Адаптируйся или вымри. О процессе приспособления к миру

Чем их заменить

Уход иностранных вендоров не остановил работу и компании
стали подстраиваться под новую реальность, заменяя определенные решения или делегируя
задачи по поддержке ИТ-инфраструктуры на аутсорс.

Например, именно аутсорсингом можно заменить обслуживание
оборудования HPE или же переходом на альтернативные решения, или миграцией в
облака. На отечественном рынке также достаточно аналогов (zVirt Orion Soft,
Скала Р, BASIS, HostVM) VMware.

Ефим Климов, «Эттон»: Как мы получили грант на разработку MES-системы
Поддержка ИТ-отрасли

Крупнейшим альтернативным решением SAP является «1С», а Oracle
заменяют популярной российской системой управления базами данных на базе
открытого ПО — Postgres Pro и т.д.

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

  1. На начальной индивид осваивает нормы и правила поведения в обществе, но при этом еще не принимает устоявшуюся систему ценностей и традиций. Это может быть обусловлено как недостаточным знакомством с порядками новой среды, так сознательным неприятием и отрицанием ее ценностной ориентации.
  2. Второй этап называют «этапом терпимости». В этот период индивид и среда признают равноценность друг друга.
  3. Третья стадия предваряет полное вхождение в новую среду. Начинается процесс приспособления, отражающийся во взаимных уступках. Это значит, что не только человек признает систему ценностей принимающего общества, но и сами участники социальной группы принимают его ценности и установки.
  4. На последней стадии наступает полная адаптация или ассимиляция к условиям и требованиям новой среды. Индивид осознанно меняет паттерны поведения и привычный образ жизни на новые установки, принятые в обществе.

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Роль в природе

Под термином «идиоадаптация» (с греческого переводится как «свой», «своеобразный») в биологии подразумеваются различные мелкие приспособления, как у животных, так и у растений к изменениям окружающей среды, позволяющие им занять самые разные места обитания в природе. Ярким примером идиоадаптации могут быть волки, которые благодаря ей, распространенны по широкому географическому ареалу, от тропиков до тундры. Именно идиоадаптация помогает разным видам волков приспособиться, как к тропической жаре, так и пронизывающему холоду арктической тундры. Наряду с таким явлением как ароморфоз идиоадаптация является одним из движущих механизмов эволюции биологических видов, только если ароморфоз представляет собой качественный скачок в развитии того или иного вида, то идиоадаптация – это сравнительно небольшое усовершенствование в рамках одного вида, приспособление его к таким-то или таким-то условиям.

Организационные навыки

Организационные навыки помогают тебе эффективно планировать и структурировать задачи. Ты можешь даже не подозревать о том, что у тебя есть такие способности, пока в твоей жизни не возникнет ситуация, в которой ты можешь их проявить. От того, насколько ты организован, зависит, насколько легко или, напротив, сложно тебе будет привыкнуть к изменениям окружающей среды.

Если у тебя есть организационные навыки, значит, ты умеешь экономить свое и чужое время, систематизировать рабочий процесс, структурировать информацию и повышать производительность. Кстати, эти навыки не являются врожденными, и при желании ты можешь прокачать их, тем самым повысив свои способности к адаптации.

Рекомендации для родителей, как облегчить расставание с малышом

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Приспособленность растений к опылению насекомыми

С целью привлечения насекомых у растений формируются цветки. Они обычно открывают их, лишь когда пролетают конкретно те виды насекомых, с которыми растение «взаимодействует». В дневное время воздух заполняется запахами липы, клевера и прочих растений, опыляемых пчёлами. 

Гвоздики и петунии опыляют ночные бабочки, в связи с чем интенсивное выделение пахучих веществ у них стартует с приходом сумерек. Адаптацией к опылению конкретным насекомым выступает и местонахождение частей околоцветника и их форма. Соцветие – приспособление цветковых, во много раз увеличивающее шансы опыления.

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Не забывайте о теле

Когда вы только осваиваетесь в новой стране, мир вокруг требует удвоенного внимания. В такое время внутренние сигналы организма часто игнорируются.

Да, в процессе эволюции мы отрастили себе префронтальную кору, ответственную за принятие решений, научились планировать жизнь и опираться на разум — но не только он знает, что для нас лучше в данный момент. Наши эмоции — это реакция лимбической системы на внешнюю среду, и зачастую именно эта древняя часть мозга лучше знает, что нам нужно в данную секунду. Поэтому в кризисные моменты нужно внимательно прислушиваться к своим ощущениям.

В эмиграции мы переживаем взвинченность и тревогу. Это организм подает сигнал: «Мне не безопасно, сделай что-нибудь!»

Вам нужно быть особенно внимательным к своему организму: спать по восемь часов, ложиться в один и тот же час и не быть голодным. Недавно я завела щенка. Переезд в новый дом тоже был для него кризисом: он боялся, избегал громких звуков и запахов, много спал и недоверчиво озирался по сторонам. Но прошло две недели, и он справился: ест всё, что видит, и радостно носится по дому с развевающимися ушами. У этого парня есть чему поучиться.

Когда пообвыкнитесь и отдохнете — вспомните, что если в этом мире и есть панацея от всех бед, то это физическая активность. Исследования показывают, что регулярные тренировки улучшают сон, повышают настроение, нормализуют аппетит, увеличивают энергичность и концентрацию. Если вы всё еще не нашли свой спорт, самое время это исправить. По рекомендациям ВОЗ, для укрепления сердечно-легочной системы, костно-мышечных тканей и снижения риска неинфекционных заболеваний, достаточно аэробных тренировок продолжительностью 150 минут в неделю, пока вы ищете свой вид спорта, заведите себе правило каждый день выходить на прогулку на 20–30 минут.

Объекты изменения в психологической адаптации

В случае выбора стратегия ориентирована на человека, Вопрос направлен на определение того, какие способности и / или навыки требуются для адаптироваться к нашей среде, какую функцию мы можем развивать и как мы должны относиться к ней с этого момента. Один из способов справиться с этой миссией с психологической точки зрения – через когнитивную перестройку, чтобы установить новый способ интерпретации вещей, чувств и действий (это включает воображение и творчество, чтобы предлагать изменения, модификацию системы моральных ценностей, замена неподходящих на более адаптивные, изменения поведения, привычки и привычки, которые более вредны для других, более уместны).

Если выбранная стратегия действовать на окружающую среду, Отношения человек-среда могут быть сгруппированы в три основных жизненных сценария: семья, социальная среда и работа, и изменения могут происходить в любой из трех областей. В зависимости от того, какая из них затронута, должна быть принята та или иная стратегия с учетом личных обстоятельств в каждой области. В этих сценариях некоторые примеры стратегий могут быть:

  • семья: изменение типа и способа установления отношений с родственниками (усиление или уменьшение связей в зависимости от ситуации).
  • социального: установление новых социальных отношений или изменение некоторых аспектов существующих.
  • труда: ищите активность и среду, способствующую самореализации, при этом сохраняя адекватную личную норму здоровья (сбалансированные личные и рабочие отношения).

Вы должны иметь в виду, что изменить окружающую среду чтобы он соответствовал нашим ожиданиям Это обычно сложно, потому что большинство составляющих его элементов находятся вне нашего контроля, поэтому Обычно более эффективно сосредоточиться на нашем собственном Я (Старая пословица гласит: “Человек не может изменить направление ветра, но он может изменить направление и направление свечи”).

В любом случае речь идет о построить новую реальность в повседневной жизни, принимая во внимание те возможности, которые у нас есть, и личные и экологические ограничения, которые нас затрагивают. Для этого целесообразно начать с поиска небольших возможностей, которые нам предоставляет окружающая среда, и которые, хотя и могут показаться неактуальными, могут служить опорными точками, на которые мы можем опираться, чтобы постепенно достичь более важных целей на пути адаптации

В этом аспекте надо обращать внимание на эмоции, которые являются двигателем действия, и это могут быть положительные эмоции (они облегчают изменение) или отрицательные эмоции (они препятствуют или мешают этому). Контроль негативных эмоций, возникающих в надвигающейся ситуации (страх, разочарование, грусть, гнев и т

Д.) И активация позитивных (иллюзия, надежда, мотивация, радость и т. Д.) Необходимы для достижения адаптации. Однако иногда стратегия, выбранная для создания новой реальности, предполагает принятие затрат (эмоциональных, экономических, материально-технических и т. Д.) И, кроме того, риск того, что это может привести к другой ситуации, также вызывающей беспокойство, поэтому мы должны оценить Если выгоды или преимущества, о которых можно сообщить, будут выше, чем связанные с этим расходы..

Все действия, предпринятые перед лицом изменений, создадут стандартное поведение, которое со временем сформирует шаблоны адаптации. Постепенно и по мере того, как эти адаптивные модели становятся привычной частью нашей повседневной жизни (то есть они выполняют свою функцию и адаптируют нас к новой ситуации) мы начнем видеть вещи более сбалансированным образом, что позволяет нам более гибкую реакцию вместо автоматической, уникальной и неизменной аффилированной реакции. Адаптационные паттерны придают определенную эмоциональную стабильность и психологическое равновесие, но они также имеют большой недостаток, потому что, если мы позволим им руководствоваться ими негибким и жестким образом, они ограничивают другие варианты действий, которые более соответствуют обстоятельствам момента..

Примеры адаптации человека к климатическим условиям

Все люди зависимы от климатических условий. В процессе жизни организм привыкает к определенной обстановке, поэтому даже в самых жарких или морозных странах население живет в обычном режиме. Несколько примеров, как адаптируются люди к резкому климату:

  • Народы, проживающие в странах с ярким солнцем и жарким климатом, – чернокожие или темнокожие. Жители холодного региона имеют светлую кожу;
  • Характерные одежды помогают защитить организм от сложных погодных условий. Многие из них становятся традиционными – национальный костюм жителей севера или наряды африканцев;
  • Расширенные ноздри у людей с темной кожей;
  • Азиатский разрез глаз.

В любом случае каждый человек проходит определенный адаптационный период, переезжая на время или на постоянное место жительства в другой регион. В зависимости от условий существуют разные способы адаптации:

  • В Арктике для защиты от холодов есть специальные комбинезоны из меха;
  • В умеренном климате люди строят дома из дерева, чтобы не ощущать холодных зим и жаркого лета;
  • В тропических регионах с песчаными бурями люди ходят в длинных накидках из легких тканей. Для строительства жилья кочевники используют козьи шкуры;
  • В районах с экваториальным климатом люди живут в хижинах, построенных из веток и листьев. Это защищает от палящего солнца. 

Но что же значит «уметь приспосабливаться»?

Уметь приспосабливаться вовсе не значит «пускать все на самотек». Эндрю Дж. Мартин из университета Нового Южного Уэльса выделил три составляющих процесса:

  • Изменение образа мыслей в ответ на перемены
  • Контроль над позитивными и негативными реакциями на перемены
  • Изменение поведения в ответ на перемены

Умение приспосабливаться начинается с рационального обдумывания и заканчивается осознанными действиями. Это так называемая «установка на развитие» — подход, при котором каждый может научиться приспосабливаться к изменениям с помощью рефлексии, творчества и постоянной практики.

Виды

Также в зависимости от непосредственных изменений строения тела животных и направлений их развития биологи выделяют такие виды идиоадаптации:

  • По строению тела. Эта идиоадаптация связана с трансформацией как отдельных частей тела (конечностей, клюва у птиц), так и всего организма.
  • По окраске. Такая идиоадаптация связана с изменениями окрасок живых существ под те или иные условия, например, зимняя и летняя окраска зайца, изменение цветов осьминогов и кальмаров. Часто встречается у насекомых.
  • По характеру передвижения. Представляет собой формирование у животных различных приспособлений, позволяющих передвигаться в той или иной окружающей среде, например, передние конечности моржей и тюленей были трансформированы в ласты для их удобства передвижения в воде.
  • По размножению. Оказывает влияние на тот или иной вид размножения живых существ.
  • По приспособленности к окружающей среде. Тут все понятно, в зависимости от условий конкретной окружающей среды у тех или иных животных формируются определенные идиоадаптации, такие как, например, знаменитый горб у верблюда, позволяющий хранить в его организме дополнительную влагу. Горб верблюда – результат идиоадаптации.

Далее мы детально рассмотрим разные примеры идиоадаптации у животных и растений.

Морфологические адаптации

Морфологические адаптации связаны с особенностями внешнего строения растений и животных: размеры и форма тела, характер окраски и др.

К основным морфологическим приспособлениям относят:

  • Преобразования тела. Это может быть сплющенность или обтекаемость формы, густая шерсть, наличие перепонок на лапах и т. д. Например, заострённая, обтекаемая форма тела дельфина позволяет ему в воде развивать скорость до 40 км/час.
  • Маскировка. Особая форма тела или окраска, позволяющая стать незаметным на фоне окружающей среды. Например, некоторые виды гусениц при виде опасности замирают и становятся неотличимы от маленькой веточки.
  • Расчленяющая или покровительственная окраска. Подобная окраска тела позволяет животному слиться со средой в изменяющейся ситуации. Например, полосатый рисунок зебры — это своего рода камуфляж, который помогает скрываться от хищников.
  • Предостерегающая окраска. Отличается ярким цветом, всевозможными яркими полосками, крапинами. Она необходима для отпугивания хищников или же в качестве предостережения о нападении. Такая окраска характерна для пчёл, змей.

Рис. 2. Стая дельфинов.

Относительный характер приспособленности

Признаки определяются конкретными условиями среды. Так, на суше рыба не способна к дыханию, так как не происходит поступление кислорода в жабры. Зелёный окрас насекомых служит спасением от птиц и животных лишь при их нахождении на зелёных частях растения. 

Слаборазвитые ноги и удлинённые крылья ласточки хотя и очень помогают ей при полёте, но будут существенным недостатком при передвижении птицы по земле.

Адаптации, защищающие от одного вида, не смогут спасти от иного. К примеру, панцирь степной черепахи спасает от множества хищников, но не защитит её от некоторых хищных птиц, которые сбрасывают животное с какой-либо высоты. Колючки ежа не смогут спасти его от хищников, если те бросят его в воду. Ядовитые змеи беззащитны перед мангустами.

Белую куропатку, которую сложно заметить на белом снегу, поможет выявить тень. Организмы с новыми признаками, действующими в конкретном промежутке времени, могут легко погибнуть, выйдя за диапазон. Продолжают жить лишь особи, приспособившиеся к изменённой среде при естественном отборе.

Что такое сложные природные условия: адаптация человека к климатическим условиям

Сложными называют погодные условия, которые имеют резкое отличие от стандартного климата. Рассмотрим несколько примеров:

  1. Южные страны с жарким климатом. Температура тела оказывается ниже, чем температура воздуха. Это условие сложно переносить непривыкшему организму. Теплоотдача осложняется, изменяется обмен веществ, сбивается дыхание, кровообращение. Человек становится апатичным, чувствует постоянную усталость. Чем выше влажность в воздухе, тем быстрее адаптируется организм. Самый длинный период приспособления непривыкший человек проходит, попадая в район тропического леса. Отсутствует ветер, высокий уровень влажности и жара могут спровоцировать тепловую судорогу, истощение, удар. Ускорить адаптацию помогает водный и солевой режим, подходящая одежда, охлаждение помещений.
  2. Горный климат. Природный тип климата характеризуется рядом особенностей. Низкое атмосферное давление и температура, интенсивная солнечная радиация, высокий уровень ионизации. Горный воздух наполнен кислородом. В организме повышается гемоглобин, кроветворная система раздражается, минутный объем сердечной мышцы увеличивается. Возникает гипервентиляция легких. Вероятно развитие высотной болезни. Пожилым людям максимально тяжело переносить сложные природные условия горного климата. Для адаптации понадобится не менее недели.
  3. Субарктический и арктический климат. Здесь может преобладать развитие светового голодания, магнитного возмущения, магнитных бурь. С медицинской точки зрения, эти природные условия являются максимально сложными. На полную акклиматизацию здорового организма может уйти не один год. 

Выводы о приспособленности организмов к среде обитания

Основные приспособительные способности существ к условиям среды обеспечивают выживание при их изменении, размножение. Любой организм исполняет определённые функции, крайне нужные для сохранения жизни на Земле, в связи с чем можно определить спектр деятельности существа как его работу. А в природе необходимы все типы работ, так что ценен любой организм.

С помощью изучения приспособлений не только распознаётся принадлежность существа к определённой группе, но определяется его местообитание и рацион питания. Жизнь вокруг намного легче понимать. А помимо этого, практически все приспособительные принципы можно в конкретном случае применять и в собственной жизни.

Подведение итогов

Изменение окружающей среды – это изменение нормального состояния экосистемы. Это может быть результатом естественных факторов или человеческой деятельности и способно сильно усложнить жизнь организмов, обитающих в экосистеме. Организмы часто реагируют на изменения окружающей среды с помощью адаптации или мутации, которые обеспечивают лучший способ выжить в новой среде. Это генетическое изменение передается будущим поколениям, пока не станет типичной характеристикой организма. Быстрое появление адаптаций называется эволюционным спасением.

Мне нравится1Не нравится

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий