Адаптация в современных науках
Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.
Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.
При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:
- Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
- Псевдоадаптация сочетает в себе внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
- Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
- Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.
Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.
Привыкание к чужому городу
Привыкание к новому месту проходит в несколько этапов:
- «Медовый месяц». Возникает чувство свободы, новые впечатления волнуют и пугают. Период длится 3 месяца.
- Переговоры. Ощущается тоска по дому, одиночество и неуверенность.
- Привыкание. Появляется чувство уверенности, ощущение «как дома». Начинается примерно через 6–12 месяцев после переезда.
Полная адаптация с ощущением уюта и спокойствия наступает обычно спустя год или дольше.
Когда город нравится и вызывает положительные эмоции, смена обстановки переносится легко. Если студент чувствует антипатию к новому месту пребывания, то нужно сконцентрироваться на главной цели и находить компромиссы. Только сосредоточившись на настоящем моменте, первокурсник может наслаждаться незнакомыми местами и событиями, замечать новые возможности. Переключиться с прошлого на настоящее помогает ведение дневника, спорт, йога, творчество.
Адаптация к новому месту требует времени, которое можно потратить на изучение ближайших окрестностей города. Полезно выяснить, как далеко от места проживания располагаются необходимые магазины, библиотека, а также измерить количество времени на дорогу к учебному заведению. Первокурснику рекомендуется как можно меньше сидеть взаперти. Прогулка, разговор с продавцом, посещение городских мероприятий в свободное от учебы время поможет принять и полюбить новый город.
Проблемы адаптации
Первый курс считается самым важным этапом, когда студент начинает осознавать себя с точки зрения учебы и будущей профессиональной деятельности. Меняются его стереотипы из-за формы занятий в ВУЗе, новой подачи материала, отсутствия навыков быстрого конспектирования. На первых порах учебу сопровождает беспокойство, сильная тоска по дому. Основные проблемы адаптации студента первого курса к жизни в незнакомом городе:
- недооценка вероятных опасностей чужого города, рассеянность первокурсника;
- сомнения в правильности выбранного профессионального направления;
- неготовность к повышенной учебной нагрузке;
- отсутствие навыка рационального распределения времени;
- неопытность и беспомощность в самостоятельном ведении хозяйства;
- финансовые трудности;
- подверженность влиянию ровесников и плохих привычек (курению, увлечению алкоголем).
Успешное прохождение первого курса обучения может стать толчком к развитию студента. Необходимые навыки, позволяющие студенту успешно обучаться и выживать в чужом городе:
- грамотное распределение времени и сил;
- навык самостоятельного проживания в незнакомой среде;
- умение изучать материал самостоятельно;
- готовность к выполнению требований преподавателей;
- навык самоконтроля;
- готовность к повышенному объему информации;
- движение к достижению поставленной цели;
- стремление к учебе независимо от трудностей.
Одной из сторон акклиматизации первокурсника в чужом городе является психологическая приспособляемость к существованию в обществе, с соблюдением личных и общих потребностей. Уровень адаптивности влияет на всю судьбу человека. Первокурсник вынужден акклиматизироваться не только к социуму незнакомого города, но и к ВУЗу, к общежитию.
Адаптация к ВУЗу
Первокурсник должен найти время для ознакомительного визита в учебное заведение. Нужно пройтись по этажам, ознакомиться с его планировкой, расположением нужных аудиторий, столовой, библиотеки. Этот шаг позволит также избежать опозданий на лекции.
Для повышения коммуникабельности важно запомнить имена преподавателей, старательно посещать все лекции, чтобы завоевать их расположение. Дружба со старшекурсниками и однокурсниками также будет прекрасным подспорьем в учебе на протяжении всех студенческих лет
К ним всегда можно обратиться за советом и помощью, а некоторые из них становятся настоящими друзьями на всю жизнь.
Ощущение полной свободы на первых порах адаптации приводит к легкомыслию, прогулам лекций. Ведь теперь никто не упрашивает студента учиться, не контролирует выполнение требований. Поэтому некоторые из них уже во втором семестре лишаются права получать стипендию из-за снижения успеваемости. А первая сессия почти всегда становится настоящим шоком. Для преодоления этого этапа первокурснику необходим самоконтроль, организованность, самостоятельность, ответственность.
На первом курсе рекомендуется приложить все усилия для создания отличной зачетки, ведь после этого она начнет работать на благо своего обладателя. Хорошие оценки ставятся по фактическим знаниям, присущим старательным ученикам. Наличие в зачетке положительных оценок вызывает благосклонность преподавателей. Именно в первый год обучения есть возможность расположить их к себе, и этот шанс упускать не стоит.
Факторы влияния на адаптацию
Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.
Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения. Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.
Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов. К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь. Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:
- Возрастание объема нагрузки;
- Сложность при усвоении новых дисциплин;
- Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
- Построение системы отношений с новыми преподавателями.
Педагогическое управление адаптацией.
Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:
- Изучить личностные особенности студентов первого курса;
- Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
- Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
- Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
- Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
- Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
- Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
- Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
- Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
- Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
- Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
- Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.
В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа. Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями. От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.
Денежный вопрос
Одной из наиболее сложных задач для первокурсника является правильное распределение довольно скромного бюджета. Особенно этот вопрос волнует учащихся на платной основе. Главным источником пополнения студенческого кошелька является небольшая стипендия, а также помощь родственников. Но жизнь то и дело подкидывает новые причины для растрат, поэтому денег вечно не хватает.
Экономия
Чтобы выжить студенту в чужом городе, нужно научиться контролировать расходы:
Серьезный анализ возможностей экономии помогает предотвратить бесполезную утечку финансов, а также научиться грамотно планировать свой бюджет.
Источники дохода
Минимизация расходов — не единственный способ выжить в чужом городе. Помимо экономии можно попытаться увеличить свой доход, зарабатывая деньги оказанием услуг: уборкой, доставкой, дизайном, редактированием фотографий, написанием и переводом текстов. Все эти вакансии можно найти в интернете на сайтах по оказанию услуг. Но стоит избегать предложений сетевого маркетинга, так как легко попасть на мошенников.
Учеба занимает лишь половину дня, что оставляет время для подработки вечером или по выходным дням. Студенту доступна работа промоутера, рекламного агента, мойщика, официанта, грузчика, работника супермаркета. Кошелек будет пополняться минимум на 7—10 тысяч каждый месяц. Но такая запись в трудовой книжке может показать будущему работодателю, что студент не учился толком по своей специальности.
Наилучшим вариантом является работа по специальности, запись о которой сделает резюме более привлекательным для работодателей. Но стоит быть готовым к низкой оплате при высоком уровне прилагаемых усилий. К тому же студенту первого курса трудно устроиться на такую работу
Важно осознавать, что совмещение учебы и работы без умения грамотно распределять свое время и силы может обернуться ухудшением показателей успеваемости
Стоит всеми силами избегать брать деньги в долг, ведь при минимальном доходе отдавать его очень тяжело. Студенту приходится занимать снова и снова, что приводит к долговой яме. Необходимо регулярно откладывать хоть небольшие деньги. Например, прогулка пешком вместо поездки в автобусе сбережет несколько рублей, укрепит здоровье. Во избежание соблазна потратить сбережения рекомендуется открыть вклад или завести сберегательную книжку.
Есть возможность увеличить объем стипендии, участвуя в программах университета. Нужно посещать открытые лекции, принимать участие в конференциях, научной работе. Достижения студента не только делают стипендию чуть больше, но также являются вкладом в его будущее.
Налаживание контакта с окружением
Чаще всего иногородний студент приезжает на учебу в крупный город из небольшого городка или населенного пункта. Ему приходится начинать все с нуля. Одна из наиболее существенных проблем в период адаптации — это социальная изоляция. Посреди огромной толпы людей крупного города первокурсник чувствует себя одиноким. Разговоры по телефону не заменяют близкого общения в полной мере.
Налаживание контакта с окружающими людьми — вот на что стоит обратить пристальное внимание
Важно построить правильные взаимоотношения в ВУЗе. Во многом процесс адаптации студента к новому окружению зависит от его характера
Если по натуре человек коммуникабельный и активный, то завести новые связи для него — не проблема. Он быстро сходится с людьми, легко начинает и поддерживает разговор, умеет расположить к себе. Такие люди быстро приобретают много знакомых, но им сложно завести глубокие дружеские связи
Во многом процесс адаптации студента к новому окружению зависит от его характера. Если по натуре человек коммуникабельный и активный, то завести новые связи для него — не проблема. Он быстро сходится с людьми, легко начинает и поддерживает разговор, умеет расположить к себе. Такие люди быстро приобретают много знакомых, но им сложно завести глубокие дружеские связи.
Замкнутые люди предпочитают одиночество, так как им всегда есть чем заняться. Они с трудом сходятся с другими людьми, но особо не страдают от этого. Ежедневное общение для них утомительно, поэтому они ограничиваются одним или двумя друзьями, с которыми контактируют от случая к случаю. Тяжелее всего отдельное проживание в чужом городе дается людям нерешительным, застенчивым. Они не умеют знакомиться, теряются в большой компании, но при этом остро нуждаются в друзьях и поддержке.
Студент всегда может обратиться за консультацией к социальному педагогу или психологу, работающему в учебном заведении. Часто тоска по дому заставляет студента пересмотреть семейные ценности. Происходит осознание своих ошибок по отношению к родственникам, что способствует его взрослению, изменению семейных взаимоотношений к лучшему.
На первых порах студенту некогда впадать в депрессию. Но вслед «периоду выживания», наполненному хлопотами по обустройству и новыми впечатлениями, приходит тоска по родителям, друзьям. Справиться с этим состоянием можно постоянной занятостью в учебе.
Чтобы адаптация первокурсника проходила наименее болезненно рекомендуется быть максимально вовлеченным в студенческую жизнь. Это означает участие в общественной жизни ВУЗа: конкурсах, творческих студиях, оздоровительных и научных мероприятиях, соревнованиях, тренингах личностного роста. Все это способствует успешной социализации студента в их новой социальной роли, далеко от родного дома.
Иногородним студентам приходится рассчитывать только на свои силы, быть предприимчивыми, дружными. Главное — не сломаться и верить в себя. Процесс акклиматизации первокурсника проходит намного быстрее и успешнее при старательной учебе, участии в общественной студенческой жизни, умении построить конструктивный диалог с окружающими людьми. Многообразие студенческой жизни предоставляет широкие возможности для самореализации. Нужно лишь занять активную жизненную позицию и суметь ими воспользоваться.