реки, в парке или любом другом живописном месте в теплую погоду.
Пение. Деятельность развивает память, помогает выйти из депрессивного состояния, повышает настроение. Выполняя вокальные упражнения, человек тренирует свой дыхательный аппарат. При регулярных занятиях в хоре степень кортизола и иммуноглобулина-А увеличивается, что положительно сказывается на иммунитете.
Музыкотерапия. Она делится на два вида — активная и пассивная. При активной форме терапии пожилые участвуют в музицировании — играют на музыкальных инструментах. При пассивной форме люди прослушивают специальные музыкальные произведения, которые были предварительно отобраны специалистом-музыкотерапевтом.
Писательство. Позволяет раскрыть креативные способности, решить проблемы, найти выход из сложной ситуации. Проводится полезная работа с воспоминаниями, поэтическими текстами, сказками. Помимо этого, осуществляется гимнастика для мышц рук, улучшается мозговая деятельность.
Резьба по дереву, лепка из пластилина и глины, вязание, вышивка, плетение из бисера и другие виды рукоделия. Упражнения приводят к тому, что интеллектуальные способности сохраняются на высоком уровне, а гибкость и послушность пальцев рук увеличиваются.
Посещение спектаклей, выставок, музеев, походы с группой на культурные мероприятия — в театр, после чего группа начинает делиться своими впечатлениями и обсуждать увиденное.
Участие в любительских спектаклях.
Танцы улучшают не только психическое, но и физическое состояние
Как и с кем это работает
Библиотерапевтический процесс ориентирован на рациональное и эмоциональное восприятие произведения.
Практическое значение библиопсихологии – управление стрессом, облегчение психического напряжения, катарсис, понимание ситуации, примирение с ней. Первично оказывается влияние на психосоматическое состояние человека, усиливается психологическое сопротивление. Вторично чтение помогает развить коммуникативные навыки, что положительно влияет на развитие личности как таковой.
Эффект библиотерапии подпадает под категорию экспрессивной терапии, к которой относится также арт-терапия (лечение изобразительным искусством), драматерапия (лечение театром) и т.д. Для усиления эффекта, поддержки творческого потенциала, самосознания эти терапевтические подходы могут быть объединены.
Библиотерапия используется для лечения различных зависимостей, травм, психических заболеваний, эмоциональной лабильности. Рекомендуется для людей, покинувших свое естественное окружение и вынужденных приспосабливаться к измененным условиям жизни (санатории, тюрьмы), тяжелобольных, инвалидов и т. д.
Ситуации, в которых помогает лечение книжным словом:
- сложные ситуации, у детей это, например, переезд, новая школа, новые одноклассники, у взрослых – семейные проблемы;
- кризисные периоды — развод, смерть в семье, тяжелая болезнь;
- психические проблемы — беспокойство, депрессия, зависимость, расстройства настроения;
- в профилактических целях библиотерапия проводится в детских домах, домах престарелых, группах поддержки и т.д;
- физические дефекты у пациента.
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
- Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
- Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
- Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
- Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
- Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
- Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
- Снижение уровня стресса.
- Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
- Преодоление возрастных кризисов.
- Решение семейных конфликтов.
- Повышение навыков коммуникации.
- Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
- Проработка психологических травм.
- Преодоление фобий.
Принципы интерпретации в арт-терапии
Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали
Понимание контекста
Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии
Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.
Этапы арт-терапии
Подготовительный этап
Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
Основной этап — работа с ребенком. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность
Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
Завершающий этап (терминация).
Методы арт-терапевтического процесса
- Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
- Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
- Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
- Песочная терапия.
- Терапия водой.
- Игротерапия.
- Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
- Танцевально-двигательная терапия.
- Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
- Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
- МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Творчество реально
Если оглянуться вокруг, можно найти немало пожилых людей, которые вовремя взяли себя в руки и нашли способ реализоваться в творчестве и активной социальной жизни. Взять хотя бы музыкальный коллектив «Бурановские бабушки», который завоевал серебряную медаль на международном конкурсе песни «Евровидение-2012». К слову сказать, средний возраст участниц фольклорной группы – 70 лет. Однако этот факт не помешал женщинам разучить песню на английском языке и блестяще исполнить ее.
Многие люди, выходя на пенсию, обретают новую жизнь: путешествуют, отдаются увлечениям и хобби, впервые начинают рисовать, петь, писать стихотворения.
Любовь Николаевна, 63 года: «Пока работаешь – много забот, дел, некогда сконцентрироваться на чем-то другом. А с выходом на пенсию все меняется. Много свободного времени – можно сосредоточиться на том, что всегда хотелось, но не было возможности. И тогда творческое начало просто прорывается: я так начала писать песни. Сначала рождались стихи, потом мелодии, так потихоньку все и завертелось. Мои знакомые увлеклись живописью – просто взяли кисточку и краски и решили попробовать. И вошли во вкус. Главное – в этом: вкус к жизни нельзя терять ни в каком возрасте. А обрести его заново всегда можно. Или начать что-то. Я вот никогда не думала, что буду писать стихи, выпускать книжки, участвовать в выставках. Надо просто не бояться вернуться в детство, когда творчество было повсюду».
Надежда Алексеевна, 60 лет: «Мне казалось, что я всю жизнь буду молодой, но пенсионный возраст подобрался как-то неожиданно. Я долго не могла смириться с тем, что буду получать “трудовую пенсию по старости”, ведь я чувствую себя еще молодой и довольно привлекательной женщиной. После увольнения с работы мне показалось, что жизнь остановилась. Появилось огромное количество свободного времени, которое совершенно некуда было деть. Я стала заметно хандрить: появились недомогания, обострились хронические заболевания. Меня спасли дети и друзья. Одни подарили маленькую внучку, другие – возможность заниматься творчеством. Мы вместе с подругами создали небольшой коллектив, в рамках которого помогаем организовывать праздники для пожилых людей – юбилеи, дни рождения, встречи ветеранов. Подбираем интересное музыкальное сопровождение, продумываем конкурсы и оформление залов: рисуем плакаты, надуваем воздушные шары, клеим стенгазеты. На недавний юбилей “мои девчонки” мне такую программу провели – любой тамада позавидовал бы! Плохие мысли сразу куда-то пропали, появилась утраченная легкость, я снова хочу танцевать, смеяться и радоваться жизни».
Пенсионная болезнь
Ни для кого не секрет, что после выхода на пенсию многие пожилые люди теряют жизненный ориентир, остаются один на один со своими трудностями. Так происходит потому, что они не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в интеллектуальном смысле занятием.
В медицине существует даже специальный термин «пенсионная болезнь», когда у ранее здорового человека, привыкшего к размеренной, постоянной трудовой деятельности, быстро развивается ряд болезненных состояний. К примеру, начинает беспокоить бессонница, появляется беспричинная утомляемость, повышается нервная раздражительность, падает моральный дух и обостряются хронические заболевания. Человек оказывается наедине со своими страхами, ощущает острую нехватку общения, жизнь кажется ему бесцельной.
Преимущества арт-терапии
- раскрытие и развитие творческих способностей, внутреннего потенциала;
- решение проблемы через творчество (например, рассказы или рисунки) без ее проговаривания и обсуждения;
- избавление от нервного напряжения;
- повышение настроения;
- поддержание мышц в тонусе, развитие дыхательного аппарата;
- развитие кругозора;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- избавление от депрессивного состояния;
- возможности для саморазвития — особенно когда человек занимается тем, что он раньше никогда не делал.
К плюсам арт-терапии относится отсутствие возрастных ограничений. Она основывается на невербальном общении, поэтому доступна для людей, имеющих ограниченные возможности.
Почему творчество является решением многих проблем со здоровьем: в процессе своей жизнедеятельности человек использует малую часть своего мозга, но творческие задания вовлекают в процесс другие области, происходит мобилизация мозга, а это напрямую влияет на состояние центральной нервной системы и работу сердца.
У творческого человека есть ряд особенностей:
- он отличается любознательностью, повышенным интересом к тому, что происходит в мире, желанием постоянно развиваться, узнавать что-то новое;
- когда в его жизни возникают проблемы и затруднения, он начинает прикидывать различные выходы и способы решения с разных ракурсов, а не пытается избегать стрессового состояния;
- такой человек занимается постоянным саморазвитием, самопознанием;
- он никогда не останавливается на полпути, а всегда доводит начатое до конца.
Сегодня пансионат для людей инвалидов в Москве и Московсковье и дома престарелых регулярно проводят занятия арт-терапией, поскольку она каждый раз доказывает свою эффективность. В некоторых случаях у пожилых людей открывается второе дыхание: появляется интерес к жизни, пропадает апатия, и изменения затрагивают их даже на физиологическом и физическом уровне.
Регулярные занятия ритмопластикой – залог качественного долголетия
Ритмическая гимнастика придумана в начале 20-го века композитором Жак-Далькорозом
Что такое ритмопластика?
Ритмопластическая гимнастика для пожилых – это разные виды ходьбы, многозадачные танцевальные и гимнастические движения, в том числе и с предметами, выполняемые под музыку, темпо-ритм и тональность которой подбирается в зависимости от функционального состояния пожилого человека, а также учитывая его тип высшей нервной деятельности, настроение и музыкальные предпочтения. Для групповых занятий ритмопластическими упражнениями с людьми преклонного возраста подбирается музыкальное сопровождение нейтрального характера и в спокойном темпе.
Инструкция методиста ЛФК рекомендует назначать ритмопластический комплекс упражнений для пожилых людей в следующих случаях:
- для восстановления функций на послебольничном этапе при болезнях суставах или после травм и переломов;
- для лечения неврозов;
- для снятия утомления;
- как одну из форм оздоровительно-поддерживающей физкультуры.
Групповые занятия ритмикой и танцами поддерживают коммуникационные навыки
Если пожилому человеку не по душе ритмическая гимнастика, специалисты советуют обратить внимание на такие виды физических тренировок:
Оздоровительные китайские гимнастики для пожилых. Это могут быть комплексы цигун или тай чи. Они идеально подходят для пенсионеров. Во-первых, упражнения выполняются в плавном темпе, требуют ритмичности, согласования с дыханием и подключения воображения. Во-вторых, для обучения, запоминания и собственно выполнения комплекса, требуется постоянная активность высшей нервной деятельности. В-третьих, количество таких комплексов достаточно большое. Закончив с одним, найти следующий, подходящий для пожилого возраста, не составит особого труда.
Динамическая йога для пожилых под музыку. Безусловно лучше заниматься в группе, а для самостоятельных занятий выбрать другой вид физкультуры, например, комплекс гимнастики Бубновского для пенсионеров и скандинавскую ходьбу с палками.
Бальные танцы
Сочетание сложно координированных движений, музыки и общения делают этот вид времяпровождения бесценным дополнением к другим видам арт терапии для пожилых людей.
Советуем обратить внимание на такую, набирающую популярность в нашей стране, подвижную уличную игру для пенсионеров как петанк. Это французское традиционное времяпровождение пожилых уже покорило пенсионеров на всех континентах, и не только пенсионеров
Складывается такое впечатление, что пройдёт совсем немного времени и петанк, как и кёрлинг, станет олимпийским видом спорта.
Нет с кем и чем играть? Это легко поправимо. Сегодня, с помощью интернета можно легко найти себе партнёров, живущих неподалёку, а также купить игровой инвентарь – набор из 6-ти металлических шаров. Кстати, их цена невысока, особенно если покупать в складчину. Правила игры легки, нагрузка при бросании шаров не высока, техника движений поддерживает координацию и глазомер. Играть можно где угодно.
И в заключение хотим отметить, для того, чтобы преодолеть состояние из известной поговорки «Старость – не радость» нужно воспользоваться первой частью другого высказывания – «Старый – что малый». Выйдя на пенсию смело впадайте в детство.
Начинайте заниматься теми видами творчества и физическими упражнениями, которыми занимаются малыши и подростки. Именно такая деятельность поможет продлить жизнь, телу быть бодрым, памяти – крепкой, а мыслям – светлыми.
Арт-терапия для пожилых: творчество как способ продления жизни
Не стоит думать, что после 60 лет начинается старость – творчество может стать отличным стимулом для нового витка жизни.
арт-терапия, люди преклонного возраста (60-75 лет), старые люди (75-90 лет), профилактика заболеваний
Ученые давно выяснили, что творческая активность дарит пожилым людям самое важное – жизненные силы и желание жить. Для человека, занимающегося любимым делом, не существует возраста
Увлечение интересным занятием помогает пожилым людям с пользой проводить время, не думать о плохом и – главное – сохранять на достойном уровне интеллектуальную и физическую форму. А потому специалисты сходятся во мнении, что творчество является одним из секретов долгой жизни.
Подводя итоги
Библиотерапия – это поддерживающий психотерапевтический метод, в ходе которого применяются лечебные эффекты от чтения. Цель состоит в определении внутренней проблемы человека.
Механизм библиотерапии – использование соответствующих произведений, упрощающих рассмотрение ситуации пациента с разных сторон, для оказания помощи в нахождении правильного решения, пути. Произведение должно соответствовать жизненной ситуации человека, персонаж в рассказе должен решать те же проблемы, что и он.
Особенно детям важно, чтобы герой книги соответствовал им по возрасту. Само собой разумеется, что истории должны заканчиваться позитивно, давать пациенту надежду, шанс, мотивацию
Посредством текста пациент должен обрести самопонимание, осознать, что он не одинок, что та же участь постигла многих других. Например, подходят автобиографические истории, авторы которых сами перенесли опасное для жизни испытание, снова вернувшись к жизни. Правильно подобранный текст может повысить уверенность пациента в себе, повлиять на эмоциональное состояние, развить личность.